Приложение № 2
Опросник «Военно-профессиональная мотивация»
(Б.В. Овчинников, А.Ф. Боровиков)
Инструкция: «Опросник предназначен для выявления Ваших индивидуальных особенностей. Он состоит из 60 вопросов, либо вопросительных утверждений. К каждому вопросу прилагается четыре возможных варианта ответов. Среди них нет правильных или ложных, все они равноценны и отражают возможное разнообразие мнений.
Ваша задача: внимательно прочитав вопрос и все варианты ответов к нему, выбрать один из ответов, наиболее подходящий для Вас лично, и поставить крестик в регистрационном листе «ВПМ», в строке, соответствующей номеру вопроса и колонке, соответствующей буквенному обозначению ответа. В случае, если ни один из предложенных ответов Вам не подошел, выберите все же один ответ, вызывающий у Вас наименьшую «антипатию». Если Вам одинаково понравятся два из возможных ответов, выберите любой из них не задумываясь. Пожалуйста, не пропускайте вопросов, переходите к следующему, только ответив на все предыдущие. Если Вы ошиблись, обведите неправильный ответ кружочком, и поставьте в соответствующей графе и колонке правильный ответ. Если есть вопросы, поднимите руку».
Образец демонстрационного плаката
ВПМ
|
а |
б |
в |
г |
|
|
а |
б |
в |
г |
|
|
а |
б |
в |
г |
|
|
а |
б |
в |
г |
|
|
а |
б |
в |
г |
1 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
37 |
|
|
|
|
49 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
38 |
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
27 |
|
|
|
|
39 |
|
|
|
|
51 |
|
|
|
|
ТЕКСТ ОПРОСНИКА:
1. Считаю, что обязанности по защите Родины должны выполнять:
а) те, кто проходит военную службу:
б) те, кто подписал контракт;
в) все граждане, способные к их выполнению;
г) кадровые офицеры.
2. Если поступлю в военный вуз, то свободное время хотел бы проводить так:
а) стараясь удовлетворить свои духовные потребности;
б) отдыхая в кругу друзей;
в) с пользой для моей военной профессии;
г) стараясь улучшить материальное положение семьи.
3. Если не поступлю в данное учебное заведение, то
а) буду осваивать другую специальность;
б) поеду домой, устроюсь на работу;
в) повторю попытку на следующий год;
г) пока не знаю, что буду делать.
4. Надеюсь, что через двадцать лет буду иметь воинское звание...
а) подполковника ( капитан 2 ранга );
б) капитана (капитан-лейтенант);
в) полковника ( капитан 1 ранга ), а может быть и выше;
г) майора ( капитан 3 ранга ).
5. Когда я занят работой по своей специальности, я ...
а) работаю всегда достаточно напряженно;
б) работаю спокойно, рационально расходуя свои силы;
в) как всегда «выкладываюсь» без остатка;
г) напрягаюсь довольно часто, по обстановке.
6. Мои воспоминания о прошлых событиях...
а) порой согревают и оживляют меня;
б) оставляют всегда приятное впечатление;
в) вызывают порой чувства раскаяния и сожаления;
г) не вызывают каких-то особых переживаний.
7. Я отношусь к курению так:
а) могу закурить, когда волнуюсь;
б) не имею этой привычки;
в) это помогает мне в жизни;
г) свои потребности не ограничиваю.
8. На вопрос: « Как Вы относитесь к еде?» я отвечу
а) на аппетит не жалуюсь, но и не привередничаю;
б) считаю себя гурманом, люблю вкусно и сытно поесть;
в) к пище отношусь хладнокровно, голод переношу легко;
г) главное – питаться вовремя и калорийно.
9. Выбор военной профессии сделан мною...
а) на основе моего знакомства с армейской (флотской) жизнью;
б) потому, что из имевшихся вариантов – он был лучше;
в) потому, что кому-то надо защищать Родину;
г) потому, что родители хотели, чтобы я был военным;
10. В выбранной военной специальности меня больше всего привлекает...
а) достаточная самостоятельность и независимость;
б) возможность преуспеть в жизни;
в) интересная и полезная работа;
г) ее высокая престижность.
11. К переменам, происходящим в нашем обществе, отношусь:
а) спокойно – пусть происходит, то что происходит;
б) с сомнением – правильный ли выбран путь;
в) с одобрением – они объективно назрели;
г) скептически – ничего толкового из этого не получится.
12. Мое отношение к физической культуре и спорту:
а) в спорте мне больше подходит роль болельщика;
б) спортом увлекаюсь, имею определенные достижения;
в) спортом интересуюсь, но занимаюсь нерегулярно;
г) спорт меня особенно не привлекает, есть другие интересы.
13. Работая в коммерческой организации, я хотел бы :
а) быть членом руководящего органа (правления, совета);
б) быть ее руководителем (генеральным директором);
в) быть просто исполнителем с хорошим окладом;
г) быть опытным специалистом.
14. Когда я ставлю себе цель и стремлюсь добиться ее:
а) как правило у меня это получается;
б) у меня это редко получается;
в) успех приходит с большими усилиями;
г) нередко достигаю успеха, я человек везучий.
15. Когда приходится заниматься делами, в которых я не специалист, я ...
а) не получаю от этого удовольствия;
б) работаю в меру моих способностей;
в) заранее нервничаю, переживаю возможную неудачу;
г) трачу энергии больше, чем обычно.
16. Все, что происходит со мной в настоящем...
а) это обычная повседневность, с которой приходится мириться;
б) радует меня, дает уверенность в будущем;
в) пока сплошные неприятности и огорчения;
г) позволяет надеяться на светлые перспективы.
17. В отношении спиртных напитков мое мнение такое:
а) спиртное больше вредит здоровью, чем помогает;
б) если человек пьет, значит это ему нужно;
в) следует вести здоровый образ жизни;
г) во всем нужна мера.
18. На вопрос; «Сколько Вы пьете воды?», отвечу:
а) как все, так и я:
б) нуждаюсь в питье больше и чаще других;
в) пью много, постоянно испытываю жажду;
г) я пью в меру необходимости, жажду переношу легко.
19. В армейской (флотской) жизни меня в большей степени привлекает...
а) романтика службы, острые и опасные ситуации;
б) стабильность и достаточная материальная обеспеченность;
в) возможность в полной мере проявить свои силы и способности;
г) престижное положение военнослужащего.
20. При выборе военной специальности на меня оказали решающее влияние ...
а) пример сверстников, товарищей;
б) занятия в школе, в кружках, секциях, производственная практика;
в) просто желание стать специалистом в этой области;
г) книги, кинофильмы, музей и т.д.
21. Полагаю, что принадлежность к религии:
а) препятствует военной службе;
б) накладывает ограничения на военную службу;
в) не мешает успешной военной службе;
г) несовместима с военной и альтернативной службой.
22. Если говорить откровенно, то раньше в кругу моих друзей были те, кто...
а) пробовал спиртные напитки и даже наркотики;
б) имел судимость;
в) имел приводы в милицию;
г) вел себя вызывающее в школе, общественных местах.
23. Считаю, что в семье военного...
а) вся жизнь должна быть подчинена служебным интересам мужа военнослужащего;
б) не должно быть никаких отличий от любой другой семьи;
в) должно быть полное взаимопонимание, согласие и поддержка;
г) должны стойко переносить все тяготы и лишения, связанные с условиями службы;
24. Если бы у меня были хорошие музыкальные способности, я хотел бы стать ...
а) руководителем (дирижером) ансамбля, оркестра;
б) музыкантом-любителем, играть в кругу знакомых;
в) участником профессионального ансамбля, оркестра;
г) ведущим солистом ансамбля, оркестра.
25. В ходе обучения чему-либо новому, я ...
а) обычно очень увлекаюсь;
б) чувствую резкий подъем, прилив жизненных сил;
в) стараюсь спокойно разобраться в сути нового;
г) конечно не остаюсь равнодушным.
26. Свое будущее я склонен оценивать как ...
а) нормально – все должно быть хорошо;
б) время больших тревог и опасений;
в) с оптимизмом – все лучшее еще впереди;
г) неизбежность, с которой надо смириться.
27. Чтобы поддержать по утрам бодрое настроение, я
а) регулярно пью крепкий чай и кофе;
б) по необходимости принимаю таблетки или капли;
в) делаю зарядку и принимаю холодный душ;
г) слушаю веселую музыку и вспоминаю что-нибудь приятное.
28. О своем обычном режиме сна могу сказать, что
а) ночного времени мне хватает;
б) способен сократить время сна без ущерба для себя;
в) я большой любитель поспать не только по ночам, но и днем;
г) сон, как и деньги, не бывает лишним.
29. По моему мнению, у военного человека должны преобладать:
а) умение подчиняться и выполнять указания старших командиров;
б) военная выправка, выносливость, звучный командный голос;
в) профессионализм и ответственность за порученное дело;
г) стремление настоять на своем, добиться выполнения отданного указания.
30. Соответствуют ли Ваши интересы и способности выбранной военной специальности?
а) твердо уверен, что соответствуют;
б) все покажут результаты отбора;
в) пока затрудняюсь дать однозначный ответ;
г) без особых сомнений отвечаю положительно.
31. Мое отношение к законам и приказам:
а) законы и приказы должны исполняться точно и своевременно;
б) полагаю, что люди, издающие законы, часто ошибаются;
в) должны исполняться только разумные законы и приказы;
г) согласно пословице – «закон, что дышло: как повернул, туда и вышло».
32. По телевидению и в газетах часто употребляют много иностранных слов, например, «эсперанто». Думаю, что оно означает:
а) танец;
б) испанский язык;
в) ампулу, для лечения алкоголизма;
г) единый всемирный язык.
33. После получения военной специальности хотел бы служить:
а) в отдаленном гарнизоне ( на корабле), там где больше самостоятельности;
б) там, где можно быстро продвинуться по службе;
в) там, где требуют интересы дела и принесу больше пользы;
г) в военно-учебном заведении или научном учреждении.
34.Осуществление моих стремлений и планов зависит:
а) от удачи или везения;
б) от моих способностей и трудолюбия;
в) от окружающих людей;
г) от моей настойчивости и упорства.
35. Когда я участвую в каких либо играх, я ...
а) играю с азартом и увлечением;
б) особенно не волнуюсь за конечный результат;
в) стремлюсь к победе любой ценой;
г) радуюсь, когда выигрываю.
36. Если мне что-либо угрожает, то ...
а) надо спокойно оценить ситуацию;
б) скорее всего мне не выкрутиться;
в) это еще не значит, что все плохо;
г) надо собраться с силами и мобилизоваться.
37. Если меня спросят, мог бы я ударить человека, я отвечу:
а) нет, это не в моих правилах;
б) иногда это надо сделать, чтобы тебя уважали;
в) мог бы, если человек по-другому не понимает;
г) для этого должны быть очень веские причины.
38. Об отношении к женщинам могу сказать, что они
а) доставляют мне массу хлопот;
б) часто меня волнуют, сбивают с ритма жизни;
в) меня, конечно, интересуют;
г) занимают в моей жизни большое место.
39. После получения военной специальности мне больше нравилось бы служить:
а) в управлении, крупном штабе;
б) в боевой части (на корабле);
в) в учебном заведении или научном учреждении;
г) в учреждении тыла.
40. Считаю, что окончательный выбор военной специальности мною ...
а) сделан, только бы не «провалиться» в ходе отбора;
б) будет сделан после начала моей военной службы;
в) уже сделан окончательно;
г) будет сделан в процессе обучения военной специальности.
41. Считаю, что роль армии в государстве должна заключаться:
а) в воспитании у молодежи мужества и патриотизма;
б) в наведении совместно с другими органами «железного» порядка и дисциплины в стране;
в) в защите государственных интересов и безопасности стран от внешнего нападения;
г) в улаживании межнациональных конфликтов и распрей.
42. Новые события, происходящие в нашей стране и в мире
а) иногда вызывают любопытство;
б) как правило, интересуют меня;
в) находят в моей душе живой отклик;
г) не привлекают моего внимания.
43. Мне нравится, когда на работе:
а) меня окружают симпатичные люди (хорошие товарищи);
б) начальник признает мои достоинства;
в) мой труд меня удовлетворяет;
г) у меня большая самостоятельность и свобода действий.
44. В будущем я хотел бы:
а) добиться высокого положения в обществе;
б) пользоваться повышенным вниманием знакомых женщин;
в) пользоваться признанием среди профессионалов в своей области;
г) иметь авторитет среди родных и близких.
45. Если появляется время для отдыха, я
а) организую себе приятные приключения;
б) стараюсь провести его «на полную катушку»;
в) стараюсь провести его с пользой;
г) стараюсь побыть в покое и тишине.
46. Если кто-то препятствует исполнению моих желаний
а) я теряю к нему симпатию;
б) меня это сильно огорчает;
в) я стараюсь сохранить самообладание;
г) мое настроение от этого не падает.
47. О своем отношении к мужчинам я бы сказал, что
а) они мне больше интересны, чем женщины;
б) всегда предпочитаю компанию настоящих мужчин;
в) меня иногда тянет в мужскую компанию;
г) к ним я равнодушен, не то, что к женщинам.
48. Если меня спросят, во что я оцениваю свою жизнь, отвечу:
а) оцениваю высоко, хочу прожить ее достойно;
б) моя жизнь мне дороже всего на свете;
в) за свою жизнь буду бороться изо всех сил;
г) живу сам, и даю жить другим.
49. Думаю, что основной трудностью в начале военного обучения для меня будет
а) армейская дисциплина и жизнь в казарме;
б) большой объем учебного материала;
в) подчинение младшим командирам, моим ровесникам;
г) разлука с родными и близкими.
50. О колебаниях и сомнениях при выборе военной специальности могу сказать, что
а) ни раньше, ни сейчас никаких колебаний не было;
б) выбранная специальность нисколько не хуже других;
в) одно тревожит: хватит ли у меня сил и способностей;
г) и сейчас гложут сомнения: правильно ли я поступил.
51. Из четырех утверждений мне ближе всего следующее:
а) не делай другому того, чего не желаешь себе;
б) своя рубашка ближе к телу;
в) моя хата с края;
г) кто смел – тот и съел.
52. Обычно выходные и праздничные дни
а) я стараюсь использовать с максимальной пользой;
б) довольно часто бывает скучными;
в) тянутся для меня слишком долго;
г) жду с нетерпением, у меня всегда большие планы.
53. Считаю, что настоящим профессионалом станет тот, кто
а) имеет опытных руководителей, наставников;
б) не тратит время по мелочам;
в) поддерживает хорошие отношения с товарищами и начальниками;
г) настойчиво и целеустремленно идет к намеченной цели.
54. Если вести речь о материальных благах, то следовало бы:
а) иметь их столько, сколько хочется;
б) иметь их достаточно для полноценной, цивилизованной жизни;
в) иметь их столько, сколько есть у большинства окружающих;
г) иметь их столько, сколько заработано собственным трудом.
55. В деловом общении с людьми я
а) всегда настойчив, отстаивая свою правоту;
б) не избегаю повышенных тонов, не жалею сил;
в) могу и погорячиться, если нужно;
г) обычно сдержан и уравновешен.
56. В конфликтной ситуации, я обычно
а) теряюсь, не знаю, что предпринять;
б) нервничаю, допускаю ошибочные действия;
в) энергично ищу выход из создавшегося положения;
г) стараюсь сохранять спокойствие.
57. Уезжая из дома, от родных и близких, я
а) как правило, не скучаю;
б) испытываю некоторое облегчение;
в) заметно скучаю, стараясь уйти в дела и заботы;
г) переживаю, особенно при длительных отъездах.
58. Ко всему новому, неизвестному, я отношусь
а) положительно, если это для меня полезно;
б) как к крупному выигрышу в лотерее;
в) как очень любознательный человек;
г) с живым интересом.
59. Стремясь быть военным, я хотел бы, прежде всего
а) стать настоящим мужчиной;
б) стать профессионалом в своем деле;
в) стать дисциплинированным и исполнительным;
г) воспитать в себе высокие волевые качества.
60. О моих планах в отношении военной службы могу сказать, что
а) буду стараться поступить изо всех сил;
б) если сильно «повезет», то поступлю;
в) должен поступить обязательно, верю в успех;
г) как говорится, «попытка не пытка».
Баллы, рассчитанные с учетом весовых коэффициентов по всем 10 шкалам суммируются, в результате чего получают итоговый первичный показатель, который затем переводится в стэны.
На завершающем этапе проводится определение для каждого обследуемого его индивидуального уровня военно-профессиональной мотивации.
Краткая характеристика уровней военно-профессиональной
мотивации по данным опросника ВПМ
Стэны |
Уровень военно-профессиональной мотивации |
Заключения и рекомендации |
8-10 |
Высокий |
Целесообразно поступление в ЧВИИРЭ и военно-профессиональное обучение |
5-7 |
Средний |
Успешное обучение в ЧВИИРЭ возможно; следует завершить формирование своей жизненной позиции |
3-4 |
Ниже среднего |
Обучение в ЧВИИРЭ будет сопряжено с существенными затруднениями |
1-2 |
Низкий |
Обучение в ЧВИИРЭ нецелесообразно. Следует предпочесть гражданскую профессию |
ШКАЛЫ ОПРОСНИКА ИМЕЮТ УСЛОВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ:
1. Шкала «мировоззрение» - отражает сформированность мировоззрения и правильность понимания роли армии в современном государстве и обществе. Включает вопросы 1, 11, 21, 31, 41, 51.
2. Шкала «широта интересов» - отражает полноту и насыщенность субъективного мира человека, его общую направленность на социально - позитивные виды деятельности. Включает вопросы 2, 12, 22, 32, 42, 52.
3. Шкала «жизненные цели» - отражает глубину и постоянство стремления к самореализации личности. Включает вопросы 3, 13, 23, 33, 43, 53.
4. Шкала «стремление к достижениям» - отражает обобщенный уровень притязаний. Включает вопросы 4, 14, 24, 34, 44, 54.
5. Шкала «уравновешенность эмоций» - отражает устойчивую тенденцию личности к поддержанию оптимального уровня напряжения при выполнении различных видов деятельности. Включает вопросы 5, 15, 25, 35, 45, 55.
6. Шкала «модальность эмоций» - отражает устойчивость тенденций к поддержанию положительного тона переживаний. Включает вопросы 6, 16, 26, 36, 46, 56.
7. Шкала «полноценность влечений» - отражает степень сформированности влечений, соответствующих психической норме. Включает вопросы 7, 17, 27, 37, 47, 57.
8. Шкала «полноценность саморегуляции влечений» - отражает способность субъекта эффективно контролировать биологические мотивации. Включает вопросы 8, 18, 28, 38, 48, 58.
9. Шкала «военная доминанта (общая)» - отражает общую направленность личности на военную службу. Включает вопросы 9, 19, 29, 39, 49, 59.
10. Шкала «военная доминанта (специальная)» - отражает глубину и устойчивость стремления приобрести определенную военную специальность. Включает вопросы 10, 20, 30, 40, 50, 60.
Таблица 2.5
«Ключи» к опроснику ВПМ
№ п.п. |
Ответы |
№ п.п. |
Ответы |
№ п.п. |
Ответы |
|
||||||||||||
а |
б |
в |
г |
а |
б |
в |
г |
а |
б |
в |
г |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
21 |
2 |
3 |
4 |
1 |
41 |
3 |
1 |
4 |
2 |
||||
2 |
3 |
1 |
4 |
2 |
22 |
3 |
1 |
2 |
4 |
42 |
2 |
4 |
3 |
1 |
||||
3 |
3 |
2 |
4 |
1 |
23 |
1 |
2 |
4 |
3 |
43 |
2 |
1 |
4 |
3 |
||||
4 |
3 |
1 |
4 |
2 |
24 |
4 |
1 |
2 |
3 |
44 |
3 |
1 |
4 |
2 |
||||
5 |
2 |
4 |
1 |
3 |
25 |
2 |
1 |
4 |
3 |
45 |
3 |
2 |
4 |
1 |
||||
6 |
3 |
4 |
1 |
2 |
26 |
3 |
1 |
4 |
2 |
46 |
2 |
1 |
3 |
4 |
||||
7 |
3 |
4 |
2 |
1 |
27 |
2 |
1 |
4 |
3 |
47 |
2 |
1 |
3 |
4 |
||||
8 |
3 |
1 |
4 |
2 |
28 |
3 |
4 |
1 |
2 |
48 |
4 |
1 |
2 |
3 |
||||
9 |
3 |
2 |
4 |
1 |
29 |
2 |
1 |
4 |
3 |
49 |
2 |
3 |
1 |
4 |
||||
10 |
3 |
2 |
4 |
1 |
30 |
4 |
1 |
2 |
3 |
50 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||||
11 |
3 |
2 |
4 |
1 |
31 |
4 |
2 |
3 |
1 |
51 |
4 |
2 |
1 |
3 |
||||
12 |
1 |
4 |
3 |
2 |
32 |
1 |
3 |
2 |
4 |
52 |
3 |
2 |
1 |
4 |
||||
13 |
3 |
4 |
1 |
2 |
33 |
3 |
1 |
4 |
2 |
53 |
2 |
3 |
1 |
4 |
||||
14 |
4 |
1 |
2 |
3 |
34 |
1 |
4 |
2 |
3 |
54 |
1 |
4 |
2 |
3 |
||||
15 |
3 |
4 |
1 |
2 |
35 |
3 |
1 |
2 |
4 |
55 |
3 |
1 |
2 |
4 |
||||
16 |
2 |
4 |
1 |
3 |
36 |
4 |
1 |
2 |
3 |
56 |
1 |
2 |
4 |
3 |
||||
17 |
3 |
1 |
4 |
2 |
37 |
3 |
1 |
2 |
4 |
57 |
3 |
1 |
4 |
2 |
||||
18 |
3 |
2 |
1 |
4 |
38 |
1 |
2 |
4 |
3 |
58 |
4 |
1 |
2 |
3 |
||||
19 |
2 |
3 |
4 |
1 |
39 |
1 |
4 |
2 |
3 |
59 |
3 |
4 |
1 |
2 |
||||
20 |
3 |
2 |
4 |
1 |
40 |
2 |
1 |
4 |
3 |
60 |
3 |
1 |
4 |
2 |
||||
Таблица 2.6
Рабочие весовые коэффициенты для обработки
первичных шкал опросника ВПМ
№№ шкал |
Коэффициенты |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
4 |
1 |
5 |
2 |
6 |
1 |
7 |
1 |
8 |
2 |
9 |
1 |
10 |
1 |
Баллы, рассчитанные с учетом весовых коэффициентов (табл. 2.6), по всем 10 шкалам суммируются, в результате чего получают итоговый первичный показатель, который затем переводится по табл. 2.7 в стэны.
Таблица 2.7
Оценка военно-профессиональной мотивации по опроснику ВПМ
Показатель |
Значение показателей |
|||||||||
Итоговый первичный показатель |
84-192 |
193-213 |
214-229 |
230-242 |
243-254 |
255-264 |
265-273 |
274-285 |
286-293 |
294-336 |
Стэны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
На завершающем этапе проводится определение для каждого обследуемого его индивидуального уровня военно-профессиональной мотивации. Краткая характеристика уровней представлена в табл.2.8.
Таблица 2.8
Краткая характеристика уровней военно-профессиональной
мотивации по данным опросника ВПМ
Стэны
|
Уровень военно-профессиональной мотивации |
Заключения и рекомендации |
8-10 |
Высокий |
Целесообразно поступление в военно-учебное заведение и военно-профессиональное обучение |
5-7 |
Средний |
Успешное обучение в военно-учебном заведении возможно; следует завершить формирование своей жизненной позиции |
3-4 |
Ниже среднего |
Обучение в военно-учебном заведении будет сопряжено с существенными затруднениями |
1-2 |
Низкий |
Обучение в военно-учебном заведении нецелесообразно. Следует предпочесть гражданскую профессию |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.