Опыт работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к пониманию того, что его таланты и способности будут реализованы.
С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей. Я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работу с детьми веду по трём направлениям:
· интеллектуальному;
· эстетическому;
· спортивному.
Первые
шаги по выявлению одарённости учеников делаю с первых дней обучения
ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его
увлечения, сведения о семье, его интересы и способности, на основе наблюдения,
изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Изучив результаты диагностик, составляю краткий
«портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и
даёт возможность в выборе нужных методов. На уроках литературного чтения веду
диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке
зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и
ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но
необходимого опыта. Высказывая свои мысли о прочитанном произведении, дети не
боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю
ошибочным. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения
ребёнка противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым). Все
детские версии обсуждаются не в жёсткой оценочной ситуации (правильно –
неправильно), а в равноправном диалоге.
Потом обобщаем все версии ответа на вопрос,
выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие
теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся
быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый
в силу своих индивидуальных возможностей.
Ученикам очень нравится инсценировать
произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных
качеств и талантов детей. Всё же основная задача литературного чтения –
формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся
класса ведёт читательский дневник, в который записывает
дополнительно прочитанные произведения.
Систематичность такой работы даёт свои результаты. Во-первых, дети учатся
самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых,
просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то
есть учителю есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые
ученики любят читать сказки, предлагаю им сочинить свою сказку. Другим нравятся
стихи, и они пробуют сочинять свои стихи.
Дети делятся впечатлениями о прочитанных дома
книгах, а я, в свою очередь, советую прочитать ту или иную книгу по
интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация
обучения.
На уроках математики веду целенаправленную и систематическую
работу по формированию у детей приёмов умственной деятельности в процессе
усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить
интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с
другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
На различных уроках использую
дифференцированные задания трёх разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами
выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на
работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям
позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного
материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему
усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Как правило, дифференцированные задания во время
урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в
процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная
деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем
формирования творческой индивидуальности учащихся.
На уроках окружающего мира ученики всегда
наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с
увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении
создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом
восприятия, предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые
знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в
реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и
организованные наблюдения.
По результатам собственных наблюдений и с
помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения,
выполняют рисунки. Побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения
учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их
проверки.
Развитию творческой
индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, изобразительной
деятельности, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно
работают над созданием поделок, рисунков, применяют свои творческие способности
на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой
работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в
нём человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих
традиций.
Следует подчеркнуть, что работа с
индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть
одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное
педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального
возрастного развития и личностного становления.
Результатом работы является повышение
уровня самооценки и самоконтроля учащихся.
Для раскрытия творческих способностей
детей применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, экскурсии,
конкурсы, турниры, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые
эксперименты, индивидуальные занятия. Все ученики вовлечены в творческую
работу. Кто-то составляет загадки, ребусы, викторины, а кто-то любит и умеет
хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов. Усидчивым ребятам
предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих
кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную
речь. Детские кроссворды редактирую и использую в своей работе, как
разноуровневый дидактический материал.
Одарённых
детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно
интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация,
импровизация. Поэтому я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы,
приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей
одарённых детей.
В своем классе я выбрала такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Дети моего класса посещают спортивные секции при школе, творческие кружки местного Дома культуры и сельской библиотеки.
Дети класса
активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных
мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, докладов, что
способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей. Как
результат - участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Результаты и успехи не
могут не радовать. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. В моих
планах:
· дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
· развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня;
Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют незамедлительного решения: это и усиление подготовки учащихся к районным и региональным олимпиадам, и привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжаются, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях сельской начальной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.