Опыт работы учителя русского языка и литературы
Оценка 4.8

Опыт работы учителя русского языка и литературы

Оценка 4.8
docx
30.07.2020
Опыт работы учителя русского языка и литературы
Описание опыта работы.docx

Описание опыта работы

Учителя русского языка и литературы

Петренко Анастасии Алексеевны

по теме

«Воспитание творческой личности на основе дифференциации и индивидуализации на уроках русского языка и литературы».

 

   Петренко Анастасия Алексеевна - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №8 с. Грушевского. Родилась в 1988 году в г. Городовиковске Городовиковского района Калмыцкой АССР. Окончила Ставропольский государственный педагогический институт в 2011 году. Педагогический стаж 6 лет.

 

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к изучению русского языка и литературы и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации.

Изучив труды ученых-методистов, использовав множество приёмов и технологий, я сделала для себя вывод, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.    Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном  на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате - успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие. Поэтому я в своей работе применяю дифференцированный подход в обучении, учитывая индивидуальные способности учащихся.

 У Дж.   Дьюи есть такие слова:

 «Сравнивать способности детей вообще не дело учителя. И не имеет  никакого к его работе отношения. От педагога требуется, чтобы каждый индивид получил  возможность использовать свои способности в осмысленной деятельности».      

В связи с этим целью моей работы является:

- формирование творческой личности учащегося, стремящейся к самообразованию, саморазвитию.

Достигаю этой цели через решение следующих задач:

         - использование дифференцированного подхода на уроках, учитывая индивидуальные способности учащихся.

       - развитие интеллектуально - нравственной личности;

- формирование критического и творческого мышления учащихся;

- создание и разрешение проблемных ситуаций на уроках;

- развитие интереса к предмету.

Главным вопросом для меня является: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.

А для этого необходимо знать основные требования в разработке дидактического обеспечения процесса дифференциации и индивидуализации.

Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение некоторых условий. Это и разноуровневая  деятельность на уроках.

       Что нужно учитывать, дифференцируя работу с учащимися?

* Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.

* Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.

*Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.        

  Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.

Класс делится на разные уровни. Дети в каждой группе выполняют свои задания, но при проверке их – слушают в каждой группе  друг друга, ставят задачу - подобное задание будет домашним (например, для 2 варианта или всем), перед каждым заданием конкретно ставить задачи и подводить итоги.

При организации работ по группам важно:

- Установить доверительные отношения, использование авторитарного стиля вызывает недоверие учеников к учителю, боязнь.

- Развивать устойчивое внимание, так как нужно быстро переключаться от одного вида работ к другому (по вариантам).

- Формировать навыки самостоятельной работы и ответственность за результаты своей работы (выход на результат обязательно), что поможет обрести уверенность в своих силах.

Свою работу я выстраиваю следующим образом:

1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:

·        проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);

·        исследования изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);

·        индивидуализации (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);

·        создание мотивации (активная мыслительная деятельность);

·        взаимообучения  (мобилизация групповых, парных форм деятельности).

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

На уроках русского языка и литературы класс   делится на 3 группы.

1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.  (Соловьёва Г., Фроленко И., Шишенок Н.)

2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей.  (Белозорова Н., Бабкина В., Богданова Я., Четвертных И.)
Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

    3 группа – учащиеся с пониженной мотивацией в обучении, в результате их педагогической запущенности или низких способностей (Гаевский В., Рыбалкин В., Оськин В., Карпов Д.).   Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной мотивацией учения, у которых педагогическая запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума. Им даю упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам).

Первое упражнение даётся для сильных учащихся; второе – для средних; третье – для слабых.

Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»  (5 класс)

1. а) Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.

б)  Найдите лишнее слово:

гвоздика, гвоздь, пригвоздить;

шестой, шесты, шестнадцать;

подарок, дарит, дарим;

справка, правильный,  правильного.

 

2. Выпишите из текста однокоренные слова  и формы одного и того же слова:

Зимой, раскопав снег, можно найти зеленые веточки с листочками и красными ягодками.  Это брусника. Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остается зеленым.  И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.

 

3. К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова.  

Дифференциацию я использую на разных этапах урока:

-  при проверке домашнего задания,

- при закреплении, при повторении,

- реже при объяснении нового материала.

 

Организацию учеников для достижения цели я провожу по-разному:

ü веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы

Урок русского языка ,  8 кл

 «Вводные слова и вводные предложения.

Знаки препинания при них» 

Коллективная работа. Предложения для разбора.

Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска (Д.И.Писарев).

Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая (А.П.Чехов).

Во-первых, обстоятельства, во-вторых, способность фантазировать и любовь к фантазии, довольно холодная кровь, гордость, лень – словом, множество причин отделили меня от общества людей (И.С.Тургенев)

Казаки, слышно было, сделали отличную атаку (Л.Н. Толстой).
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть (И.А.Крылов).
Он, признаюсь,

тогда меня смутил (А.С.Пушкин).

 

ü провожу работу учащихся над учебным материалом микро группами

        Урок литературы,  5 кл

        «Тема природы в творчестве поэтов 19века, художников и музыкантов»

   Класс предварительно разделен на 3 группы (осень, зима, весна).

  Каждая группа готовит описание картины, соответствующей заданному времени года, подбирала стихотворения и готовила их выразительное прочтение.

 

Иногда оправдывается и такая организация учеников, при которой

ü звенья работают над выполнением разных заданий по одному и тому же учебному материалу

Урок русского языка,  5 кл

 «Правописание согласных букв в корнях слов»

Составьте словосочетания из предложенных слов, используя обе колонки. Сильные учащиеся составляют 2 предложения. Взаимоконтроль.

 


Кар..икатура                                  

Взгля..                                             

Грам..атика                                     

Воин                                                

Ре..ьба                                              

Улы..ка                                            

Аген..ство                                        

Ок..упация                                       

доблес..ный

крупное

добрая

фашис..ская

умный

рус..кая

смешная

по дереву


 

ü Детям интересна работа в паре:

Урок русского языка,  7 кл

«Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях»  (обобщение)

1ряд

  Работа в паре. Диктуют  друг другу диктанты, проверяют сами, выделяют  слова, в написании которых сомневаются, обмениваются, проверяют, ставят оценки.

  Фаршированные помидоры. Жаренная в сухарях рубленая котлета. Сваренный борщ. Соленые огурцы. Засахаренная вишня. Запеченное мясо. Печеные пирожки. Слоеный пирог. Концентрированный сок. Некипяченое молоко. Выпеченный без муки торт. Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста. Маринованная капуста.

 2 ряд

      Один из работающих в паре читает словосочетание, другой пишет, затем взаимозамена вида деятельности. Затем каждый берет тетрадь соседа и проверяет по карточке, оценивает.

      Словосочетания для 1 ученика. Запеченное мясо. Печеные пирожки. Выпеченный без муки торт. Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста.

 Словосочетания для 2 ученика. Маринованная капуста.  Засахаренная вишня.
Слоеный пирог. Кипяченое молоко. Кипяченное на медленном огне молоко.       

3 ряд

      Бригады по 4 человека.  Вставьте пропущенные буквы.
Салат из кваше…ой капусты, соле....ые баклажаны, мороже..ное мясо, туше..ый картофель с копче…ой грудинкой, компот из суше…ых фруктов, быстрозамороже…ая фасоль, утка, фарширова…ая яблоками, с лимо…ым соусом, пече…ые яблоки.

      Проверяем у доски, 3 ряд по одному представителю

           

 

 

 

                                                                                                  

ü Дифференцированный подход в целях оптимизации использую при подборе домашних заданий обязательно:

Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Урок русского языка,  5 кл

 «Имя прилагательное как часть речи»

 Домашнее задание:   

§ 102.      

 «3» – упражнение 577;      

«4» – упражнение 575;       

«5» – сочинение-описание на тему «Осенний день», используя имена прилагательные.

 

Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме..., составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)

 

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Этому, в наибольшей степени способствуют:

ü разнообразные проблемные ситуации на уроке

Урок русского языка,  5 кл

«Склонения имен существительных»

Задание:  прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.

  Моя тетя волновалась о подруг… и дочер...

  -Что можем сказать об окончаниях? (возможно одинаковые)

  - Какие? (несколько вариантов дают дети)

Я вставляю окончания.

  -Что заметили? (окончания разные)

  -Какой вопрос возникает? (Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания?)

  - Сформулируйте проблему. (Отчего зависит правописание безударных окончаний имен существительных.)

 

Провожу нестандартные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено общим игровым сюжетом урока. Например:

ü урок-путешествие на незнакомую планету

Урок русского языка,  5 кл

 «Путешествие в княжество Существительное» (урок-повторение)

  Учащиеся путешествуют по княжеству, останавливаясь на станциях и выполняя различные задания.  (Первая остановка – станция Число, Вторая остановка – станция Род, Третья остановка – станция Морфологическая)

 

В-третьих, это:

ü сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать учащихся творчески:

- Урок русского языка, 6 кл

«Заимствованные слова»

Сказка на тему: «Знакомые незнакомцы»

- Урок русского языка, 7 кл

«Наречие как часть речи»

Игра «Доскажи словечко»

                Посиди да погоди: сказка будет впереди. 

                Черно-бурый медвежонок про себя ворчит спросонок. 

                Подымается петух, говорит с собою вслух. 

 

Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены мною, а постигаются  самостоятельно.

 

ü На уроках русского языка использую работу с опорными конспектами, даю творческие задания по их составлению, что способствует эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе.

Урок русского языка, 7 кл

«Причастие как часть речи»

                                    ПРИЧАСТИЕ

какой?

 глагола:                              П          прилагательного:  

вид (сов.,несов.)                    Р           изменяется по

время (наст.,прош.)              И            падежам,

                                               З            числам,

                                               Н           родам в ед.ч.

                                               А

                                               К

                                               И

 

На начальном этапе обучения, т.е. в 5-6 классах, очень важным становится развитие мотивации в изучении предмета.  Я стремлюсь этого достигать и через внеклассную работу:

- участие в различных конкурсах. Нами были организованы конкурсы чтецов («Недаром помнит вся Россия»,
посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года,
«Я люблю свою Родину» к 20-летию Российской Конституции), где каждый ученик готовил стихотворение, близкое его нраву, характеру, соответствующее его способностям;

- литературные постановки («Поэт из страны детства», к 100-летию со дня рождения детского писателя С. В. Михалкова). Учащиеся 7 класса пробовали себя в актерском мастерстве, исполняя роли в инсценировке сказки С.В.Михалкова «Как Медведь трубку нашел»;

- в рамках учебного плана в 6 классе введен спецкурс «Юный журналист». Спецкурс направлен на развитие личностных и творческих способностей учащихся на основе дифференциации и индивидуализации: одни ученики подготавливают информацию о жанрах журналистики и успешно делятся ею с одноклассниками, у кого-то хорошо получается брать интервью, писать заметки, кто-то редактирует статьи. Результатом работы учащихся в рамках спецкурса  является создание школьной газеты «Школьный калейдоскоп», и как следствие формирование в школе кружка «Пресс-центр» для создания живой, активно работающей информационной среды. Актуальность кружка   заключается в соответствии требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности,  самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества.

Спецкурс в 7 классе «От слова к тексту» переплетается с уже изученной в 6 классе журналистской деятельностью, и направлен на достижение  целей,  обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку на основе дифференциации. (Виды деятельности учащихся: редактирование текста; сжатие исходного текста составление текста по образцу; восстановление частей текста; составление  устных и письменных высказываний на лингвистическую тему; анализ текста художественного стиля).

Все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества, но, конечно же, дети никогда не остаются одни перед выбором, и с удовольствием обращаются ко мне за помощью, будь то подготовка к выступлению на конкурсе или подготовка к исполнению роли, мы всегда работаем вместе, и учащиеся знают, что учитель лишь направляет, а они сами делают выбор. 

Систематически реализуя идею развивающего обучения и используя дифференцированный подход к обучению, я добиваюсь от учащихся активности и самостоятельности на уроках. Знания их пополняются, идеи развиваются.

Дифференцированный подход к обучению даёт  положительные результаты:

·        уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически  трудно учиться в рамках обычной программы;

·        решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;

·        становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума.

На данный момент я работаю в 6х классах, где программы составлены на основе ФГОС «второго поколения» и здесь новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Поэтому я не буду останавливаться на достигнутом.

Дальнейшую свою работу я планирую продолжить также в рамках личностно-ориентированного подхода, но теперь уже более подробно рассмотреть технологию проблемного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА УРОКА: В стране наречий

КЛАСС: 7

УЧЕБНИК: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, в  двух частях. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова. М: Просвещение, 2014.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Тип урока

Закрепление знаний с использованием ИКТ на всех этапах урока

Форма урока

Комбинированный

Методы урока

С применением ИКТ, словесный, наглядный, практическое выполнение упражнений.

Технология

Дифференцированный подход личностно – ориентированного обучения

Цель урока

Закрепить полученные знания о наречии.

Задачи урока

1. Образовательные:

·         закрепление и расширение сведений о наречии как части речи;

·         усвоение знаний в их системе,

·         определение роли наречий в художественном тексте.

2. Воспитательные:

·         воспитание любви к русскому языку;

3. Развивающие:

·         развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

·         развитие умения аргументировать, доказывать;

·      активизация познавательной деятельности  с целью разрешения проблемы урока.

·         работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса.

Планируемые результаты

Предметные

Знать: морфологические признаки наречия;   изученные орфографические и пунктуационные правила;

Уметь: опознавать наречия  в предложении и тексте; определять синтаксическую функцию наречия; применять знания на практике, проводить морфологический разбор наречий,

проводить проверку работы

 

Метапредметные

- регулятивные: самостоятельно формулировать проблему и цель урока;

- познавательные: проводить анализ; извлекать информацию, представленную на схеме; перерабатывать информацию из одной формы в другую: составлять таблицу;

- коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Личностные

формирование положительного отношения к изучению языка, ответственность за написанное;

 Формы контроля

 1) Устный и письменный.

 2)Фронтальный, групповой, индивидуальный.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный.

Минута приятных воспоминаний.

Приветствие.

1 слайд

Ребята, закройте глаза, вспомните о чем-нибудь хорошем, улыбнитесь. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное – доброе начало.

2 слайд

 

 

Обучающиеся слушают учителя.

 

 

 

 

Коммуникативные

II.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь откройте тетради, запишите число, классную работу и обратите внимание на доску. 3 слайд

 Здесь записана пословица: «Умную речь хорошо и слушать»

- Ребята, объясните смысл данной пословицы, как вы ее понимаете?

- Давайте определим часть речи каждого слова (имя прилагательное, имя существительное, наречие, союз, глагол).

- На какие группы можно разделить эти части речи? (самостоятельные и служебные)

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (самостоятельные части речи называют предмет, признак, действие, количество и бывают членами предложения. Самостоятельные части речи употребляются и без служебных и вместе с ними. Служебные части речи употребляются только с самостоятельными и не называют ни предмет, ни признак, ни действие).

- К какой группе мы отнесем наречие? (к самостоятельным частям речи)

- А какие еще самостоятельные части речи вы знаете?

- А чем отличается наречие от других частей речи? (наречия не изменяются и не склоняются)

Обучающиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение.

Воспринимают ответы одноклассников.

Осуществляют самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Общеучебные

Логические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Формулирование темы, постановка цели.

Хорошо, ребята. Молодцы! А сейчас давайте послушаем стихотворение и ответим на вопросы:

             Наш язык и скромен и богат,
              В каждом слове скрыт чудесный клад.
4 слайд Слово «высоко» произнеси – 
              И представишь сразу неба синь.
5 слайд Вспомните наречие «светло» –
              И увидишь: солнышко взошло.
6 слайд Если скажешь ты «темно»,
              Сразу вечер поглядит в окно,
7 слайд Если скажешь «ароматно» ты.
              Сразу вспомнишь ландыша цветы.
8 слайд  Ну, а если скажешь ты «красиво»,
               Пред тобою – сразу вся Россия!

 Вы уже, наверное, догадались,  о чем мы сегодня будем говорить? Правильно о наречии. 9 слайд Тема нашего урока «В стране наречий». Вы уже познакомились с наречием, с его общим значением и употреблением в речи. И сегодня у нас  урок-закрепление. 

10 слайд

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные  слова на доске.

         

Повторить, что…;

         Уточнить, с чем… и чем… в предложении;

         Учиться использовать где….

   11 слайд

(Цель нашего урока: повторить какая часть речи называется наречием; уточнить, с чем оно согласуется и чем является в предложении; учиться использовать наречие в устной и письменной речи.)

А также, ребята,  вы проконтролируете и оцените свои знания сами. У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце урока оцените свою работу. (Приложение 1)

12 слайд

А эпиграфом к уроку я взяла слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Но эти слова будут не только эпиграфом, но и проблемой. Мы должны будем доказать, что наречия, действительно, делают нашу речь точной, образной, выразительной.

13 слайд

Посмотрите на этот караван журавлей (звучит мелодия:Марк Бернес «Журавли») Что у вас на душе, когда вы смотрите на эту картину? Каково вам? (грустно, печально)

А теперь я предлагаю вам поработать с текстом, в чем-то схожим с данной картиной.

14 слайд

Давайте прочитаем отрывок из произведения И.С.Тургенева и расскажем о роли наречия в нем (Приложение 2) (Вспомним, на какие вопросы отвечает наречие, и найдем их в тексте, определим к каким смысловым группам относятся данные наречия)

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.

Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев.)

15 слайд

В этом тексте писатель употребил 16 наречий, 15 из них относятся к глаголам и деепричастиям и только одно к прилагательному. И это неслучайно. Как вы думаете, для чего? Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия. Наречия придают речи полноту и ясность.

Вывод: действительно, наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной.

Обучающиеся слушают учителя, формируют тему урока, ставят цели. (Отвечают на вопросы с места).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строят рассуждения, понятные для собеседника.

Слушают, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Высказывают предположения.

Учатся формулировать собственную точку зрения и позицию.

 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

 

IV.Практическая часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 слайд

1)          Хорошо, ребята. А теперь посмотрите на данный текст (у вас на столах есть карточки с текстом Приложение 3). Давайте его прочитаем (один из учеников). Нравится ли вам этот текст? Не кажется ли он скучным, неярким?

А теперь попробуйте восстановить его. Здесь вам предлагается 2 уровня заданий. Тем, кто выберет задание первого уровня, предстоит вместо пропусков употребить подходящие по значению наречия. А кто хочет заработать еще баллы, выполняйте задания 2 уровня: кроме того, что вы вставите подходящие по смыслу наречия, вам необходимо будет определить от какого слова зависит данное наречие и задать к нему вопрос.

Поздноночью пошёл дождь. Онделовитостучал в окна, веселошумел в густой листве деревьев,звонкожурчал в водосточных трубах.  Иногдаон затихал, и  тогдаслышно было, как крупные дождевые капли  солидноилихопадают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь    снованачинал лить густыми потоками.

Слова для справок: деловито, потом, тогда, звонко, поздно, иногда, солидно, лихо, снова, весело,

17 слайд

- Проверьте, так ли у вас получилось ( при проверке над каждым правильно вставленным словом ставьте плюсик. Если получилось 9-10 плюсиков, ставьте 3 балла, если 6-8 – 2 балла; если 5– 1 б; менее 5 – 0 баллов).

Кто выполнял задания 2 уровня? Поставьте себе еще баллы.

А теперь давайте еще раз обратимся к тексту.

- Чьим помощником  является  наречие? (глагола)

- Можно ли точно представить картину дождя без наречий?

- Какой мы можем сделать вывод?

18 слайд

2)          А теперь обратите внимание на данные фразеологические обороты, сочетания слов и подберите к ним синонимичные наречия. А те, кто желает получить дополнительный балл,  составьте с полученными наречиями словосочетания(Приложение 4)

Если вы допустили 0-1 ошибку, поставьте себе 3 балла; 2-3 – 2 балла; 4-5  – 1 балл,  6 -0 баллов 

Кто выполнял задания 2 уровня? Поставьте себе еще баллы.

3)          Эти наречия и словосочетания с наречиями вам помогут выполнить следующее задание.

19 слайд

Это задание будет творческим. Составьте рассказ по сюжетному рисунку. Обратите внимание на слайд. Начало рассказа у вас уже есть:

Однажды приятели решили пойти на стадион. Шли они медленно, не торопясь. И вдруг…….

Если в вашем рассказе есть 6-7 наречий, поставьте 3 балла, 4-5 – 2 балла, 1-3 – 1 б; если нет наречий – 0 б.

Выполняют упражнение в тетради, обосновывая свой выбор.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Воспринимают ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самоконтроль, самопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение в тетрадях.

 

 

Осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

 

Выполняют упражнение в тетрадях самостоятельно.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

 

 

V.Рефлексия.

20 слайд
А теперь давайте подведем итог, о чем мы сегодня говорили? Какую мы ставили в начале урока перед собой проблему? Давайте вернемся к эпиграфу. Доказали мы, что наречия делают нашу речь точной, образной и выразительной?

Оценить результат своей работы, мы тоже попробуем, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня

поработали… (весело, дружно, интересно, слаженно)

Выставляем оценки в оценочный лист. Все оценки суммируете. Если вы набрали баллы от 14 до 15 – оценка «5», от 10 до 13 – оценка «4», от 9 до 4 – оценка «3», до 3 – оценка «2».


Каждый из вас сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.

21 слайд

Урок хотелось бы закончить, пожеланиями друг другу, используя наречие
Не болеть (никогда), выглядеть (великолепно), улыбаться (чаще), быть преданному своему делу (всегда), живите (счастливо).
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.

22 слайд

Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие на уроке и желаю дальнейших успехов. Спасибо за урок.

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции материала на уроке и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Личностные

Регулятивные

 

 

 

 

 

АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

ТЕМА УРОКА: В стране наречий.

КЛАСС: 7

Тип урока определен как комбинированный с соответствующей структурой:

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация знаний

3.      Целеполагание, мотивация.

4.      Практическая часть

5.      Рефлексия.         

 

1.      Реализация цели

Цели урока: Закрепить полученные знания о наречии.

 

2.      Использование развивающих методов.

Метод проблемного обучения применяется на этапе целеполагания, мотивации. Перед учениками  ставится задача: доказать, что наречия, действительно, делают нашу речь точной, образной, выразительной.

Наглядные методы Показ на уроках русского языка играет особую роль, так как ученики запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Для повышения активности деятельности учеников, на уроке прослеживается межпредметная связь:

На слайде показан караван журавлей, для эмоциональности звучит мелодия Марка Бернеса «Журавли».

А далее дети работают с текстом, в чем-то схожим с данной картиной.

Метод дифференциации. Детям предлагается два уровня заданий для работы с одним текстом, учащиеся выбирают уровень заданий приемлемый их знаниям и умениям. Таким образом, успешно справляются с упражнением все учащиеся.

 

3.      Изучение способов активации познавательной деятельности учащихся.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач.

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счёт применения средств современных информационных технологий:

- повышения эффективности и качества процесса обучения;

- повышение активной познавательной деятельности;

- увеличение объёма и оптимизация поиска нужной информации.

2.  Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

- формирование умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность.

3.  Работа на выполнение социального заказа общества:

- подготовка информационно грамотной личности;

- осуществление профориентационной работы в области филологии.

Использованием ИКТ на уроке русского языка позволяет выигрывать всем: школьникам, родителям, учителю, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих  повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность учеников, развивать их творческий потенциал, способствовать совершенствованию практических умений и навыков школьников.

ИКТ позволил организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечил более полное усвоение учебного материала в получении новых знаний, контроле знаний и самообразовании.Это позволило  сделать урок более интересным, наглядным и    динамичным.

 

4.      Пути развития познавательного интереса

·         Практическое выполнение упражнений – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.

·         Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся.

 

5.      Формирование УУД учащихся

В ходе урока было уделено должное внимание формированию умений слушать, проводить анализ  и извлекать необходимую информацию из рассказа учителя и собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации, определять  морфологические признаки наречия;   изученные орфографические и пунктуационные правила.

В ходе урока было уделено должное внимание формированию умений опознавать наречия  в предложении и тексте; определять синтаксическую функцию наречия; применять знания на практике, проводить морфологический разбор наречий, проводить проверку работы.

6.      Проверка  и оценка УУД  учащихся

В соответствии с поставленной целью, УУД помогли:

Обучающимся:

  • получить более качественные знания, которые необходимы;
  • обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;
  • повысить интерес к предмету;
  • повысить  активность учащихся на уроке; 
  • повысить  эффективность самостоятельной работы.

Педагогу:

  • сохранить   психологическое   благополучие и здоровье детей в учебной деятельности; 
  • повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке; 
  • повысить  эстетическую привлекательность урока; 
  • привлечь  учащихся к использованию ИКТ.

 


 

Описание опыта работы Учителя русского языка и литературы

Описание опыта работы Учителя русского языка и литературы

Главным вопросом для меня является: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Главным вопросом для меня является: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных»

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных»

К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова

К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова

Кар..икатура

Кар..икатура

Дифференцированный подход в целях оптимизации использую при подборе домашних заданий обязательно :

Дифференцированный подход в целях оптимизации использую при подборе домашних заданий обязательно :

Например: ü урок-путешествие на незнакомую планету

Например: ü урок-путешествие на незнакомую планету

На начальном этапе обучения, т

На начальном этапе обучения, т

Знания их пополняются, идеи развиваются

Знания их пополняются, идеи развиваются

ТЕМА УРОКА: В стране наречий

ТЕМА УРОКА: В стране наречий

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяУУД

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяУУД

Сразу вечер поглядит в окно, 7 слайд

Сразу вечер поглядит в окно, 7 слайд

Вспомним, на какие вопросы отвечает наречие, и найдем их в тексте, определим к каким смысловым группам относятся данные наречия)

Вспомним, на какие вопросы отвечает наречие, и найдем их в тексте, определим к каким смысловым группам относятся данные наречия)

Хорошо, ребята. А теперь посмотрите на данный текст (у вас на столах есть карточки с текстом

Хорошо, ребята. А теперь посмотрите на данный текст (у вас на столах есть карточки с текстом

IV .Практическая часть. 16 слайд 1)

IV .Практическая часть. 16 слайд 1)

АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА ТЕМА

АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА ТЕМА

ИКТ позволил организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечил более полное усвоение учебного материала в получении новых знаний, контроле знаний и самообразовании

ИКТ позволил организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечил более полное усвоение учебного материала в получении новых знаний, контроле знаний и самообразовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2020