«Опыт работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с ОВЗ»
Оценка 4.9

«Опыт работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с ОВЗ»

Оценка 4.9
docx
05.02.2020
«Опыт работы классного  руководителя   по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с ОВЗ»
духовно-нравственное воспитание.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ОВЗ»

Городского округа Шатура  Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Опыт работы классных  руководителей   по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с ОВЗ»

возраст –  12-16 лет

срок реализации 5 лет

 

 

 

 

Автор:

Шамова Наталья Николаевна

                    

 

 

 

 

г. Шатура

2020 год

  Духовно-нравственное воспитание – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением  и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. В системе образования – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся.

Что же такое духовность? Понятие «духовность» не имеет единого толкования, и различные мыслители определяли его по-разному. «Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». (По С.И. Ожегову)

А что такое нравственность. Совокупность норм поведения человека в обществе, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении… (Русский толковый словарь В.В. Лопатина)

  В настоящее время, когда на улице и дома, с экранов телевидения и Интернет  ресурсов  на  наших  детей и подростков льется поток непристойных выражений, иногда откровенных нецензурных высказываний, мы как  педагоги должны защитить неокрепшие души детей. Современная школа является «очагом культуры и просвещения» подрастающего поколения. В школе ребенок познает культуру поведения, морально-нравственные ценности, которые, к сожалению, в современных реалиях очень сильно искажаются, а иногда на первое место выходят материальные ценности.

  Актуальность этого важного вопроса определяется тем, что одной из главных задач образования в настоящее время является освоение школьниками общественной морали, патриотического воспитания, освоение духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Повсеместная компьютеризация, использование сети Интернет, владение новой техникой сегодня вытесняют духовно-ценностное измерение, способствует формированию новых нравственных установок в среде обучающихся, поэтому школьники практически перестали читать произведения русской классической литературы, которые как раз призваны воспитывать в людях духовность и нравственность. Произведения школьной программы изучают в сокращенном  или искаженном электронном варианте. Среди молодежи успешно внедрилась «новая форма» общения — переписка через Интернет и по мобильному телефону.  При общепризнанной загруженности обучающихся компьютер занимает одно из ведущих мест в формах проведения досуга. Кажущаяся в данном случае глобализация ведет к упрощению развития ребенка, утилизации его сознания, невосприятию культурного фона, к низкому уровню общекультурной подготовки,  снижению грамотности.

  Духовно-нравственное воспитание молодых - очень сложный и деликатный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие  в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у ребенка таких нравственных чувств, как совесть,  долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм, на воспитание таких качеств, как терпение, милосердие, незлобивость, способность различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных испытаний и служению людям и Отечеству, проявлению  духовной рассудительности, послушания, доброй воли. Для того, чтобы воспитать в ребенке нравственность и адекватное отношение к религии, одних бесед недостаточно. Духовно-нравственное воспитание школьников должно базироваться, прежде всего, на наглядности. Особенно это касается воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому классные руководители постоянно проводят разнообразную работу, вовлекая в них не только школьников, но и их родителей, общественность, духовенство.

  Новизна опыта и практическая значимость духовно-нравственного воспитания заключается в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной и воспитательной деятельности обучающихся, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств детей и подростков, а именно, ответственности, самостоятельности, доброжелательности, милосердию.

    В своей работе классный  руководитель  использует разные подходы и проводит различные мероприятия, чтобы воспитать в ребенке нравственность и  духовную культуру. Дело это очень непростое и сугубо индивидуальное, так как среди обучающихся и их родителей встречаются люди разных вероисповеданий, есть и ярые атеисты.  Классный руководитель не должен  оскорбить чьи-то чувства, задеть чьи-то интересы в своей воспитательной работе, поэтому при подготовке различных мероприятий необходимо продумать каждое слово, каждый шаг, причем не только свой, но и всех участников этого мероприятия.

  Ребенок, а затем и взрослый,  не знающий своей истории, своей культуры,  своих корней не может быть полноценным гражданином своей страны, своего города или села. Поэтому перед классным руководителем встаёт одна из главных задач - постараться показать обучающимся ориентиры, которые в дальнейшем помогут стать каждому  ребенку личностью. Именно  с взрослением идёт формирование его нравственного опыта, понимание слов «можно» и «нельзя», умение поступать согласно тому, как учат в школе и семье. Говоря о духовно-нравственном воспитании, нельзя не обратить внимания на его глубинную связь с истоками православной веры, с историей нашего народа. Одна из важнейших связей человека с окружающим миром - связь с родной землей. Без нее самый широкий системный подход будет неполным. Есть хорошая поговорка: «Что русскому здорово, то немцу - смерть». Когда мы говорим о человеческой душе и ее воспитании, то совершенно очевидно, что педагогические рецепты могут вырабатываться, только исходя из национального многовекового опыта.

  Необходимое звено в процессе духовно-нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого - сообщить ребёнку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. Эффективность духовно-нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

  Цель нашей работы как классных руководителей и учителей-предметников -  формирование  духовно-нравственных  качеств личности в условиях школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья и успешной интеграции их в общество.

  Для достижения  цели нами были  поставлены следующие задачи:

·        Становление  традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

·        Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.

·        Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культуре

·        Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству,  развитие ее материальной и духовной культуры.

·        Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали. Побуждение к добрым делам.

  Воспитательная работа с обучающимися  по духовно-нравственному воспитанию   классным руководителем осуществляется при помощи  самых разнообразных форм. Выбор этих форм  определяется многими аспектами, среди которых ведущими являются возраст обучающихся,  психологические  особенности классного коллектива, профессиональные умения педагога.

  Работа в классах, где мы являемся классными руководителями, показала необходимость проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию с обучающимися. Возраст обучающихся 8 классов  находится в такой фазе, когда  подросткам необходимо не только теоретическое знание моральных и нравственных принципов, по которым живёт общество, но необходимо прививать практические навыки применения теоретических знаний, т.е. чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по Л.С. Выгодскому). 

   Основными мероприятиями по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в наших классах являются деловые и ролевые игры, конкурсы, экскурсии, концерты, выставки, просмотры фильмов, встречи с представителями церкви и интересными людьми, празднование именин, анкетирование и  проведение светских и религиозных праздников. Во всех этих мероприятиях дети являются активными участниками  (с огромным удовольствием), а не пассивными зрителями.

    Только благодаря подобным мероприятиям, воспитывающим нравственность и духовность, обучающимся будет легче понимать и воспринимать реальность, а также делать попытки изменить ее к лучшему.

Работа по духовно-нравственному воспитанию в классах ведется по следующим направлениям:

1.        Традиции русского народа.  Данное направление включает в себя знакомство  с  православной  культурой русского народа. Проводятся занятия для обучающихся: «Православные праздник. Покров пресвятой Богородицы», «Рождество», «Крещение», «Масленица», «Праздник праздников - Пасха». На мероприятиях ребята узнают историю возникновения праздников, знакомятся с тем, как эти праздники отмечали раньше, внимательно изучают лики святых старцев, изображенных на  иконах. Все это способствует уважительному отношению к  традициям  и обычаям своего народа. Ежегодно в декабре наши обучающиеся совместно с инспекторами ГИБДД и Благочинием Шатурского района участвуют в Панихиде по  погибшим в дорожно-транспортных происшествиях. Организовывая экскурсии в местный краеведческий музей, мы преследуем цель познакомить обучающихся с историей своего края, знаменитыми людьми города и района, чтобы ребята чувствовали гордость за свою малую родину и преумножали богатства нашего края, которые исчисляются не столько природными ископаемыми и промышленным производством, сколько, главным образом, достойными людьми, ряды которых они могут со временем пополнить. Здесь, в музее, обучающиеся на наглядном примере знакомятся с укладом и бытом наших предков, проживающих когда-то в наших краях, с местными традициями. 

   Немаловажную роль  в становлении нравственной личности имеют классные часы на нравственные и духовные темы:  «Что такое толерантность?», «Герои XXI века», «Мой дом, моя крепость», «Мои идеалы», «Понять и принять», «Человек в обществе», «Моя будущая семья», «Кого я люблю» , «Этот праздник с сединою на висках…» и другие.

  Кроме того мы не забываем хорошие традиции советского времени и стараемся привить их нашим ребятам. Например, возложение венков и цветов к памятникам павшим воинам в Великой Отечественной войне,  участие в субботниках по уборке городской территории, помощь людям пожилого возраста.

2.       Становление социально-активной личности. Большую  роль в  становлении социально-активной личности  играет создание «ситуации успеха» для каждого подростка, где он самостоятельно может проявить свои самые лучшие качества.  Если ребёнок решает проблемы успешно без посторонней помощи или эта помощь незначительна, то его самооценка и вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. Без самоуважения нет уважения. Этому  способствует проведение  социально-значимых акций: «Ладошка доброты», где вместе с сотрудниками ГИБДД дети вручают символическую ладошку с добрыми  пожеланиями водителям и пешеходам, «Здоровье, твоё богатство», «Сдай макулатуру - спаси дерево», «Вахта добрых дел», «Письмо ветерану», «Птица Победы», «Поможем  птицам зимой», операция «Чистый двор» и другие.

3.       Формирование здорового образа жизни. Для становления  активной  личности необходимо физическое и психическое здоровье, которое  укрепляем и приумножаем, участвуя в «Весёлой зарядке», «Весёлых стартах», спортивных соревнованиях, играх «Безопасное лето» и «Безопасное колесо». Участвуем в классных и общешкольных акциях «Мы против наркотиков», «Нет табаку». Пропагандируем здоровый образ жизни среди родительской общественности, так как совместные  мероприятия благоприятно сказываются на всех участниках образовательного процесса.

4.     Литературное чтение.  Без художественного слова не обходится ни одно мероприятие. Это направление  помогает на примере художественных произведений и литературных героев сформировать  положительные качества личности. Литературные произведения - это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных жанров   народов  нашей страны и писателей зарубежных стран. На развивающих занятиях   мы стараемся   помочь обучающимся  понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы и устном творчестве народов разных стран. Ежегодно принимаем   участие  в  конкурсе «Живая классика», а так же  в конкурсе  «Эра фантастики». Проводим литературные викторины, помогающие лучше понять произведения русской классики и воспринять духовность и нравственность, которые в  этих произведениях заключены. Используем в своей работе и игровые формы. Например, проводим КВН, конкурс «Своя игра» на темы русских народных сказок, загадок, песен.

  Этой работой  подтверждается  сама цель нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - то  в результате  он будет  делать добро». Только учить надо системно, постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах в урочное и внеурочное время, на классных часах,  на уроках письма и чтения, с учётом  индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В  работе с классным коллективом используются такие технологи , как: педагогика сотрудничества ( автор Ш.А. Амонашвилли), коллективно-творческое дело (автор П.И. Иванов), игровые  технологии ( автор Н.Е. Щуркова), которые  оказывают  положительную  динамику  в  работе.

   От  педагога  в школе зависит, будет ли жизнь детей радостной, содержательной. Он может укрепить или  уничтожить веру ребенка в доброту людей, в свои силы. Хороший  классный руководитель – это олицетворение справедливости, защита. Это пример для подражания. И очень важно, каков будет этот пример для подражания, так как в силу своих особенностей, качеств личности у проблемного ребенка формируются  данные качества с помощью опоры на положительный пример. Внеклассная работа по формированию духовно-нравственного воспитанию  должна способствовать развитию детей, расширению их кругозора, совершенствованию знаний, умений и навыков. Педагогически организационное взаимодействие старших и младших создаёт широкие возможности для освоения обучающимися культурных ценностей, различных социальных ролей, преобразования имеющегося опыта старших и обогащения, развития опыта младших детей.

  Таким образом, говоря о духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся, мы говорим о любви к Отечеству, родной земле, своему дому и семье, о любви к ближним и уважению старшим. И уже сегодня наши дети должны стать хранителями историко-духовной памяти своего народа и традиций созидателей и защитников великой России. Хочется надеяться, что и в их души запало зернышко нравственности, которое со временем прорастет и даст плоды любви и добра, чего всегда так не хватает в этом мире. Воспитание человека, формирование свойств духовно-нравственной личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы дети  выросли честными, добрыми, заботливыми, трудолюбивыми людьми  и смогли  найти своё уникальное место в жизни. И очень приятно становится  на душе,  когда в  училищах и профессиональных колледжах, где дети продолжают своё дальнейшее  обучение их хвалят наставники и мастера, подчёркивая  положительные   качества их личности. Значит,  мы  не зря, так в этих детях сеяли разумное, доброе, вечное…


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с

Духовно-нравственное воспитание – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей

Духовно-нравственное воспитание – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей

Произведения школьной программы изучают в сокращенном или искаженном электронном варианте

Произведения школьной программы изучают в сокращенном или искаженном электронном варианте

Новизна опыта и практическая значимость духовно-нравственного воспитания заключается в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной и воспитательной деятельности обучающихся, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных…

Новизна опыта и практическая значимость духовно-нравственного воспитания заключается в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной и воспитательной деятельности обучающихся, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных…

Необходимое звено в процессе духовно-нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого - сообщить ребёнку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен…

Необходимое звено в процессе духовно-нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого - сообщить ребёнку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен…

Воспитательная работа с обучающимися по духовно-нравственному воспитанию классным руководителем осуществляется при помощи самых разнообразных форм

Воспитательная работа с обучающимися по духовно-нравственному воспитанию классным руководителем осуществляется при помощи самых разнообразных форм

Все это способствует уважительному отношению к традициям и обычаям своего народа

Все это способствует уважительному отношению к традициям и обычаям своего народа

Если ребёнок решает проблемы успешно без посторонней помощи или эта помощь незначительна, то его самооценка и вера в себя повышается

Если ребёнок решает проблемы успешно без посторонней помощи или эта помощь незначительна, то его самооценка и вера в себя повышается

Ежегодно принимаем участие в конкурсе «Живая классика», а так же в конкурсе «Эра фантастики»

Ежегодно принимаем участие в конкурсе «Живая классика», а так же в конкурсе «Эра фантастики»

Таким образом, говоря о духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся, мы говорим о любви к

Таким образом, говоря о духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся, мы говорим о любви к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020