ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА
Оценка 4.9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
математика +1
Взрослым
26.03.2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА
Без определения предмета исследования немыслима никакая наука, ибо благодаря этому вырабатывается, пусть даже достаточно расплывчатое, представление о том, что же изучает данная наука. Определение предмета позволяет выяснить, что вообще в рамках конкретной научной дисциплины необходимо и желательно исследовать в рамках конкретной научной дисциплины. Такого рода определения предмета обладают той особенностью, что они в большинстве случаев носят очень общий характер, а кроме того, зависят от исторических процессов, меняющих характер общественных отношений; в них, следовательно, нет ничего статичного, установленного раз и навсегда, истинного на все времена. Часто именно смещения понятий позволяют проследить интересные процессы, происходящие в различных научных дисциплинах.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА.doc
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА Без   определения   предмета   исследования   немыслима   никакая   наука,   ибо благодаря   этому   вырабатывается,   пусть   даже   достаточно   расплывчатое, представление   о   том,   что   же   изучает   данная   наука.   Определение   предмета позволяет   выяснить,   что   вообще   в   рамках   конкретной   научной   дисциплины необходимо   и   желательно   исследовать   в   рамках   конкретной   научной дисциплины. Такого рода определения предмета обладают той особенностью, что   они   в   большинстве   случаев   носят   очень  общий  характер,   а   кроме   того, зависят   от   исторических   процессов,   меняющих   характер   общественных отношений; в них, следовательно, нет ничего статичного, установленного раз и навсегда, истинного на все времена. Часто именно смещения понятий позволяют проследить   интересные   процессы,   происходящие   в   различных   научных дисциплинах. Ярким примером этого является педагогика спорта, хотя мы чаще всего в своих рассуждениях вели речь именно о педагогике спорта, все же так было не всегда. Часто   упоминаемые   понятия   "теория   физической   культуры",   "теория физического воспитания", "гимнастическое воспитание", или "теория телесного воспитания", и т.д. заставляют обратить внимание на тот факт, что существовали и   существуют   другие   понятия,   отвечающие   в   широком   смысле   этого   слова аналогичной   задаче   —   попытке   выявить   и   обосновать   педагогические возможности таких (рассматриваемых в историческом контексте) явлений, как физические упражнения, гимнастика, игра и спорт. Для нас важно установить тот факт, что различным "ярлыкам" соответствуют и различные определения предмета ­ Это подтверждает наш тезис о том, что определения   предмета   не   являются   чем­то   вечным   и   вневременным.   Сравнив такие понятия, как "теория  физического воспитания" и "педагогика  спорта" и выявляющие их сущность определения предмета, мы вправе сделать вывод: по отношению   к   предмету   традиционной   теории   физического   воспитания современная педагогика спорта заняла весьма критическое отношение. Обобщим эти возражения. 1. Теория физического воспитания существенно сужает понимание спорта и игры, связывая их лишь с педагогическими установками, тем самым оставляя в тени такие важные параметры спорта, как, например, сферу досуга, не говоря уже   о   большом   спорте.   Спорт   интерпретировался   более   или   менее односторонне. 2. Кроме того, теория физического воспитания однозначно сводила понятие плотской природы человека к сфере антропологии. Общественное значение и проявление плотского (Leib­lichkeit) оставались вне поля зрения, в силу чего явно более   широкое,   учитывающее   общественные   факторы   понятие   "телесность" (Korperlichkeit) оставалось без внимания. 3.   Узость   кругозора   проявлялась   и   в   понимании   педагогики.   Вся   область педагогических   знаний   принципиально   ограничивалась   образованием   и воспитанием. Для этого весь общественный контекст воспитания и образования, то, что с середины 60­х годов обозначается понятием "социализация", выносился за   скобки.   С   таким   широко   распространенным   пониманием   педагогики   тесно связана и другая точка зрения, ограничивающая понятие "педагогика" практикой воспитания. 4.   Педагогика   —   это,   во­первых,   искусство   воспитания   как   практическая деятельность.   Во­вторых,   это   наука   о   воспитании,   то   есть   теория систематизирующая   данную   практику.   В   теории   физического   воспитания педагогика объяснялась почти исключительно как практика воспитания, в силу чего   вторая   сторона   педагогики   неизбежно   оставалась   в   тени.   Вопросы   о научном   статусе,   о   методических   особенностях   физического   воспитания игнорировались. Столь суженное понимание предмета нуждалось в уточнении и дополнении. Поэтому современная педагогика спорта может интерпретироваться как попытка преодоления ограниченного кругозора теории физического воспитания. На фоне сказанного определение предмета педагогики спорта, более широко интерпретирующее   круг   ее   интересов   и   задач,   чем   это   делает   теория физического   воспитания,   обретает  глубокий   смысл:  педагогика   спорта  —   это частная дисциплина науки о воспитании и науки о спорте, с помощью различных исследовательских   методов   изучающая   спортивную   и   игровую   двигательную активность в ее официальных и неофициальных формах. В   первую   очередь,   в   плане   образования,   воспитания,   социализации   и обучения. Это определение, являющееся всего лишь одним из нескольких возможных, с необходимостью   вытекает   из   всех   предыдущих   рассуждений   о взаимоотношениях   между   педагогикой   спорта,   общей   педагогикой   и   наукой   о спорте.   В   этой   формулировке   вновь   встречаются   уже   упоминавшиеся   ранее основные категории и понятия педагогики спорта. Для нашего вводного курса  дидактическую это   определение   предмета   педагогики   спорта   приобретает   руководящую функцию. Далее это определение будет уточняться и дополняться. И только в конце всего исследования мы выясним, что же представляет собой педагогика спорта в реальности, Тем не менее наше предварительное определение места и роли педагогики спорта   уже   выявило   некоторые   заслуживающие   внимания   ее   особенности, причем   исторический   обзор   и   попытка   научной   систематизации   привели   к выработке   пробной   формулировки   определения   предмета   этой   дисциплины. Однако совершенно незатронутым остался еще один крайне важный вопрос — вопрос о научном характере педагогики спорта. Чтобы направить читателя по верному   пути,   нужно   сделать   необходимый  минимум  замечаний   о   научной структуре педагогики спорта.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018