«Опыт использования метода моделирование как одного из средств формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО»
«Использования метода моделирование как одного из средств формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО»
Цель: изучить
условия эффективного применения приема моделирования на уроках и во внеурочной
деятельности для оптимального процесса формирования универсальных учебных
действий младших школьников.
Задачи:
1. Изучить методическую и педагогическую литературу по проблеме использования
моделирования на уроках;
2.Систематически использовать метод моделирования в своей учебной деятельности.
3. Провести диагностику, направленную на выяснение уровня сформированности
познавательных учебных действий.
Актуальность
В условиях современного мира учителю необходимо применять на практике методы, способствующие более продуктивной учебной деятельности. Одним из таких методов является моделирование.
Моделирование – это образовательная технология, которая даёт возможность разнообразить формы и методы обучения, повысить активность обучающихся на уроке, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для возникновения положительной мотивации, преодолеть механическое усвоение знаний.
Использование моделей - актуально особенно в условиях постоянно увеличивающегося объема учебной информации, появления новых ее носителей и средств доступа к ней.
Моделирование существует давно, но как средство обучения стало активно осознаваться и приниматься сравнительно недавно.
Пётр Яковлевич Гальперин отмечал, что овладения моделированием в виде учебного действия диктуется не только его значимостью в качестве средства познания, но и психолого-педагогическими требованиями в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий.
Василий Васильевич Давыдов в своих исследованиях убедительно доказал, модель можно рассматривать как средство познания и обучения, как средство обобщения знания и опыта, планирования и регуляции различных видов деятельности.
В процессе моделирования дети учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).
Модель - это мостик от абстрактного к конкретному, по которому движется мысль школьника.
Начинать работу по внедрению метода нужно уже в 1 классе, т.к. при выполнении учебных задач приёмы моделирования и способы действия с моделью оказываются не только доступными для детей младшего школьного возраста, но и продуктивными в плане развития мышления обучающихся.
Модель рождается в совместной деятельности учащихся, а не предлагается в готовом виде.
Метод моделирования использую на всех уроках, но подробно хочу рассказать об уроках обучение грамоте и окружающего мира.
Все знают, чем буква отличается от звука. Букву мы пишем и видим, а звук произносим и слышим. Вот для того, чтобы увидеть звук мы составляем звуковую модель слова для этого мы используем цветные карточки: зеленый квадрат - мягкий согласный, синий квадрат – твердый согласный, красный – гласный звук.
Звуковой анализ слова – это сложнейшая программная задача, которая состоит из ряда учебных операций:
· «чтение» слова по схеме звукового состава с указкой;
· интонационное выделение звука в слове;
· изолированное называние звука, который был интонационно выделен;
· фиксация выделенного и названного изолированного звука фишкой. Сложную мыслительную аналитическую работу проделывает ребёнок при решении учебной задачи. Поэтому построение и работа с моделями дают возможность формировать важнейшие компоненты учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой операции, а за тем оценку и самооценку выполненного действия
Затем учимся составлять схемы - модели предложений. При проведении анализа звучащей речи модели – схемы помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в предложении.
Использование схем на разных этапах урока, как в подготовительный, так и в основной период обучения грамоте является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова и звуко-буквенный анализ при овладении чтения и письма.
В первом классе мы много работали с моделями слов и предложений, и результатом этой работы я считаю 100 качество знаний по литературному чтению и 83% по русскому языку у ребят во 2 классе.
При изучении окружающего мира метод моделирования используется практически на каждом уроке. Поскольку основным методом при организации деятельности на уроках окружающий мир является «исследование», а основной задачей для учащихся определяется умение выдвинуть гипотезы, спланировать и провести эксперимент, то понятно, что без создания объяснительных моделей невозможно достигнуть поставленных целей. Поэтому моделируется не понятие (какое-либо конкретное природное явление), а процесс взаимодействия, взаимосвязи между ними (не только «что происходит?», но и «почему происходит?», каковы причины того, что мы в данный момент наблюдаем).
Использую задания на моделирования взаимосвязи в природе. Составить цепь питания, характерную для природного сообщества.
Задания на установления причинно-следственных связей. Как может измениться температура воздуха, если подует ветер с юга? Что произойдёт в природе, если вырубят все леса.
Задание на сравнение, группировку. Сравните свойства снега и льда. Распределите по группам животных, которые питаются на лугу.(трясогузка, перепел, крот, сова, мышь, лисица).
Задание на умение читать и заполнять схемы, таблицы, карты. Ведения дневника погоды. Составления плана местности.
Использую метод моделирования не только на уроках, но и во внеурочной деятельности
В начале года нами было проведена входная диагностика направленная на выяснения уровня сформированности познавательных учебных действий.
Обучающиеся работали над долгосрочным проектом «Времена года», который длился с ноября по май.
Целью этого проекта было смоделировать сезонные изменения в природе, в зависимости от изменения температуры воздуха, на основе наблюдения, систематизации, сравнения, группировки изучаемых объектов по различным признакам.
Была проделана большая работа. Этот проект получил диплом третьей степени на конкурсе исследовательских и творческих работ, проводимом Областным центром экологии и туризма г Саратова.
Работа над проектом была длительной, одновременно с ней ребята продолжали учиться моделировать. Работали над составлением карты - маршрута «Дорога в школу». На карте – маршруте они с помощью условных обозначений, которые они придумают сами, обозначали все встречающиеся объекты окружающего мира.
Следующим шагом была работа детей над проектом «Живая карта села Большая Чечуйка».
Цель проекта: исследования, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции; выявлений взаимосвязей объектов.
Мы предложили детям лист бумаги формата А4, разделённый на 4 равных части – это природная зона, промышленно - бытовая зона, культурная и игровая зоны. Попросили детей посмотреть на наше село, представляя его сверху и нанести на карту с помощью условных обозначений, которые они должны придумать сами, объекты для каждой зоны. Подумать, как взаимосвязаны все представленные зоны нашего села между собой. Все десять обучающихся приняли участие в этой работе.
В конце года мы провели мониторинг результатов познавательных УУД детей на основе заданий, аналогичных мониторингу, проводимому в начале года. Сделали анализ результатов.
После проведения первой диагностики успешно могли сравнивать и группировать 40% обучающихся, работая дальше с заданиями дети повысили свой результат. И уже 65% учеников могли справиться с заданиями этого направления.
В начале года 35% детей успешно моделировали связь живой и неживой природы, теперь этот процент повысился и уже 60% учеников успешно отслеживают и моделируют связь природных объектов. Это достаточно большой скачок в развитии познавательных УУД.
Работая над проектами, дети много читали и заполняли схемы и таблицы, что привело к росту процента обучающихся, которые успешно справляются с этими заданиями. Вначале исследования это было 50 %, теперь это показатель вырос на 38 % и составляет 88%, обучающихся, которые свободно работают со схемами и таблицами.
Так же дети стали более свободны и увереннее в работе с условными обозначениями. Вначале это было 60% успешных показателей, теперь это 74% обучающихся.
Исходя из анализа мониторингов, мы сделали выводы: дети, работая с заданиями, основанными на методе моделирования, развивают познавательные универсальные учебные действия.
Конечно, мы не достигли 100% результатов, но уже в 4 классе трое моих обучающихся выступили с проектами на конференциях регионального уровня и заняли призовые места.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод об эффективности метода моделирования как одной из возможностей совершенствования предметных знаний обучающихся. Использование моделирования на уроках и внеурочной деятельности даёт хороший результат развития УУД, способствует развитию активного мышления ребёнка.
Моделирование для педагога – инструмент мониторинга и построения учебного процесса. Для ученика это – универсальный инструмент основного вида деятельности – обучения
Новизна опыта состоит в целенаправленном использовании приемов учебного моделирования для формирования у младших школьников метода научного познания, обеспечивающего их интеллектуальное развитие.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.