Опыт работы по формированию предметно-развивающей среды посредством технологии «Говорящие стены», для ознакомления с традициями и культурой народов России.
Добрый день уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по формированию предметно-развивающей среды посредством технологии «Говорящие стены», для ознакомления с традициями и культурой народов России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к организации развивающей предметно - пространственной среды дошкольного учреждения. Одно из требований – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Каждый день дети должны чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно и узнавать много нового. Основная проблема - нехватка пространства, воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения, точнее необходимой площади. Мы нашли выход решить эту проблему путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду. С этой целью в группе мною внедрена технология «Говорящая стена».
Цель внедрения технологии и основные задачи, которые я решаю при внедрении «Говорящих стен» вашему вниманию представлены на слайде.
Для достижения цели и решения поставленных задач нужно грамотно выстроить развивающую предметно-пространственную среду. Хочется отметить, что пространство нашей группы имеет достаточно центров детской активности с интеграцией в них технологии «говорящие стены».
Начну представление групповой среды с центра приветствия. В беседах с детьми отмечала, что давным - давно по русской традиции гостей встречали в русском национальном костюме (это был сарафан и кокошник) хлебом и солью. Поэтому, встречая своих воспитанников, мне нравится представать перед ними в русском народном сарафане, чтобы напоминать детям о традиции приветствия хлебом-солью.
Следующая «говорящая стена» представлена в центре «Информационное поле», здесь, за счет используемого демонстрационного материала, детям рассказываем о теме недели детского сада. В календарно-тематическом плане детского сада есть темы недели, праздники, связанные с традициями русского народа, например, такие как: «Осенины», «День народного единства», «9 мая», «Масленица», и мн. др.
Русские народные сказки имеют многовековую историю, они сохранились и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, поэтому в центре театрализованной деятельности мы продумали размещение магнитной доски. Магнитная доска используется нами как для самостоятельной игровой деятельности, так и совместной, со сверстниками. Нами разработаны различные виды театров, которые ребята обыгрывают на магнитной доске, при этом соблюдая последовательное изложение сказки или другого произведения. Слайд 8. На примере русской народной сказки «Теремок» дети на доске выставляют декорации на магнитах (теремка, животных), и, двигая их по росту, озвучивают сказку. Русские народные сказки для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание нравственных чувств, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Далее - центр познавательной активности, представляет собой настенное панно в виде шкафчика с секретом, внутри которого располагаются кармашки, наполненные различными играми и картинками на липучках. Внутри шкафчика с секретом на задней стене расположена фетровая основа, на которой мы располагаем картинки по теме недели. Например: при изучении темы «Новый год», мы с ребятами говорим о традиции наряжать ёлку, используя для этого изображение ёлочки, и наряд для нее - игрушки. При изучении темы «Знакомство с народной культурой» предлагали детям расставить по росту матрёшек. Работая с данным пособием, осуществляем индивидуальную работу по развитию познавательных способностей и речевой активности.
Следующий элемент говорящей стены - центр безопасности, представляет собой стенд в виде пожарной машины. Яркие наглядные пособия и интересные сюжеты, разыгрываемые с его помощью, позволяют детям осознавать всю серьезность и опасность, таящуюся рядом, так же дети знакомятся с событиями прошлого, о том, какую технику использовали для тушения пожара в давние времена.
В центре патриотического воспитания мы разместили символику нашей страны, изготовлены круги Луллия под названиями: «Предметы старины», «Символы масленицы», раскраски «Народы России», предметы народных промыслов, куклы - обереги, дидактические игры: «Одень куклу в народный костюм», размещено настенное панно «Озеро Байкал» и его обитатели, здесь дети закрепляют знания о флоре и фауне малой Родины – Сибири, есть фото с достопримечательностями родного города - Зима. Весь этот материал мы используем с целью воспитания любови к большой и малой Родине, к русскому народу, уважения к его традициям и культуре.
Детям 4-5 лет очень нравится не только познавать, проявлять свои способности, но и активно двигаться. Так, в центре двигательной активности, у нас имеется иллюстрированная картотека забытых подвижных игр. При рассматривании иллюстраций, детям объясняю, в какие игры играли их бабушки и дедушки, мамы и папы. В некоторые игры из этой картотеки мы играем с детьми, например, такие как: «Жмурки», «Прятки», «Резиночки».
В центре художественно-эстетического развития говорящая стена представлена ввиде настенной грифельной доски, где дети с интересом рисуют мелками. Например; мы предлагаем поиграть-порисовать в такие игры как: «Дорисуй балалайку», «Нарисуй неваляшку». Изображая различные рисунки и образы, у детей формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении, а также закрепляются названия символов России, народных росписей (дымковская, филимоновская, и другие).
. Таким образом, считаю, что, созданная нами развивающая предметно-пространственная среда в интеграции с технологией «говорящие стены» способствует формированию целостного представления детей о культуре и традициях русского народа.
Хотелось бы завершить
свое выступление словами одного из классиков отечественной педагогики, Антона
Семеновича Макаренко: «воспитывает всё: люди, вещи, явления…».
А в нашей группе воспитывают ещё
и стены.
Благодарю за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.