Опыт работы отдела Экологического воспитания
Дворца творчества детей и молодёжи г. Магнитогорска.
Латыпова Зиля Шарифулловна,
педагог дополнительного образования
Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде. Одним из звеньев экологического образования в городе Магнитогорске является Центр экологического воспитания детей Дворца творчества детей и молодёжи.
Центр экологического воспитания детей структурное подразделением Дворца творчества детей и молодёжи города Магнитогорска. Всего во Дворце творчества 6 отделов, где трудятся 84 педагога и занимаются 6163 учащихся.
В Магнитогорске первая станция натуралистов появилась под эгидой Магнитогорского Металлургического комбината в конце 60-х годов на Левом берегу в Парке Культуры. В 1970 году была открыта ещё одна Станция Натуралистов на улице Уральской, она имела большой приусадебный участок и надворные постройки. В 2012 здание станции посчитали ветхим и её закрыли.
На данный момент в г. Магнитогорске одна станция натуралистов - Экоцентр. Он открыт для свободного посещения и пользуется популярностью среди жителей города, ежегодно Экоцентр посещают около 2.5 тыс. посетителей. Экоцентр включает в себя Музей природы, живой уголок и акватеррариумную. Сейчас в Живом уголке Экоцентра находятся более двухсот животных семидесяти видов: декоративные и домашние, представители экзотической и местной фауны. Музей Экоцентра имеет свой паспорт, который зарегистрирован в Челябинском министерстве образования и науки РФ. В Музее природы есть возможность познакомиться с коллекцией чучел млекопитающих, птиц, рыб, коллекцией плодов и семян.
Процесс экологизации культуры возможен по двум направлениям. Первое направление связано с индивидуальным образованием, воспитанием и другими формами воздействия на членов общества как личностей. Второе направление связано с необходимостью изменять в той или иной степени все сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую, духовную. В рамках первого направления наиболее проработанным элементом является существующая система дополнительного экологического образования. Именно педагогами Экоцентра осуществляется экологическое образование в рамках основных дополнительных, общеразвивающих, общеобразовательных программ. Воспитание происходит в различных формах: изучение правил поведения в природе с помощью символов, знаков, моделей, использование календарей природы и погоды, опыты и эксперименты с природным материалом и многое другое.
На базе Экоцентра работает 5 педагогов. Занятия проводятся на базе экологического центра, общеобразовательных и дошкольных учреждений города. Кружками экологической направленности заняты 435 учащихся в возрасте от 6 до 17 лет. Педагогами Экоцентра реализуются программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому направлениям. Обучение идёт по программам «Зоологи – краеведы», «Школа Айболита», «Фитодизайн», «Юный учёный», «В гармонии с природой».
Программы направлены на изучения местной флоры и фауны, содержания домашних животных и комнатных растений - на формирование системы научных знаний, взглядов, обеспечивающих становление ответственного отношения учащихся к окружающей среде.
С окончанием учебного года работа в Экоцентре не заканчивается, ребята продолжают обучение в профильном отряде летнего лагеря «Радуга» Дворца творчества детей и молодёжи. Среди других форм экологического образования, применяемые педагогами Отдела экологического воспитания можно отметить такие, как участие в работе научного общества учащихся, участие в различных конкурсах и олимпиадах и другое.
Экологическим центром осуществляется как образовательный, так и воспитательный процесс через организацию мероприятий различного уровня.
Уже более 30 лет педагоги отдела проводят акцию «Добрая зима». Школьники города, волонтёры, парламент школьников, занимаются сбором кормов, изготовлением кормушек, установкой их в парках и на пришкольных участках. Ребята ведут дневники наблюдений за поведением птиц на кормушках, фиксируют и используют информацию в дальнейшей работе по написанию проектов и исследовательских работ, с которыми выступают на городских научно-практических конференциях.
Не менее популярна традиционная акция «Братья наши меньшие». В течение года школы города собирают корма для животных живого уголка, а педагоги Экоцентра в свою очередь проводят для них экскурсии и Уроки Добра. Цель проведения такого рода акций является формирование экологически ориентированного общественного мнения, поэтому работе со СМИ уделяется особое внимание, регулярно на местном телевидении освещается работа Экоцентра.
Впервые в 2019 году был запущен городской экологический проект «Птичье новоселье. Сделано с заботой». Экологический проект-одна из форм экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий. Педагоги Экоцентра разработали методическое пособие по изготовлению искусственных гнездовий для птиц, консультировали школьников, которые вместе с учителями технологии, мастерили птичьи домики. В рамках проекта проводился конкурс «Лучший домик для птиц» по 5 номинациям. В конкурсе приняли участие 895 человек из 64 образовательных учреждений города, было изготовлено порядка 900 скворечников. Итоги конкурса «Лучший домик для птиц» были подведены на городском празднике, посвященному дню птиц. В награждении победителей экологического проекта участвовали социальные партнёры Экоцентра: Экологический парк. МАУ «Парки Магнитки», ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ». Работа еще не закончилась, сейчас ребята ведут наблюдения по заселению домиков птицами, отмечая также и их видовое разнообразие, и в будущем учебном году выступят на городских конференциях, таких конференций у нас много.
Огромным воспитательным и образовательным потенциалом обладают детские экологические конкурсы и конференции исследовательских работ. Традиционно каждый год проходит Городской конкурс исследовательских работ и экологических проектов «Первые шаги в экологии», в целях развития у обучающихся познавательного интереса к природе и привлечения внимания к экологическим проблемам нашей местности. Учащиеся города пишут и защищают проекты, исследовательские работы по экологии животных, экологии окружающей среды.
На протяжении 20 лет Экоцентром проводится Муниципальный этап областного конкурса юных экологов «Тропинка». Благодаря богатой коллекции музея природы, этапы на конкурсе проводятся с использованием натуральных природных объектов, такие как чучела животных, следы их деятельности, гербарий.
Актуальной составляющей экологической культуры личности является экологическая компетентность, которая проявляется в демонстрируемых обучающимся умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, выполнять проектные работы, анализировать информацию, включаться в экологическую деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными группами, организациями. Такое эффективное сотрудничество Экоцентра осуществляется с отделом туризма и краеведения ДТДМ «Экополис», в виде экологических экскурсий и походов, в процессе которых учащиеся получают возможность участвовать в полевых практиках по экологии, зоологии, ботанике. Полевые практики по экологии, зоологии, ботаники, один из основных методов экологического образования детей.
Познание природы края способствует нравственному воспитанию и является мощным стимулом для написания исследовательских работ. Процесс создания исследования, проекта, требует огромной подготовки и индивидуальной работы с обучающимися. Такая возможность у педагогов Экоцентра есть, ребята, занимающиеся исследованиями, обучаются по индивидуальным маршрутам.
Около 10 процентов территории Челябинской области занимают особо охраняемые природные территории, обладающие уникальными особенностями флоры и фауны, которые могут более широко использоваться в учебно-воспитательном процессе, в том числе и для воспитания экологического патриотизма. В «Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года» говорится о необходимости создания сети маршрутов и системы организации экологических походов и экскурсий (включая экотуризм) и при этом продумать таким образом, чтобы минимизировать возможный ущерб природной среде. Экологический центр тоже участвует в реализации этого проекта. По заданию Областного государственного учреждения «Особо охраняемые природные территории» педагогами Экоцентра, совместно с воспитанниками практикуются выезды на полевые практики в районы особо охраняемых природных территорий по изучению местной флоры и фауны. Результатом этой работы стали исследовательские работы учащихся и публикации педагогов в сборниках, статья в книге «Экологическая экспедиция «Синегория» автор Д.К.Дракова.
Воспитанники Экоцентра являются постоянными победителями городских, областных и российских конференций исследовательских работ. Такое количество победителей достигается за счёт работы с натуральными объектами. В рамках современных тенденций Экоцентру необходимо новейшее оборудование для изучения и обработки природного материала, полученного в результате полевых исследований, исследовательских работ, проектов. В плане развития Экоцентра создание эколого-биологической лаборатории. Руководство Дворца творчества и педагоги Экоцентра готовят заявку на получение гранта по этому направлению.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.