Опросник «Военно-профессиональная мотивация» (Б.В. Овчинников, А.Ф. Боровиков)

  • doc
  • 26.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приложение ВПМ.doc

Приложение № 2

 

Опросник «Военно-профессиональная мотивация»

(Б.В. Овчинников, А.Ф. Боровиков)

 

Инструкция: «Опросник предназначен для выявления Ваших индивидуальных особенностей. Он состоит из 60 вопросов, либо вопросительных утверждений. К каждому вопросу прилагается четыре возможных варианта ответов. Среди них нет правильных или ложных, все они равноценны и отражают возможное разнообразие мнений.

Ваша задача:  внимательно прочитав вопрос и все варианты ответов к нему, выбрать один из ответов, наиболее подходящий для Вас лично, и поставить крестик в регистрационном листе «ВПМ»,  в строке, соответствующей номеру вопроса и колонке, соответствующей буквенному обозначению ответа. В случае, если ни один из предложенных ответов Вам не подошел, выберите все же один ответ, вызывающий у Вас наименьшую «антипатию». Если Вам одинаково понравятся два из возможных ответов, выберите любой из них не задумываясь. Пожалуйста, не пропускайте вопросов, переходите к следующему, только ответив на все предыдущие. Если Вы ошиблись, обведите неправильный ответ кружочком, и поставьте в соответствующей графе и колонке правильный ответ.  Если есть вопросы, поднимите руку».

 

Образец демонстрационного плаката

ВПМ

 

а

б

в

г

 

 

а

б

в

г

 

 

а

б

в

г

 

 

а

б

в

г

 

 

а

б

в

г

1

 

 

 

     13

 

 

 

  25

 

 

 

  37

 

 

 

  49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

     14

 

 

 

  26

 

 

 

  38

 

 

 

  50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

     15

 

 

 

  27

 

 

 

  39

 

 

 

  51

 

 

 

 

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА:

1.  Считаю, что обязанности по защите Родины должны выполнять:

а) те, кто проходит военную службу:

б) те, кто подписал контракт;

в) все граждане, способные к их выполнению;

г) кадровые офицеры.

2.  Если поступлю в военный вуз, то свободное время хотел бы проводить так:

а) стараясь удовлетворить свои духовные потребности;

б) отдыхая в кругу друзей;

в) с пользой для моей военной профессии;

г) стараясь улучшить материальное положение семьи.

3.  Если не поступлю в данное учебное заведение, то

а) буду осваивать другую специальность;

б) поеду домой, устроюсь на работу;

в) повторю попытку на следующий год;

г) пока не знаю, что буду делать.

4.  Надеюсь, что через двадцать лет буду иметь воинское звание...

а) подполковника ( капитан 2 ранга );

б) капитана (капитан-лейтенант);

в) полковника ( капитан 1 ранга ), а может быть и выше;

г) майора ( капитан 3 ранга ).

5.  Когда я занят работой по своей специальности, я ...

а) работаю всегда достаточно напряженно;

б) работаю спокойно, рационально расходуя свои силы;

в) как всегда «выкладываюсь» без остатка;

г) напрягаюсь довольно часто, по обстановке.

6.  Мои воспоминания о прошлых событиях...

а) порой согревают и оживляют меня;

б) оставляют всегда приятное впечатление;

в) вызывают порой чувства раскаяния и сожаления;

г) не вызывают каких-то особых переживаний.

7.  Я отношусь к курению так:

а) могу закурить, когда волнуюсь;

б) не имею этой привычки;                                   

в) это помогает мне в жизни;

г) свои потребности не ограничиваю.

8.  На вопрос: « Как Вы относитесь к еде?» я отвечу

а) на аппетит не жалуюсь, но и не привередничаю;

б) считаю себя гурманом, люблю вкусно и сытно поесть;

в) к пище отношусь хладнокровно, голод переношу легко;

г) главное – питаться вовремя и калорийно.    

9.  Выбор военной профессии сделан мною...

а) на основе моего знакомства с армейской (флотской) жизнью;

б) потому, что из имевшихся вариантов – он был лучше;

в) потому, что кому-то надо защищать Родину;

г) потому, что родители хотели, чтобы я был военным;

10. В выбранной военной специальности меня больше всего привлекает...

а) достаточная самостоятельность и независимость;

б) возможность преуспеть в жизни;

в) интересная и полезная работа;

г) ее высокая престижность.

11. К переменам, происходящим в нашем обществе, отношусь:

а)  спокойно – пусть происходит, то что происходит;

б) с сомнением – правильный ли выбран путь;

в) с одобрением – они объективно назрели;

г) скептически – ничего толкового из этого не получится.

12. Мое отношение к физической культуре и спорту:

а) в спорте мне больше подходит роль болельщика;

б) спортом увлекаюсь, имею определенные достижения;

в) спортом интересуюсь, но занимаюсь нерегулярно;

г) спорт меня особенно не привлекает, есть другие интересы.

13. Работая в коммерческой организации, я хотел бы :

а) быть членом руководящего органа (правления, совета);

б) быть ее руководителем (генеральным директором);

в) быть просто исполнителем с хорошим окладом;

г) быть опытным специалистом.

14. Когда я ставлю себе цель и стремлюсь добиться ее:

а) как правило у меня это получается;

б) у меня это редко получается;

в) успех приходит с большими усилиями;

г) нередко достигаю успеха, я человек везучий.

15. Когда приходится заниматься делами, в которых я не специалист, я ...

а) не получаю от этого удовольствия;

б) работаю в меру моих способностей;

в) заранее нервничаю, переживаю возможную неудачу;

г) трачу энергии больше, чем обычно.

16. Все, что происходит со мной в настоящем...

а) это обычная повседневность, с которой приходится мириться;

б) радует меня, дает уверенность в будущем;

в) пока сплошные неприятности и огорчения;

г) позволяет надеяться на светлые перспективы.

17. В отношении спиртных напитков мое мнение такое:

а) спиртное больше вредит здоровью, чем помогает;

б) если человек пьет, значит это ему нужно;

в) следует вести здоровый образ жизни;

г) во всем нужна мера.

18. На вопрос; «Сколько Вы пьете воды?», отвечу:

а) как все, так и я:

б) нуждаюсь в питье больше и чаще других;

в) пью много, постоянно испытываю жажду;

г) я пью в меру необходимости, жажду переношу легко.

19. В армейской (флотской) жизни меня в большей степени привлекает...

а) романтика службы, острые и опасные ситуации;

б) стабильность и достаточная материальная обеспеченность;

в) возможность в полной мере проявить свои силы и способности;

г) престижное положение военнослужащего.

20. При выборе военной специальности на меня оказали решающее влияние ...

а) пример сверстников, товарищей;

б) занятия в школе, в кружках, секциях, производственная практика;

в) просто желание стать специалистом в этой области;

г) книги, кинофильмы, музей и т.д.

21. Полагаю, что принадлежность к религии:

а) препятствует военной службе;

б) накладывает ограничения на военную службу;

в) не мешает успешной военной службе;

г) несовместима с военной и альтернативной службой.

22. Если говорить откровенно, то раньше в кругу моих друзей были те, кто...

а) пробовал спиртные напитки и даже наркотики;

б) имел судимость;

в) имел приводы в милицию;

г) вел себя вызывающее в школе, общественных местах.

23. Считаю, что в семье военного...

а) вся жизнь должна быть подчинена служебным интересам мужа военнослужащего;

б) не должно быть никаких отличий от любой другой семьи;

в) должно быть полное взаимопонимание, согласие и поддержка;

г) должны стойко переносить все тяготы и лишения, связанные с условиями службы;

24. Если бы у меня были хорошие музыкальные способности, я хотел бы стать ...

а) руководителем (дирижером) ансамбля, оркестра;

б) музыкантом-любителем, играть в кругу знакомых;

в) участником профессионального ансамбля, оркестра;

г)  ведущим солистом ансамбля, оркестра.

25. В ходе обучения чему-либо новому, я ...

а) обычно очень увлекаюсь;

б) чувствую резкий подъем, прилив жизненных сил;

в) стараюсь спокойно разобраться в сути нового;

г) конечно не остаюсь равнодушным.

26. Свое будущее я склонен оценивать как ...

а) нормально – все должно быть хорошо;

б) время больших тревог и опасений;

в) с оптимизмом – все лучшее еще впереди;

г) неизбежность, с которой надо смириться.

27. Чтобы поддержать по утрам бодрое настроение, я

а) регулярно пью крепкий чай и кофе;

б) по необходимости принимаю таблетки или капли;

в) делаю зарядку и принимаю холодный душ;

г) слушаю веселую музыку и вспоминаю что-нибудь приятное.

28. О своем обычном режиме сна могу сказать, что

а) ночного времени мне хватает;

б) способен сократить время сна без ущерба для себя;

в) я большой любитель поспать не только по ночам, но и днем;

г) сон, как и деньги, не бывает лишним.

29. По моему мнению, у военного человека должны преобладать:

а) умение подчиняться и выполнять указания старших командиров;

б) военная выправка, выносливость, звучный командный голос;

в) профессионализм и ответственность за порученное дело;

г) стремление настоять на своем, добиться выполнения отданного указания.

30. Соответствуют ли Ваши интересы и способности выбранной военной специальности?

а) твердо уверен, что соответствуют;

б) все покажут результаты отбора;

в) пока затрудняюсь дать однозначный ответ;

г) без особых сомнений отвечаю положительно.

31. Мое отношение к законам и приказам:

а) законы и приказы должны исполняться точно и своевременно;

б) полагаю, что люди, издающие законы, часто ошибаются;

в) должны исполняться только разумные законы и приказы;

г) согласно пословице – «закон, что дышло: как повернул, туда и вышло».

32. По телевидению и в газетах часто употребляют много иностранных слов, например, «эсперанто». Думаю, что оно означает:

а) танец;

б) испанский язык;

в) ампулу, для лечения алкоголизма;

г) единый всемирный язык.

33. После получения военной специальности хотел бы служить:

а) в отдаленном гарнизоне ( на корабле), там где больше самостоятельности;

б) там, где можно быстро продвинуться по службе;

в) там, где требуют интересы дела и принесу больше пользы;

г) в военно-учебном заведении или научном учреждении.

34.Осуществление моих стремлений и планов зависит:

а) от удачи или везения;

б) от моих способностей и трудолюбия;

в) от окружающих людей;

г) от моей настойчивости и упорства. 

35. Когда я участвую в каких либо играх, я ...

а) играю с азартом и увлечением;

б) особенно не волнуюсь за конечный результат;

в) стремлюсь к победе любой ценой;

г) радуюсь, когда выигрываю.

36. Если мне что-либо угрожает, то ...

а) надо спокойно оценить ситуацию;

б) скорее всего мне не выкрутиться;

в) это еще не значит, что все плохо;

г) надо собраться с силами и мобилизоваться.

37. Если меня спросят, мог бы я ударить человека, я отвечу:

а) нет, это не в моих правилах;

б) иногда это надо сделать, чтобы тебя уважали;

в) мог бы, если человек по-другому не понимает;

г) для этого должны быть очень веские причины.

38. Об отношении к женщинам могу сказать, что они

а) доставляют мне массу хлопот;

б) часто меня волнуют, сбивают с ритма жизни;

в) меня, конечно, интересуют;

г) занимают в моей жизни большое место.

39. После получения военной специальности мне больше нравилось бы служить:

а) в управлении, крупном штабе;

б) в боевой части (на корабле);

в) в учебном заведении или научном учреждении;

г) в учреждении тыла.

40. Считаю, что окончательный выбор военной специальности мною ...

а) сделан, только бы не «провалиться» в ходе отбора;

б) будет сделан после начала моей военной службы;

в) уже сделан окончательно;

г) будет сделан в процессе обучения военной специальности.

41. Считаю, что роль армии в государстве должна заключаться:

а) в воспитании у молодежи мужества и патриотизма;

б) в наведении совместно с другими органами «железного» порядка и дисциплины в стране;

в) в защите государственных интересов и безопасности стран от внешнего нападения;

г) в улаживании межнациональных конфликтов и распрей.

42. Новые события, происходящие в нашей стране и в мире

а) иногда вызывают любопытство;

б) как правило, интересуют меня;

в) находят в моей душе живой отклик;

г) не привлекают моего внимания.

43. Мне нравится, когда на работе:

а) меня окружают симпатичные люди (хорошие товарищи);

б) начальник признает мои достоинства;

в) мой труд меня удовлетворяет;

г) у меня большая самостоятельность и свобода действий.

44. В будущем я хотел бы:

а) добиться высокого положения в обществе;

б) пользоваться повышенным вниманием знакомых женщин;

в) пользоваться признанием среди профессионалов в своей области;

г) иметь авторитет среди родных и близких.

45. Если появляется время для отдыха, я

а) организую себе приятные приключения;

б) стараюсь провести его «на полную катушку»;

в) стараюсь провести его с пользой;

г) стараюсь побыть в покое и тишине.

46. Если кто-то препятствует исполнению моих желаний

а) я теряю к нему симпатию;

б) меня это сильно огорчает;

в) я стараюсь сохранить самообладание;

г) мое настроение от этого не падает.

47. О своем отношении к мужчинам я бы сказал, что

а) они мне больше интересны, чем женщины;

б) всегда предпочитаю компанию настоящих мужчин;

в) меня иногда тянет в мужскую компанию;

г) к ним я равнодушен, не то, что к женщинам.

48. Если меня спросят, во что я оцениваю  свою жизнь, отвечу:

а) оцениваю высоко, хочу прожить ее достойно;

б) моя жизнь мне дороже всего на свете;

в) за свою жизнь буду бороться изо всех сил;

г) живу сам, и даю жить другим.

49. Думаю, что основной трудностью в начале военного обучения для меня будет

а) армейская дисциплина и жизнь в казарме;

б) большой объем учебного материала;

в) подчинение младшим командирам, моим ровесникам;

г) разлука с родными и близкими.

50. О колебаниях и сомнениях при выборе военной специальности могу сказать, что

а) ни раньше, ни сейчас никаких колебаний не было;

б) выбранная специальность нисколько не хуже других;

в) одно тревожит: хватит ли у меня сил и способностей;

г) и сейчас гложут сомнения: правильно ли я поступил.

51. Из четырех утверждений мне ближе всего следующее:

а) не делай другому того, чего не желаешь себе;

б) своя рубашка ближе к телу;

в) моя хата с края;

г) кто смел – тот и съел.

52. Обычно выходные и праздничные дни

а) я стараюсь использовать с максимальной пользой;

б) довольно часто бывает скучными;

в) тянутся для меня слишком долго;

г) жду с нетерпением, у меня всегда большие планы.

53. Считаю, что настоящим профессионалом станет тот, кто

а) имеет опытных руководителей, наставников;

б) не тратит время по мелочам;

в) поддерживает хорошие отношения с товарищами и начальниками;

г) настойчиво и целеустремленно идет к намеченной цели.

54. Если вести речь о материальных благах, то следовало бы:

а) иметь их столько, сколько хочется;

б) иметь их достаточно для полноценной, цивилизованной жизни;

в) иметь их столько, сколько есть у большинства окружающих;

г) иметь их столько, сколько заработано собственным трудом.

55. В деловом общении с людьми я

а) всегда настойчив, отстаивая свою правоту;

б) не избегаю повышенных тонов, не жалею сил;

в) могу и погорячиться, если нужно;

г) обычно сдержан и уравновешен.

56. В конфликтной ситуации, я обычно

а) теряюсь, не знаю, что предпринять;

б) нервничаю, допускаю ошибочные действия;

в) энергично ищу выход из создавшегося положения;

г) стараюсь сохранять спокойствие.

57. Уезжая из дома, от родных и близких, я

а) как правило, не скучаю;

б) испытываю некоторое облегчение;

в) заметно скучаю, стараясь уйти в дела и заботы;

г) переживаю, особенно при длительных отъездах.

58. Ко всему новому, неизвестному, я отношусь

а) положительно, если это для меня полезно;

б) как к крупному выигрышу в лотерее;

в) как очень любознательный человек;

г) с живым интересом.

59. Стремясь быть военным, я хотел бы, прежде всего

а) стать настоящим мужчиной;

б) стать профессионалом в своем деле;

в) стать дисциплинированным и исполнительным;

г) воспитать в себе высокие волевые качества.

60. О моих планах в отношении военной службы могу сказать, что

а) буду стараться поступить изо всех сил;

б) если сильно «повезет», то поступлю;

в) должен поступить обязательно, верю в успех;

г) как говорится, «попытка не пытка».

 

 

 

 

Баллы, рассчитанные с учетом весовых коэффициентов по всем 10 шкалам суммируются, в результате чего получают итоговый первичный показатель, который затем переводится в стэны.

 

На завершающем этапе проводится определение для каждого обследуемого его индивидуального уровня военно-профессиональной мотивации.

 

Краткая характеристика уровней военно-профессиональной

мотивации по данным опросника ВПМ

Стэны

Уровень военно-профессиональной мотивации

Заключения и рекомендации

8-10

Высокий

Целесообразно поступление в ЧВИИРЭ и военно-профессиональное обучение

5-7

Средний

Успешное обучение в ЧВИИРЭ возможно; следует завершить формирование своей жизненной позиции

3-4

Ниже среднего

Обучение в ЧВИИРЭ будет сопряжено с существенными затруднениями

1-2

Низкий

Обучение в ЧВИИРЭ нецелесообразно. Следует предпочесть гражданскую

профессию

ШКАЛЫ ОПРОСНИКА ИМЕЮТ УСЛОВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ:

1. Шкала «мировоззрение» - отражает сформированность мировоззрения и правильность понимания роли армии в современном государстве и обществе. Включает вопросы 1, 11, 21, 31, 41, 51.

2. Шкала «широта интересов» - отражает полноту и насыщенность субъективного мира человека, его общую направленность на социально - позитивные виды деятельности. Включает вопросы  2, 12, 22, 32, 42, 52.

3. Шкала «жизненные цели» - отражает глубину и постоянство стремления к самореализации личности. Включает вопросы 3, 13, 23, 33, 43, 53.

4. Шкала «стремление к достижениям» - отражает обобщенный уровень притязаний. Включает вопросы 4, 14, 24, 34, 44, 54.

5. Шкала «уравновешенность эмоций» - отражает устойчивую тенденцию личности к поддержанию оптимального уровня напряжения при выполнении различных видов деятельности. Включает вопросы 5, 15, 25, 35, 45, 55.

6. Шкала «модальность эмоций» - отражает устойчивость тенденций к поддержанию положительного тона переживаний. Включает вопросы 6, 16, 26, 36, 46, 56.

7. Шкала «полноценность влечений» - отражает степень сформированности влечений, соответствующих психической норме. Включает вопросы 7, 17, 27, 37, 47, 57.

8. Шкала «полноценность саморегуляции влечений» - отражает способность субъекта эффективно контролировать биологические мотивации. Включает вопросы 8, 18, 28, 38, 48, 58.

9. Шкала «военная доминанта (общая)» - отражает общую направленность личности на военную службу. Включает вопросы 9, 19, 29, 39, 49, 59.

10. Шкала «военная доминанта (специальная)» - отражает глубину и устойчивость стремления приобрести определенную военную специальность. Включает вопросы 10, 20, 30, 40, 50, 60.

 

Таблица 2.5

«Ключи»  к  опроснику  ВПМ

№ п.п.

Ответы

№ п.п.

Ответы

№ п.п.

Ответы

 

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

1

2

3

4

1

21

2

3

4

1

41

3

1

4

2

2

3

1

4

2

22

3

1

2

4

42

2

4

3

1

3

3

2

4

1

23

1

2

4

3

43

2

1

4

3

4

3

1

4

2

24

4

1

2

3

44

3

1

4

2

5

2

4

1

3

25

2

1

4

3

45

3

2

4

1

6

3

4

1

2

26

3

1

4

2

46

2

1

3

4

7

3

4

2

1

27

2

1

4

3

47

2

1

3

4

8

3

1

4

2

28

3

4

1

2

48

4

1

2

3

9

3

2

4

1

29

2

1

4

3

49

2

3

1

4

10

3

2

4

1

30

4

1

2

3

50

4

3

2

1

11

3

2

4

1

31

4

2

3

1

51

4

2

1

3

12

1

4

3

2

32

1

3

2

4

52

3

2

1

4

13

3

4

1

2

33

3

1

4

2

53

2

3

1

4

14

4

1

2

3

34

1

4

2

3

54

1

4

2

3

15

3

4

1

2

35

3

1

2

4

55

3

1

2

4

16

2

4

1

3

36

4

1

2

3

56

1

2

4

3

17

3

1

4

2

37

3

1

2

4

57

3

1

4

2

18

3

2

1

4

38

1

2

4

3

58

4

1

2

3

19

2

3

4

1

39

1

4

2

3

59

3

4

1

2

20

3

2

4

1

40

2

1

4

3

60

3

1

4

2

Таблица 2.6

Рабочие весовые коэффициенты для обработки

первичных  шкал  опросника  ВПМ

№№  шкал

Коэффициенты

1

2

2

2

3

1

4

1

5

2

6

1

7

1

8

2

9

1

10

1

 

Баллы, рассчитанные с учетом весовых коэффициентов (табл. 2.6), по всем 10 шкалам суммируются, в результате чего получают итоговый первичный показатель, который затем переводится по табл. 2.7 в стэны.

Таблица 2.7

Оценка военно-профессиональной мотивации по опроснику ВПМ

Показатель

Значение  показателей

Итоговый

 первичный показатель

84-192

193-213

214-229

230-242

243-254

255-264

265-273

274-285

286-293

294-336

Стэны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

На завершающем этапе проводится определение для каждого обследуемого его индивидуального уровня военно-профессиональной мотивации. Краткая характеристика уровней представлена в табл.2.8.

Таблица 2.8

Краткая характеристика уровней военно-профессиональной

мотивации  по  данным  опросника  ВПМ

 

Стэны

 

Уровень военно-профессиональной мотивации

Заключения и рекомендации

8-10

Высокий

Целесообразно поступление в военно-учебное заведение и военно-профессиональное обучение

5-7

Средний

Успешное обучение в военно-учебном заведении возможно; следует завершить формирование своей жизненной позиции

3-4

Ниже среднего

Обучение в военно-учебном заведении будет сопряжено с существенными затруднениями

1-2

Низкий

Обучение в военно-учебном заведении нецелесообразно. Следует предпочесть гражданскую профессию

 


Посмотрите также