Ошибочная спортивная ориентация детей и подростков приводит к большим потерям, травмирует психику ребят, не позволяет повысить качество спортивной подготовки большой массы юных легкоатлетов. Повышенные требования, который предъявляются сейчас к спортивной подготовленности занимающихся, вызывает необходимость вооружить тренеров знаниями о современных, объективных критериях отбора талантливых легкоатлетов и показателей перспективного прогнозирования, специфических для того или иного вида легкой атлетики.
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ГРУППАХ
НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1 Факторы, определяющие тренировку в период становления спортсмена 5
1.2 Основные закономерности развития детей 813 лет 5
1.3 Общее положение этапа начальной подготовки в многолетней подготовке
легкоатлета 8
1.4 Методика организации отбора и спортивной ориентации на этапе начальной
подготовки 11
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Задачи исследования 21
2.2 Методы Исследования 21
2.3 Организация исследования 21
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
3.1. Методы, применяемые при наборе в группы начальной подготовки 23
3.2 Методы, применяемые на этапе и по окончании начальной подготовки 27
3.3 Методы, определяющие направленность на ту или иную специализацию 30
3.3.1 Спринт 343.3.2 Метания 34
3.3.3 Выносливость 35
3.3.4 Прыжки 36
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 403
Введение
Актуальность
Высокий уровень мировых достижений по легкой атлетике и связанная с
этим интенсификация тренировочного процесса, снижение возраста чемпионов и
рекордсменов привели к созданию и организации специальных прогрессивных
форм работы с юными спортсменами в ДЮСШ, СДЮШОР, ШИСП и ШВСМ.
Важная роль в подготовке спортивной смены принадлежит системе отбора
перспективных и талантливых юных спортсменов. Практика легкоатлетического
спорта показывает, что недостаточная эффективность работы учебно
спортивных подразделений, в большинстве случаев, является следствием
неудачного подбора занимающихся, т.е. неправильной ориентацией и выбора
вида легкой атлетике для специализации. В результате в спортивных школах
происходит большой по количеству и длительный по времени отсев учащихся,
вызванный отсутствием роста их индивидуальных показателей.
Ошибочная спортивная ориентация детей и подростков приводит к
большим потерям, травмирует психику ребят, не позволяет повысить качество
спортивной подготовки большой массы юных легкоатлетов. Повышенные
требования, который предъявляются сейчас к спортивной подготовленности
занимающихся, вызывает необходимость вооружить тренеров знаниями о
современных, объективных критериях отбора талантливых легкоатлетов и
показателей перспективного прогнозирования, специфических для того или
иного вида легкой атлетики.
Развитие легкой атлетики требует все новых и новых средств и методов,
касающихся проблемы отбора.4
В данной работе была предпринята попытка исследовать критерии,
используемые тренерами ДЮСШ при отборе.
Гипотеза
Мы предполагаем, что выбранные критерии отбора помогут выявить
склонность детей и подростков к определенно специализации.
Цель
Целью нашего исследования является выявление критерев спортивной
ориентации и отбора легкоатлетов на начальном этапе многолетней
подготовки.
Объект исследования
Процесс спортивной ориентации и отбора юных легкоатлетов
Предмет исследования
Критерии спортивного отбора на начальном этапе подготовки
легкоатлетов.
Научная новизна
Полученные результаты исследования дополняют теорию и методику
спортивного отбора и ориентации
Практическая значимость
Рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть
использованы тренерами по рациональному отбору юных легкоатлетов в
группах начальной подготовки.5
Глава I
Анализ литературных источников.
1.1Факторы, определяющие тренировку в период становления спортсмена
Особенности цели, задач и содержания тренировки в период становления
спортсмена зависят главным образом от следующих трех факторов:
1) Специфические возрастные особенности детей и подростков.
Закономерности роста спортивных результатов находятся в определенной
мере в зависимости от биологического развития человека. Эта биологическая
на
детерминация сказывается на приспособительных возможностях,
возможности воспринимать и переносить нагрузку, на способности к
двигательному обучению, а так же на психическом развитии детей и подростков.
2) Исходный уровень развития психических и физических особенностей
спортсмена и намечающиеся тенденции в тренировке к высоким
достижениям.
3) Специфические особенности видов спорта.
Степень влияния, обусловленных специфическими особенностями видов
спорта, выявляется в типичных отличительных признаках построения
тренировки в каждом виде и зависит от длительности тренировки в том или
ином из них.(32)
1.2Основные закономерности развития детей 813 лет6
Биологическое развитие, как указывает ряд авторов (8,16,33,34), подчиненно
основной закономерности, согласно которой процессы развития(катаболические
процессы) и процессы созидательные (анаболические процессы) находятся в
тесной взаимосвязи и в каждом возрасте выражаются поиному. Физическое и
психическое развитие происходит непрерывно, но неравномерно. Этот факт
придает определенным возрастам особые характеристики. Отдельные
морфологические, функциональные и психические аспекты созревания
развиваются в особом темпе и достигают своей зрелости в разное время. На
развитие и созревание влияют, наряду с наследственными, и многие внешние
факторы, среди которых особенно важны условия жизненной среды, рабочие и
эмоциональные нагрузки. Система ранних спортивных тренировок должна с
особым вниманием считаться с этим фактом и принимать его как один из
основных компонентов.
Согласования развития внутренних органов и их функциональных качеств
морфологическим развитием будет большой в периоды медленного, чем в
период бурного роста и полового созревания.(8,16,34)
Почти все функции приспособлены к размерам тела, т.е. к
морфологическому строению и структуре тела. Так, мышечная сила
соответствует крепости костей, суставов и сухожилий и приспособлена к
потребностям движений, которые соответствуют данному возрасту. Подобное
наблюдается и у других функций.(8,33)
Возраст детей 812 лет характеризуется замедлением в росте, но
возрастанием веса тела.
На 8 году жизни ребенка строение трубчатых костей все более начинает
быть похожим на их строение у взрослых. Рост грудной клетки начинается в 11
12 лет, вследствие чего грудная клетка приобретает морфологические и
функциональные особенности похожие на те, что у взрослых.(16,30)7
Строение коры головного мозга мало отличается, по сравнению, со
взрослыми уже начиная с 9 года жизни.
В возрасте 810 лет интенсифицируется развитие мышц. Постоянно
возрастает двигательная сила, быстрота сокращений и способность мышц к
долговременному напряжению. На 8 году жизни вес мускулатуры уже достигает
27% веса всего тела. Относительная сила превышает относительную силу
взрослых, чем и объясняется достижение высоких результатов в некоторых
видах спорта.
Сердце все еще отстает от роста всей массы тела, и это несоответствие
является наиболее выраженным в 10 летнем возрасте. ЧСС замедляется(на 12
году – 82 уд/мин), а деятельность сердца становится более ритмичной.
Отставание роста сети кровеносных сосудов, по сравнению с ростом сердца,
иногда вызывает предрасположение к повышенному кровяному давлению. При
максимальных физических напряжениях ЧСС повышается до 180200 уд/мин и
таким образом обеспечивает ткани кислородом.
Уменьшается частота и увеличивается глубина дыхания. Высокая
эластичность связок грудной клетки приспосабливает функцию дыхания к
различным ее положениям(8,16,23,30,33,34,35)
Основной обмен веществ уменьшается, но все еще значительно
превышает(в 1,5 раза) показател взрослых. При стандартной работ
энергетические затраты на единицу веса, больше чем у взрослых. Поэтому
наблюдается и большие потери теплоты тела.(8,34)
Активное внимание может удерживаться в течении примерно 20 минут, а в
возрасте 1113 лет примерно 30 минут. Вегетативные процессы становятся более
стабильными, но экономичность реакции все ще весьма мало, так же как
раздражимость нервных центров высока, а торможение низко.(34)8
Из этого следует, что имеются все условия для вовлечения занятиями
легкой атлетикой младшего школьного возраста , причем нужно учитывать
следующее:
В спортивнопедагогической практике нужно ориентироваться на
показатели биологического, а не календарного возраста;
Несмотря на весьма высокую относительную силу, абсолютная сила
детей младшего школьного возраста все еще мала, поэтому условия для
занятий должны быть приспособлены к возрастным характеристикам;
Энергетические затраты и при стандартной работе и при тренировочных
нагрузках, и при восстановлении все еще большие;
Высокие тренировочные нагрузки могут замедлить, а в худшем случае и
остановить процесс спортивного роста детей;
Сердечнососудистая система еще функционально не зрелая, и при
передозировки нагрузок существует угроза нефизиологических и
вредных реакций;
Необходимость в отдыхе высока и при стандартной работе, а при
увеличении усилий она прогрессивно возрастает;
В период интенсивного роста прогноз окончательных физических
особенностей и качеств ненадежен;
Морфологическая несоразмерность и сопровождающая их
функциональная моторная недостаточность в фазе интенсивной работы
требует соответствующего приспособления методики тренировок;
Характеристики развития в этом возрастном периоде отмечены такой
неравномерностью и такими отклонениями от среднего уровня и норм,
9
что специальный подход одновременно является и индивидуальным
походом ко всем аспектам работы с учениками младшего возраста.(34)
1.3 Общее положение этапа начальной
подготовки в многолетней
подготовке легкоатлета.
По мнению Травина Ю.Г. и Суслова Ф.П. отбор и спортивная ориентация
юных легкоатлетов представляют собой сложный и длительный процесс,
который может разделить на 4 этапа:
1) Набор для занятий в группы начальной подготовки ДЮСШ;
2) Отбор занимающихся в учебнотренировочные группы: спринтерского,
барьерного бега, бега на выносливость, ходьбы, прыжков, метаний и
многоборий.
3) Отбор для углубленной специализации в избранном виде легкой
атлетики;
4) Отбор в сборные команды
В спортивной практике были выявлены следующие критерии отбора,
используемые во всех видах легкой атлетики:
Морфофункциональные показатели(антропометрические признаки,
биологический возраст);
Уровень физических качеств(силы, быстроты, выносливость,
ловкости, гибкости)10
Координационные способности и способность к обучаемости
сложным упражнениям;
Уровень моральноволевых качеств;
состояние ведущих
функциональных систем
Генетические факторы(4)
Филин В.П.(31) считает, что для успешного осуществления многолетней
тренировки юных спортсменов на каждом этапе необходимо учитывать
следующие показатели:
1) Оптимальный возраст для достижения наивысших результатов в
избранном виде спорта;
2) Преимущественную направленность тренировки на данном этапе;
3) Уровни физической, технической, тактической подготовленности,
которых должны достигнуть спортсмены;
4) Комплексы эффективных средств, методы организационных форм
спортивной подготовки;
5) Допустимые тренировочные, соревновательные нагрузки;
6) Контрольные нормативы.
Травин Ю.Г., Суслов Ф.П. считают что для того чтобы успешно готовить
легкоатлетические резервы необходимо в первую очередь организовывать
планомерный многолетний учебнотренировочный и воспитательный процесс
детей и юношей 919 лет, основанный на учете закономерностей роста молодого
организма, развития физических качеств. Авторы выделяют следующие
возрастные периоды, наиболее эффективные по темпам прироста физических
качеств:
1) Для развития выносливости:
11
Аэробной – с 10 д 12 лет и с 17 до 18 лет
Специальной(спринтерской) – с14 до 16 лет
Анаэробной – с 15 до 19 лет
2) Для развития быстроты:
Показатель темпа движений – с 9 до 12 лет и с 14 до 16 лет
Скорость одиночного движения – с9 до 13 лет
Двигательной реакции – с 9 до 12 лет
3) Для развития скоростносиловых качеств – с 9 до 10 лет и с 14 до 17
лет
4) Для развития силы – с 14 до 17 лет
5) Для развития гибкости с 7 до 10 лет и с 13 до 14 лет
6) Для развития ловкости – с 7 до 10 лет и с 16 до 17 лет
Такая динамика является залогом создания специального фундамента
обеспечивающего достижение высоких
физической подготовленности,
результатов.(4)
Филин В.П. отмечает, что необходимо осуществлять на всех этапах
многолетней тренировки преимущественное развитие отдельных качеств в
возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого, что позволит свести к
минимуму задержки в развитии того или иного физического качества.
Задачи этапа начальной подготовки. Ряд авторов выделяют следующие
задачи:12
Укрепление здоровья;
Разносторонняя физическая подготовка;
Овладение основными двигательными навыками
Воспитание морально волевых качеств ;
Отобрать возможно большее количество детей с подходящими
конституционными, функциональными и двигательными данными
для спортивного совершенствования.
1.4 Методика организации отбора и спортивной ориентации на этапе
начальной подготовки.
Этап начальной подготовки юных легкоатлетов начинается в 910 и
заканчивается в 1112 лет. Этот период двигательного развития детей
характеризуется ростом результатов, при выполнении физических упражнений,
требующих обучения и комплексного проявления физических качеств.
На этом этапе к занятиям привлекается большое число кандидатов с
общей двигательной одаренностью, с медицинским заключением о состоянии
здоровья, полученным при освидетельствовании врачом .
Спортивнопедагогическая практика показывает, что очень трудно уже на
первом этапе выявить идеальный тип детей, оптимально сочетающих в себе
морфологические, функциональное и психические качества, необходимые для
специализации в данном виде легкой атлетики. Существенные индивидуальные
различия в биологическом развитии начинающих спортсменов значительно
затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе следует
принимать как ориентировочные.(23)
13
Физическое развитие кандидатов оценивается по внешним признакам:
рост, вес, пропорции тела, осанка, формы позвоночного столба и грудной
клетки, строение таза и ног, размер стопы.(25)
Сирис П.З. для оценки физических качеств, которыми следует
руководствоваться при отборе новичков, предлагает следующие контрольные
упражнения для детей 910 лет:
Частота движений, шаг/сек;
Бег на 20м с ходу, сек;
Бег на 60м с высокого старта, ек;
Прыжок в длину с места, см;
Прыжок вверх с места, см;
Бросок мяча(1кг двумя руками изза головы вперед), м;
Отжимания, раз;
Бег на 300м, сек;
Бег на 500м, сек;
Вис на перекладине, сек;
Динамометрия, кг;
Наклон вперед, см;
Волков В.М., Спирин В.П. отмечают, что проведение отбора в период
набора в группы начальной подготовки, а также после одного года занятий не
дает необходимого эффекта. Только после 1,52 лет разносторонней начальной
подготовки начинает повышаться эффективность отбора.
14
Методы «отбракования» детей могут дать и нежелательные последствия,
поэтому при начальной отборе нужно вести поиск не талантливых для
отдельного вида спорта, а поиск и отбор вообще моторно одаренных детей.(35)
По мнению ряда авторов (4,6,11,13,23,30) основными средствами
подготовки на данном этапе является легкоатлетические упражнения и
упражнения из других видов спорта, спортивные игры, гимнастика, акробатика
теоретическая подготовка.
В группах начальной подготовки необходимо проводить упражнения для
гимнастические и
Спортивные игры,
повышения эмоциональности.
акробатические упражнения должны занимать до 40% общего объема
тренировки по времени. Эти упражнения параллельно решают и задачи ОФП.
Объем средств общей физической подготовки и обучения техники должен
составлять также 40%. Остальные 20% специальной физической подготовке,
участию в соревнованиях, контрольным упражнениям и тренировке. На первом
году в группах начальной подготовки рекомендуется заниматься 3 раза в
неделю по 90 мин, на втором 4 раза по 90100 минут. В этом возрасте уже
необходимо приучать детей к выполнению комплекса утренней зарядки .(23)
С точки зрения Травина Ю.Г., Суслова Ф.П. в младшем школьном возрасте
дета обладают способностью овладевать техникой сложных движений. Они
хорошо воспринимают новые упражнения, однако чаще всего выделяют
наиболее запоминающиеся детали. Новые условные связи образуются у них
быстро, но труднее дифференцируются. Поэтому при обучении технике
легкоатлетических видов предпочтительнее использовать целостный метод
обучения в беге, ходьбе, прыжках, метаниях.
Большинство авторов (3,4,6,11,13,23,30,34) считают, что на этапе
необходимо развивать следующие физические качества: у детей до 911 лет
имеются большие благоприятные возможности для воспитания скорости,15
особенно частоты движений и темпа бега, чем у детей 1213 лет. Наиболее
эффективным средствами развития быстроты в группах начальной подготовки
будут подвижные и спортивные игры, быстрый бег на контролируемых
скоростях, эстафеты, прыжки, метание камней или легких предметов.
На этапе важное значение имеет развитие силы и скоростносиловых
качеств. В 911 лет можно с помощью общеразвивающих упражнений
совершенствовать силовые качества детей. Упражнения, воспитывающие силу,
должны выполняться с минимальными напряжениями, исключающими
натуживание, а так же максимальные мышечные напряжения. Для развития силы
рекомендуется акробатические упражнения, упражнения с отягощением
небольшого веса(от 1/3 до ½ своего собственного веса). Особое значение для
всех видов легкой атлетики приобретает повышение мышечной силы трех
ведущих групп: стопы, живота и спины. Для развития скоростносиловых
качеств должны использоваться прыжки и прыжковые упражнения, метание
набивных мячей.
В группах начальной подготовки важное значение приобретает развитие
ловкости движений овладение новыми способами выполнения упражнений
повышает способность координировать движения, т.е. развивает ловкость. Для
этого используют упражнения в необычных условиях с измененным исходным
положением, смену способов выполнения.
Параллельно с развитием ловкости у детей необходимо развивать
гибкость. Для воспитания гибкости следует использовать в первую очередь
барьерный бег, добиваться выполнения большинства специальных и основных
упражнений с большой амплитудой, в занятиях, особенно в подготовительную
часть.
Особое значение на этапе начальной подготовки приобретает развитие
выносливости. Именно в упражнениях на выносливость юные спортсмены16
сталкиваются с преодолением больших физических и психических нагрузок.
Упражнения на выносливость повышают физическую работоспособность
легкоатлетов, что в дальнейшем помогает им выполнять значительные объемы
тренировочных нагрузок в беге, прыжках, метаниях, ходьбе и многоборье.
Аэробный режим у детей 911 лет может быть определен по данным ЧСС
в период продолжительного бега: у мальчиков до 170175 у девочек до 175180
уд/мин.
Для развития общей выносливости на этапе начальной подготовки
используются длительные кроссы на местности, спортивные игры, лыжи,
длительные
плавание,
возможности(специальная
туристические
выносливость)
прогулки.
развивается
Анаэробные
посредством
соревновательных упражнений, серийного выполнения прыжковых, бросковых и
других скоростносиловых упражнений.
Большой ошибкой многих тренеров является увлечение в подготовке
тренировочными средствами, развивающими анаэробные возможности, так как
это приводит
почти
организма(3,4,6,11,13,23,30,34)
всегда
к форсированию развития
Травин Ю.Г., Суслов Ф.П. отмечают, что в процессе занятий тренер обязан
систематически проводит тестирование и контрольные упражнения, которые на
этапе начальной подготовки достаточно разнообразны. Динамика тестовых
показателей будет являться одним из критериев отбора спортсменов для
занятий отдельными видами легкой атлетики. Тестирование следует проводить
24 раза в год.
Волков В.М., Филин В.П. считают, что тесты должны отвечать
определенным требованиям. Важным качество теста является валидность т.е.
соответствие теста
возможности выявления уровня развития данного17
физического качества. Другим важным критерием теста является надежность,
которая предполагает высокую стабильность показателей т.е.
их
воспроизводимость при повторном тестировании. Тест также должен быть
относительно простым, доступным для занимающихся. Тестирование не должно
превращаться в изнурительное испытание, требующее огромного напряжения
сил. В этом случае информативность теста снижается.
В настоящее время в литературе очень мало авторов, которые предлагают
использовать конкретные тесты на этапе начальной подоготовки.
Так Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливадо Е.И., Травин Ю.Г. предлагают
использовать на этапе начальной подготовки следующие контрольные
упражнения:
Бег на 60м;
Бег на 800м;
Тройной прыжок с места;
Метание ядра двумя руками назад;
Метание хоккейного мяча.
Выборочно могут применяться и другие контрольные упражнения.
В 1112 лет заканчивается этап начальной подготовки, и главной задачей
тренера и преподавателя является определение будущей специализации
легкоатлетов для занятий спринтерским или барьерным бегом, бегом на
выносливость, спортивной ходьбой, прыжками, прыжками с шестом, метаниями,
многоборьями.
Ряд авторов (4,7,17,25) для определения способностей в спринте
предлагают использовать следующие тесты:
18
Бег на 60м с высокого старта;
Бег на 30м с ходу
Прыжок в длину с места;
Тройной прыжок с места;
Бег на 300м.
По мнения Алабина В.Г. Максименко Г.Н. кроме вышеупомянутых тестов
необходимо использовать:
Выпрыгивание вверх с места;
Динамометрия.
Другие авторы (26) предлагают применять также следующие контрольные
упражнения:
Бег на 100м;
Бросок набивного мяча двумя руками изза головы вперед(1кг);
Быстрота реакции на звук и свет;
Для занятий спринтером следует привлекать детей в возрасте 1011 лет
среднего или выше среднего роста с пропорционально развитой фигурой. Из
трех антропометрических факторов – рост, вес, весоростовой индекс – только
последний коррелирует со спортивным результатом(25).
Потенциальные возможности будущего спринтера в меньшей степени
зависят от исходного уровня физических качеств и в большой – от темпов
прироста развития этих качеств(11).
Для определения способностей детей в видах выносливость некоторые
19
авторы предлагают следующие тесты:
Бега на 60м с высокого старта;
Бег на 300м:
Бег на 600м или 800м;
Тройной прыжок с места;(4,10,11,17,25,26)
Сирис П.З., кроме этих упражнений предлагает использовать и другие
показатели:
ЖЕЛ;
Задержка дыхания;
Травин Ю.Г. с соавтором(26) считают, что наиболее информативными
тестами и показателями будут:
Бег на 2000м;
Десятерной прыжок;
Показатели МПК;
«критическая скорость» бега и ее удержание в естественных
условиях
Максименко Г.Н. приводит данные исследования, проведенного П.З.
Сирисом и Б.Н. Шустиным в течении пяти лет. Было установлено, чо
прогнозировать успешность совершенствование в беге на средние дистанции
можно лишь на основе хороших результатов в тестах на общую и специальную
выносливость. В то же время исследование показало, что антропометрические
20
особенности в малой степени влияют на спортивное достижения в беге на
средние дистанции.
Для определения способностей в прыжках Сирис П.З. приводит
следующие контрольные упражнения:
Бег на 30м с ходу;
Прыжок в длину с места;
Тройной прыжок;
Прыжок вверх с места;
Наклон вперед;
Такого же мнения придерживаются Волков В.М., Филин В.П.
Уровень показателей в обязательных тестах должен быть следующим для
прыгунов в длину, тройным и с шестом:
Бег на 60м со старта: мальчики(8.08.2с), девочки(8.48.5с)
Тройной прыжок с места: мальчики(6,87м), девочки(6.26.2м)
Дополнительные критерием при отборе новичков для занятий прыжками в
длину могут служить – высокий рост и относительно небольшой вес. С
возрастом и повышением спортивного мастерства зависимость «антропометрия
– спортивный результат» возрастает(25).
При отборе прыгунов в высоту применяются те же тесты что и у прыгунов
в длину, но в отношении пропорций тела, для данного вида наиболее подходят
прыгуны с длинными ногами и сравнительно коротким туловищем(11).
Чтобы определит способности детей в метаниях ряд авторов (4,11,25,30)
предлагают применять следующие контрольные упражнения:
21
Бег на 30м со старта;
Бег на 30м с ходу;
Прыжок в длину с места;
Тройной прыжок с места;
Бросок набивного мяча снизу вперед;
Бросок ядра через голову назад.
С целью оценки специальной физической подготовки Волков В.М., Филин
В.П.(11) рекомендуют применять:
Приседание со штангой;
Рывок в стойку;
Взятие штанги на грудь;
Бросок ядра дисковым способом;
Жим штанги лежа.
С точки зрения Филина В.П., Фомина Н.А также необходимо
использовать:
Прыжок в высоту с места по Абалакову;
Учитывать рост и вес будущих метателей;
Отжимания в упоре.
Таким образом, мы выяснили, что в литературе нет точного предложения по
вопросу использования методов, с помощью которых можно определить
будущую специализацию юных легкоатлетов, есть расхождения во мнениях.
22
Поэтому нашей задачей и будет нахождение правильного направления в
определении спортивной специализации,
непосредственно на практике.
применяемого тренерами
Глава II23
Задачи, методы и организация исследования.
2.1Задачи исследования
1. Исследовать критерии спортивной ориентации на этапе начальной
подготовки
2. Сформировать тесты, применяемые в тренировке на этапе начальной
подготовки.
3.Определить направленность и эффективность средств спортивной
ориентации.
2.2Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы
исследования:
Анализ литературных источников;
Педагогическое наблюдение;
Беседы с тренерами;
Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования
На первом этапе исследования нами проводился анализ литературных
источников, изучалась литература по теории и методике спортивного отбора
и ориентации в легкой атлетике и смежным дисциплинам: физиология,
морфология и др.. Разработка материала применяемого в ходе исследования.24
Опрос тренеров. В опросе приняло участие 9 тренеров, из них 3 – высшей, 4 –
первой, 2 – второй категории.
На втором этапе нами были выделены показатели тестов, применяемых
различными специалистами.
Было определено, что при наборе в группы начальной подготовки
которые определяют
применяется 12 тестов и показателей,
антропометрические данные и двигательные способности детей. Эти тесты
приведены в таблице 1.
В конце этапа начальной подготовки в опрошенной группе тренеров
предлагаются тесты, которые приведены нами в таблице 2.
Проводилась экспериментальная работа, на базе ДЮСШ «Трудовые
резервы». Было отобрано 8 детей 912 лет. Которые прошли ряд тестов.
На третьем этапе проводился анализ полученных данных. По окончании
этапа начальной подготовки были выявлены тесты, определяющие
направленность на ту или иную специализацию, которые сведены нами в
таблице 3.25
Глава III
3.1 Практическая разработка материала.
Было определено, что при наборе в группы начальной подготовки
применяется 12 тестов и показателей, которые определяют антропометрические
данные и двигательные способности детей. Эти тесты приведены в таблице 1.
В конце этапа начальной подготовки в опрошенной группе тренеров
предлагаются тесты, которые приведены нами в таблице 2.
По окончании этапа начальной подготовки были выявлены тесты,
определяющие направленность на ту или иную специализацию, которые сведены
нами в таблице 3.
Для наглядности – мнения 15 тренеров разделены на 5 групп: А, Б, В, Г,Д.26
Таблица 1 Тесты, применяемые при наборе.
Мнения тренеров
Б
+
В
+
Г
+
А
+
Контрольные упражнения
и показатели
1)Медицинские данные о состояние здоровья
2)Антропометрические данные:
а)Размер стопы
б)Антропометрические данные
в)Соотношение длины ног и туловища
г)Ширина ладони
3)Прыжок в длину с места
4)Бег на 30м со старта
5)Бег на 30 с ходу
6)Отжимания в упоре
7)Подтягивание на перекладине
8)Бег на 60м со старта
9)Бег на 300м
10)Бег на 600м
11)Координация
12)Определение ЧСС до и после нагрузки
«» отрицательное мнение; «+» положительное мнение
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Д
+
+
+
+
+
+27
Таблица 2 Тесты, применяемые на этапе и по окончание этапа начальной
подготовки.
Контрольные упражнения и показатели
1)Бег на 60м со старта
2)Бег на 30м с ходу
3)Бег на 30м со старта
4)Бег на 300м
5)Прыжок в длину с места
6)Тройной прыжок
7)12 – минутный бег
8)Прыжок в высоту с разбега
9)Прыжок вверх с места
10)Бросок набивного мяча двумя руками через
голову назад
11)Динамика ростов результатов через каждые
А
+
+
–
+
+
+
–
–
+
+
+
36 месяцев
«» отрицательное мнение; «+» положительное мнение
Мнение тренеров
Б
+
+
–
+
+
+
–
–
–
В
+
–
+
+
+
+
–
–
+
Г
+
–
–
+
+
–
+
+
–
–
+
–
+
–
+
Д
–
+
–
–
+
–
–
–
–
–
+28
Таблица 3 Тесты, определяющие направленность на определенную
специализацию.
Контрольные упражнения и показатели
Спринт
1)Бег на 30м с ходу
2)Бег на 30м со старта
3)Бег на 60м со старта
4)Реакция
5)Координация
6)Прыжок в длину с места
7)Прыжки на толчковой ноге(2030м на
время)
8)Отжимания в упоре
Метания
1)Отжимание в упоре
2)Бег на 30м с ходу
3)Бросок ядра(4кг) двумя руками через
голову назад
4)Жим штанги лежа
5)Техника метания
6)Прыжок в длину с места
Выносливость
1)Тройной прыжок с места
2)Бег на 2км
3)Определение ЧСС до и после нагрузки
4)Бег на 600м
Мнение тренеров
Г
Б
В
А
+
+
+
+
–
+
–
–
+
+
+
+
–
+
+
–
+
–
+
–
–
+
+
–
–
–
–
+
+
–
–
–
–
+
–
+
+
–
–
+
–
–
+
–
+
–
+
–
+
–
–
+
–
+
+
+
+
–
–
+
–
+
+
+
–
–
–
+
–
+
+
–
Д
+
–
+
+
–
+
–
–
–
+
–
–
–
+
–
+
+
+
Таблица3(продолжение)
Тесты,
определяющие направленность на
определенную специализацию.
5)300м+600м(через 5 минут отдыха)
6)Прыжки с ноги на ногу с наименьшим
количеством шагов
7)6 – минутный бег с учетом пройденного
расстояния
8)12 – минутный бег с учетом пройденного
+
+
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
+
+
–
+
–
–29
расстояния
9)Десятерной прыжок с места
10)Повторный бег в гору на короткие отреки
11)Бег на 100м с ходу
Прыжки
1)Бег на 30м с ходу
2)Прыжок вверх с места
3)Прыжок в длину с места
–
–
–
+
+
+
–
–
–
+
+
+
–
–
–
+
+
+
–
–
+
+
+
+
+
+
+
+
–
+
3.2Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ свободных таблиц и собственный опыт работы с группами начальной
подготовки позволил выявить наше мнение.
3.2.1 Методы, применяемые при наборе в группы начальной подготовки.
Как показал опрос тренеров ДЮСШ для занятий в секции легкой атлетики
приглашаются все дети, желающие заниматься, так как в настоящее время стоит
проблема укомплектования групп изза большого оттока занимающихся. При
наборе в группы начальной подготовки все тренеры учитывают такой фактор,
как состояние здоровья, а именно: все должны представить медицинские данные
о состоянии здоровья. Такие требования необходимо с целью предупреждения
возможных несчастных случаев по причине плохого состояния опорно
двигательного аппарата, сердечнососудистой системы и по другим причинам.
Далее, на что обращают внимание тренеры – это антропометрические
данные, среди которых упомянуты:
Размер стопы;
Антропометрические данные родителей;
Соотношение длины ног и туловища;
Ширина ладони.
30
В отношении такого показателя, как размер стопы, существует мнение, что
дети, у которых она имеет большой размер, имеют тенденцию в дальнейшем, в
ростовом показателе.
Некоторые тренеры советуют учитывать при наборе антропометрические
данные родителей. Другие отрицают такую точку зрения, считая что они не
влияют на успехи в спорте. И с этим можно согласиться, потому что как
показывает научные исследования, проводившиеся по этой теме, на
олимпийских играх не всегда побеждали представители классических типов
телосложения.
С точки зрения ряда специалистов, а их меньшинство, при наборе надо
учитывать соотношение длины ног и туловища. На наш взгляд, эти данные имеют
большее значение уже при определении направленности на определенную
специализацию, т.е. по окончании этапа начальной подготовки.
В отношении телосложения существует мнение, что его можно
предугадать по ширине ладони. Если ладонь широкая, то ребенок в будущем
будет коренастым, крепкого телосложения; если же она узкая и худая, то и
параметры тела будут соответствующие.
Ниже приведены тесты, применяемые при наборе большинством тренеров:
Прыжок в длину с мест;
Бег на 30м с ходу
Координация
Бег на 60м со старта.31
Прыжок в длину с места и бег на 30м с ходу дает представление о скоростно
силовых показателей детей.
Под координацией опрошенные специалисты подразумевают умение детей
выполнять элементарные общеразвивающие упражнения, а так же поведение в
играх, с точки зрения ловкости и реакции.
Бег на 60м со старта(имеется в виду не с колодок, а с опорой на руку)
применяется в основном тренеры по выносливости, набирающие детей в группы
начальной подготовки, а так же и другие тренеры.
Следует также привести тесты, использующиеся не всеми опрошенными
специалистами.
Так, по мнению некоторых из них, детям, при наборе можно дать такие
контрольные упражнения, как отжимания в упоре и подтягивания на
перекладине. На наш взгляд эти тесты малоинформативны, так как физическое
развитие не у всех в этом возрасте одинаковое, и для одних ребят это
упражнение будет простым, а для других – сложным.
Специалисты по видам выносливости предлагают к вышеперечисленным
тестам бег на 300м или 600м, а также учитывать показатели ЧСС до и после
нагрузки, и время восстановления.
Хотя бег на 300м или 600м не получили большинства голосов мы
полагаем, что их надо включать в число контрольных испытаний, указанных
большинством голосов, так как тестирование должно охватывать выявление
показателей по всем физическим качествам, в том числе и выносливости.
Общее мнение большинства тренеров состоит в том, что результаты в
начальных тестах мало о чем говорят, наиболее важен их прирост в процессе
тренировки в течении 1,5 – 2 лет.32
3.3 Методы, применяемые на этапе и по окончании начальной
подготовки.
Этап начальной подготовки, как выявил опрос, длится по разному. По
мнению тренеров, специализирующихся в начальной подготовки, этот срок
составляет 2 года. Другие считают что он должен длится 2 – 4 года, в
зависимости от того в каком возрасте начаты занятия, и до 13 – 14 лет дети не
должны ни в чем специализироваться. Эту точку зрения поддерживают
большинство опрошенных тренеров.
Занятия с детьми организуются и проводятся приближенно к занятиям
взрослых. Правда имеются некоторые особенности: продолжительность занятия
короче, нагрузка, объем и интенсивность меньше, больше уделяется внимания
игровой направленности. Регулярность занятия составляет 3 – 4 тренировки в
неделю по 45 – 60 минут.
В этом возрасте дети способны овладеть большим числом двигательных
навыков, тонкими по координации движениями, если только они не связаны с
необходимостью приложения большой мышечной силы или выносливости.
Поэтому начинать обучение в раннем возрасте нужно с правильной, наиболее
рациональной техники, применять большое количество разнообразных
подвижных игр с элементами легкой атлетики, с высокой эмоциональной
насыщенностью. Игра – хороший помощник в воспитании физических качеств.
Быстрая смена игровых ситуаций помогает эмоционально воспринимать и
усваивать нагрузки. Причем важно обучать многим и разнообразным движениям
и действиям. Упражнения в играх должны способствовать усвоению навыков, а
также развитию быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости. Созданный
запас навыков, умений и повышение уровня всех двигательных качеств будет
способствовать успешному совершенствованию техники выполнения
упражнений в более зрелом возрасте.33
Все опрошенные специалисты считают, что на тренировках в группах
начальной подготовки надо прежде всего учить ребят легкоатлетическим
движениям, а не нагружать большими объемами. Важное значение имеет
обучение школе движений. Для этого советуют применять технику нескольких
видов легкой атлетики: прыжков в высоту и в длину, бега с барьерами,
эстафетного бега, спринта, бросков и метаний набивных мячей.
В технике бега важно сохранить естественность и легкость движений,
поэтому с первых занятий нужно приучить детей бегать с мягкой постановкой
передней части стопы на грунт. Легкость в беге можно достичь, проводя
пробежки на короткие дистанции в неполную силу, заканчивая бег, как только
появятся признаки излишней напряженности. Кроме этого, целесообразно
применять более длительный бег – именно в нем приобретается естественность
и свобода движений, а это, в свою очередь, является основной техники бега.
Часть времени в тренировочных занятиях должна отводиться специальным
беговым упражнениям: бег с высоким подниманием бедра, прыжки с ноги на
ногу с продвижением вперед и вверх, бег с захлестыванием голени, семенящий
бег и т.д. Сочетание этих упражнений с выполнением упражнений из других
видов легкой атлетики составляют занятие по общей физической подготовке.
Общеразвивающие упражнения должны быть преимущественно направлены на
укрепление мышц спины, пресса и стопы.
Особое внимание, по мнению ряда специалистов, следует уделять
кроссовым тренировкам и тренировкам на местности. В целях развития общей
выносливости у детей 10 – 12 лет объем одного занятия может достигать 1000 –
2000м. Бег на отрезки с высокой скоростью должен занимать в течении 2 – 3 лет
занятий не более 10% общего объема беговой тренировочной нагрузки. По
возможности включать занятия по плаванию, а зимой – проулки на лыжах.34
На этапе начальной подготовки, как показал опрос, необходимо проводить
тестирование учеников с целью получения информации о развитии физических
качеств. Тесты, применяемые большинством тренеров на этапе выглядит
следующим образом:
Бег на 60 со старта;
Бег на 30м с ходу;
Тройной прыжок с места;
Бег на 300м;
Динамика роста результатов через каждые 3 – 6 месяцев.
Всего тренерами упомянуто 11 контрольных упражнений и показателей.
Бег на 30м с ходу позволяет выявить такое физическое качество как
быстрота.
Для оценки скоростно – силовых качеств применяют прыжок в длину с
места и тройной прыжок с места.
Мнения тренеров в тесте, подтвержденным данным большинством голосов
60м со старта, расходятся лишь в том, что одни предпочитают использовать этот
тест с низкого старта, объясняя это тем, что именно в этом возрасте
закладывается привальное выполнение техники упражнения, другие –
сторонники применения этого упражнения с высокого старта. На наш взгляд –
данный вопрос спорный.
На этапе начальной подготовки уже большая часть тренеров использует
такой тест как бег на 300м.
35
Все специалисты упоминают такой факт, что на этапе большое внимание
следует уделять динамике роста результатов через определенный промежуток
времени(3 – 6 месяцев). Именно темпы прироста свидетельствуют о способности
или неспособности человека к обучению в том или ином виде деятельности.
Теперь рассмотрим тесты, предложенные некоторыми тренерами, не
получивший большинства голосов.
12 – минутный бег, с учетом пройденного расстояния, применяет в своей
практике тренер по начальной подготовке.
Часть специалистов используют на этапе прыжок в высоту с разбега, а
также бросок набивного мяча двумя руками через голову назад(2кг). Эти тесты,
как и прыжок в длину с места, позволяют оценить скоростно – силовые качества.
Таким образом мы выяснили, что на этапе и по окончании начальной
подготовки используется: бег на 60м со старта, бег на 30м с ходу, прыжок в
длину с места, тройной прыжок с места, бег на 300м, а также динамика роста
результатов.
3.4Методы,
определяющие направленность на ту или иную
специализацию
В конце этапа начальной подготовки тренеры могут ориентировочно
определить в каком виде будет специализироваться юный легкоатлет. С этой
целью применяются тесты, определенной направленности: на спринт, метания,
выносливость, прыжки.
3.3.1 Спринт
Для того, чтобы выявить способности детей в спринте, большинство
специалистов применяют следующие тесты и показатели:36
Бег на 30м с ходу;
Бег на 60м со старта;
Реакция;
Прыжок в длину с места;
На наш взгляд такой тест как прыжок в длину с места, который
упоминается тренерами и при наборе,, и на этапе начальной подготовки и при
определении направленности на спринт, не несет полную информацию о
скоростно – силовых возможностях ребят, так как они могут быть разного роста
и тот кто выше естественно покажет лучший результат, поэтому мы считаем, что
для объективности показателей необходимо применять прыжок в высоту с места
по Абалакову. Именно в этом тесте условия для всех равные.
Отдельными тренерами упоминаются и такие тесты как – прыжки на
толчковой ноге на время, отжимания в упоре, координация.
3.3.2 Метания
Для метания большинство специалистов предлагают использовать
следующие тесты:
Отжимания;
Бег на 30м с ходу;
Прыжок в длину с места;
Бросок ядра(4кг) двумя руками через голову назад.
Полностью можно согласиться, с мнением тренеров, указавших эти
нормативы, так как для метателей преимущественную значимость имеют
37
скоростно – силовые и силовые качества, что и отражают приведенные выше
тесты.
Некоторые тренеры предлагают кроме этих и другие контрольные
упражнения: жим штанги лежа; техника метания – существует мнение, что есть
дети, у которых от рождения хорошая техника.
Надо также добавить, что весо – ростовой индекс при отборе на данный
вид имеет немаловажное значение. Его также необходимо учитывать.
3.3.3 Выносливость
Для определения ориентации в видах выносливость большинство тренеров
предлагают следующие контрольные упражнения и показатели:
Бег на 2км;
Бег на 600м;
Определение ЧСС до и после нагрузки, время восстановление
Бег на 2км применяется для контроля развития выносливости. Наиболее
стабильными будут показатели на стадионе в одних и тех же условиях и в
манеже.
Бег на 600м. С помощью этого теста, как считают, можно выявить
специальную выносливость.
Некоторые тренеры советуют измерять ЧСС до работы, после нее,
учитывать время восстановления. По этим данным тоже можно определить –
есть ли у ученика склонность к выносливости.
Тесты, предложенные тренерами, не получившие большинства голосов:
Тройной прыжок с места;
Прыжки с ноги на ногу с наименьшим количеством шагов;
38
Десятерной прыжок с места;
Бег на 100м с ходу;
300м + 600м с 5ти минутным интервалом;
Бег в гору на короткие отрезки(30 – 50м)
По мнению тренеров по выносливости, работающих с детскими гриппами
такой тест, как прыжки с ноги на ногу 30 – 50м с наименьшим количеством
шагов, следует применять для определения силовой выносливости. Это
упражнение выполняется 3 – 4 раза через определенное время отдыха.
Учитывается лучший результат.
Для проверки этого же качества предлагается бег в гору на короткие
отрезки(30 – 50м). Упражнение выполняется несколько раз.
По такому тесту, как десятерной прыжок с места, определяется силовой
компонент, необходимый для бегунов на средние дистанции. По нашему
мнению, это упражнение, как и прыжки с ноги на ногу лучше применять на этапе
начальной специализации, так как эти упражнения сложнокоординационные,
требующие определенного уровня подготовки.
Таким образом, проанализировав мнения тренеров в направленности
на такую специализацию как выносливость мы видим что большинство голосов
отдано 3 тестам из 11 предложенных. Но не стоит не принимать во внимание и
другие тесты, так как с помощью них тоже можно получить представление о
склонности детей к выносливости. Но эти контрольные упражнения более
специфические, они необходимы на более позднем этапе отбора – на этапе
начальной специализации, где уже можно определить – будет ли это бегун на
800м или 3000м.
3.3.4 Прыжки
39
По мнению большинства опрошенных тренеров для прыгунов наиболее
важны показатели в следующих тестах:
Бег на 30м с ходу;
Прыжок вверх с места;
Прыжок в длину с места;
Для прыгунов в высоту, в частности, наиболее важен высокий рост, а также
соотношение длины ног и туловища – большая длина ног, по сравнению с
туловищем.40
Выводы
1. На основе проведенного экспериментального исследования были
определены основные критерии спортивной ориентации юных легко
атлетов:
Морфофункциональные показатели
Уровень физических качеств
Координационные способности и способность к обучаемости
сложным упражнениям
Уровень моральноволевых качеств
2. Тесты, применяемые в тренировке на этапе начальной подготовки:
Бег на 30м с ходу;
Прыжок в длину с места;
Тройной прыжок с места;
Бег на 300м;
Бег на 60м со старта;
41
Динамика роста результатов через каждые 36 месяцев;
3. Тесты, определяющие направленность на определенную специализацию:
Спринт:
Бег на 30м с ходу;
Бег на 60м со старта;
Прыжок в длину с места;
Метания:
Отжимания в упоре ;
Бег на 30м с ходу;
Прыжок в длину;
Бросок ядра(4кг) двумя руками через голову назад.
Выносливость:
Бег на 2км;
Бег на 600м;
Определение ЧСС до и после нагрузки.
Прыжки:
Бег на 30м ходу;
Прыжок вверх с места;
Прыжок в длину с места.42
Список литературы
1. Алабин В.Г. Начальная спортивная подготовка юного легкоатлета. –
Минск: Народная асвета, 1972. – 79с. : ил.
2. Алабин В.Г. Отбор в спринте / Алабин В.Г., Юшкевич Т.П. // Легкая
атлетика. – 1978. – N 5. – С. 15.43
3. Артамонов В.Н. Методические рекомендации по спортивному отбору и
ориентации : (врачеб. физиолог. разд.) : для слушателей ФПК и ВШТ /
Артамонов В.Н., Мотылянская Р.Е. ; ГЦОЛИФК. – М., 1986. – 65 с.
4. Брянкин С.В. Организация отбора в современном спорте / Брянкин С.В.,
Константинов А.К. Москва: Б. и., 1982. 56с.
5. Выйцеховский С.М. Книга тренера. – М.: ФиС, 1971г – 311 с.: ил.
6. Волков В.М. Спортивный отбор / Волков В.М., Филин В.П. Москва:
ФиС, 1983. – 176 с.
7. Волков Ю. Увидеть за партой олимпийца / Волков Ю. Легкая атлетика:
ФиС, М., №11, 1981. – с. 8–10.
8. Гаврилов Б.П. Особенности начальной подготовки / Легкая атлетика. –
ФиС, Москва, №1, 1981г, – с.13
9. Гапеев Г. Оценка степени предрасположенности учеников 915 лет к
скоростносиловым видам легкой атлетике –//Гопеев Г., Кутман М.
Теория и практика физической культуры. – 1995. – N 5–6. – С. 5254.
10.Губа В. Тесты для детей 69 лет /Губа В.П.// Легкая Атлетика, ФиС
Москва, №12, – с.5, 1983г.
11.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология : Учебное пособие для студентов
пед. вузов. – М.: Высш. Шк., 1985. – 384 с.
12.Хоменкова Л.С Книга тренера по легкой атлетике. Москва 1985.
13.Легкая атлетика : учеб. Для интов физ.культуры / под общей редакцией
Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. примакова : доп. Гос. Ком. СССР по
физ. Культуре и спорту. – Изд. 4 – е, доп., перераб. – М.: ФиС, 1989. 671 с.44
14.Максименко Г.Н. Управление тренировочным процессом юных бегунов /
Максименко Г.Н. – Киев: Здоровья, 1978. – 144 с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – Москва:
ФиС, Т. 1–2, 1976г.
16.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки : учеб. Пособие для интов
физ. культуры : доп. Ком. по физ. культуре и спорту при Сов. Министров
СССР. – М.: ФиС, 1977. – 280с.
17.Методика физкультурноспортивной ориентации юных бегунов на средние
дистанции на этапе начальной спортивной специализации, Методические
рекомендации / Омский Государственный Институт Физической
Культуры, – Омск, 1989г.
18.Набатникова М.Я. Тренировочные нагрузки юных спортсменов в
циклических видах спорта. ВНИИФК. 1978г.
19.Набатникова М.Я. Основы управления подготовки юных спорстменов. –
Москва:ФиС. 1982г.
20.Попов В.Б. Юный легкоатлет : Пособие для тренеров ДЮСШ / Попов
В.Б., Суслов Ф.П., Ливаде Е. – М.: ФиС, 1984. – 224с.
21.Сермеев Б.В. Определение физической подготовленности школьников. –
Москва: Педагогика. 1979.
22.Сирис П.З. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике /
Сирис П.З., Гайдарская П.М., Рачев К.И. – М.: ФиС, 1983. – 103 с.
23.Система отбора и спортивной ориентации юных бегунов. Учебное пособие
для слушателей ФПК и ВШТ./ Травин Ю.Г., Кошелева А.Л., Сячин В.Д.,
Упир Н.Г., Чернов С.С. Москва: ГЦОЛИФК, 1980.45
24. Специальные упражнения для юных легкоатлетов / ред. Алабин В.Г.,
Крупенко В.Н. – Минск: беларусь, 1970. – 178с.
25.Сячин В.Д. Отбор и спортивная ориентация в видах легкой атлетики,
требующих проявления выносливоси : Метд. разраб. Для студентов и
слушателей ФПК и ВШТ ГЦОЛИФКа / Сячин В.Д.; ГЦОЛИФК. – М.,
1992. – 43с.
26.Травин Ю.Г. Легкая атлетика. Возратное развитие быстроты движения и
еесовершенствование у юных легкоатлетов : учеб. пособие. – М.: Б. и.,
1983. – 58с.
27.Травин Ю.Г. Отбор в беге на средние дистанции / Травин Ю.Г., Сячин
В.Д., Упир Н. // Легкая атлетика. – 1980. – N 5. – С. 810.
28.Учебник тренера по легкой атлетике / под общей редакцией Хоменкова
Л.С. Москва: ФиС. 1982.
29.Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.:
ФиС, 1974. – 232 с.
30.Филин В.П. Некоторые специальные аспекты развития детскоюнешского
спорта / Филин В.П., Сироткина Б.А., Каргин Н.Н. // Теория и практика
физ. культуры. – 1974. – N 7. – С. 4144.
31.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта :учебное пособие для
интов и техникумов физ. культуры. – М.: ФиС, 1987. – 128с.
32.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология : Учебное пособие для небиол.
спец. пед. инст. / Хрипкова А.Г. – М.: Просвещение, 1978. – 287с.
33.Хрущев С.В. Тренеру и юном спортсмене / Хрущев С.В., Круглый М.М. –
М.: ФиС, 1982. – 157 с.46
34.Шварц В.Б. Медикобиологические аспекты спортивной ориентации и
отбора / Шварц В.Б., Хрущев С.В. – М.: ФиС, 1984. – 151 с.