Без определения предмета исследования немыслима никакая наука, ибо благодаря этому вырабатывается, пусть даже достаточно расплывчатое, представление о том, что же изучает данная наука. Определение предмета позволяет выяснить, что вообще в рамках конкретной научной дисциплины необходимо и желательно исследовать в рамках конкретной научной дисциплины. Такого рода определения предмета обладают той особенностью, что они в большинстве случаев носят очень общий характер, а кроме того, зависят от исторических процессов, меняющих характер общественных отношений; в них, следовательно, нет ничего статичного, установленного раз и навсегда, истинного на все времена. Часто именно смещения понятий позволяют проследить интересные процессы, происходящие в различных научных дисциплинах.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА.doc
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА
Без определения предмета исследования немыслима никакая наука, ибо
благодаря этому вырабатывается, пусть даже достаточно расплывчатое,
представление о том, что же изучает данная наука. Определение предмета
позволяет выяснить, что вообще в рамках конкретной научной дисциплины
необходимо и желательно исследовать в рамках конкретной научной
дисциплины. Такого рода определения предмета обладают той особенностью,
что они в большинстве случаев носят очень общий характер, а кроме того,
зависят от исторических процессов, меняющих характер общественных
отношений; в них, следовательно, нет ничего статичного, установленного раз и
навсегда, истинного на все времена. Часто именно смещения понятий позволяют
проследить интересные процессы, происходящие в различных научных
дисциплинах.
Ярким примером этого является педагогика спорта, хотя мы чаще всего в своих
рассуждениях вели речь именно о педагогике спорта, все же так было не всегда.
Часто упоминаемые понятия "теория физической культуры", "теория
физического воспитания", "гимнастическое воспитание", или "теория телесного
воспитания", и т.д. заставляют обратить внимание на тот факт, что существовали
и существуют другие понятия, отвечающие в широком смысле этого слова
аналогичной задаче — попытке выявить и обосновать педагогические
возможности таких (рассматриваемых в историческом контексте) явлений, как
физические упражнения, гимнастика, игра и спорт.
Для нас важно установить тот факт, что различным "ярлыкам" соответствуют
и различные определения предмета Это подтверждает наш тезис о том, что
определения предмета не являются чемто вечным и вневременным. Сравнив
такие понятия, как "теория физического воспитания" и "педагогика спорта" и
выявляющие их сущность определения предмета, мы вправе сделать вывод: по
отношению к предмету традиционной теории физического воспитания
современная педагогика спорта заняла весьма критическое отношение. Обобщим
эти возражения.
1. Теория физического воспитания существенно сужает понимание спорта и
игры, связывая их лишь с педагогическими установками, тем самым оставляя в
тени такие важные параметры спорта, как, например, сферу досуга, не говоря
уже о большом спорте. Спорт интерпретировался более или менее
односторонне.
2. Кроме того, теория физического воспитания однозначно сводила понятие
плотской природы человека к сфере антропологии. Общественное значение и
проявление плотского (Leiblichkeit) оставались вне поля зрения, в силу чего явно
более широкое, учитывающее общественные факторы понятие "телесность"
(Korperlichkeit) оставалось без внимания.
3. Узость кругозора проявлялась и в понимании педагогики. Вся область
педагогических знаний принципиально ограничивалась образованием и
воспитанием. Для этого весь общественный контекст воспитания и образования,
то, что с середины 60х годов обозначается понятием "социализация", выносился
за скобки. С таким широко распространенным пониманием педагогики тесно
связана и другая точка зрения, ограничивающая понятие "педагогика" практикой
воспитания.
4. Педагогика — это, вопервых, искусство воспитания как практическая деятельность. Вовторых, это наука о воспитании, то есть теория
систематизирующая данную практику. В теории физического воспитания
педагогика объяснялась почти исключительно как практика воспитания, в силу
чего вторая сторона педагогики неизбежно оставалась в тени. Вопросы о
научном статусе, о методических особенностях физического воспитания
игнорировались.
Столь суженное понимание предмета нуждалось в уточнении и дополнении.
Поэтому современная педагогика спорта может интерпретироваться как попытка
преодоления ограниченного кругозора теории физического воспитания.
На фоне сказанного определение предмета педагогики спорта, более широко
интерпретирующее круг ее интересов и задач, чем это делает теория
физического воспитания, обретает глубокий смысл: педагогика спорта — это
частная дисциплина науки о воспитании и науки о спорте, с помощью различных
исследовательских методов изучающая спортивную и игровую двигательную
активность в ее официальных и неофициальных формах.
В первую очередь, в плане образования, воспитания, социализации и
обучения.
Это определение, являющееся всего лишь одним из нескольких возможных, с
необходимостью вытекает из всех предыдущих рассуждений о
взаимоотношениях между педагогикой спорта, общей педагогикой и наукой о
спорте. В этой формулировке вновь встречаются уже упоминавшиеся ранее
основные категории и понятия педагогики спорта. Для нашего вводного курса
дидактическую
это определение предмета педагогики спорта приобретает
руководящую функцию. Далее это определение будет уточняться и дополняться.
И только в конце всего исследования мы выясним, что же представляет собой
педагогика спорта в реальности,
Тем не менее наше предварительное определение места и роли педагогики
спорта уже выявило некоторые заслуживающие внимания ее особенности,
причем исторический обзор и попытка научной систематизации привели к
выработке пробной формулировки определения предмета этой дисциплины.
Однако совершенно незатронутым остался еще один крайне важный вопрос —
вопрос о научном характере педагогики спорта. Чтобы направить читателя по
верному пути, нужно сделать необходимый минимум замечаний о научной
структуре педагогики спорта.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ СПОРТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.