ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оценка 4.7

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
классное руководство
2 кл
30.06.2017
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данный материал используется как обобщение опыта работы учителя начальных классов по формированию толерантного воспитания школьников начального звена. приведены примеры как в урочной, так и во внеурочный работе учителя. используются различные методы и приемы работы с учениками, как коллективная, так и парная и групповая работа.
научно-практическая конференция.docx
Елена Ивановна Богунова учитель начальных классов МАОУ СОШ №4 г. Заводоуковска г. Заводоуковск Тюменской области ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России   говорится,   что   современный   период   в   образовании   ­   время   смены   ценностных ориентиров. В последние годы прошлого столетия в России произошли важные перемены, оказавшие отрицательное влияние на общественную нравственность, на отношение человека к человеку.   Поэтому   сегодня   перед   образованием   стоит   задача   выделения   нового   типа ценностей ­ воспитание нравственной личности, одухотворённой идеалами добра,  способной противостоять  и проявлять толерантность к окружающим.  В основе толерантности лежит терпение (психическое состояние, проявляемое в виде способности подавлять импульсивные, мало продуманные эмоциональные реакции). В основе терпения лежат такие волевые качества личности,   как   выдержка,   самообладание,   самоконтроль.   Толерантность   можно   и   нужно воспитывать в человеке, и начинать это делать необходимо уже с раннего возраста. В документах ФГОС говорится, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   происходит   в   сфере   общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Поэтому новая   российская   школа   должна   стать   важнейшим   фактором,   обеспечивающим социокультурную   модернизацию   российского   общества.   Толерантность   начинает воспитываться еще с раннего возраста, т.е. в семейном воспитании. Продолжается работа в детских садах. И вот ребенок приходит в школу в 1 класс. Дети все такие разные, поэтому проблема   толерантности   актуальна   сама   по   себе.   На   этом   жизненном   этапе   начинает складываться   взаимодействие   между   маленькими   детьми,   пришедшими   из   разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Поэтому воспитание толерантности я, как учитель классов,  рассматриваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Уделять  внимание   толерантному   воспитанию   буду   все   4   года,   где   основной   целью является ­ научить младшего школьника уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, следовать моральным нормам и гордиться этим. Программу по толерантному воспитанию разработала 2 года, так как мои ученики учатся во 2 классе. В первом  классе поставила  цель  ­  помочь каждому  ребёнку осознать  неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника. Задачи: изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива; воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим; активно привлекать родителей к внеклассным  мероприятиям; помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период. В этом учебном году целью толерантного воспитания является ­  формирование и раз­ витие чувства сплочённости классного коллектива. Задачи: обучать детей взаимодействию при   решении   проблем   в   коллективе;   воспитывать   у   ребят   умение   жить   в   коллективе   и считаться с мнением другого; формирование традиций классного коллектива. Учащиеся к выходу из начальной школы будут осмысливать термин толерантности. 1995   год   по   инициативе   ЮНЕСКО   был   объявлен   Международным   годом   Толерантности. "Толерантность   (от   лат.   tolerantia   —   терпение;   терпимость   к   чужому   образу   жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное   понимание   богатого   многообразия   культур   нашего   мира,   наших   форм самовыражения   и   способов   проявлений   человеческой   индивидуальности.   Для   начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Проработав первый год, я поняла, что именно в начальной школе     складывается взаимодействие между учащимися класса и для их плодотворного обучения необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. И когда я передам своих учеников в среднее звено, у них будет   сформирована активная жизненная позиция, развита способность жить в мире разных людей и идей, знать права и свободы и уметь признавать права другого человека. Вопросы   толерантного   образования   рассматриваю   по   двум   направлениям:   в   урочной   и внеурочной деятельности. Включаю в учебный процесс следующие компоненты: 1. Применение   направленности   толерантного   воспитания   при   организации   классной работы. 2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов. 3. Формирование положительной гражданской позиции. 4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям. 5. Формирование   уважения   к   культурному   и   духовному   наследию   страны,   а   также позитивного восприятия других культур и традиций. Рассмотрим примеры привития чувства толерантности на уроках. Чтобы научить детей слушать  и принимать мнение своих одноклассников,  мы разработали совместно с учениками правила работы в группе: 1. Уважение мнения других 2. Желание делать вместе 3. Приятие мнения одноклассника 4. Чуткость, снисходительность 5. Доверие 6. Любознательность 7. Доброжелательность Обучение   младших   школьников   уважительному   и   толерантному   общению   друг   с другом   –   многоплановый   процесс.   Поэтому   использую  разнообразные   формы   работы   на уроке: 1.Работа   в   диалоге   (работа   в   паре,   в   группе).   Именно   на   таких   уроках   младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам.  Например. Русский язык, 2 класс, прием «Работа с другом». (ученик диктует слова: пло…,обу…,экипа…, гря…ка, сне…; второй записывает. При проверке, если сделана ошибка, второй называет  проверочное слово).  При работе над «орфограммами» учащимся предлагается карточка. Понятие «добра» и «зла»: ­Объяснить правописание орфограмм, Смысловая группировка слов. (вра…, дру…, ло…ь, капри…, лес…ь, любо…ь, капри…) 2.Использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам). Например. Литературное чтение, 2 класс, прием «Работа в группах». Рассказ В.  Осеевой «Синие листья». Учащиеся  делятся на три группы. Вопросы для групп: 1.     Группа – Как вы думаете, о чём может быть это произведение? 2.     Группа – Могут ли быть на рисунке листья синими? 3.     Группа – Согласны ли вы с ответами ваших товарищей, если нет, то почему?  (Выслушиваются предложения детей)  ­ Мы прочитаем текст и попытаемся понять, почему у этого рассказа такое название? Читаем текст, используя приём «чтение с остановками». Вопросы для групп: (все в группах обсуждают ответ на вопрос, а выбранный группой ученик  даёт полный ответ) 1 группа  – Какой девочкой была Лена? Почему учительница удивилась, когда увидела Ленин  рисунок? 2 группа  – Из каких слов Лены видно, что она девочка воспитанная и аккуратная? А почему  же Лена не взяла карандаш у Кати? 3 группа  – Что говорила Катя, когда собиралась дать Лене карандаш? Какой совет дала  учительница в конце рассказа? Дети снова собираются в три группы и получают задание: 1). Составьте кластер на тему – «Качества характера человека» (у детей на столах карточки). 2). Ответьте на вопросы:  ­ Выделите хорошие черты характера? ­ Выделите плохие черты характера? ­ Какие черты характера вы бы взяли для себя? 3.Знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут  выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные  нравственные позиции. Например. Литературное чтение. В. Катаев «Цветик­семицветик». После анализа произведения ученики приходят к выводу, что «девочка всегда жила для себя, а в конце изменилась – помогла мальчику­инвалиду выздороветь». Как считают сами дети, помогать тем, кто в их помощи нуждается, нужно обязательно. 4.Использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на  нравственную сторону взаимоотношений).  «Скорая помощь». Участникам предлагается игровая ситуация. Дети – врачи скорой помощи. К ним поступил условный больной с острым приступом интолерантности. Для младших детей может быть показан игрушечный медведь со словами «Мишка заболел какой­то непонятной болезнью. Он не уважает старших, обижает малышей, дразнит волчат, потому что они не такие, как он»… и т.п. Врачи могут задать вопросы, чтобы уточнить симптомы, а затем предложить варианты лечения. Упражнение«Комплименты» Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику. 5.Личный пример учителя.  Толерантный учитель: осознает, что его воспринимают как  образец для подражания, осваивает и использует соответствующие навыки для развития  диалога и мирного разрешения  конфликтов, содействует  вовлечению учащихся и родителей  в принятие решений и разработку программ совместной деятельности, учит мыслить крити­ чески и умеет ценить позиции других, ценит культурное разнообразие и создает условия для  признания культурных различий и их проявления в жизни.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования особое  внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное   место   в образовательном процессе. В стандарте подчеркивается, что воспитание   в школе не может сводиться к какому­то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных учебных дисциплин) и внеурочную   деятельность,   которые   в   совокупности   будут   решать   задачи   воспитания   и социализации школьников, их всестороннего развития. Поэтому во внеурочной деятельности большое внимание  уделяю вопросам толерантности.  Обучающие должны иметь общее представление о принципах толерантности: ­  отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой – либо идее; ­ добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности его убеждений; ­ умение принудить себя, не принуждая других; ­ подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественным  потребностям; ­ принятие другого, который может отличаться по разным признакам: национальным,  расовым, культурным, религиозным, и т.п.; ­ толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей  полноты его частей и достижению золотой середины на основе золотого правила  нравственности. Один   из   основных   мотивационных   методов   – стимулирование   толерантности.  Я всячески   поддерживаю   доброжелательное   взаимодействие   школьников,   выражаю положительное   отношение   к   толерантным   поступкам   своих   учеников,   предостерегаю   от интолерантного   поведения   школьников,   в   чём   бы   оно   ни   выражалось.   При   подготовке   к внеклассному мероприятию «Счастливы вместе»,   разделила учеников на группы и каждой группе   было   дано   задание.   Но   при   выполнении   задания,   нужно   было   разделить   роли участников, т.е. каждый был занят делом и при анализе каждая группа поняла, что только вместе и прислушиваясь к мнениям каждого дело было сделано лучше.  Для формирования толерантной мотивации использую также метод воспитывающих ситуаций.  Это  те  ситуации,  в  процессе   которых  ребёнок  ставится  перед   необходимостью решить какую – либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Например, при проведении классного часа   «Мосты дружбы» нужно было каждой группе провести опрос «Как правильно выбрать друга?» среди учеников  2 классов и проанализировать полученную информацию. При анализе учащиеся пришли к выводу, что та группа,   которая   доверила   опрос     всем     своим   членам   группы,   сделала   это   быстрее   и качественнее.  Осознанность   толерантного   поведения   достигается   при   воздействии   на интеллектуальную сферу младших школьников. Это, прежде всего, метод убеждения.  Такие доказательства   легко   нашла     в   литературных   произведениях,   изучаемых   на   уроках литературного чтения, в текстах о живой природе, даже в некоторых математических задачах. Не должно быть нотаций, скучных назиданий и нудных нравоучений. Слушая предложенные доказательства важности толерантного поведения, учащиеся   воспринимают прежде всего, логичность изложения учителем своей позиции. Оценивая полученную информацию, они или утверждаются   в   своих   взглядах,   позициях,   или   корректируют   их.   Убеждаясь   в   правоте сказанного учителем, автором литературного или художественного произведения, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми. Например, в  рассказе Н. М. Артюховой "Трусиха"  строю так анализ прочитанного произведения, что дети понимают кто трус, а кто герой.  Методом   воспитания   толерантности   является рефлексия,   обозначающая   процесс размышления ребёнка о происходящем в его собственном сознании. В конце каждого урока прошу детей осмыслить не только поведение и поступки героев изучаемых произведений. Но свои поступки, особенно по отношению к своим одноклассникам. Одним из методов, оказывающих влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение.  Данный   метод   является   очень   сильным,   ведь   под   влиянием   внушения   могут возникать   представления   даже   не   соответствующие   действительности,   создаваться немотивированное настроение, складываться определённые суждения о людях и событиях. Ещё одним методом воздействия на эмоциональную сферу младшего школьника при воспитании толерантности является самовнушение (переживание) – попытка ребёнка внушать себе   ту   или   иную   эмоциональную   оценку   своему   поведению.   Например,     прием   «Стул правды», когда в конце учебного дня учащиеся садятся на стул. А одноклассник анализируют поведение своего товарища. При этом сначала ученик сам анализирует свои поступки за день. Дети начальных классов обычно очень критичны к себе, поэтому одноклассникам остается только отметить положительные моменты. Очень   важно   при   воспитании   толерантного   отношения   к   миру   опираться   на нравственно­волевые   качества   личности:   мужество,   смелость,   принципиальность   в отстаивании нравственных идеалов.  Много направлений работы по толерантному воспитанию можно планировать как с учениками. Так и с родителями.  Провожу серию классных часов, которые учат детей уважать всех и прислушиваться к мнению других. Провела классные часы: Мы все разные,  Всё в наших руках, Я и мои друзья, Толерантность, Жить как люди, Я и толерантность, Давайте все дружить.  Запомнились   моим ученикам КТД: трудовой десант,  Толерантность и интолерантность. Особенно дети запомнили КТД «Цветок толерантности», когда были приглашены родители,  и они вместе со своими детьми участвовали в КТД. Дети поняли, что не только одноклассники все равны, но и родители тоже были когда­то такими же. На   детской   неделе   толерантности   был   проведен   мастер   класс   «Дружба   крепкая»   в   1 классе, «Общение без границ» во 2 классе. Где ученики в парах по интересам рассказали о мини­ проектах о своих друзьях, и  о том,  что можно общаться в классе со всеми, так как каждый ученик чем то интересен. На переменах, во внеурочных занятиях провожу   сюжетно­ролевые игры с элементами толерантности. Например,  простая ситуация: маленькая сестра капризничает, а ученику надо ее уговорить. Мы живем в маленьком городе, у нас 1 музей. Поэтому  провожу виртуальные экскурсии в национальные музеи, где знакомлю с культурами разных национальностей.  Класс   активно   участвует   в   Месячник   пожилых   людей:   проводим   конкурс   рисунков   и рассказов   «Мои   бабушка   и   дедушка»,   рисуем   поздравительные   открытки,   проигрываем ситуации, когда дети находятся в общественном транспорте, где едут пожилые люди.  Использую   различные   приемы   работы:   Взаимопомощь,   Акцент   на   лучшее,   Ломка стереотипов, Общаться по правилам, Коррекция позиций, Ролевая маска, Прогнозирование развития ситуации, Добрые слова. Родители   являются   первыми   и   основными   воспитателями   детей,   и   невозможно сформировать   толерантность   у   ребёнка,   если   они   не   являются   союзниками   педагогов   в решении этой проблемы. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный   пример   родителей,   родственников.   Прежде   всего,   атмосфера   отношений   в   семье, стиль   взаимодействия   между   родителями,   между   родственниками,   детьми   существенно влияет на формирование толерантности ребёнка. Семья во многом может помочь школе. В этой   связи   целенаправленную   работу   провожу   с   родителями,   разъясняю   им   важность воспитания   у   детей   культуры   межнационального   общения.   Перевоспитать   родителей   не сможет   педагог,   но   повлиять   на   характер   взаимоотношений   родителей   с   детьми, откорректировать их действия по отношению к ребёнку и другим людям при проведении специальной работы возможно.  Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество  педагогов и родителей. Для этого использовала разнообразные формы работы   с   родителями:   собрания,   консультации,   выставки   педагогической   и   детской художественной   литературы,   фотостенды,   совместные   праздники,   экскурсии,   развлечения, индивидуальные   беседы   с   родителями.   Такая   согласованность   в   работе   школы   и   семьи является   важнейшим   условием   полноценного   воспитания   ребёнка,   формирования   у   него нравственных форм поведения, правовой культуры. Педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Применение на практике таких приемов предполагает    проявление  гуманной  позиции учителя  начальных  классов по отношению  к детям   разных   национальностей,   высокую   степень   доверительности   в   отношениях   с   ними, безусловное   принятие  их,   поддержку.    Эта   работа  должна   быть  направлена   на  то,  чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.  Работа по формированию   толерантности   в   современном   обществе   должна   быть   связана   не   только   с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать   достоинство   других;   осознании   того,   что   каждый   человек   многообразен   в   своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе, к товарищам, к представителям других народов и иных культур. Литература: 1. Арсентьева   В.В.   Терпение,   терпимость   или   согласие!?   Дружить,   терпеть   или ненавидеть!? // Сост. В.В.Арсентьева.­ Екатеринбург: Свердл. обл. межнац. б­ка, 2006. – 64 с.  2. Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность? / И.В.Гревцева //  Классный руководитель. – 2006. ­ № 4. – С. 81­88.  3.  Иванова, Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание  толерантности у учащихся начальных классов / Е.М.Иванова // Начальная школа. – 2006. ­ № 3. ­ С. 11­3. 4. Палаткина, Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников / Г.В.  Палаткина // Начальная школа. – 2003. ­ № 11. ­ С. 65­72. 5. 6.  Семина,  Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия /  Л.И.Семина // Семья и школа. ­ 2001. №11. – С. 36­40.  Степанов, П. Как воспитать толерантность? / П.Степанов // Народное  образование. 2001. ­ № 9. Заявка на участие в работе конференции Ф.И.О. учителя Должность Место работы Е­mail Секция Тема статьи Контактные данные (рабочие и домашние телефоны, адреса) Богунова Елена Ивановна Учитель начальных классов МАОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»  bogunova1969@mail.ru Духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся Опыт формирования и развития толерантной культуры участников образовательного процесса Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. Щорса 13, школа №4, телефон – 8 (345­42) 2­21­35 Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. Щорса 20 кв 130, телефон ­ 89323253406

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017