«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»
Оценка 4.8

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
искусство +1
Взрослым
18.02.2018
«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»
Данная разработка посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся в различных возрастных группах общеобразовательной школы на основе преподавания предметов ОРКС – модуль - «Основы мировых религиозных культур», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Искусство», «Музыка», внеклассной и внеурочной работы. Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы учителя музыки, искусства, ОРКСи ОДНКЦель: Показать опыт работы по духовно-нравственному направлению в общеобразовательной школе.
394025914.doc
Муниципальное бюджетное   общеобразовательное учреждение               "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"            с. Знаменка, Нерчинский район    Забайкальский край                                                                              Методическая разработка на тему: «Опыт духовно­нравственного  воспитания                                                        в разных возрастных группах»                                          Учитель Музыки и Искусства Трушина Светлана Юрьевна Аннотация.  Данная  разработка  посвящена вопросам духовно­нравственного воспитания учащихся  в различных возрастных группах общеобразовательной школы  на  основе преподавания предметов  ОРКС – модуль ­ «Основы мировых   религиозных культур», «Основы духовно­нравственной культуры народов  России», «Искусство», «Музыка», внеклассной   и внеурочной работы. Духовный аспект ­ это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных   норм,   ценностей,   которые   определяют   целостность   нашей личности.   Неудовлетворенность   состоянием   воспитанности   учащихся   со стороны общества, связанная с затуханием воспитывающей функции школы, обусловила повышение интереса к духовно­нравственной тематике. Вместе с тем, согласно данным Минобразования России, только 30% школ, охваченных инновационной  деятельностью, ведут поиск новых подходов к содержанию воспитания, которое, как нам представляется, должно быть непосредственно связано с содержанием образования, их ценностным потенциалом. Духовность   и   нравственность   в   сочетании   составляют   основу   личности: духовность   направляет   её   движение   (самовоспитание,   самообразование, саморазвитие) и является основой нравственности.  Поэтому   не   вызывает   сомнений,   что   в   настоящее   время   духовно­ нравственное   воспитание   в   общеобразовательной   школе   приобрело   особую значимость,   так   как  духовность   и   нравственность   –   это   те   приоритетные ценности,   которые   должны   быть   положены   в   основу   воспитания   детей   и молодежи. В нашей школе музыку  я преподаю уже 32­й год, последние 6 лет­ предмет МХК,  (в этом учебном году  предмет­ «Искусство»). Также с этого учебного года   мне предложили вести   ОРКС в 4 классе и ОДНКНР – 5 кл.,  важные, на мой взгляд, предметы, которые позволяют учащимся     усвоить базовые этические   нормы   и     содержат     в   себе   опыт   мировой  и   отечественной   – традиционной религии. И   поскольку   наша   школа с   2012   г   имеет   статус   казачьей   ­   актуальным представляется   включение     изучения   истории   и   традиционной   культуры казачества России   в процесс воспитания и образования современных кадет­ казаков. Образование на основе культурно­исторических традиций казачества – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном   в   гуманитарной   сфере   обучения,     целенаправленное   воспитание высоких   духовных,   морально­нравственных,   служебно­деловых   качеств   и патриотического духа. Духовно­нравственное воспитание (из опыта работы)  Начальные классы. 1. 4 кл­  курс: «Основы мировых религиозных культур».   Данный   курс   преподается   в   выпускном   классе   начальной   школы,   и   все нравственные   и   культурные   понятия   в   этом   возрасте   хорошо   осознаются. Таким образом: духовно­нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Данный   курс   интегрирует   знания   из   разных   областей:   истории   Отечества, филологии, географии  и др.  Он проводится не с целью возврата церковного обучения,   а   как   элемент   культуры,   воспитывающий,   формирующий духовность, и что самое важное в воспитательном  процессе  сформировать достойного   гражданина   РФ,   соблюдающего   конституцию   и   законы   страны, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному диалогу. 2.Музыка На уроках музыки учащиеся посредством песни узнают, что каждый народ имеет   своих   героев,   память   о   которых   хранится   традициями   многих поколений. Имена героев остаются в веках, и их нравственный облик имеет существенное   значение   для   воспитания   последующих   поколений.   Многие отечественные   национальные   герои   имеют   заслуженное   почитание   в религиозной традиции.    Приведу примеры   тем уроков музыки,     содержание    которых   позволяет реализовать   их   воспитательную   функцию   в   формировании   и   становлении личности,   являющейся   носителем   великой   культуры   народов   России,   духовно­нравственное   воспитание.: следовательно,   отражает     «Дела давно минувших дней...», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...»« «На   Руси   родной,  на   Руси   большой   не   бывать   врагу...», «Рождество   Твое, Христе   Боже   наш...».   Музыка   Православной   церкви   как   часть   художест­ России. венной культуры     «Колокольные   звоны   на   Руси»,   «Что   такое   патриотизм»,   «Цвет   и   звук: «Музыка витража», «Россия ­ любимая наша страна»,   «Музыка, воспевающая Россию». В   нашей   школе   в   связи   с   изменением   статуса   школы,        помимо НРК (национально­регионального   компонента)    в   программы     также  включено   использование краеведческого материала,  в частности,   и казачья тематика. Включение национально­регионального компонента в процесс преподавания предмета «Музыка» способствует общему музыкально­этническому развитию,   развитию воспитанию   глубоких   музыкально­эстетических   интересов, творческих   способностей,   активному   приобщению   школьников   к   истории национальной   культуры.   Использование   НРК   на   уроках   музыки   в  общеобразовательной   школе   помогает   решать   следующие   задачи: •   социальные ­ национальная музыка эффективное средство для становления и   развития   культуры   личности,   аккумулирующая   огромные   духовные богатства   десятков   наций   и   народностей   РФ,   выраженные   в   музыкальном искусстве; • психологические ­ национальная музыка в силу ее близости к восприятию и мышлению ребенка является эффективным средством для развития душевных качеств,   воображения,   фантазии,   духовных   потребностей   и   творческих способностей; •   эстетические   ­   высокое   нравственное   содержание   национальной   музыки способствует   воспитанию   в   духе   гуманизма,   стремлению   к   добру,   правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств   и   первооснов   эстетических   критериев,   умений   принимать   и   ценить музыкальные целом; Приведу примеры некоторых тем по программе:  «Музыка» с использованием произведения искусство и в           НРК и краеведческого материала.  класс     Темы   по программе ­         "Музыка"                                                          Использование   НРК   и   краеведческого материала      1 Что   ты   рано   в   гости, осень к нам пришла. Характерные   особенности и   отличия   осенней  природы   на   просторах   центральной   части  России   от   природы   Забайкалья.   Просмотр фото и репродукций        1 Ноги   сами   в   пляс игры.   пустились. Зимние      1      1 Природа просыпается.      2  Озорные частушки      2   поэт­художник Зима: ­композитор      2 Тембры ­краски Казачьи пляски. Особенности казачьих плясок. Зимние   игры   в   Забайкалье   и    особенности казачьих игр. Природа Забайкалья. Фото, иллюстрации.  Частушки Забайкалья.  Казачьи частушки Фото Секреты   изготовления   старинных   казачьих инструментов  Забайкалья. природы   зимней          3 Там   русский   дух…   тамСамобытной казачьей культуры в Забайкальском Русью пахнет Рождество   Твое, Христе Боже наш...      3      3 Колокольные   звоны   на      3 Что  такое патриотизм Руси      3 Прощай, Масленица       Вечная   память   героям. День Победы Россия   –   любимая   наша страна…      4      4 Москва!   Как   много   в этом звуке… Россия – священная наша держава,   Россия   – любимая наша страна      4 крае «Приглашаем   посмотреть   на   Рождество   в Забайкалье»  ­ видео Колокола   в   Храме   Казанской   иконы   Божьей Матери в г. Чите  (фото, видео) Строевые казачьи песни Фото   проведения   праздника   Масленицы   в   с. Знаменка в разные годы Встречи с  ветеранами  ВОВ с .Знаменка Слушание гимна Забайкальского казачества Песни   о   Москве   в   исполнении     фольклорных ансамблей  Забайкалья Песни   о   России   и   Родине   в   исполнении   фольклорных ансамблей  Забайкалья 3. Музыка­ (средние классы (5­7)) Тематика   уроков   интересна   и   разнообразна.  Темы­   «Народная   хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.»,  «Мир образов полифонической музыки», «Мир   русской   песни»,   «Тема   богатырей   в   музыке»,   «Эпические   образы   в музыке» , «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфо­ нии Д. Шостаковича ,  «Диалог искусств», «Слово о полку Игореве»  и опера «Князь Игорь»,  «Сила патриотической песни». Учащиеся   проявляют   большой   интерес   к   истории   своей   Родины,   которая предстает их воображению в живых музыкальных образах. Основной линией воспитания   на   уроках   музыки   созвучны   с   курсом   духовно­нравственного воспитания.   Прежде   всего,   это   семья   и   любовь   к   ближнему,   верность   к отечеству и забота о нуждающихся. Также подчеркивается значимость таких нравственных качеств как терпение к окружающим  и уважение  к родителям. Символом   материнской   любви   в   традиционной   отечественной   культуре является Богородица, который неразрывно связан с  образом русских святых, в   чем   проявляет   себя   патриотическая   воспитательная   линия.   При   этом традиционные  религии  дают    представление  о  понятиях  веры,  духовности, толерантности, что формирует целостную картину о духовном мире человека. В полной мере это относится к святым Русской Земли Сергею Радонежскому и   Александру   Невскому.   Музыкальное   произведение     С.С.   Прокофьева «Александр Невский», повествует    о силе духа русского народа, и о   его любви к своей родной земле. Образ былинного героя Ильи Муромца  освещает отечественную традицию стремления к справедливости, а также показывает   и   светского   образов.   Музыкальное   произведение связь   религиозного   М.И.Глинки,   воспевающее   самозабвенный   подвиг   народного   героя   Ивана Сусанина в борьбе с польскими интервентами в эпоху «смутного времени», воспитывает   у   учеников   чувство   гордости   за   отечественную   историю   и верность к ее традициям.  Хоровая музыка в храме.  Видео – Песнопения в храмах Забайкалья    Искусство   человечества Примеры некоторых тем с использованием НРК и краеведческого материала.  5кл. Народная   хоровая   музыка.   память    6кл.     6кл.Диалог метра и ритма     7кл.Лирические   образы   в   му­     7кл.Такие   разные   танцы   и Танцы   казаков   (слушание   ,видео). Строевые казачьи  песни. Оркестры в Забайкалье   Метр и ритм в казачьих строевых песнях Лирические народные и казачьи песни ­ зыке марши 4 .Мировая Художественная Культура и  «Искусство».   Духовно­нравственное   и патриотическое воспитание   происходит в рамках таких ключевых тем, как : «Стили архитектуры», «Храмовая архитектура», «Храм   как   символ   христианского   православия»,   «Древнерусская иконопись»,   «Понятие   об   обряде»,   «Религиозные   праздники   и   обряды»,  «Крещение   Руси»,   «Музыка   в   храме».   «Священный   лик   Богоматери», «Героический   эпос».   Учебные   программы   курсов     «МХК»   и   «Искусство» позволяют учащимся знакомиться с мировой и отечественной историей при помощи   изучения     подлинных   классических   шедевров   художественной культуры и искусства. Благодаря наглядным красочным образам учащиеся постигают материальную зарубежную и отечественную культуру. Кафедральный собор Казанской Иконы Божьей  Матери в  г. Чите.   Свято­Воскресенский  собор. в  г. Нерчинске Темы   по   программе­  Использование   НРК   и   краеведческого "Мировая    материала художественная                                  культура" Особенности храмового  зодчества. Храмовая  архитектура Древнерусская иконопись. Иконы  в  храмах    г. Читы и г. Нерчинска  Всякая   душа   празднику рада.   Музыка в храме. Понятие   архитектурных  стилях  Виды архитектуры Декоративно­прикладное искусство Старинные   и   современные   праздники   села Знаменка Видео – Песнопения в храмах Забайкалья об Архитектурные  стили в  Забайкальском крае Архитектурные строения  г. Нерчинска. Использование материалов школьного музея  Класс     8     8     8     8     9     9     9 5.   Предмет  «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов России»  в   основной   школе   является   частью   всего   учебно­воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего,   «Обществознания»,   «Литературы»,   «Истории»,   «Изобразительного искусства».   Для реализации курса применяются методы обучения – чтение текстов   учебника,   анализ   рассказа   учителя,   работа   с   информацией, представленной в иллюстрации и т.д. Пятиклассники работают с  рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг». В   формировании   духовно­нравственных   основ   народов   России   большое значение   имеет   диалог   друг   с   другом,   учителем,   родителями   и   другими родственниками. Диалог в данном случае:    –   является   источником   новых   знаний,   актуализации,   обобщения   и систематизации изученного материала; –   способствует   формированию   эмоционально­личностного   отношения   к обсуждаемому   материалу,   выработке   собственной   системы   ценностей, активизации процессов мышления учащихся;  – развивает культуру общения, повышает интерес к учебе. 6..Факультатив  «Духовная культура казаков». В 2013 году мною разработана программа  факультатива  «Духовная культура  казаков». Цель факультатива: Формирование духовно богатой личности через знакомство   с     историей,     традициями   и   культурой   казаков,   в   том   числе Забайкальского казачества. Факультатив   направлен   на   формирование   духовно   богатой   и   развитой личности   посредством   знакомства   с   историей,   традициями   и   культурой казаков,   на   основе   традиций   Забайкальского   казачества   и   его   культуры. Учебная программа «Духовная культура казаков» включает в себя:   1.   Исторические   сведения   о   возникновении   и   развитии   казачества   как культурно­этнической   общности,   на   основе   исторических   документов. Определение   роли   казачества   в   становлении,   укреплении   и   защите Российского Государства. Знакомство с традиционными промыслами казаков и   способами   ведения   хозяйства.   Изучения   народного   художественного   и песенного   творчества   Забайкальского   казачества.    2.Духовно­нравственное воспитание факультативной программы  предполагает, знакомство с моралью и   этикой   казаков,   которые   заставляет   задуматься   учащихся   над фундаментальными вопросами бытия. Таким образом, данный факультатив  не только   информирует учащихся об этнических элементах отечественной культуры,   но   и   в   определенной   мере   способствует   формированию направленности жизненных интересов на всю последующую жизнь учащихся. В рамках дополнительного образования учащиеся приобщаются к народному творчеству   через   выступления,   участия   в   школьных   и   районных мероприятиях,   праздниках народного и казачьего календаря. Заключение.  Таким   образом,   обучающие   дисциплины   «Основы мировых религиозных культур»,  «Основы духовно – нравственной культуры народов   России»,   «Мировая   Художественная   Культура»,     «Искусство»     и «Музыка»   органично   дополняют   друг   друга   в   рамках   образовательного   – воспитательного   процесса,.   Богатый   опыт   непосредственного   восприятия учебного   материала   посредством   уроков   музыки   и   искусства   имеет   более качественное усвоение учащимися, и в тематической совокупности  с другими дисциплинами позволяет глубже и качественнее осваивать учебный материал. Преподавание   подобным   образом   не   только     исполняет   образовательную функцию, но и способствует духовно­нравственному воспитанию учащихся, и их патриотической ориентации.                                                                     Источники:   Национально­региональный   компонент:   разработка   и 1.Ворохова   З. реализация // Народное образование, 2000. № 6 2. .Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4­5 кл. : уч. пособие для общеобразовательных учреждений.­ М. : Просвещение, 2010.­ 96 с. 4. Трушина С.Ю  "Духовно­нравственное воспитание школьников на уроках музыки и МХК"­   http://uchportfolio.ru/articles/read/1564

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

«Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018