Опыт работы по мультпедагогике в д\с. Учимся рассуждать.
Оценка 4.7

Опыт работы по мультпедагогике в д\с. Учимся рассуждать.

Оценка 4.7
docx
17.08.2020
Опыт работы по мультпедагогике в д\с. Учимся рассуждать.
опыт работы К..docx

“РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО,

НО НУЖНО ИМЕТЬ МНОГО УМА,

ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ”

Г. ГЕГЕЛЬ

 

Развитие речи детей средствами мультпедагогики                                                  на основе дополнительной программы «Минутки философии»

Актуальность опыта.

Актуальность проблемы развития речи ребенка определяется поиском наиболее результативных педагогических средств в организации образовательного процесса ДОУ, среди которых большое место в последнее время приобрели телевизионные и компьютерные технологии. Проблема заключается в том, что в наше время ребенок может часами сидеть перед монитором или телевизором, смотря мультфильмы, но при этом сам ребенок не может внятно рассказать и объяснить, что он смотрел, о чем была информация, какие поступки совершал тот или иной его «любимый» герой. Дело даже не в том, что ребенок не может внятно объяснить, что и  о чем он смотрит, а в том – что именно он смотрит, чему учится, ведь многие мультфильмы несут в себе определенный посыл, и он может быть как положительным, так и, к сожалению,  отрицательным.

И если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия художественного слова, мультфильмов, то связанные с ним психические и эмоциональные процессы будут формироваться в неблагоприятную сторону. На помощь в этом случае к нам приходит авторская дополнительная программа «Минутки философии», где собраны материалы по  планомерному развитию нравственных качеств и позитивных свойств личности ребенка.

Основная идея опыта, его инновационная и практическая значимость

Основная идея опыта - это развитие речи ребенка, ее монологической формы на основе обучения старших дошкольников рассуждениям при прослушивании текстов художественной литературы, просмотре мультфильмов в свете решения проблем нравственного воспитания детей.

          Мультипликация, как произведения искусства, предоставляет широкие возможности  для расширения и углубления знаний о мире, в том числе о нравственных качествах, человеческих отношениях. Это означает, что ребенок совершает определенные действия в соответствии с полученной, переработанной информацией из вне (через зрение, слух), и часто без помощи взрослого не умеет определить, что здесь хорошо, а что плохо. Поэтому большая роль отводится взрослому, который находится рядом с ребенком и может помочь становлению его нравственных ценностей

Инновационная значимость опыта. В старшем дошкольном возрасте главным является не просто развитие речи, а обучение рассуждению. Как логическая категория рассуждение — это ряд суждений, которые относятся к определенному предмету или вопросу и следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений, то есть доказательств, вытекают другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос. Высказывание суждений есть своего рода действие. Дети 6—7 лет, высказав то или иное суждение, считают его окончательным или достаточным, не требующим доказательств. Чтобы продвинуть ребенка дальше в его рассуждении, считал П.П. Блонский, необходимы стимулирующие вопросы.

Инновационная значимость опыта работы состоит в умении воспитателя ставить проблемные вопросы, создавать проблемные ситуации и показывать детям путь их решения, чего было мало в традиционном обучении.

Практическая значимость опыта работы состоит в возможности использования его результатов воспитателями дошкольных учреждений и родителями в работе со старшими дошкольниками в ходе обучения рассуждению и монологической речи на основе просмотра мультфильмов или чтения детских литературных произведений.

Технологичность опыта:

Теоретическими предпосылками этого опыта выступают исследования, посвящённые изучению особенностей влияния и использования экранных искусств в образовании: вопросы психологических основ влияния искусства (П.М. Якобсон, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец) на становление личности.

В науке накоплены теоретические знания по вопросам включения в жизнь современного дошкольника экранной культуры (Д.И. Фельдштейн, К.Н. Поливанова, Т.Н. Леван), психологическим основам влияния мультфильмов (В.В. Абраменкова, М.В. Соколова, М.В. Мазурова, Е.О. Смирнова, Л.И. Баженова). Потенциал мультфильма как средства воспитания дошкольников изучался А.Ф. Бурухиной (развитие умений целеполагания с использованием мультипликационных фильмов), Ж.В. Мацкевич, Р.Г. Казаковой (развитие изобразительного творчества в рисовании дошкольников под влиянием мультипликационного кино), Е.А. Тупичкиной, Н.В. Олейник (формирование зрительской культуры в процессе просмотра мультфильма).

Цель опыта работы: развитие речи детей через анализ характера и поступков героев художественной литературы и мультфильмов, в контексте нравственного воспитания дошкольников, на основе дополнительной программы «Минутки философии».

Задачи:

1.     Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

2.     Создать условия для обучения детей умению решать проблемные ситуации по литературным произведениям (в форме мультфильма), излагать свои мысли понятно для окружающих, делать простейшие выводы. Продолжать формировать умение детей отстаивать свою точку зрения.

3.     Учить детей решать спорные вопросы средствами речи: убеждать, доказывать, объяснять, рассуждать, аргументируя свои слова.

4.     Формировать у детей представление о положительных и негативных моральных качествах; формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные и негативные качества у людей, героев, персонажей.

Ожидаемые  результаты:

·        повысится уровень развития монологической речи детей;

·        в активной речи детей появятся не только тезисы, доказательства, но и выводы (сделанные самостоятельно, то ли с воспитателем и другими детьми);

·        повысится уровень образности речи;

·        повысится компетентность детей в различении позитивных и негативных качеств и поступков героев, следование позитивным поступкам;

·        повысится уровень понимания идеи произведения, умения анализировать характеры героев, самостоятельности в решении проблемных ситуаций.

В работе с детьми были использованы следующие  методы и приемы, характерные  мультпедагогике:

·        Создание ситуаций успеха представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и "лёгкости” процесса обучения, взаимодействия.

·        Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения из мультфильмов.

·        Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия (фрагмента мультфильма) в виде доступной для дошкольника, образной и яркой проблемы.

·        Метод стоп-кадра, вниманию детей педагог предлагал фрагмент мультфильма, затем останавливал просмотр на нужном эпизоде и предлагал обсудить увиденный фрагмент мультфильма, или, возможно, поставил проблему нравственного выбора.

·        Метод создания креативного поля создаёт возможность поиска различных способов решений проблемных задач, поиска художественных средств в процессе игры – драматизации по произведению.

          Содержание опыта работы. Перед началом работы с детьми была проведена диагностика, которая проходила в 2 этапа, в сентябре и мае, с последующим анализом результатов. (Работа длилась два года). Диагностика показала, что четверть группы детей старшего дошкольного возраста вообще не смогли рассуждать, подбирать аргументы, доказывающие суждения, говорили простыми предложениями или краткими фразами, не всегда могли различить, какое это нравственное качество героя – позитивное или негативное, им все нравилось.

          Проведено анкетирование родителей о том, какие сказки и мультфильмы родители смотрят дома, с какой целью.

Анализ анкет показал, что все опрошенные имеют дома детскую библиотеку. По ее содержательному наполнению лидирующее положение занимают сказки, меньше половины родителей покупают   познавательную литературу. Родители обсуждают с детьми прочитанное (10 человек – 71%), предлагают пересказать (4 человека – 29%).

Выяснилось, что родители практически не контролируют, что именно ребенок смотрит по телевизору или компьютеру, он самостоятельно выбирает что и сколько смотреть, и только 2% опрошенных ответили, что дети не смотрят телевизор и им не читают сказок. Результаты диагностики детей были учтены при постановке задач опыта работы.

         Следующим этапом работы была разработка перспективного плана работы по использованию мультфильмов и художественной литературы по решению задач нравственного воспитания, с учетом полученных результатов диагностики предыдущего года и особенностей восприятия литературы детей данного возраста. В соответствии с требованиям программы «Растим личность», работу планировала по блокам: ООД, совместная  и самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями.

 Постепенно, в процессе работы  формировалась папка с методическими материалами: конспекты ООД, подборка дидактических игр, видеотека.

На 1 этапе работы:

Создание  развивающей предметно - пространственной среды.

В групповой комнате, где проводятся занятия, стоит телевизор и проигрыватель DVD, в дошкольном учреждении для занятий были предоставлены доска и проектор в методическом кабинете, дающие возможность детям просмотр на большом экране кино и мультфильмов. 

В группе оборудован театральный уголок, где представлены разные виды театров, театральные куклы: материал для игр драматизаций – пальчиковый театр; подобраны мягкие игрушки – прототипы сказочных персонажей, отражающие их характерные особенности, используемые детьми в инсценировании, импровизации, диалогах.

Создана библиотека «Читай-ка» с подбором книг по определенной теме,  постоянно проводятся  выставки произведений авторов детских книг, разных жанров и возрастных особенностей, согласно с требованиями Типовой программы «Растим личность».

В родительском уголке появился уголок «Мои любимые сказки», где помещали:

ü в рубрике «Объяснялка» словарики новых слов по сказкам, картинки – объяснялки новых слов, рисунки - понималки смысла слова  (сени, салазки, скалка, бадья, ступа и др.)

ü рубрика «Любимая сказка/мультфильм» - рисунки любимых героев сказок «Мой любимый герой мультфильма».

ü «Словарь мульт-характеров» (создан детьми совместно со взрослыми).

На 2 этапе работы было проведение образовательной деятельности с детьми, планирование которой осуществлялось в соответствии с Типовой образовательной программой ДНР «Растим личность» по тематическому принципу.

Основные методы работы, которые были использованы в ходе:

·        Чтение художественных произведений и просмотр м\ф и кино;

·        проведение интегрированных занятий;

·        проведение проектной деятельности по созданию сказок на основе мультфильмов (Карты Проппа) и др. дид игры;

·        литературные викторины и конкурс сказок;

·        театрализованные представления и спектакли по сюжетам произведений и м\ф; проведение  игр – драматизаций и творческой драматизации;

·        проводятся мульт - физминутки,

·        проектную деятельность (например, проект «Как снимается мультфильм»), познавательных викторин (например, «Отгадай мультфильм», «Знаете ли вы художников мультипликаторов»),

·        создание ситуаций экспериментирования с образами и сюжетами знакомых сказок и м\ф;

·        экскурсии в библиотеку;

·        сюжетно-ролевая игра в «Библиотеку», «Театр»;

·        рисование и иллюстрирование знакомых сказок и любимых героев мультфильмов;

·        выставки поделок и творческих работ по мотивам произведений;

·        работа в книжном уголке, в мастерской по «лечению» книг;

Были проведены занятия:

1.     «Доброта» на основе м\ф «Мешок яблок»     

2.     «Делай так, как хочешь, чтоб сделали тебе. Щедрость» на основе м\ф «Мешок яблок» 

3.      «Жадность» на основе м\ф «Жадность», «Золотая антилопа»

4.      «Зависть» на основе м\ф «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» и «Белоснежка» (фрагментарно).  

5.      «Как научиться держать язык за зуба ми?» на основе м\ф «Золотой ключик» - фрагментарно.

6.     «Есть ли правила у носа? на основе м\ф «Золотой ключик» - фрагментарно.

7.     «Сильный и слабый. » на основе м\ф «Подарок для самого слабого».

8.     «Желания и мечты.» на основе м\ф «Цветик семицветик»  

9.      «Правда и ложь» на основе фрагмента из м\ф «Пинокио»

10.  «Хваставство» на основе м\ф «Зайчишка хвастунишка»

11.    «Влияние гордыни на поступки свои и чужие» на основе м\ф «Лягушка царевна»  

12.  «Законы дружбы – вместе лучше»   на основе м\ф «По дороге с облаками»

13. «Вместе лучше - семья»     на основе м\ф «Кукушка и скворец»

14.   «Можно ли быть одиноким в обществе других?» на основе м\ф «Гадкий утёнок».

15.  «Как можно растопить «хлодное» сердце?» на основе фрагмента из м\ф «Снежная королева».

16.  «Милосердие и сострадание» на основе фрагмента из м\ф «Снежная королева».

Одной из интерсных форм работы с детьми был Мульт-театр с мягкими игрушками.

Работа Мульт - театра направлена на осмысление нравственного подтекста литературного произведения, которое легло в основу сюжета мультфильма и отражение своего отношения к поступкам героев. Кроме этого в процессе участия детей в театрализованной дея-
тельности по сюжетам мультфильмов социально-нравственной направленности дошкольники осваивают основные термины («актер», «режиссер») и дополнительных позиции («сценарист», «оформитель», «костюмер»), включаются в художественно-творческую деятельность.

Ведущим методом реализации детской деятельности в мульт-театре является театрализованная игра.

Примерный алгоритм занятия с использованием мультфильма:

 1. Вступительное слово. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о … (высказывает наиболее общую мысль мультфильма). Либо задаёт проблему опираясь на дидактическую игру или иллюстративный материал.

2. Показ мультфильма (фрагмента).

3. Беседа. Вопросы детям, обсуждение, выводы.  Задача – получение детьми нового знания, умение объяснить увиденное.

 4. Игра на основе выводов, упражнение «волшебные замки».

В ходе работы и в процессе проведения различных форм и видов работы дети были ознакомлены:

-       с различными произведениями художественной литературы, с жанрами художественной литературы, их особенностями, понятием «автор» произведения;

-       с мультпродукцией как видом исскуства, ее назначением, с профессиями людей, работающими их над созданием; с особенностями мультфильмов, как наглядного вида передачи художественных произведений;

-       с разнообразием нравственных характеристик героев сказок и мультфильмов;

-       с порядком построения рассуждений в монологической речи.

                            В ходе деятельности дети приобрели опыт:

-       литературный,  в процессе сочинительства, придумывания и проигрывания новых сюжетов сказок, мультфильмов; участия в сказочных викторинах и  конкурсах;                                                                                                                                             

-       отражения впечатлений в  изобразительных видах творчества – лепке и рисовании, в творческих видах деятельности –  играх - драматизациях, сюжетно - ролевых играх, театрализованной деятельности;

-       участия в создании рисунков – мультфильмов.

Работа  с родителями. Были проведены следующие педагогически оправданные формы работы с родителями:

-       родительское собрание  на тему «Роль детской литературы и мультфильмов в развитии ребенка»;

-       обмен семейным опытом по приобщению детей к чтению книг;

-       информация в родительском уголке «Что узнали, чему научились», с презентацией информации о книгах и мультфильмах, которые соответствуют возрасту ребенка,

-       памятка о важности детского чтения; памятка о вреде телевизора для дошкольников, правилах просмотра мульфильмов;

-       список сайтов, способных помочь в выборе литературы для чтения и мультфильмов.

Родители в результате проведенной с ними работы стали более активными участниками образовательного процесса.

Таким образом, в ходе работы по данной теме удалось реализовать педагогические условия, обеспечивающие личностное развитие ребенка - дошкольника, развитие его монологической речи,  организовать предметно – пространственную развивающую среду, обеспечить интеграцию учебно-воспитательного процесса, использование инновационных методов обучения, разнообразных форм занятий  и  игр, обеспечить взаимодействие с семьей.

Результативность опыта работы

·        повысился уровень монологической речи: высказывания стали более стройными, логичными, последовательными;

·        в активной речи детей присутствуют не только тезисы, доказательства, но и дети стали делать то ли самостоятельно, то ли с воспитателем и другими детьми выводы; повысилась образность речи;

·        увеличилась компетентность детей в различении позитивных и негативных качеств и поступков героев, следование позитивным поступкам;

·        дети, более глубоко, стали понимать идею произведения, анализировать характеры героев, стали самостоятельно давать название тексту, в зависимости от его понимания.

Перспективность опыта.

Работа по развитию речи с использованием мульт. продукции в обучении рассуждению детей дошкольного возраста будет иметь дальнейшее продолжение в будущем. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня этой работы, овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения и оценки - все эти и другие учебные действия требуют достаточно высокого уровня развития связной (диалогической и монологической) речи и продолжения этой работы в период школьного обучения.

 

 

Список используемой литературы:

 

1.     Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.

2.     Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.

3.     Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.// Восп. шк. - 2005. - №9. - С.45-54.

4.      Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002.

5.     Эстетическое воспитание и развитие детей школьного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002.

6.     Бизикова О.А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста:Учебное пособие. — Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 55 с.

7.     Бычкова А.А. « Развитие образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» Выпускная квалификационная работа – 55 л.

8.     Бурухина А.Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми. https://www.sfera-podpiska.ru/vospitateldou/posts/multfilmy-v-vospitatelno-obrazovatelnoj-rabote-s-detmi

9.     Бурухина А.Ф. «ВНИМАНИЕ! МУЛЬТФИЛЬМ!» https://docplayer.ru/46086449-Buruhina-a-f-vnimanie-multfilm-kniga-dlya-roditeley-i-pedagogov.html

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО,

РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО,

Поэтому большая роль отводится взрослому, который находится рядом с ребенком и может помочь становлению его нравственных ценностей

Поэтому большая роль отводится взрослому, который находится рядом с ребенком и может помочь становлению его нравственных ценностей

Цель опыта работы : развитие речи детей через анализ характера и поступков героев художественной литературы и мультфильмов, в контексте нравственного воспитания дошкольников, на основе дополнительной…

Цель опыта работы : развитие речи детей через анализ характера и поступков героев художественной литературы и мультфильмов, в контексте нравственного воспитания дошкольников, на основе дополнительной…

Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия (фрагмента мультфильма) в виде доступной для дошкольника, образной и яркой проблемы

Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия (фрагмента мультфильма) в виде доступной для дошкольника, образной и яркой проблемы

На 1 этапе работы: Создание развивающей предметно - пространственной среды

На 1 этапе работы: Создание развивающей предметно - пространственной среды

Библиотеку», «Театр»; · рисование и иллюстрирование знакомых сказок и любимых героев мультфильмов; · выставки поделок и творческих работ по мотивам произведений; · работа в книжном…

Библиотеку», «Театр»; · рисование и иллюстрирование знакомых сказок и любимых героев мультфильмов; · выставки поделок и творческих работ по мотивам произведений; · работа в книжном…

Ведущим методом реализации детской деятельности в мульт-театре является театрализованная игра

Ведущим методом реализации детской деятельности в мульт-театре является театрализованная игра

Что узнали, чему научились», с презентацией информации о книгах и мультфильмах, которые соответствуют возрасту ребенка, - памятка о важности детского чтения; памятка о вреде телевизора…

Что узнали, чему научились», с презентацией информации о книгах и мультфильмах, которые соответствуют возрасту ребенка, - памятка о важности детского чтения; памятка о вреде телевизора…

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2020