Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой игры детей шестого года жизни»
Оценка 4.7

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой игры детей шестого года жизни»

Оценка 4.7
docx
13.05.2020
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой игры детей шестого года жизни»
доклад из опыта работы.docx

Сообщение из опыта работы «Организация сюжетно-ролевой игры детей шестого года жизни»

   Игра – не только интересное, любимое для ребёнка занятие. Многогранно её значение для человека, входящего в мир.

   В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

    Я работаю в детском саду 22 года  и  с большим интересом наблюдаю за детской игрой: в какие игры дети играют в  течение дня, как играют, как общаются. Из  наблюдений сделала  вывод: в любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В процессе обучения она является вторичным этапом. В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими.

  Передо мной, как   воспитателем детского сада стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. В группы ходят дети с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

      Я заметила, что у некоторых воспитанников группы  наблюдаются трудности в сфере социализации, а именно, проявляется излишняя робость, замкнутость, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, конфликтность, недостаточное развитие игровых умений. Дети не всегда могут назвать полностью свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию, затрудняются найти правильный выход из проблемной ситуации.

       Чем же можно объяснить социальную некомпетентность дошкольников? Можно назвать много причин. Но все они сводятся к одному знаменателю — взрослые (родители и  педагоги) не обеспечивают детей полноценным, познавательным общением.   Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый.  Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Ребенок  моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения. В дошкольном возрасте моделирование происходит через сюжетно — ролевую  игру.

          Как показывают мои наблюдения, к  5 годам наступил расцвет ролевой игры! Дети старшей группы уже  активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причем каждый раз сначала. Дети играют более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

      Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому я  уделяю большое внимание эстетике оформления атрибутов и игровых материалов . Они должны быть привлекательными для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время стараюсь научить детей поддерживать порядок в группе и воспитываю бережное отношение к игрушкам.

       Предметно-игровую  среду  групп стараемся  организовывать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.

       При организации сюжетно-ролевых игр я стараюсь учитывать индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, даю детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавляю их фантазию. Моя задача – умело  начать игру, заинтересовать детей, направить в нужное русло.

       Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр сделано своими руками, с помощью родителей : костюмы, атрибуты. Также предусматриваю наличие предметов, которые дети могли бы использовать в роли заменителей.

      Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной.  Я стараюсь  поддерживать этот интерес, содействую обогащению жизненного опыта, создаю все необходимые условия для развития игры, стимулирую творческую активность детей. Для обогащения игровых сюжетов провожу виртуальные экскурсии, читаю рассказы о профессиях, использую тематические беседы, показываю иллюстраций,  придумываю  истории, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине».   Рассказы о профессиях заинтересовывают  детей живыми образными сравнениями и дают пищу для воображения. Во время   тематических бесед уточняю представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета, вовлекаю детей в диалог, что позволяет показать модели замыслов игры и их развитие.  Чтобы вызвать интерес к игре  и пополнить знания о правилах поведения в различных ситуациях я подбираю произведения художественной литературы . Для того,  чтобы сюжетно- ролевая  игра развивалась,  необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать  развитию воображения. С этой целью использую дидактические игры. В них содержится комплекс разнообразной деятельности ребенка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи. С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы…

        Все эти формы взаимодействия  с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

      Чтобы создать условия в группе для развития сюжетно-ролевой игры я подобрала примерный перечень игровых тем; роли, которые могут выполнять дети; игровые действия.

       Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу. Например, в игре «Дочки-матери» мы объединили  несколько социоролевых игр. Очень важны время и место действия. Как и в обычной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий предлагаю я, но в процессе игры что-то может измениться. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама едет на машине на работу, дома хозяйничает «бабушка». Вечером они собираются, пьют чай, беседуют и все вместе едут на автобусе в театр. В театре садятся в зрительном зале, а на сцене дети поют, читают стихи, показывают сказочное представление. Когда концерт заканчивается, все идут домой, ужинают, готовятся к следующему дню. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного приукрашивается, упрощается, сглаживаются острые углы конфликтов. В такую игру мы можем играть не один день, мы ее растягиваем на два или даже три дня, а затем можем начать все с начала, но дети меняются ролями.

      Наблюдая за воспитанниками обеих  групп  я заметила, что любимыми сюжетами у детей 5-6  лет остаются игры в больницу, в поликлинику, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Поэтому мы  приняли  решение  пополнить игровую среду сюжетно-ролевыми играми “Поликлиника”+”Больница”+”Скорая помощь”+”Аптека” . Сюжеты игр детей в больницу не будут для них новыми, но сюжетные варианты, которые можно в них отразить, станут интересными и даже неожиданными, если используются в ситуации игр на другие темы. Это могут быть следующие игры-спутники:

в играх в семью: неожиданно происходит несчастье, у бабушки перелом ноги, ей требуется скорая медицинская помощь, которая увозит её прямо с улицы в травматологический пункт,  её кладут в больницу; родные каждый день посещают бабушку, поэтому она быстро поправляется;

в играх в транспорт: судовой врач внезапно обнаруживает тяжело больного пассажира и просит капитана немедленно изменить курс корабля; на остановке врач передает больного прибывшей машине скорой помощи, которая увозит его в ближайшую больницу;

в играх в спасателей: случилась авария или пожар, пострадали люди, врач скорой помощи оказывает помощь, увозит пострадавших;

в играх в детский сад: врачи из поликлиники пришли проводить осмотр детей, давать советы, как быть здоровыми и так далее.

    В руководстве игрой использую методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает  моё непосредственное участие  в сюжетно-ролевой игре это: выполнение ведущей или второстепенной роли; учет индивидуальных особенностей детей; оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем напоминаний, советов, предложений, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.       

 

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры,  использую  также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения,  разъяснения,  вопросы,  направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.  Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому, хорошо изучив характеры, склонности и привычки своих воспитанников я постоянно помогаю детям лучше узнать друг друга, обращаю их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.  При проведении  игр  использую  индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогаю  детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей выявляю положительные качества,  и создаю ситуацию успеха, чтобы повысить самооценку и улучшить положение в системе межличностных отношений. Широко использую похвалу за положительное поведение в игре легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаю  интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.  Для  более успешной социализации ориентирую детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами.

         Я люблю играть вместе с детьми. Главное в игре – сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в сюжетно-ролевых играх, дети смогли применить в повседневной жизни.  Я постоянно нахожусь в поиске новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно осваивать новые игры.

  Положительных результатов в развитии детей через игру, можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для них я приготовила ряд консультаций: «Игра и игрушка в жизни ребенка», «О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника», «С кем играет ваш ребенок» и др. , составила памятку для родителей «Игровой уголок ребёнка дома»  . Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимают все рекомендации, что очень помогает мне в работе. 

 

Заключение

    В процессе  своей работы я обратила внимание, что систематическое проведение и организация сюжетно-ролевых игр влияет на развитие коммуникативных данных ребёнка и на умение строить взаимоотношения с другими детьми. Она помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого в коллективе.

 

    Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.


 

Сообщение из опыта работы «Организация сюжетно-ролевой игры детей шестого года жизни»

Сообщение из опыта работы «Организация сюжетно-ролевой игры детей шестого года жизни»

Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя

Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя

Чтобы создать условия в группе для развития сюжетно-ролевой игры я подобрала примерный перечень игровых тем; роли, которые могут выполнять дети; игровые действия

Чтобы создать условия в группе для развития сюжетно-ролевой игры я подобрала примерный перечень игровых тем; роли, которые могут выполнять дети; игровые действия

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры, использую также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры, использую также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др
Скачать файл