Описание опыта работы
Учителя русского языка и литературы
Петренко Анастасии Алексеевны
по теме
«Воспитание творческой личности на основе дифференциации и индивидуализации на уроках русского языка и литературы».
Петренко Анастасия Алексеевна - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №8 с. Грушевского. Родилась в 1988 году в г. Городовиковске Городовиковского района Калмыцкой АССР. Окончила Ставропольский государственный педагогический институт в 2011 году. Педагогический стаж 6 лет.
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к изучению русского языка и литературы и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации.
Изучив труды ученых-методистов, использовав множество приёмов и технологий, я сделала для себя вывод, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате - успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие. Поэтому я в своей работе применяю дифференцированный подход в обучении, учитывая индивидуальные способности учащихся.
У Дж. Дьюи есть такие слова:
«Сравнивать способности детей вообще не дело учителя. И не имеет никакого к его работе отношения. От педагога требуется, чтобы каждый индивид получил возможность использовать свои способности в осмысленной деятельности».
В связи с этим целью моей работы является:
- формирование творческой личности учащегося, стремящейся к самообразованию, саморазвитию.
Достигаю этой цели через решение следующих задач:
- использование дифференцированного подхода на уроках, учитывая индивидуальные способности учащихся.
- развитие интеллектуально - нравственной личности;
- формирование критического и творческого мышления учащихся;
- создание и разрешение проблемных ситуаций на уроках;
- развитие интереса к предмету.
Главным вопросом для меня является: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.
А для этого необходимо знать основные требования в разработке дидактического обеспечения процесса дифференциации и индивидуализации.
Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение некоторых условий. Это и разноуровневая деятельность на уроках.
Что нужно учитывать, дифференцируя работу с учащимися?
* Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
* Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.
*Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.
Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.
Класс делится на разные уровни. Дети в каждой группе выполняют свои задания, но при проверке их – слушают в каждой группе друг друга, ставят задачу - подобное задание будет домашним (например, для 2 варианта или всем), перед каждым заданием конкретно ставить задачи и подводить итоги.
При организации работ по группам важно:
- Установить доверительные отношения, использование авторитарного стиля вызывает недоверие учеников к учителю, боязнь.
- Развивать устойчивое внимание, так как нужно быстро переключаться от одного вида работ к другому (по вариантам).
- Формировать навыки самостоятельной работы и ответственность за результаты своей работы (выход на результат обязательно), что поможет обрести уверенность в своих силах.
Свою работу я выстраиваю следующим образом:
1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.
Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого.
Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:
· проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
· исследования изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
· индивидуализации (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
· создание мотивации (активная мыслительная деятельность);
· взаимообучения (мобилизация групповых, парных форм деятельности).
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
На уроках русского языка и литературы класс делится на 3 группы.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности. (Соловьёва Г., Фроленко И., Шишенок Н.)
2 группа – учащиеся со средним уровнем
способностей. (Белозорова Н., Бабкина В., Богданова Я., Четвертных И.)
Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного
перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности,
воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3 группа – учащиеся с пониженной мотивацией в обучении, в результате их педагогической запущенности или низких способностей (Гаевский В., Рыбалкин В., Оськин В., Карпов Д.). Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной мотивацией учения, у которых педагогическая запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума. Им даю упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам).
Первое упражнение даётся для сильных учащихся; второе – для средних; третье – для слабых.
Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» (5 класс)
1. а) Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.
б) Найдите лишнее слово:
гвоздика, гвоздь, пригвоздить;
шестой, шесты, шестнадцать;
подарок, дарит, дарим;
справка, правильный, правильного.
2. Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова:
Зимой, раскопав снег, можно найти зеленые веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остается зеленым. И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.
3. К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Дифференциацию я использую на разных этапах урока:
- при проверке домашнего задания,
- при закреплении, при повторении,
- реже при объяснении нового материала.
Организацию учеников для достижения цели я провожу по-разному:
ü веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы
Урок русского языка , 8 кл
«Вводные слова и вводные предложения.
Знаки препинания при них»
Коллективная работа. Предложения для разбора.
Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска (Д.И.Писарев).
Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая (А.П.Чехов).
Во-первых, обстоятельства, во-вторых, способность фантазировать и любовь к фантазии, довольно холодная кровь, гордость, лень – словом, множество причин отделили меня от общества людей (И.С.Тургенев)
Казаки, слышно было, сделали
отличную атаку (Л.Н. Толстой).
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть (И.А.Крылов).
Он, признаюсь,
тогда меня смутил (А.С.Пушкин).
ü провожу работу учащихся над учебным материалом микро группами
Урок литературы, 5 кл
«Тема природы в творчестве поэтов 19века, художников и музыкантов»
— Класс предварительно разделен на 3 группы (осень, зима, весна).
— Каждая группа готовит описание картины, соответствующей заданному времени года, подбирала стихотворения и готовила их выразительное прочтение.
Иногда оправдывается и такая организация учеников, при которой
ü звенья работают над выполнением разных заданий по одному и тому же учебному материалу
Урок русского языка, 5 кл
«Правописание согласных букв в корнях слов»
Составьте словосочетания из предложенных слов, используя обе колонки. Сильные учащиеся составляют 2 предложения. Взаимоконтроль.
Кар..икатура
Взгля..
Грам..атика
Воин
Ре..ьба
Улы..ка
Аген..ство
Ок..упация
доблес..ный
крупное
добрая
фашис..ская
умный
рус..кая
смешная
по дереву
ü Детям интересна работа в паре:
Урок русского языка, 7 кл
«Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях» (обобщение)
1ряд
— Работа в паре. Диктуют друг другу диктанты, проверяют сами, выделяют слова, в написании которых сомневаются, обмениваются, проверяют, ставят оценки.
— Фаршированные помидоры. Жаренная в сухарях рубленая котлета. Сваренный борщ. Соленые огурцы. Засахаренная вишня. Запеченное мясо. Печеные пирожки. Слоеный пирог. Концентрированный сок. Некипяченое молоко. Выпеченный без муки торт. Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста. Маринованная капуста.
2 ряд
• Один из работающих в паре читает словосочетание, другой пишет, затем взаимозамена вида деятельности. Затем каждый берет тетрадь соседа и проверяет по карточке, оценивает.
• Словосочетания для 1 ученика. Запеченное мясо. Печеные пирожки. Выпеченный без муки торт. Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста.
Словосочетания
для 2 ученика. Маринованная капуста. Засахаренная вишня.
Слоеный пирог. Кипяченое молоко. Кипяченное на медленном огне молоко.
3 ряд
• Бригады по 4
человека. Вставьте пропущенные буквы.
Салат из кваше…ой капусты, соле....ые баклажаны, мороже..ное мясо, туше..ый
картофель с копче…ой грудинкой, компот из суше…ых фруктов, быстрозамороже…ая
фасоль, утка, фарширова…ая яблоками, с лимо…ым соусом, пече…ые яблоки.
• Проверяем у доски, 3 ряд по одному представителю
ü Дифференцированный подход в целях оптимизации использую при подборе домашних заданий обязательно:
Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Урок русского языка, 5 кл
«Имя прилагательное как часть речи»
Домашнее задание:
§ 102.
«3» – упражнение 577;
«4» – упражнение 575;
«5» – сочинение-описание на тему «Осенний день», используя имена прилагательные.
Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме..., составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)
Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Этому, в наибольшей степени способствуют:
ü разнообразные проблемные ситуации на уроке
Урок русского языка, 5 кл
«Склонения имен существительных»
Задание: прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.
— Моя тетя волновалась о подруг… и дочер...
— -Что можем сказать об окончаниях? (возможно одинаковые)
— - Какие? (несколько вариантов дают дети)
Я вставляю окончания.
— -Что заметили? (окончания разные)
— -Какой вопрос возникает? (Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания?)
— - Сформулируйте проблему. (Отчего зависит правописание безударных окончаний имен существительных.)
Провожу нестандартные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено общим игровым сюжетом урока. Например:
ü урок-путешествие на незнакомую планету
Урок русского языка, 5 кл
«Путешествие в княжество Существительное» (урок-повторение)
— Учащиеся путешествуют по княжеству, останавливаясь на станциях и выполняя различные задания. (Первая остановка – станция Число, Вторая остановка – станция Род, Третья остановка – станция Морфологическая)
В-третьих, это:
ü сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать учащихся творчески:
- Урок русского языка, 6 кл
«Заимствованные слова»
Сказка на тему: «Знакомые незнакомцы»
- Урок русского языка, 7 кл
«Наречие как часть речи»
Игра «Доскажи словечко»
Посиди да погоди: сказка будет впереди.
Черно-бурый медвежонок про себя ворчит спросонок.
Подымается петух, говорит с собою вслух.
Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены мною, а постигаются самостоятельно.
ü На уроках русского языка использую работу с опорными конспектами, даю творческие задания по их составлению, что способствует эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе.
Урок русского языка, 7 кл
«Причастие как часть речи»
ПРИЧАСТИЕ
какой?
глагола: П прилагательного:
вид (сов.,несов.) Р изменяется по
время (наст.,прош.) И падежам,
З числам,
Н родам в ед.ч.
А
К
И
На начальном этапе обучения, т.е. в 5-6 классах, очень важным становится развитие мотивации в изучении предмета. Я стремлюсь этого достигать и через внеклассную работу:
- участие в различных конкурсах. Нами были
организованы конкурсы чтецов («Недаром помнит вся Россия»,
посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года, «Я люблю свою
Родину» к 20-летию Российской Конституции), где каждый ученик готовил
стихотворение, близкое его нраву, характеру, соответствующее его способностям;
- литературные постановки («Поэт из страны детства», к 100-летию со дня рождения детского писателя С. В. Михалкова). Учащиеся 7 класса пробовали себя в актерском мастерстве, исполняя роли в инсценировке сказки С.В.Михалкова «Как Медведь трубку нашел»;
- в рамках учебного плана в 6 классе введен спецкурс «Юный журналист». Спецкурс направлен на развитие личностных и творческих способностей учащихся на основе дифференциации и индивидуализации: одни ученики подготавливают информацию о жанрах журналистики и успешно делятся ею с одноклассниками, у кого-то хорошо получается брать интервью, писать заметки, кто-то редактирует статьи. Результатом работы учащихся в рамках спецкурса является создание школьной газеты «Школьный калейдоскоп», и как следствие формирование в школе кружка «Пресс-центр» для создания живой, активно работающей информационной среды. Актуальность кружка заключается в соответствии требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности, самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества.
Спецкурс в 7 классе «От слова к тексту» переплетается с уже изученной в 6 классе журналистской деятельностью, и направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку на основе дифференциации. (Виды деятельности учащихся: редактирование текста; сжатие исходного текста составление текста по образцу; восстановление частей текста; составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему; анализ текста художественного стиля).
Все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества, но, конечно же, дети никогда не остаются одни перед выбором, и с удовольствием обращаются ко мне за помощью, будь то подготовка к выступлению на конкурсе или подготовка к исполнению роли, мы всегда работаем вместе, и учащиеся знают, что учитель лишь направляет, а они сами делают выбор.
Систематически реализуя идею развивающего обучения и используя дифференцированный подход к обучению, я добиваюсь от учащихся активности и самостоятельности на уроках. Знания их пополняются, идеи развиваются.
Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты:
· уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
· решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
· становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума.
На данный момент я работаю в 6х классах, где программы составлены на основе ФГОС «второго поколения» и здесь новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Поэтому я не буду останавливаться на достигнутом.
Дальнейшую свою работу я планирую продолжить также в рамках личностно-ориентированного подхода, но теперь уже более подробно рассмотреть технологию проблемного обучения.
ТЕМА УРОКА: В стране наречий
КЛАСС: 7
УЧЕБНИК: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, в двух частях. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова. М: Просвещение, 2014.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тип урока |
Закрепление знаний с использованием ИКТ на всех этапах урока |
Форма урока |
Комбинированный |
Методы урока |
С применением ИКТ, словесный, наглядный, практическое выполнение упражнений. |
Технология |
Дифференцированный подход личностно – ориентированного обучения |
Цель урока |
Закрепить полученные знания о наречии. |
Задачи урока |
1. Образовательные: · закрепление и расширение сведений о наречии как части речи; · усвоение знаний в их системе, · определение роли наречий в художественном тексте. 2. Воспитательные: · воспитание любви к русскому языку; 3. Развивающие: · развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; · развитие умения аргументировать, доказывать; · активизация познавательной деятельности с целью разрешения проблемы урока. · работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса. |
Планируемые результаты |
Предметные Знать: морфологические признаки наречия; изученные орфографические и пунктуационные правила; Уметь: опознавать наречия в предложении и тексте; определять синтаксическую функцию наречия; применять знания на практике, проводить морфологический разбор наречий, проводить проверку работы |
|
Метапредметные - регулятивные: самостоятельно формулировать проблему и цель урока; - познавательные: проводить анализ; извлекать информацию, представленную на схеме; перерабатывать информацию из одной формы в другую: составлять таблицу; - коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
|
Личностные формирование положительного отношения к изучению языка, ответственность за написанное; |
Формы контроля |
1) Устный и письменный. 2)Фронтальный, групповой, индивидуальный. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I.Организационный. Минута приятных воспоминаний. |
Приветствие. 1 слайд Ребята, закройте глаза, вспомните о чем-нибудь хорошем, улыбнитесь. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное – доброе начало. 2 слайд |
Обучающиеся слушают учителя.
|
Коммуникативные |
II.Актуализация знаний.
|
А теперь откройте тетради, запишите число, классную работу и обратите внимание на доску. 3 слайд Здесь записана пословица: «Умную речь хорошо и слушать» - Ребята, объясните смысл данной пословицы, как вы ее понимаете? - Давайте определим часть речи каждого слова (имя прилагательное, имя существительное, наречие, союз, глагол). - На какие группы можно разделить эти части речи? (самостоятельные и служебные) - Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (самостоятельные части речи называют предмет, признак, действие, количество и бывают членами предложения. Самостоятельные части речи употребляются и без служебных и вместе с ними. Служебные части речи употребляются только с самостоятельными и не называют ни предмет, ни признак, ни действие). - К какой группе мы отнесем наречие? (к самостоятельным частям речи) - А какие еще самостоятельные части речи вы знаете? - А чем отличается наречие от других частей речи? (наречия не изменяются и не склоняются) |
Обучающиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Воспринимают ответы одноклассников. Осуществляют самоконтроль.
|
Коммуникативные Познавательные Регулятивные Общеучебные Логические
|
III.Формулирование темы, постановка цели. |
Хорошо, ребята. Молодцы! А сейчас давайте послушаем стихотворение и ответим на вопросы: Наш язык и
скромен и богат, Вы уже, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно о наречии. 9 слайд Тема нашего урока «В стране наречий». Вы уже познакомились с наречием, с его общим значением и употреблением в речи. И сегодня у нас урок-закрепление. 10 слайд Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске.
Повторить, что…; Уточнить, с чем… и чем… в предложении; Учиться использовать где…. 11 слайд (Цель нашего урока: повторить какая часть речи называется наречием; уточнить, с чем оно согласуется и чем является в предложении; учиться использовать наречие в устной и письменной речи.) А также, ребята, вы проконтролируете и оцените свои знания сами. У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце урока оцените свою работу. (Приложение 1) 12 слайд А эпиграфом к уроку я взяла слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Но эти слова будут не только эпиграфом, но и проблемой. Мы должны будем доказать, что наречия, действительно, делают нашу речь точной, образной, выразительной. 13 слайд Посмотрите на этот караван журавлей (звучит мелодия:Марк Бернес «Журавли») Что у вас на душе, когда вы смотрите на эту картину? Каково вам? (грустно, печально) А теперь я предлагаю вам поработать с текстом, в чем-то схожим с данной картиной. 14 слайд Давайте прочитаем отрывок из произведения И.С.Тургенева и расскажем о роли наречия в нем (Приложение 2) (Вспомним, на какие вопросы отвечает наречие, и найдем их в тексте, определим к каким смысловым группам относятся данные наречия) Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев.) 15 слайд В этом тексте писатель употребил 16 наречий, 15 из них относятся к глаголам и деепричастиям и только одно к прилагательному. И это неслучайно. Как вы думаете, для чего? Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия. Наречия придают речи полноту и ясность. Вывод: действительно, наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной. |
Обучающиеся слушают учителя, формируют тему урока, ставят цели. (Отвечают на вопросы с места).
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Слушают, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Высказывают предположения. Учатся формулировать собственную точку зрения и позицию.
|
Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные Целеполагание
Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные
|
IV.Практическая часть.
|
16 слайд 1) Хорошо, ребята. А теперь посмотрите на данный текст (у вас на столах есть карточки с текстом Приложение 3). Давайте его прочитаем (один из учеников). Нравится ли вам этот текст? Не кажется ли он скучным, неярким? А теперь попробуйте восстановить его. Здесь вам предлагается 2 уровня заданий. Тем, кто выберет задание первого уровня, предстоит вместо пропусков употребить подходящие по значению наречия. А кто хочет заработать еще баллы, выполняйте задания 2 уровня: кроме того, что вы вставите подходящие по смыслу наречия, вам необходимо будет определить от какого слова зависит данное наречие и задать к нему вопрос. Поздноночью пошёл дождь. Онделовитостучал в окна, веселошумел в густой листве деревьев,звонкожурчал в водосточных трубах. Иногдаон затихал, и тогдаслышно было, как крупные дождевые капли солидноилихопадают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снованачинал лить густыми потоками. Слова для справок: деловито, потом, тогда, звонко, поздно, иногда, солидно, лихо, снова, весело, 17 слайд - Проверьте, так ли у вас получилось ( при проверке над каждым правильно вставленным словом ставьте плюсик. Если получилось 9-10 плюсиков, ставьте 3 балла, если 6-8 – 2 балла; если 5– 1 б; менее 5 – 0 баллов). Кто выполнял задания 2 уровня? Поставьте себе еще баллы. А теперь давайте еще раз обратимся к тексту. - Чьим помощником является наречие? (глагола) - Можно ли точно представить картину дождя без наречий? - Какой мы можем сделать вывод? 18 слайд 2) А теперь обратите внимание на данные фразеологические обороты, сочетания слов и подберите к ним синонимичные наречия. А те, кто желает получить дополнительный балл, составьте с полученными наречиями словосочетания(Приложение 4) Если вы допустили 0-1 ошибку, поставьте себе 3 балла; 2-3 – 2 балла; 4-5 – 1 балл, 6 -0 баллов Кто выполнял задания 2 уровня? Поставьте себе еще баллы. 3) Эти наречия и словосочетания с наречиями вам помогут выполнить следующее задание. 19 слайд Это задание будет творческим. Составьте рассказ по сюжетному рисунку. Обратите внимание на слайд. Начало рассказа у вас уже есть: Однажды приятели решили пойти на стадион. Шли они медленно, не торопясь. И вдруг……. Если в вашем рассказе есть 6-7 наречий, поставьте 3 балла, 4-5 – 2 балла, 1-3 – 1 б; если нет наречий – 0 б. |
Выполняют упражнение в тетради, обосновывая свой выбор. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся.
Осуществляют самоконтроль, самопроверку.
Выполняют упражнение в тетрадях.
Осуществляют взаимопроверку.
Выполняют упражнение в тетрадях самостоятельно. |
Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные
Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные
Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
|
V.Рефлексия. |
20 слайд Оценить результат своей работы, мы тоже попробуем, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня поработали… (весело, дружно, интересно, слаженно) Выставляем оценки в оценочный лист. Все оценки суммируете. Если вы набрали баллы от 14 до 15 – оценка «5», от 10 до 13 – оценка «4», от 9 до 4 – оценка «3», до 3 – оценка «2».
21 слайд Урок хотелось бы закончить, пожеланиями друг другу,
используя наречие 22 слайд Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие на уроке и желаю дальнейших успехов. Спасибо за урок.
|
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции материала на уроке и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему). |
Личностные Регулятивные |
АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
ТЕМА УРОКА: В стране наречий.
КЛАСС: 7
Тип урока определен как комбинированный с соответствующей структурой:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Целеполагание, мотивация.
4. Практическая часть
5. Рефлексия.
1. Реализация цели
Цели урока: Закрепить полученные знания о наречии.
2. Использование развивающих методов.
Метод проблемного обучения применяется на этапе целеполагания, мотивации. Перед учениками ставится задача: доказать, что наречия, действительно, делают нашу речь точной, образной, выразительной.
Наглядные методы Показ на уроках русского языка играет особую роль, так как ученики запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Для повышения активности деятельности учеников, на уроке прослеживается межпредметная связь:
На слайде показан караван журавлей, для эмоциональности звучит мелодия Марка Бернеса «Журавли».
А далее дети работают с текстом, в чем-то схожим с данной картиной.
Метод дифференциации. Детям предлагается два уровня заданий для работы с одним текстом, учащиеся выбирают уровень заданий приемлемый их знаниям и умениям. Таким образом, успешно справляются с упражнением все учащиеся.
3. Изучение способов активации познавательной деятельности учащихся.
Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач.
1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счёт применения средств современных информационных технологий:
- повышения эффективности и качества процесса обучения;
- повышение активной познавательной деятельности;
- увеличение объёма и оптимизация поиска нужной информации.
2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- формирование умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность.
3. Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- осуществление профориентационной работы в области филологии.
Использованием ИКТ на уроке русского языка позволяет выигрывать всем: школьникам, родителям, учителю, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность учеников, развивать их творческий потенциал, способствовать совершенствованию практических умений и навыков школьников.
ИКТ позволил организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечил более полное усвоение учебного материала в получении новых знаний, контроле знаний и самообразовании.Это позволило сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.
4. Пути развития познавательного интереса
· Практическое выполнение упражнений – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.
· Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся.
5. Формирование УУД учащихся
В ходе урока было уделено должное внимание формированию умений слушать, проводить анализ и извлекать необходимую информацию из рассказа учителя и собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации, определять морфологические признаки наречия; изученные орфографические и пунктуационные правила.
В ходе урока было уделено должное внимание формированию умений опознавать наречия в предложении и тексте; определять синтаксическую функцию наречия; применять знания на практике, проводить морфологический разбор наречий, проводить проверку работы.
6. Проверка и оценка УУД учащихся
В соответствии с поставленной целью, УУД помогли:
Обучающимся:
Педагогу:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.