Опыт работы по теме: «Организация ученического самоуправления в основной общеобразовательной школе»

  • Документация
  • Образовательные программы
  • docx
  • 23.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Опыт работы Егоровой А Г.docx

Муниципальное бюджетное основное общеобразовательное учреждение

«Синекинчерская основная общеобразовательная школа»

Урмарского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

Опыт работы по теме:

«Организация ученического самоуправления

в основной общеобразовательной школе»

 

 

 

 

 

 

                                                 Выступила старший вожатый

  Егорова  Альбина  Григорьевна    

 

 

 

2017 г.

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребёнка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям жесткой конкуренции. Возникают проблемы: как сохранить нравственные качества личности, сформировать личность, способную делать правильный жизненный выбор, личность, умеющую адаптироваться в обществе, вырабатывать собственные идеи и мнения.

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4) В последние годы во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

Цель моего выступления - поделиться опытом работы школьного ученического самоуправления, рассказать о том, как мы определяли пути активизации деятельности органов ученического самоуправления с целью развития и саморазвития личности ученика.

Сегодня я описываю работу школьного самоуправления, которое функционирует на данный момент в нашей школе. Конечно, ещё много есть того, что требует пересмотра, корректировки, но хочется знать, как можно работать лучше, поэтому думаю, что самосовершенствование выведет на верный путь. Я считаю вопрос организации самоуправления в школе актуальным, так как основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальным потребностям обучающихся, направленных, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов.

Заглядывая в толковый словарь, можно узнать, что

САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека.

ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать.

СО – как приставка обозначает совокупность.

УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать трудности, приводить в порядок. В итоге: САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего.

Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Одна из задач школьной системы образования – воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность.

Организация ученического самоуправления иногда, а так было и в нашей школе, вызывает ряд проблем, затруднений. При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В нашей школе мы попытались создать обстановку, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач или проблем, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Большую роль здесь сыграли не только общешкольные мероприятия и КТД, но и участие в районных мероприятиях.

Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, а на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии всем коллективом. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления.

Что же необходимо предпринять в школе по развитию ученического самоуправления? Сделать предстоит многое. Первым шагом в нашей школе стало проведение круглого стола - расширенное заседание методического объединения по теме «Ученическое самоуправление: сложности, проблемы, пути преодоления проблем».

После обсуждения стало понятно, что развитие ученического самоуправления в школе в огромной степени зависит от самих педагогов. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка детей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса, включая членов администрации.

Рассказывая о самоуправлении в школе, мне хотелось бы предложить модель ученического самоуправления, которая позволит каждому ребенку стать личностью, определить свои место и роль в будущей взрослой жизни, самоопределиться в выборе «что делать?» и «как?». Через коллективную творческую деятельность обеспечивается широкое поле для воспитания у школьников потребности к процессу творчества.

 

Структура Управляющего совета школы:

  • члены Совета старшеклассников
  • педагоги
  • родительская общественность

Было проведено анкетирование среди учащихся. В числе прочих были такие вопросы:

- «Что такое самоуправление?»

- «Для чего нужно самоуправление?»

Вот такие получены ответы:

- Это когда мы сами всем классом решаем свои школьные проблемы, только советуясь с классным руководителем.

- Это такая организация нашей жизни, когда ребята сами решают о необходимости проведения того или иного мероприятия.

- Это здорово! Это значит, что к моему мнению прислушиваются, что мой «голос» может оказаться решающим при принятии какого-либо решения.

- Для того чтобы мы могли сами принимать решения, активно участвовать в жизни класса.

- Для того чтобы быть похожими на взрослых, чтобы хоть чуть-чуть понять их заботы и проблемы.

- Участвуя в самоуправлении класса, школы, мы привыкаем к взрослой жизни, понимая, какие нас дальше ждут проблемы.

- Участвуя в организации жизни класса и школы, поневоле становишься более организованным, собранным, самостоятельным

- Самоуправление приучает к ответственности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что большинство наших учеников имеют потребность в реализации своей социальной активности через участие в органах самоуправления.

С 2011 года в школе действует система ученического самоуправления, объединяющая учащихся со 1-го по 9-е классы.

Каждое министерство выполняет определённые функции и отвечает за организацию полезных внеурочных дел в школе.

 

СТРУКТУРА ОРГАНА САМОУПРАВЛЕНИЯ

Совет старшеклассников состоит из министерств: министерство печати и информации, министерство спорта, министерство культуры, министерство образования, министерство труда, министерство внутренних дел.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ  членов Совета старшеклассников

П Р А В А :

  • быть избранным в одно из министерств Совета;
  • принимать участие в в разработке мероприятий, их проведении;
  • принимать участие в разработке программы воспитательной работы в школе;
  • осуществлять контроль за выполнением прав ребенка в школе.

ОБЯЗАННОСТИ:

  • работать по регламенту Совета в установленные сроки;
  • поддерживать связи с внешкольными учреждениями, другими школами города и района;
  • работать в одном из министерств Совета.

Педагоги, родители могут участвовать в работе любого министерства с правом голоса.

Взаимодействие ученического самоуправления

Работа органов самоуправления в классе

        В каждом классе есть мэр. Учащиеся имеют поручения и выполняют его в течение недели. «Хозяюшки», «Цветоводы», «Затейники» - в такие группы дети объединены и выполняют свою роль, придумывают, рисуют, делают поделки, выращивают цветы и т.д. Игра – лучший способ развития творческого потенциала и совершенствования возможностей маленького ребенка, его приобщения к новым культурным ценностям, вхождения в систему новых социальных связей и воплощения собственных планов. Классные руководители на начало учебного года, как правило, проводят классное ученическое собрание, в ходе которого, изучив интересы обучающихся, определяя индивидуальный подход к каждому, пусть не сразу, но постепенно создаются условия для развития ученического самоуправления, а затем преодолеваются и те проблемы, которые возникают в коллективе класс

     Министерство Печати и информации - контролирует выпуск классами газет к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, готовит и проводит устные журналы к Дню Конституции, Дню примирения и согласия и другим датам, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах.

     Министерство Образования - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, помогает устранять пропуски и прогулы уроков, помогает классным руководителям проверять дневники учащихся, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, подготовке к интеллектуальным марафонам, конкурсам, олимпиадам, помогает учащимся старшеклассникам проводить уроки в младших классах в День Самоуправления (в День Учителя).

     Министерство Внутренних дел – проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, сюда входят отряды Юных инспекторов движения, школа безопасности, дружина юных пожарных. Ребята помогают вести профилактическую работу по ЗОЖ.

    Министерство Культуры - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно- массовые мероприятия в классах и школе, занимается с классными руководителями организацией экскурсий, посещением театров и музеев.

    Министерство Труда - осуществляет организацию дежурств и субботников, следит за своевременной уборкой и чистотой школьных кабинетов, организует и проводит мероприятия по экологическому направлению, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение классов и школы.

    Министерство Спорта - оказывает помощь в организации и проведении спортивных мероприятий, массовых праздников и соревнований, дней здоровья.

Вся деятельность учащихся находится в совместном ведении администрации школы и Ученического Совета.

      В основной ступени с 5-го по 9-й классы дети участвуют в выборах президента ученического самоуправления. Каждый год в мае проходит ученическое собрание, где подводятся итоги за прошедший год. Отчитывается президент, министры, выступают с критикой и пожеланиями мэры классов, учащиеся, определяют задачи на будущий год. Рождаются новые планы, как сделать свою школьную жизнь более интересной, насыщенной. Дети очень чётко определяют позитивные и негативные стороны в своей деятельности, деятельности школы в целом. В сентябре проходит общешкольное собрание, на котором выбирают избирком, определяют сроки избирательной кампании и день выборов, утверждают положения, касающиеся воспитательной работы. Во время предвыборной кампании выступают кандидаты в президенты, определяют свою точку зрения, объявляют свои программы.

   Можно ли обойтись без самоуправления в школе? Да, разумеется. Но отсутствие самоуправления порождает явно авторитарный стиль руководства, подавляет, делает учебно-воспитательный процесс средством усиления авторитарной власти, где органы самоуправления служат лишь декорацией, создающей внешне благоприятную картину. При этом возникает и соответствующий стиль взаимоотношений в коллективе. Значит, отсюда следует, что самоуправление в школе – это не просто вопрос о том, каковы механизмы руководства ученическим коллективом. Это, прежде всего педагогическая проблема. Немаловажной является проблема развития у учащихся общественной активности. Итак, для того, чтобы коллектив эффективно влиял на формирование личности учащегося, последний должен выступать как субъект действий коллектива. Такого характера взаимоотношений между личностью и коллективом можно добиться лишь при наличии полноценного ученического самоуправления. В этом случае учащиеся имеют реальную возможность влиять на положение дел в коллективе. А педагоги, организующие процесс самоуправления, создают условия для развития общественной активности школьников, а именно для проявления творческих и индивидуальных способностей, высокого самосознания, нравственности. Создание системы ученического самоуправления, как воспитывающей среды школы, обеспечивает социализацию каждого ребенка, организацию всех видов групповой коллективной и индивидуальной работы, вовлекающей учащихся в общественно полезные дела.

Ученическое самоуправление работает по таким принципам, как:

1.     Самоопределение (определение личностных целей в конкретных

проблемах);

2.     Защищённость и ответственность;

3.     Нравственность и культурные нормы;

4.     Сотрудничество и открытое педагогическое взаимодействие.

Формирование сферы самоуправления и его деятельности осуществляется во взаимодействии с психологической службой школы с учётом диагностических целей:

5.     Диагностика направлений деятельности;

6.     Диагностика личностных особенностей учащихся с позиции лидерства, коммуникативности;

7.     Планирование деятельности.

Педагогический коллектив школы активно работает над формированием и развитием системы школьного самоуправления в школе, четко помня о том, что эффективность системы определяется тем, как мы воспитываем лидеров, ярких личностей, развиваем их организаторские способности, ответственность, неравнодушие к общественным проблемам, гражданские качества. Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив. На мой взгляд, для успешной работы органов самоуправления необходимо:

1.Найти сферы полезной и значимой для школы для школы и для учеников деятельности.

2.Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.

3.Предоставить детям педагогическую поддержку и помощь.

Детям мы предоставляем следующие области школьной жизни:

1.Организация досуга: школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т. д.

2.Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.

3.Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.

4.Спорт и спортивные мероприятия, дни здоровья.

5.Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, работа на пришкольной территории и т. д.

6.Шефская работа с престарелыми, ветеранами
войны и труда.

Учить самоуправлению — значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение. Для решения этих задач могут быть использованы ролевые игры: «День дублера», «День самоуправления в школе» и др. В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление — значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними — главная задача управления школой. При активной работе и серьёзной поддержке со стороны взрослых ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здоровой среды в коллективе школы. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.

Ученическое самоуправление дает:

Учащимся:

· развитие навыков работы в группе, в команде;

· ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;

· ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;

· выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;

· защищает права ребенка;

· учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;

· помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

       В заключении хотелось бы отметить, что работа самоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самое главное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которые приходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их.   

       Поскольку ученическое самоуправление достаточно молодо, готового материала, на котором можно было бы строить работу в нашей школе, практически не было. Приходилось изначально (и это проблема не только нашей школы) за основу брать лучшее, что было когда-то в советских школах (пионерская организация и т.д.) Неоценимую помощь оказали здесь сами ребята, когда стали предлагать создать сначала детскую организацию, где был бы свой президент, его помощники, свое название и девиз. Постепенно учащиеся и педагоги понимали, что работа детской организации не дает возможности каждому учащемуся школы принимать активное участие в управлении жизнью школы. Можно очень многое в школе делать вместе, и это получается намного лучше, чем просто при манипулировании детским коллективом. Ребята стали активнее. Несмотря на все трудности в работе с ученическим самоуправлением, в нашей школе сложилось решение, что самоуправлению необходимо быть.

      Детские годы – это определенный жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитую личность. А ведь – школа- это ещё и большая дружная семья. А самоуправление создает «ощущение семьи», в которой ценят и любят каждого.

       Школа – наш второй дом, а в доме всегда солнечно, уютно и тепло. Школа для всех учеников одна, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль – в общем, ощущать свою востребованность.