Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дивинская средняя общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
Опыт работы по организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в изучении правил дорожного движения и безопасного поведения дошкольников и учащихся 1 класса в дорожно-транспортной среде.
Работу провела: старший воспитатель
МКОУ Дивинской СОШ Панова Т.А.
2020 г
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности вопрос ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.
Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.
Так как у детей не большой опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве, дети этого возраста нетерпеливы и подвижны, они больше других подвергаются опасности на дорогах.
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольного учреждения – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В детском саду и школе ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге, тем самым значительно расширится социальный опыт ребенка, сформируется социальная позиция, усовершенствуется умения и навыки, подготовится к самостоятельной жизни, увеличится возможность сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Задача педагогов - разработать и использовать такие педагогические технологии, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объёма знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей.
До сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании и отражены во ФГОС ДО.
Встает вопрос, как построить образовательный процесс по формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах?
С целью выявления недостатков в работе ДОУ по ознакомлению дошкольников с ПДД, два года назад мной был проведен анализ форм и методов работы с детьми, реализуемых воспитателями. Анализ показал, что 70% информации дети получали на организованных занятиях, которые планируются эпизодически и 30% - в ходе режимных моментов: прогулки, чтения художественной литературы, игровой деятельности. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 70% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей Правилам дорожного движения дома, а многие из родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и, ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческая деятельность, ИКТ и т.д.), выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовать просветительскую работу с родителями.
Новизна опыта
Новизна моего опыта заключается в организации опытно-экспериментальной деятельности и использовании инновационных технологий в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, подготовке ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечению личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах. Обучение воспитанников и учащихся 1 класса происходит в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.
Работая над опытом, руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Правила Дорожного Движения Российской Федерации;
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";
-ФГОС ДО, ФГОС НОО;
- Образовательная программа дошкольного отделения МКОУ Дивинской СОШ.
Цель моей работы: подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Формировать у детей соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность.
2. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
3. Воспитывать - личность, способную проявлять гуманные чувства: доброту, отзывчивость и сострадание, быть осторожными и осмотрительными.
4. Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей, как участников дорожного движения.
Ожидаемый результат
· Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД.
· Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
· Проявление гуманных чувств: доброта, отзывчивость и сострадание.
· Устойчивый интерес у родителей к безопасности детей, как участников дорожного движения, участие взрослых в совместной деятельности с детьми.
Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы над проблемой:
Этап 1. Теоретические основы исследования обучения детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
1.1. Исследование проблемы обучения дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
1.2. Организация воспитательно-образовательной деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице.
1.3. Построение систематизированной работы по изучению правил дорожного движения и безопасному поведению на дорогах в детском саду и школе.
Этап 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников и учащихся 1 класса правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
2.1. Изучение состояния работы в группах по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
2.2. Создание необходимых условий для обучения детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах, используя инновационные методы работы и материально-технический потенциал для воспитания грамотных участников дорожного движения.
2.3. Педагогические технологии, используемые в работе по обучению дошкольников и учащихся 1 класса безопасному поведению на улице и правилам дорожного движения.
2.4. Подборка диагностирующего инструментария и анализ полученных результатов. Заключение.
1.1. Исследование проблемы обучения дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать эффективность специальных методов и форм работы в обучении детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах и правилам дорожного движения.
Объект исследования: процесс обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах и правилам дорожного движения.
Предмет исследования: формы и методы обучения дошкольников и учащихся 1 класса безопасному поведению на дорогах и правилам дорожного движения.
Гипотеза исследования: обучение детей дошкольного и начального школьного возраста безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей дошкольного и начального школьного возраста;
2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;
3. Осуществлять сотрудничество с семьей дошкольников и школьников.
Задачи:
1. Теоретически изучить проблему обучения детей дошкольного и начального школьного возраста безопасному поведению на дорогах и правилам дорожного движения;
2. Апробировать свой план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах старших дошкольников и учащихся 1 класса;
3. Разработать диагностический инструментарий по определению уровня знаний и умений по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах;
4. Разработать методические рекомендации по осуществлению работы по ознакомлению с ПДД детей старшего дошкольного и начального школьного возраста.
Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса методов исследования:
- теоретический анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы;
- анализ документов ДОУ;
- изучение опыта работы дошкольного учреждения;
- анкетирование, экспериментирование.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современных условиях воспитания дошкольников и учащихся 1 класса важным фактором является обучение детей безопасному поведению на дорогах. Под обучением безопасному поведению на дорогах понимается педагогический процесс, направленный на обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах; формирование у детей навыков и наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных мест и умение обходить их; воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры.
2. Успешность и эффективность обучения детей дошкольного и начального школьного возраста безопасному поведению на дорогах обеспечивается совокупностью условий, таких как:
-учет возрастных особенностей детей дошкольного и начального школьного возраста;
-использование игровых форм и методов обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;
-предметные игры, игры творческие, сюжетно - ролевые;
-осуществление сотрудничества с семьей дошкольников и учащихся 1 класса.
3. Показатели знаний и умений детьми правил дорожного движения позволяют определить уровни знаний и умений по соблюдению ими правил дорожного движения.
Вопросы обучения детей дошкольного и начального школьного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах, в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, это мы находим в исследованиях Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшина, Н.И. Клочанова, М.М. Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгиной и др.
Я изучила несколько программ по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах и изучению правил дорожного движения. Авторы разных программ оставляют за дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. Почти все программы требуют обязательного соблюдения основных их принципов: реализации всех разделов, системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.
Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности актуальна не только для педагогов и родителей. К её решению подходят писатели, научные сотрудники, инспектора безопасности дорожного движения, пропагандисты. В отечественной педагогике в последние годы все больше проводятся исследования по обозначенной проблеме.
1.2. Организация воспитательно-образовательной деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице.
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного и начального школьного возраста безопасному поведению на улице.
Инновационный подход к организации воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками и учащимися 1 класса по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
2. Обучение детей дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
В нашем дошкольном учреждении обучение безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Воспитательный процесс осуществляется:
1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
Воспитание детей по дорожной теме происходит постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций. Особенно часто используется принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с детьми детского сада и школы, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Нами обязательно учитывается следующую закономерность: чем больше у воспитанников и учащихся сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике.
Проведение занятий с дошкольниками в детском саду, с учащимися в школе, предусматривает развитие познавательных способностей у детей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них: умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт; умение различать величину транспорта; умение определять расстояние до приближающегося транспорта; знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка); понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей; умение связно выражать свои мысли. Все эти вопросы отражаются в общей программе воспитания детей.
Каждое из занятий имеет свои цели и задачи:
1.Ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике: пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка "зебра", опасность, безопасность, авария, дорожно-транспортное происшествие;
2. Познакомить с основными видами транспортных средств;
3. Определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в районе проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад; проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;
4. Разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;
5. Рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;
6. Научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, санках;
7. Обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.
При обучении детей учитываются следующие данные научных исследований:
1. Дошкольники младшей группы способны запомнить только два-три ярких признака предметов;
2. Дети средней группы могут запомнить три-четыре признака предмета;
3. Дети из старшей группы запоминают не больше пяти-шести признаков предмета. Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета.
Таким образом, при реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитатель определяет для себя цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет), к которым он стремится, формируя и развивая у детей навыки безопасного поведения на улице.
1.3. Построение систематизированной работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда различных методов и приемов.
Такая система обучения должна решать следующие задачи:
1. Формировать у детей соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность.
2. Необходимо обучать детей не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
3. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
5. Привлечь родителей воспитанников к изучению и обучению правил дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения нужно иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой:
· Ребёнок - пешеход;
· Ребёнок - пассажир;
Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, игру.
Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучению распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей:
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
5. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
6. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
7. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
8. Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Так, в первой младшей группе нужно научить детей различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора. Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа). В старшей группе и 1 классе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой. В старшей, затем в подготовительной группах дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону.
Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.
2.1. Изучение состояния работы в группах по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Исследование проводилось в дошкольном отделении и начальной школе МКОУ Дивинской СОШ, Болотнинского района в поселке Дивинка. В исследовании принимали участие воспитанники Дивинского детского сада, учащиеся 1 класса, педагоги. На этом этапе было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах. Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что безопасности жизнедеятельности детей уделяется большое внимание: стимуляции развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе в детском саду учат детей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Обучение основам безопасности в ДОУ проводится по программе Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице». Однако, исследуемой проблеме, а именно обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах, достаточного внимания не уделяется. Затем был проанализирован календарный план воспитателей. Выявлено, что воспитатели, опираясь на годовой план дошкольного учреждения, отражают в календарных планах задачи обучения детей основам безопасности на занятиях, прогулке, экскурсиях. Изучив оснащение методического кабинета, следует отметить, что методической литературы по обучению детей правилам дорожного движения недостаточно. Кабинет оснащен небольшим материалом для обучения детей правилам дорожного движения.
С целью определения отношения воспитателей к обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах, было проведено анкетирование воспитателей. В анкетировании участвовало 4 воспитателя, 1 учитель начальных классов. Анкета состояла из трех вопросов.
1. Какие трудности возникают при организации занятий по обучению дошкольников и школьников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах? Воспитатели назвали следующие трудности: недостаточно времени на занятии, уроке для организации работы с дошкольниками, недостаток демонстративного материала.
2. Дает ли эффект работа по обучению детей безопасному поведению на дорогах на занятиях? Все воспитатели, учитель начальных классов дали положительный ответ.
3. Какие виды игры вы используете при обучении дошкольников безопасному поведению на дорогах. Воспитатели ответили: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-путешествия, творческие игры, словесные игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитатели и учителя понимают, оценивают значение работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах, обладают достаточными знаниями для его осуществления, но работа малоэффективна, т.к. отсутствует система работы.
Затем было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка. С целью выявления уровня знаний у родителей было проведено анкетирование. В анкетировании участвовало 32 родителя. Им были заданы следующие вопросы:
1 .Объясняете ли вы своему ребенку правила дорожного движения? Ответы родителей показали, что 70% родителей объяснят своему ребенку правила дорожного движения, 30% - редко, иногда.
2.Организуете ли вы сюжетно-ролевые игры на знание правил дорожного движения с ребенком? 40% родителей ответило, что организуют сюжетно-ролевые игры на знание ПДД с ребенком, 35% - иногда, 25% ответили, что на это не хватает времени.
З.Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать обучать ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах? В ходе проведённого анкетирования 70% родителей ответили, что надо начинать обучение детей правилам дорожного движения с дошкольного возраста, 30% родителей считают, что это целесообразно делать со школы.
4.Обращаете внимание на знание и умения вашего ребенка в сфере правил дорожного движения? Обращают внимание 50% родителей; 30% - редко, в зависимости от случая к случаю; 20% вообще не обращают внимание. Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость знаний и умений в соблюдении дошкольника осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на обучение ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Анализируя в целом понимание необходимости обучения детей дошкольного и начального школьного возраста правилам дорожного движения, воспитателями и родителями, и состояние современной практики детского сада и в семье можно сделать следующие выводы:
в детском саду и школе уделяется внимание решению задач обучения безопасному поведению на дорогах детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используются однообразные методы и формы работы. Воспитателями группы работа по данной проблеме ведется, но недостаточно, так же как и учителями; педагоги и родители осознают необходимость обучения правилам дорожного движения с дошкольного возраста.
С целью выявления уровня обучения безопасному поведению на дорогах я использовала тест «Проверь себя» (для детей от 6 лет).
Цель - определить уровень знаний по безопасному поведению на дорогах в старшей группе и в 1 классе.
Задача ребенка найти лишнее слово.
1.В понятие «транспорт» входит ... (машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор). 2.У машины есть ... (колеса, руль, парус, педаль, фары).
3.Пешеход имеет право ... (переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
4.Водителю велосипеда можно ... (ездить, не держась за руль; двигаться по крайней правой полосе в один ряд; двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
5.Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего). За правильный ответ присваивается: 8-10 баллов - высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения; 5-7 баллов - средний уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения. 4 балла и ниже - низкий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.
Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, имеет понятие о различных категориях транспорта, знает правила движения пешеходов, велосипедистов. Средний уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, но часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов. Низкий уровень - ребенок плохо знает дорожные знаки, не разделяет транспорт по категориям, правила движения пешеходов, велосипедистов знает недостаточно.
Результаты таковы:
У детей есть знания и умения соблюдения безопасного поведения на дорогах, но они нечеткие, дети часто путаются в ответах. Необходимо проводить работу по повышению уровня знаний и умений соблюдения правил дорожного движения с дошкольниками.
2.2. Создание в группах необходимых условий для обучения детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах, используя инновационные методы работы и материально-технический потенциал для воспитания грамотных участников дорожного движения.
Сначала я организовала работу с педагогами, ориентированную на обучение дошкольников и учащихся 1 класса правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Педагогическому коллективу требовалось создать новые условия для усовершенствования обучения дошкольников и школьников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Средством достижения поставленных образовательных задач явились инновационные технологии работы с детьми:
Игровые |
направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность: |
Проектная деятельность |
направленная на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность, музыкально-художественную деятельность |
Творческая деятельность |
направлена на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность (мелкая моторика). |
Проблемные ситуации |
Направленные на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность. |
ИКТ |
Направленные на познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, деятельность |
Здоровьесберегающие |
Направленные оздоровительную, двигательную, познавательно-исследовательскую деятельность |
В качестве принципов организации воспитательно-образовательного процесса, считаем наиболее значимыми следующие:
· принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
· принцип научной обоснованности и практической применимости;
· принцип необходимости и достаточности;
· принцип гуманизма – уважение личности ребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил;
· принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия;
· принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира;
· принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и продуктивной деятельности;
· принцип педагогики сотрудничества.
Содержание системы реализуется:
· через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры;
· на специально организованных занятиях по безопасности. Все занятия сохраняют форму занимательной, увлекательной игры, реализация интегрированного подхода делает обучение дошкольников более интересным, развивает потенциал самих дошкольников;
· в совместной деятельности взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной, необязательной форме (в ходе режимных моментов, прогулок);
· в развивающей среде группы (изо-деятельность, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
Методы и приемы, реализуемые в работе:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем (подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить).
2. Словесные приёмы - рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого.
3. Игровые приемы - занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами, словесные игры, элементы сюжетно-ролевых игр.
4. Наглядные приемы - иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.
5. Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы.
6. Использование театра – спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей.
7. Использование музыкального репертуара.
8. Практические действия детей - разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.
В процессе воспитания детей педагоги детского сада и школы учитывали следующее:
- важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
- в детском саду и школе идет обучение не только по правилам дорожного движения, но и по правилам безопасного поведения на дорогах;
- педагоги не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к дороге, наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года (гололед на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д. )
- обучение проводится не только на занятиях, но и в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям лучше усвоить правила дорожного движения;
- проводятся досуги, развлечения, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные результаты приносят проведение викторин с детьми подготовительной группы детского сада и первоклассниками Дивинской школы, (бывшими выпускниками детского сада),
- семинары – практикумы, методические объединения, консультации для педагогов, взаимопосещение занятий;
- педагоги развивают у детей такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;
- используют все доступные формы работы с детьми;
- в каждой группе детского сада имеется игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой медицинской помощи), светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)
- в каждой группе детского сада педагоги создают возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на детей и взрослых, возможные опасные ситуации, читают детям художественную литературу, используют опыт семей по обучению детей безопасного поведения на дорогах и т.д.
Большое внимание уделяется работе с родителями. На собраниях и в беседах с родителями подчеркивается ту моральная ответственность, которая лежит на взрослых. Родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Поэтому перед педагогами стояла задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать также своих детей. Только в тесном содружестве детского сада, школы и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
2.3. Педагогические технологии, используемые в работе по обучению дошкольников безопасному поведению на улице и правилам дорожного движения.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький). С точки зрения психологии, игра, как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение воспитанниками в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях. Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности – основной. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры. Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:
1. Эмоционально - психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих.
2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость.
3. Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения. Игра по инициативе педагогов направлена на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те игры, которые обучают дошкольника безопасному поведению на дороге. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.
Интересной и эффективной формой работы стала организация игр-соревнований: «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных знаков». В подвижных играх не только обогащался жизненный опыт детей, но и совершенствовались двигательные навыки и умения, ловкость, быстрота, координация движений.
В совместной и самостоятельной игровой деятельности дети активно используют строительный материал и предметы-заместители, выстраивая «Улицы города», «Заправочную станцию», «Парковку». Дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевые игры: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция».
Педагоги широко используют в практике работы со старшими дошкольниками и учащимися 1 класса викторины, где ребёнку предоставляется возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание Правил дорожного движения, а так же получить социальный опыт взаимодействия со сверстниками. В процессе конкурсов дети состязаются в выполнении каверзных заданий, проблемных ситуациях: «Подскажи верное решение», «Найди ошибку».
В процессе совместной деятельности детям предлагаются педагогические ситуации. Источником для разработки ситуаций послужили факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, просмотренный видеофильм, иллюстративный материал, моделирование ситуации негативного поведения детей в транспорте, затем предлагается найти правильное решение и проиграть ситуацию вновь.
Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения позволяет педагогам сделать занятия более интересными, нетрадиционными, насыщенными, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. На занятиях, с использованием информационных технологий, в подавляющем большинстве случаев дети не оценивают свою деятельность как занятие, стимулом для работы становится не доминирующая роль воспитателя, а собственное желание детей поучиться правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта «Дорожная Азбука» дошкольники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а также закрепили правила поведения в пассажирском транспорте, изучили дорожные знаки. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, чтение художественной литературы, дидактические игры «Назови дорожный знак», «Какой предмет лишний», создание мини-музея «Автосалон», исследовательскую деятельность, изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Также дети участвовали в проектах: «Моя безопасность», «Я – пешеход» и др.
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Творческая деятельность направлена на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. Дети нашего детского сада всегда принимали участие в районных конкурсах по ПДД. В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.
Неотъемлемой частью образовательной работы являются целевые прогулки. Прогулки проводятся по дорогам поселка в разное время года, дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, разнообразие транспорта, изучают назначение дорожных знаков. При этом обращается внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. На прогулках наблюдают за движением транспорта, пешеходов, различают транспортные средства по названию и величине (большой и маленький), легковой автомобиль, автобус, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, устанавливают простейшие причинно-следственные связи в окружающем мире. В течение года прогулки периодически повторяются для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.
Во время экскурсий по улицам посёлка, в лес педагоги обращают внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следят за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Наблюдения сопровождаются рассказом, художественным словом, рассказами детей о ситуациях, произошедших с детьми на дороге из личного опыта.
В ходе экскурсии беседуем о безопасности дорожного движения, отвечаем на вопросы о светофоре, правилах перехода улицы по пешеходному переходу.
Предметно-развивающая среда
Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:
- наглядно-дидактический материал:
· настольно-печатные игры;
· дидактические игры;
· атрибуты для кукольного театра;
· атрибуты для развлечений;
· атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
· плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации;
· разрезные картинки, тематические альбомы;
· подборка художественной литературы, книг-раскрасок.
Для проведения занятий, бесед по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге используются:
· игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);
· модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);
· разрезные картинки, кубики, мозаики;
· настольно-печатные игры, развивающие игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.
Разработаны методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, экскурсий, консультации для педагогов и родителей.
Организация работы с родителями.
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только воспитателем и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей. Поэтому важно донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так, же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада, школы и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
С этой целью:
· в уголке для родителей размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте, консультации «О значении обучения детей ПДД», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком», памятка родителям-водителям, памятка «Правила перевозки детей в автомобиле»;
· на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды педагоги объясняют, какая моральная ответственность лежит на взрослых.
· разработаны материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге;
· проводятся родительские собрания с показом фрагментов занятий, беседы, консультации;
· привлекаются родители для участия в проектной деятельности.
Работа с педагогами.
С целью распространения опыта работы в детском саду был проведен педагогический совет «Правила дорожного движения для дошкольников», на который были приглашены и учителя начальных классов, где был утвержден план работы по ПДДТТ, старший воспитатель и педагоги проводили консультации «Организация проектной деятельности с детьми по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения», «Организация НОД и режимных моментов по профилактике ДДТТ», уроки безопасности в летний период, «Система мероприятий в ДОУ по профилактике ДДТТ» и другие. В рамках методической недели был организован коллективный просмотр непрерывной образовательной деятельности под общей темой «Знание правил дорожного движения – наша безопасность!».
2.4 Подборка диагностирующего инструментария и анализ полученных результатов. Заключение.
Работая в течение двух лет по данной проблеме, используя в своей работе инновационные технологии, мы достигли хороших результатов.
Диагностику уровня знаний детей по правилам дорожного движения проводили индивидуально. Ребёнку предлагалась серия вопросов, проблемных ситуаций.
Динамические показатели результатов диагностики (в разрезе 2014-2015, 2015-2016 учебного года) представлены в таблицах:
Старшая группа (20 детей)
Начало года |
Конец года |
||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
25% 5 чел. |
55% 12 чел. |
20% 3 чел. |
39,5% 7 чел. |
60% 12 чел. |
0,5% 1 чел. |
Динамические показатели результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1 класса за 2 года.
Необходимо проводить работу систематически по повышению уровня знаний и умений соблюдения правил дорожного движения с дошкольниками.
Таким образом, диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает такие результаты: основная масса детей хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров. Результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений в группах изменились в лучшую сторону.
Заключение.
Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний по обеспечению безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм. Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, ИКТ, проектная деятельность, развивающая среда выступают мощным средством обучения, которые позволяют избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Необходимо своим примером показать детям, как нужно правильно вести себя на улице. Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения.
В нашей работе был проведен анализ педагогической
литературы, посвященной данной проблеме, раскрыта необходимость построения
систематической работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному
поведению на дороге и необходимость использования различных форм и
методов, как во время занятий, так и в свободное время. Нами была изучена
методика руководства занятиями по ПДД. Проведенная нами работа по обучению
детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно
включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению
логических задач и поиску верного решения.
Планирование
дальнейшей работы:
· пополнить методический кабинет литературой по правилам дорожного движения, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр;
· в системе вести всю работу с целью реализации единой линии предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства;
· привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.
Приложение
НОД по ПДД Танец дорожных знаков
Целевая прогулка Родительское собрание
Игровая ситуация «Как правильно Конкурс «Семья за детство без
обходить автобус» опасности» (видеоролик)
Фотоконкурс «Наша семья соблюдает ПДД»
Проект «Дорожная азбука»
Уголок «Дорожная азбука» НОД
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.