Опыт работы по программе "Мой дом" возрастная категория 8-16 лет
Оценка 5

Опыт работы по программе "Мой дом" возрастная категория 8-16 лет

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—7 кл
21.03.2024
Опыт работы по программе "Мой дом" возрастная категория 8-16 лет
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.
опыт работы по программе мой дом.docx

МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Каслинского муниципального района.

 

 

 

 

 



Опыт работы воспитателя 3 группы «Аврора»

 Шевчук В.Г

по программе "Мой дом"

Модуль «Семья и её функции,

 традиции и праздники»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Касли, 2024 год.

 

Воспитание — дело трудное,

и улучшение его условий —

одна из священных обязанностей

каждого человека, ибо нет ничего

более важного, как образование

самого себя и своих близких.

Сократ

 

       Семейное воспитание детей в условиях детского центра - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в центр помощи в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в асоциальных семьях приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.

В центре помощи воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский центр, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в центрах помощи пока не существует. Многие центры разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в центре, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Программа «Мой дом» разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании практического опыта работы Каменского детского дома № 1 г. Камень – на – Оби, Алтайского края, программы Г. И. Плясовой «Воспитание семьянина детского дома». Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.

В каждой такой семье 8 – детей, некоторые из которых связаны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.

Программа рассчитана на долгосрочное пользование и рассчитана на возрастной контингент детей 8-16 лет. В программе четко определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в детском учреждении (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках центра).

Программа «Мой дом» включает в себя пять теоретико – практических блока:

1 блок - «Семья и её функции»;

2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;

3 блок – «Домашний труд в семье»,

4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;

5 блок – «Самосовершенствование личности».

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указано как их решать).

Программа циклична, ребенок находясь в детском центре, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.

Блок «Самосовершенствование личности», строится на основе курса разработанный Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными особенностями детей.

Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница». Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства.

Для себя я выбрала из программы блок «Семья и её функции» и дополнительно «Семейные праздники и традиции».

В процессе реализации программы использую следующие методы: объяснительно - иллюстративный, деятельностный, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

В процессе работы с воспитанниками использую следующие методы и формы работы:

1.     Специально организованные занятия:

·         Беседы;

·         Рассказы;

·         Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;

·         Семейные чтения;

·         Разбор ситуации на определенную тему;

·         Разговор за семейным столом;

·         Демонстрация фильмов о семье и семейных праздниках;

·         Практические занятия;

·         Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения спальных комнат и групповой.);

·         Создание семейных альбомов;

·        Семейные походы, экскурсии.

·        Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.

·        Семейные вечера на выбранную тему.

·        Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).

·        Семейные игры: (шашки, домино, шахматы, кроссворды)

·        Час семейного отдыха.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основные цели программы:

1.     Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.

2.     Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков.

3.     Подготовка молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни.

 

Практические задачи программы:

1.     Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений.

2.     Активизировать и развивать социальные наклонности.

3.     Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально - личностного развития участников программы.

4.     Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.

5.     Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

6.     Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.

 

Сегодня я хочу представить свой опыт работы в семейной группе «Аврора» по блоку «Семья и её функции, традиции и праздники» в условиях центра помощи детям. Я работаю с группой ребят от 11 до 17 лет. Своих воспитанников мне бы хотелось видеть грамотными, успешными, подготовленными к жизни, умеющими трудиться и уважать труд других, ведущими здоровый образ жизни. Хочу видеть своих воспитанников в роли носителей нравственных норм и представлений о семье и её функциях в жизни каждого. 

Моя цель: Формирование у детей представлений о семье, как одной из высших ценностей человеческого бытия через различные виды деятельности. 

Задачи моей деятельности соответствуют требованиям сегодняшнего дня, соответствуют возрастным психологическим особенностям моих воспитанников, их возможностям - раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», «семейные праздники и традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха; - развивать навыки ответственного поведения в группе, в семье; - показать необходимость уважительного отношения к родным и близким; - воспитывать у детей чувство ответственности за свой дом, за порядок в нём, чувство маленького хозяина, отвечающего вместе с другими за уют и комфорт; - также продолжить работу по формированию коллектива, атмосферы, межличностного общения; - формировать навыки позитивного и конструктивного взаимодействия с людьми; познакомить с историей возникновения семейных праздников;

- показать роль праздников в жизни семьи;

- обобщить и расширить знания о семейных традиционных  праздниках.

Воспитательную деятельность выстраиваю через: организацию досугообразовательного пространства; коллективную, групповую, индивидуальную формы работы с воспитанниками; взаимодействие с педагогами центра помощи детям, образовательных и культурных учреждений города. В рамках программы «Мой дом» приоритетным направлением моей воспитательной деятельности является, формирование у ребят нравственной основы семьи. На сегодняшний день я работаю в рамках двух блоков, они дополняются реализацией  модулей:

1        Модуль: «Семья и её функции»;

     2 Модуль: «Семейные традиции и праздники.» 

Занятия по модулям дополняют ту работу, которая ведётся планомерно по формированию у воспитанников культуры семейных отношений. Это: ценность душевной теплоты, отзывчивости и заботы; ценность труда, взаимопомощи; ценность здоровья; ценность семейных праздников и традиций; В достижении положительного результата в формировании у воспитанников представления о семье, её функциях, семейных праздников и традиций в особое внимание уделяю формированию коммуникативных навыков общения, этот раздел красной линией проходит по всем направлениям деятельности, так как считаю, какой бы деятельностью ребёнок не занимался, какие бы социальные роли не выполнял, он всегда, везде вступает в отношения. И они должны приносить и пользу, и успех, и радость. Вся эта работа направлена мной на помощь детям на практике сформировать систему нравственных качеств путем изучения русских культурных традиций, раскрыть бытовую и общественную жизнь различных слоев российского общества, носителей народных традиций, показать конкретные жизненные формы и духовные проявления, которые существуют у русского народа.

Используя такие формы и приёмы работы как  интерактивные игры, беседы. Ребятам удаётся в дальнейшем позитивно включаться в разработку и реализацию проектов социальной направленности, в экологические проекты, в модули различной тематики. Образовательные проекты, события помогают моим воспитанникам погружаться в новые социальные роли, воспитанники находят свой индивидуальный способ поведения, общения. Взаимодействуя с другими детьми, воспитанники приобретают такие качества, как приветливость, добродушие, взаимопомощь, уважительное отношение к людям, ответственность за дела, и я уверена, что в будущем они перенесут это в свою дальнейшую жизнь и в свою семью. При подготовке к семейной жизни очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье, не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка. Вот тут и помогают те ценности, которые будут так необходимы ребёнку и в дальнейшей жизни. Ценность душевной теплоты, отзывчивости и заботы развивает в детях чувство товарищества, дружбы, достоинства, помощи, сопереживания. Это - семейные праздники, семейные игры, чтение книги на ночь и т.д. Я считаю, что это те предпосылки, которые в будущем мои воспитанники перенесут и в свою семейную жизнь. Ещё одна немаловажная ценность труда, взаимопомощи, которая предполагает не только научить детей трудиться, выполнять технические задачи – навести порядок где – либо, а воспитать самостоятельность и ответственность, вырабатывать взаимопомощь. Желание трудиться, делать что – то своими руками становится теперь потребностью многих и средством воспитания важных качеств: терпение, усидчивость, аккуратность, уважение ко всякому труду. Это просматривается и на тех кружках дополнительного образования, которые посещают дети и конечно в нашей повседневной жизни, это и трудовые десанты, дежурства по наведению порядка и уюта в наших комнатах. И конечно, это не только уют в интерьере нашего дома, но и комфорт душевной теплоты, когда нам всем хорошо и уютно рядом. Это достигается теми делами, которые помогают детям проявлять и чувствовать заботу по отношению к другим (на кружке «Мастерица» воспитанники шьют различные красивые вещи, а потом это в торжественной обстановке вручается или сестре, брату и другим членам семьи. Не эта ли будет в будущем заботливая мама и рукодельница. В воспитании семейных ценностей здорового образа жизни идёт на протяжении всего воспитательного процесса в группе. Учу ребят развивать умения поддерживать здоровый образ жизни через различные приёмы и формы работы: «Своё здоровье береги, сам себе ты помоги», рисуночная арттерапия, экологический проект «Тропа здоровья». Походы в лес: знакомство с лекарственными растениями нашего леса», КТД: «Нам нужен ЗОЖ», и другие показывают, что воспитанники не только стремятся к физическому совершенству, но и к знаниям, которые помогут в будущем справляться не только с недугами, но и с другими катаклизмами жизни. Ценность традиций отражается на тех знаниях, формах деятельности и поведении детей на примерах трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, которые объединяют, для которых характерны проявления взаимной заботы, атмосферы сердечности и человеческой близости. Кому-то может показаться смешным, но проводить генеральную уборку в группе по воскресеньям – это стало нашей доброй традицией. У каждого есть свои обязанности, каждый занят работой – кто–то моет пол, кто – то вытирает пыль, поливает цветы, хлопает ковры, выносит мусор. Дети всегда делают работу дружно, с заботой и поддержкой. Стало доброй традицией, наполнять фотоальбом нашими фотографиями, где собираются фото в течение многих лет педагогами этой группы. Ещё одна традиция нашей группы рефлексивные пятиминутки, семейные чаепития, на которых мы не только распиваем чаи, но и говорим, рассуждаем, решаем свои проблемы. Все эти традиции оказывают сильное воздействие на детей, не только это сплачивает коллектив, но и помогает нам находить ответы на многие вопросы. Хочется сказать ещё об одной форме работы, это семейное чтение, которая призвана не только осуществлять интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание будущего строителя своей жизни, но и через книгу ребёнок учится вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Те произведения, которые мы изучаем (сказки, произведения классиков русской литературы, современных писателей) учат трудолюбию, уважению старших, взаимопомощи; учат дружить, сострадать, помогать другим. И как результат всей моей работы, это не только уровень теоретических знаний у детей о семье, ее функциях, взаимоотношениях в семье, роли отца и матери, о домашнем труде, хозяйстве семьи, ее бюджете. Умение проводить совместный досуг; - наличие неидеализированного портрета будущего супруга или супруги. Я считаю, мною направление выбрано правильно и я на правильном пути по реализации программы «Мой дом».


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

1.     Рост уровня общей социализированности воспитанников.

2.     Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.

3.     Развитие гуманных коллективистских отношений в группах - «семьях».

4.     Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы - «семьи».

5.     Знание воспитанниками культуры российской семьи: (их традиций и праздников)

6.     Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.

7.     Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности.

8.     Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика результатов усвоения программы «Мой дом» по модулю «Семья и её функции, традиции и праздники».

 Итоги мониторингов за 2019-2023 гг.

 

 

         Вывод: На протяжении пяти лет — 2019 - 2023 г.г. прослеживается положительная динамика результатов освоения модуля «Семья и её функции, традиции и праздники» по итогам мониторингов. Уровень усвоения повысился с 34% в 2019 году, до 87% в 2023 году, на момент окончания воспитанниками учреждения, что соответствует высокому уровню развития воспитанников центра.


 

МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и…

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и…

Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина

Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина

Программа циклична, ребенок находясь в детском центре, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и…

Программа циклична, ребенок находясь в детском центре, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и…

Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков

Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков

Воспитательную деятельность выстраиваю через: организацию досугообразовательного пространства; коллективную, групповую, индивидуальную формы работы с воспитанниками; взаимодействие с педагогами центра помощи детям, образовательных и культурных учреждений города

Воспитательную деятельность выстраиваю через: организацию досугообразовательного пространства; коллективную, групповую, индивидуальную формы работы с воспитанниками; взаимодействие с педагогами центра помощи детям, образовательных и культурных учреждений города

Ещё одна немаловажная ценность труда, взаимопомощи, которая предполагает не только научить детей трудиться, выполнять технические задачи – навести порядок где – либо, а воспитать самостоятельность…

Ещё одна немаловажная ценность труда, взаимопомощи, которая предполагает не только научить детей трудиться, выполнять технические задачи – навести порядок где – либо, а воспитать самостоятельность…

И как результат всей моей работы, это не только уровень теоретических знаний у детей о семье, ее функциях, взаимоотношениях в семье, роли отца и матери,…

И как результат всей моей работы, это не только уровень теоретических знаний у детей о семье, ее функциях, взаимоотношениях в семье, роли отца и матери,…

Динамика результатов усвоения программы «Мой дом» по модулю «Семья и её функции, традиции и праздники»

Динамика результатов усвоения программы «Мой дом» по модулю «Семья и её функции, традиции и праздники»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024