«ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССАХ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ»
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» стало внедрение системы профильного обучения в старших классах. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного обладания знаниями. Оно призвано обеспечить высокую степень готовности к продолжению образования.
МОУ «СОШ №11» х. Красночервонного осуществила переход к профильному образованию в 2011-2012 учебном году, сформировав социально-гуманитарный 10 класс на основе опроса учащихся и их родителей. На профильном уровне в школе преподаются обществознание, русский язык. Хочу обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня. На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах.
Изучение обществознания на профильном уровне предполагает изменение форм обучения. Формы и методы урочной и внеурочной работы в профильных классах разнообразны. Одна из форм – школьная лекция (обзорная, установочная, тематическая, лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция с применением «мозговой атаки»). Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, учебные тематические конференции, написание и защита рефератов, семинары – они активизируют самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. Диспуты, дискуссии, «круглые столы», лабораторные, практические занятия, зачеты и контрольные работы. Внеурочная работа служит продолжение учебной деятельности, развивает у них творческие способности. Учащиеся профильного класса участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
Каким технологиям я уделяю приоритетное внимание в работе с профильным классом в старшей школе?
· Игровые технологии. Игра служит своеобразной практикой для использования знаний, развивает умение самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Посредством игры активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, активизируются психические процессы: внимание, восприятие, мышление. Игра эмоциональна по своей природе и поэтому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
· Исследовательская деятельность. Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, те, кто выбрал для себя профессию юриста, могут взять для себя темой исследовательской работы «Суд присяжных в России: за и против». Те, кто мечтает стать журналистом - тему исследования могут определить такую: «СМИ и их роль в политическом процессе современной России». Работа над исследованием позволяет приучить к кропотливому труду, к терпеливости в процессе обработки информации, к умению тщательного анализа полученных результатов. Таким образом, использование проектно-исследовательских технологий позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивает познавательную и социальную активность, расширяет кругозор, учит применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности.
· Проблемное обучение. Приведу примеры проблемных вопросов: «Смертная казнь: за и против», « Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?». Особый интерес у учащихся вызывают проблемы безработицы среди молодежи, разводы в молодых семьях, рост преступности и наркомании среди подростков, проблемы толерантности, проблемы отцов и детей в современной семье, демографические проблемы. Использование методики проблемного обучения и в частности, проблемных вопросов, заданий и задач, по моему мнению, является наилучшим способом подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Также, в работе необходимо учитывать, что подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к экзаменам по другим предметам. Обществознание - это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. В заданиях часто встречаются вопросы, проверяющие знания школьника о современной политической и социальной обстановке в мире, и, для того, чтобы знать обществознание «на отлично» уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника: необходимо быть подкованным во многих социальных науках. Именно поэтому подготовка к экзамену должна строиться последовательно и систематично.
На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов. Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «УСПЕШНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ ГИА».
Этапы выполнения работы
I этап. Организационный (август – октябрь).
II этап. Информационный (ноябрь-январь).
III этап. Практический (октябрь – май).
IV этап. Аналитический (июнь-август).
I этап. Организационный (август – октябрь)
Организацию подготовки к проведению ГИА я начинаю с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:
Проанализировав полученные результаты, продумываю пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректирую план гимназии по подготовке к ГИА.
На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматриваются следующие вопросы:
1. Включение в планы работы школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ЕГЭ.
2. Утверждение планов по подготовке учащихся к ЕГЭ по всем предметам.
Диагностика и организация разноуровневого обучения
Проводится диагностика учащихся 10-11 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение тренировочно-диагностических работ, составленных по форме ГИА.
Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:
Опираясь на личный опыт по подготовке учащихся к ЕГЭ, учитывая особенности малокомплектной сельской школы и результаты административных диагностических работ, для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения класс разбивается на 3 группы.
Пример разбивки класса для подготовки к ЕГЭ:.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Группа «РИСКА» |
Учащиеся, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене при добросовестном отношении и желании - хорошую. |
Учащиеся - претенденты на получение хороших и отличных оценок. |
Работа по подготовке к ЕГЭ строится с учетом степени обученности и мотивации каждой группы учащихся.
II этап. Информационный (ноябрь-январь)
Содержание информационной работы с учащимися
1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся по правилам заполнения бланков:
2. Папка с материалами ЕГЭ (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).
III этап. Практический (октябрь – май)
После проведения административных, краевых тренировочно-диагностических работ заполняются диагностические карты подготовки к ЕГЭ, вырабатываются стратегии организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.
Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.
При работе с учащимися большое внимание уделяется:
Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.
Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ЕГЭ
По «Положению о проведении ЕГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.
В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью проводятся работы в форме ЕГЭ. Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.
Vэтап. Аналитический (июнь-август)
Анализ итогов ЕГЭ, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ЕГЭ (по необходимости).
Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим их собственную самооценку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.