ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА
Оценка 4.9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
математика +1
Взрослым
26.03.2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА
Без определения предмета исследования немыслима никакая наука, ибо благодаря этому вырабатывается, пусть даже достаточно расплывчатое, представление о том, что же изучает данная наука. Определение предмета позволяет выяснить, что вообще в рамках конкретной научной дисциплины необходимо и желательно исследовать в рамках конкретной научной дисциплины. Такого рода определения предмета обладают той особенностью, что они в большинстве случаев носят очень общий характер, а кроме того, зависят от исторических процессов, меняющих характер общественных отношений; в них, следовательно, нет ничего статичного, установленного раз и навсегда, истинного на все времена. Часто именно смещения понятий позволяют проследить интересные процессы, происходящие в различных научных дисциплинах.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА.doc
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА Без   определения   предмета   исследования   немыслима   никакая   наука,   ибо благодаря   этому   вырабатывается,   пусть   даже   достаточно   расплывчатое, представление   о   том,   что   же   изучает   данная   наука.   Определение   предмета позволяет   выяснить,   что   вообще   в   рамках   конкретной   научной   дисциплины необходимо   и   желательно   исследовать   в   рамках   конкретной   научной дисциплины. Такого рода определения предмета обладают той особенностью, что   они   в   большинстве   случаев   носят   очень  общий  характер,   а   кроме   того, зависят   от   исторических   процессов,   меняющих   характер   общественных отношений; в них, следовательно, нет ничего статичного, установленного раз и навсегда, истинного на все времена. Часто именно смещения понятий позволяют проследить   интересные   процессы,   происходящие   в   различных   научных дисциплинах. Ярким примером этого является педагогика спорта, хотя мы чаще всего в своих рассуждениях вели речь именно о педагогике спорта, все же так было не всегда. Часто   упоминаемые   понятия   "теория   физической   культуры",   "теория физического воспитания", "гимнастическое воспитание", или "теория телесного воспитания", и т.д. заставляют обратить внимание на тот факт, что существовали и   существуют   другие   понятия,   отвечающие   в   широком   смысле   этого   слова аналогичной   задаче   —   попытке   выявить   и   обосновать   педагогические возможности таких (рассматриваемых в историческом контексте) явлений, как физические упражнения, гимнастика, игра и спорт. Для нас важно установить тот факт, что различным "ярлыкам" соответствуют и различные определения предмета ­ Это подтверждает наш тезис о том, что определения   предмета   не   являются   чем­то   вечным   и   вневременным.   Сравнив такие понятия, как "теория  физического воспитания" и "педагогика  спорта" и выявляющие их сущность определения предмета, мы вправе сделать вывод: по отношению   к   предмету   традиционной   теории   физического   воспитания современная педагогика спорта заняла весьма критическое отношение. Обобщим эти возражения. 1. Теория физического воспитания существенно сужает понимание спорта и игры, связывая их лишь с педагогическими установками, тем самым оставляя в тени такие важные параметры спорта, как, например, сферу досуга, не говоря уже   о   большом   спорте.   Спорт   интерпретировался   более   или   менее односторонне. 2. Кроме того, теория физического воспитания однозначно сводила понятие плотской природы человека к сфере антропологии. Общественное значение и проявление плотского (Leib­lichkeit) оставались вне поля зрения, в силу чего явно более   широкое,   учитывающее   общественные   факторы   понятие   "телесность" (Korperlichkeit) оставалось без внимания. 3.   Узость   кругозора   проявлялась   и   в   понимании   педагогики.   Вся   область педагогических   знаний   принципиально   ограничивалась   образованием   и воспитанием. Для этого весь общественный контекст воспитания и образования, то, что с середины 60­х годов обозначается понятием "социализация", выносился за   скобки.   С   таким   широко   распространенным   пониманием   педагогики   тесно связана и другая точка зрения, ограничивающая понятие "педагогика" практикой воспитания. 4.   Педагогика   —   это,   во­первых,   искусство   воспитания   как   практическая деятельность.   Во­вторых,   это   наука   о   воспитании,   то   есть   теория систематизирующая   данную   практику.   В   теории   физического   воспитания педагогика объяснялась почти исключительно как практика воспитания, в силу чего   вторая   сторона   педагогики   неизбежно   оставалась   в   тени.   Вопросы   о научном   статусе,   о   методических   особенностях   физического   воспитания игнорировались. Столь суженное понимание предмета нуждалось в уточнении и дополнении. Поэтому современная педагогика спорта может интерпретироваться как попытка преодоления ограниченного кругозора теории физического воспитания. На фоне сказанного определение предмета педагогики спорта, более широко интерпретирующее   круг   ее   интересов   и   задач,   чем   это   делает   теория физического   воспитания,   обретает  глубокий   смысл:  педагогика   спорта  —   это частная дисциплина науки о воспитании и науки о спорте, с помощью различных исследовательских   методов   изучающая   спортивную   и   игровую   двигательную активность в ее официальных и неофициальных формах. В   первую   очередь,   в   плане   образования,   воспитания,   социализации   и обучения. Это определение, являющееся всего лишь одним из нескольких возможных, с необходимостью   вытекает   из   всех   предыдущих   рассуждений   о взаимоотношениях   между   педагогикой   спорта,   общей   педагогикой   и   наукой   о спорте.   В   этой   формулировке   вновь   встречаются   уже   упоминавшиеся   ранее основные категории и понятия педагогики спорта. Для нашего вводного курса  дидактическую это   определение   предмета   педагогики   спорта   приобретает   руководящую функцию. Далее это определение будет уточняться и дополняться. И только в конце всего исследования мы выясним, что же представляет собой педагогика спорта в реальности, Тем не менее наше предварительное определение места и роли педагогики спорта   уже   выявило   некоторые   заслуживающие   внимания   ее   особенности, причем   исторический   обзор   и   попытка   научной   систематизации   привели   к выработке   пробной   формулировки   определения   предмета   этой   дисциплины. Однако совершенно незатронутым остался еще один крайне важный вопрос — вопрос о научном характере педагогики спорта. Чтобы направить читателя по верному   пути,   нужно   сделать   необходимый  минимум  замечаний   о   научной структуре педагогики спорта.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА