Восприятие литературы
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это прежде всего, его целостность, активность и творческий характер.
Два типа отношений к художественному миру произведения
эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения.
интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.
Уровни восприятия чтения
Фрагментарный уровень
(у детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное
представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных
событиях, они не могут установить связи между эпизодами);
Констатирующий уровень
(читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной
эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно);
Уровень «героя»
(читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении);
Уровень «идеи»
(читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму).
Младший школьник – «реалист».
В этом возрасте он не осознаёт особых законoв построения художественного текста и не замечает формы произведения. Его мышление остаётся деятельностно-образным. Поэтому сложная форма – препятствие на пути к пониманию содержания.
Восприятие произведения
Возрастная динамика понимания художественного произведения вообще и действующих лиц в частности может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщённому восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на его личностные установки. Сделать всё это самостоятельно младший школьник не может.
Учителю необходимо:
вместе с детьми прояснить, закрепить их первичные читательские впечатления;
помочь уточнить и осознать субъективное восприятие произведения, сопоставив его с объектной логикой и структурой произведения.
Уровни читательской зрелости учеников 1-2 и 3-4 классов существенно различаются
Учащиеся 1-2 классов не могут самостоятельно, без помощи учителя осознать идейное содержание произведения; дети не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно» и т.д.
Учащиеся 3-4 классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее, уже накоплен некоторый литературный и житейский материал, который может быть сознательно обобщён.
Вывод:
Для обеспечения полноценного восприятия младшими школьниками чтения, необходимо правильно организовать работу на уроке, чтобы дети правильно поняли главную мысль произведения, могли анализировать его и интерпретировать полученную информацию. Кроме того, важно учитывать жанровые особенности произведений и с их учётом подбирать задания для работы на уроке и дома.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.