Опыт работы по организации наставничества в ДОУ
Оценка 4.8

Опыт работы по организации наставничества в ДОУ

Оценка 4.8
docx
05.11.2023
Опыт работы по организации наставничества в ДОУ
описание практики.docx

Опыт работы по организации наставничества

 МБДОУ «Детский сад №16» г. Кропоткин, Кавказский район, Краснодарский край

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №16»

Меденикова Татьяна Петровна

Стаж педагогической деятельности: 33 года

«Первый год, он сложный самый»

Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач. Молодые педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Но педагогическое образование не гарантирует успех начинающему молодому специалисту.

Педагог – это не профессия, это образ жизни.

Современный ритм жизни требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. В первый год своей профессиональной деятельности молодой воспитатель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях. Начинающий воспитатель должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить и заинтересовать детей на занятиях. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, воспитанники, родители. Для молодого специалиста этап «вхождения в профессию» сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.  От того, как он пройдёт, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдёт себя в другой сфере деятельности. И я, как педагог-наставник, должна помочь молодому воспитателю, чтобы профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений».

Поэтому, на мой взгляд, первый год педагогической деятельности – он, действительно, сложный самый.

Современный воспитатель – это человек, сохраняющий в себе черты психолога, наставника, друга и не только для детей.

Работа в паре с молодым специалистом, педагогический путь которого только начинается, вызывает у меня желание помочь преодолеть трудности в профессиональном становлении. Если вовремя не поддержать молодого педагога, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и личностной.

Основной задачей, как наставника, в первый год работы молодого специалиста, считаю–помочь молодому специалисту приобрести такие профессиональные качества, чтобы они соответствовали стратегии развития отечественного дошкольного образования, обеспечивая сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства:

·         понимание современных задач учреждения;

·         умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и

·         физического здоровья детей;

·         проявление заботы о поддержании индивидуальности каждого ребёнка;

·         умение создавать и обогащать предметно-развивающую образовательную среду;

·         умение осуществлять инновационную деятельность по внедрению

·         современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

·         способность к самообразованию.

Работу, как наставника молодого специалиста в первый год профессиональной деятельности, делю на два основных этапа:

1 этап – начинается всегда с знакомства с молодым педагогом. Мы говорим о том, что стало основанием для выбора профессии воспитателя, об её увлечениях и интересах. Какой она видит себя в будущем. Решаем, каким должен быть педагог и, конечно, что она ждёт от своей профессиональной деятельности – таким образом, начинаем первый этап «Вхождение в профессию».

Первый этап:
 «Вхождение в профессию»
изучение нормативных правовых и инструктивных документов,Разработка и обсуждение планирования,Ознакомление с новинками учебно-методической литературы,Определение форм взаимодействия,Выбор темы самообразования
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Основная цель первого этапа - предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

 

На втором этапе необходимо сначала изучить основную образовательную программу дошкольного образования; Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» и возрастные особенности детей, узнать индивидуальные особенности детей группы, познакомиться с родителями. Вот теперь можно смело переходить к практической деятельности.

Основные цели второго этапа - накопление опыта, поиск лучших методов и приёмов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. А также формирование профессиональной компетентности, а именно:

Психолого-педагогическая компетентность- теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса.

Коммуникативная компетентность- практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

Методологическая компетентность- Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

Информационно-коммуникационной компетентности- практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

Исследовательская компетентность- умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности.

Второй этап
Практический
Создание условий для профессионального роста Координация действий в соответствии с задачами ДОУ
Помощь по подбору и использованию пособий, игрового и дидактического материалов
Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Итогом каждого этапа является осмысление полученных результатов:

·    Достигнута ли поставленная цель? Если нет, то почему? Если да, то в какой мере?

·    Все ли задачи решены? Какие задачи остались нерешёнными?

·    Какие задачи в течение года были трансформированы?

·    Какой профессиональный и личностный опыт мы приобрели?

·    Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества?

 

В результате сотрудничества с молодыми специалистами у них постепенно складывается своя система работы, появляются собственные разработки, они внедряют в свою работу новые технологии. Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Адаптацию в профессии можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами, родителями воспитанников, сам педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, ощущает себя успешным человеком.

Я думаю, что именно совместная деятельность наставника и молодого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Стремясь к внедрению качественных изменений в жизни детского сада, я понимаю, что самое важное – это умение создать атмосферу доброжелательного сотрудничества, быть внимательным ко всем участниками образовательных отношений, понимать и принимать их потребности и, в то же время, быть готовым вести за собой. Китайский философ Лао-Цзы сказал: «Чтобы вести за собой людей, надо идти за ними».

Через год молодые педагоги уходят «в свободное плавание», но это не значит, что наше сотрудничество на этом заканчивается. На перспективу последующего профессионального роста всегда советую молодым специалистам, встающим на самостоятельный путь педагогического совершенства, следовать семи золотым правилам для педагога:

 

1.Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).

2.Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).

 3.Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).

4.«Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).

5.Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

 6.Никакая большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов).

7.Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опыт работы по организации наставничества

Опыт работы по организации наставничества

Работу, как наставника молодого специалиста в первый год профессиональной деятельности, делю на два основных этапа: 1 этап – начинается всегда с знакомства с молодым педагогом

Работу, как наставника молодого специалиста в первый год профессиональной деятельности, делю на два основных этапа: 1 этап – начинается всегда с знакомства с молодым педагогом

Коммуникативная компетентность - практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги)

Коммуникативная компетентность - практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги)

Итогом каждого этапа является осмысление полученных результатов: ·

Итогом каждого этапа является осмысление полученных результатов: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2023