Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности по химии
Оценка 5

Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности по химии

Оценка 5
docx
08.01.2023
Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности по химии
опыт реализации проектно-исследовательской деятельности по химии.docx

Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности по химии  

Ускова Нина Михайловна

 учитель химии

МОУ «Вохомская СОШ»

В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. 

В практике своей работы я использую  проектную деятельность на уроках химии и во внеурочной деятельности, за это время накоплен определенный опыт создания проектов по химии с учащимися 8-11 классов. В настоящее время разработана программа внеурочной деятельности «Юный химик-исследователь», в рамках которой и реализуется данное направление деятельности.

В рамках реализации ФГОС каждый учащийся 9 класса должен защитить индивидуальный проект, затем в старшей школе ребята продолжают эту работу. У некоторых учащихся проект становится профориентационным фактором, помогает определиться с выбором будущей специальности. Как правило, дети, которые проявили интерес к предмету в 8-9 классе и в дальнейшем его не теряют, многие сдают экзамены по химии, биологии и поступают в профильные ВУЗы.

Подготовка.

Любой проект начинается с интереса учащихся. На уроке в рамках изучения какой-либо темы или на занятиях кружка стараюсь зародить интерес учащихся сообщением дополнительных интересных фактов, свойств веществ, использования веществ в повседневной жизни человека, в промышленности. Появляется интерес – ребёнок пытается определиться с предметом,  темой проекта. Обязательно для всех желающих показываю реализованные проекты прошлых лет. Учащиеся определяются с темой проекта. Бывает и так, что в ходе работы над проектом тему ребёнок может немного поменять, это не возбраняется.

Темы реализованных проектов

Пищевые добавки – польза или вред?

Скраб: его воздействие на кожу.

Защитные свойства зубных паст.

Типы кожи, крема и их значение.

Зачем нужна жевательная резинка?

Водород – экологически чистое топливо будущего.

Газированные напитки – яд в малых дозах.

Шоколад: его вредные и полезные свойства.

Как защитить автомобиль от коррозии.

рН- показатель жизни.

Красители в пищевой промышленности.

Производство мыла в домашних условиях.

Эфирные масла и их применение.

Выращивание кристаллов.

Определение качества меда в домашних условиях.

И многие другие…

Далее знакомлю учащихся с этапами работы над проектом, мотивирую, помогаю в постановке целей. Это работа индивидуальная, но многие любят остаться и послушать, как идёт работа у их коллег. Делаю вывод: это им интересно. Иногда даже вступают в дискуссию, пытаются помочь друг другу.

Определяем цель проекта, формулируем задачи, планируем этапы реализации.

Планирование.  Определяем  источники информации, способы сбора и анализа информации, определяем способ представления информации.

Предлагаю идеи, высказываю предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы.

Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач.

При работе над проектом поощряется активное использование современных методов работы с информацией. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Сначала учащиеся подбирают научную литературу, изучают теоретические основы выбранной темы. Так как химия предмет экспериментальный, всегда стараемся планировать эксперимент, изучаем методику проведения эксперимента, составляем список необходимых реактивов, оборудования.  Основная часть проекта - тщательная подготовка и проведение исследования.  Это может быть как домашний эксперимент, так и проведённый в классе. На данном этапе я консультирую учащихся, оформлением результатов, выводов, рекомендаций ученики занимаются самостоятельно.

Исследовательский проект интересен тем, что результат неизвестен. Некоторые опыты учащиеся проводят по несколько раз, чтобы убедиться в правильности своих наблюдений и выводов. Современные средства коммуникации и фиксирования информации позволяют сохранить все стадии эксперимента, показать результат, поэтому форма представления продукта всегда информативна и интересна аудитории.

Представление результатов. В нашей школе ежегодно проходит фестиваль проектов, на котором учащиеся представляют свои работы. Перед финальной защитой у нас всегда проходит предзащита проекта, слушателями выступают другие участники проектной деятельности по профилю химия. Задают вопросы, дают советы. Происходит оценка другими и самооценка. Становятся видны недочёты, которые ребята уже знают, как устранить, вырабатывается уверенность в себе, что помогает на основной защите. Ребята чувствуют себя уверенно, не боятся отвечать на вопросы. Публичная защита проектов способствует формированию у учащихся таких качеств как мобильность, толерантность, активность, креативность мышления. Продуктами проекта являются презентации, буклеты, памятки, рекомендации и даже конкретные продукты «собственного производства»- кристаллы, мыло, торт с использованием пищевых красителей, ароматические масла и даже защищенный от коррозии старый автомобиль….

Мы не останавливаемся на школьном уровне, два года назад некоторые учащиеся обучались в областном  центре «Одарённые школьники», дистанционно  работали над индивидуальными проектами и в конце учебного года защищали их. В этом учебном году заявились на участие в областном конкурсе по профессиям АПК, где результатом 2 тура будет защита проекта.

В ходе работы над проектом выявляются и трудности, которые учимся преодолевать: недостаточно высокая мотивация детей, неумение работать с разными источниками информации, низкий уровень познавательной активности, неумение распределить время. Стараюсь всегда держать на контроле этапы работы над проектом, устанавливаю сроки каждого этапа проекта, вместе выясняем причины неудач, обязательно хвалю за каждую интересную идею, обязательно говорим об успехах каждого. Главное, всегда подогревать интерес, чтобы он не иссякал, и тогда всё получится.

Организация проектно-исследовательской деятельности  дает положительные результаты: у учащихся формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствует о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.

Учебные проекты помогают формировать функциональную грамотность школьников, могут стать прототипами больших настоящих проектов, которые выпускникам школ предстоит выполнять в реальной самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.


 

Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности по химии

Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности по химии

ВУЗы. Подготовка. Любой проект начинается с интереса учащихся

ВУЗы. Подготовка. Любой проект начинается с интереса учащихся

Производство мыла в домашних условиях

Производство мыла в домашних условиях

Исследовательский проект интересен тем, что результат неизвестен

Исследовательский проект интересен тем, что результат неизвестен

В ходе работы над проектом выявляются и трудности, которые учимся преодолевать: недостаточно высокая мотивация детей, неумение работать с разными источниками информации, низкий уровень познавательной активности,…

В ходе работы над проектом выявляются и трудности, которые учимся преодолевать: недостаточно высокая мотивация детей, неумение работать с разными источниками информации, низкий уровень познавательной активности,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.