Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
Оценка 5

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русская литература
Взрослым
17.04.2019
Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
Опыт работы преподавателем литературы в СПО наталкивает на постоянные поиски приемов и методов активизации деятельности обучающихся. В СПО общеобразовательные предметы, с точки зрения обучающихся, являются второстепенными. Ведь студенты пришли получать профессиональные навыки. И задача преподавателей общеобразовательных предметов, в том числе и преподавателя литературы, - вызвать интерес к преподаваемому предмету.
опыт использования приемов активизации....docx
1 ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Никитина Любовь Викторовна,  преподаватель литературы ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум  технологий и экономики» г. Златоуст Аннотация В статье дано обоснование проблемы поисков приемов и методов  активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках  литературы, описана практическая база опыта, приемы технологии  критического мышления, преимущества и недостатки данной  педагогической технологии. Ключевые слова:образовательный процесс, познавательная  деятельность, активизация познавательной деятельности, педагогическая  технология, технология развития критического мышления. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.  Л.Н.Толстой Как приблизить обучающегося к учению, приохотить, «зацепить» так,  чтобы учение для него стало потребностью? Этот вопрос интересует  педагога на протяжении всей его работы, особенно в условиях засилья  телевидения и компьютеризации. Практика показывает, что слишком малый процент обучающихся  реально владеет информационной культурой. Таким образом, возникает противоречие между потребностью 2 личности в саморазвитии и заказом общества на человека социально  активного, способного отстаивать свою гражданскую позицию. В своей  педагогической практике я применяла различные технологии:  информационные, проектной и исследовательской деятельности,  личностно­ориентированные. Но разрешить названное противоречие, на мой взгляд, на уроках  литературы  помогает технология РКМ. Именно она имеет  коммуникативную направленность деятельности, повышает  информационную  грамотность, способствует активному восприятию  информации, учит мыслить творчески, самостоятельно, развивает умение  работать в группе и в атмосфере партнерства.  Базовая модель технологии состоит из 3­хэтапов: стадии вызова, стадии  осмысления истадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам  человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить все  известное, затем познакомиться с новой информацией и подумать, как и где применить полученные знания. Считается, что урок литературы – особый урок. Он должен строиться как  новелла, у которой проблемное и броское название. Покажем это на примере жизни и творчества С.Есенина.           1.Жизнь и судьба С.А.Есенина.           2.Кто вы, Сергей Александрович?           3.Адресаты любовных стихотворений С.Есенина.           4.Поставишь ли ты томик стихов С.Есенина на свою книжную полку?           5.Какие стихи С.Есенина ты прочтешь своему сыну или дочери?          6. «Это муза не прошлого дня…» 3 Только   одна   из   формулировок   темы   (Жизнь   и   судьба   С.Есенина) предполагает   выдачу   знаний   в   готовом   виде.   Все   же   остальные формулировки   содержат   проблему,   вопрос,   побуждают   обучаюшихся   к деятельности   на   уроке.   Исходя   из   названия   урока,   можно   в комбинированный урок включать элементы исследования, урока – диспута, «круглого стола» и т.д. Иногда   отсутствие   результативности   обучения   объясняется   тем обстоятельством,   что   преподаватель   конструирует   процесс   обучения, исходя   из   поставленных   целей,   подразумевая,   что   эти   цели   изначально приняты   обучающимися   как   собственные.   Но   для   того,   чтобы   создать необходимый   внутренний   мотив   к   процессу   учения,   следует   привлечь обучающихся к постановке целей обучения на уроке. Приемом   активизации   познавательной   деятельности   может   стать начало   урока,   если   в   основе   будет   находиться   интрига.   Интрига   –   это первое   умственное   действие,   к   которому   приглашает   преподаватель, заложивший     в   проект   урока   целую   систему   обучения   анализу,  синтезу, наблюдению   над   художественным   произведением.   В   качестве   интриги можно   использовать   афоризм,   письмо,   высказывание,   страницу   газеты, афишу, стихотворение, интервью, взятое у родителей. Обратимся к уроку по   рассказу   М.А.Булгакова   «Морфий».Обучающиеся   в   начале   урока получают информационный материал трех видов (иллюстрация, отрывок из стихотворения и письмо) с заданием проанализировать и сделать вывод о том,    что   объединяет   эту   информацию   и   какое   отношение   она   имеет   к рассказу   М.Булгакова   «Морфий».   Затем   проводится   работа   с использованием   толковых   словарей   для   выяснения   значения   слова «морфий».   используя   данную стадии   осмысления,   На   информацию,предлагается   сформулировать   тему   урока   (Предполагаемые 4 ответы:«Отравленная   душа»,   «Цена   жизни»,   «Прививка   от   наркотика», «Человек и наркотики»,«Трагедия наркомана», «Путь наркомана»). В ходе составления кластера обучающиеся из предложенных вариантов выбирают то, что можно взять за основу ­«Прививка от наркотика». Таким образом, они сначала систематизируют материал, а затем учатся отделять главное от второстепенного.   Отталкиваясь   от   формулировки   темы,   совместно   с преподавателем формулируются и цели урока (Для чего мы будем вести разговор на данную тему?) Эффективной  является и работа с эпиграфом на уроке. Обратимся к творчеству   В.Маяковского.   Обучающиеся   на   стадии   вызова   получают задание: используя объяснение преподавателя, раскрыть смысл эпиграфа (по выбору) У каждого поэта своя драма.                               А.А Ахматова Я хочу быть понят                      моей страной, А не буду                     понят – что ж По родной стране                     пройду стороной, Как проходит                     косой дождь. В.В.Маяковский Работа   с   эпиграфом,   с   одной   стороны,   готовит   обучающихся   к восприятию   нового   материала,   а   с   другой   стороны,   позволяет преподавателю проверить восприятие обучающимися нового материла. 5 Обучающимся   надо   чаще   предоставлять   возможность проанализировать то, что они уже знают по изучаемой теме. Это создает дополнительный   стимул   для   формулирования   ими   собственный   целей   – мотивов ­ «Знаю­хочу знать­узнал» Именно эта задача решается на стадии вызова   (пробуждения).   На   этом   этапе   работы   принимаются     все высказывания   обучающихся:   «правильные»   и   «неправильные».   Важно, чтобы как можно больше  обучающихся высказало собственное мнение по изучаемой   теме.   При   этом   обмен   мнениями   может   способствовать появлению   интересных   вопросов,   поиск   ответов   на   которые   будет побуждать к изучению нового материала. Работа с художественным текстом является сверхзадачей уроков  литературы. На этом этапе урока хочется остановиться подробнее. Одним  из главных приемов работы с художественным текстом является  постановка вопросов. Вопросы «запускают» познавательную деятельность.  Сила их ­ в простоте, доступности. Вопросы и задания  преподавателя  могут использоваться на всех этапах обучения, при любом методе  сообщения знаний.  В зависимости от цели, которую ставит перед собой педагог, вопросы  могут требовать простого воспроизведения материала, или установления  причинно­следственных связей между явлениями, или применения знаний в  новых ситуациях.  Вот почему важно не только уметь отвечать на вопросы, но и уметь задавать их. По заданному вопросу можно судить об умении обучающегося мыслить.  Умение   задавать   вопросы   –   это   навык,   которому   следует   учить. Чтобы   развивать   умение   задавать   вопросы,   можно   использовать   в   своей работе некоторые приемы: 6 1.Прием «вопросительного слова». Такая работа может выполняться как индивидуально, так и в парах. Работа в парах позволяет обучающимися услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Работа в небольших группах позволяет неуверенным в себе обучающимся чувствовать себя комфортно, что важно для формирования положительной мотивации   учения.   Обмен   мнениями   может   способствовать   и   выработке новых идей, которые являются неожиданными. Если эта работа проходит индивидуально, то можно предложить обучающимся обсудить свои списки и   выбрать   несколько   наиболее   интересных   и   неожиданных   вопросов. Вопросов может быть много, поэтому можно использовать  их в течение нескольких уроков или возвращаться к ним в будущем. 2.Прием «толстого» и «тонкого» вопроса. «Тонкий»   вопрос   требует   однозначного   ответа.   «Толстый»   вопрос требует развернутый, обстоятельный, «долгий» ответ. Такой прием можно использовать   для   организации   взаимоопроса,   для   начала   беседы   по изучаемой теме, для работы над художественным текстом. При   работе   с   текстом   на   уроках   литературы   использую   приёмы Е.Н.Ильина: ­ внимание к детали, которая является «жемчужиной текста»; ­ особый вопрос: «Задать его как бы самому себе, но решать вместе с обучающимися». «Общение   с   книгой   –   этопрежде   всего   общение   с   жизнью!»   ­   это положение   Е.Н.Ильина   стараюсь   использовать   в   подготовке   к   урокам литературы. Чтобы   добиться   самостоятельности   суждений     в   работе   над художественным текстом использую прием свободного письма. Его можно еще   назвать   приемом   медленного   чтения   или   мгновенного   восприятия 7 текста. В этом случае роль  преподавателя будет чисто организационной, и он не сможет навязать обучающимся собственного мнения. Такая работа помогает им открыть в себе читателя, активного, творческого, определить читательские   способности   по   восприятию   художественного   текста.   Ее интересно   проводить   в   качестве   подготовительной   перед   анализом художественного   произведения.   Для   этого   лучше   брать   произведения небольшие по содержанию или отрывки из произведений.Свою задачу вижу в   налаживании   совместного   поиска   при   постоянном   интеллектуально­ эмоциональном дирижировании.   На   протяжении   всех   этапов   урока   можно   использовать   работу   с ключевыми словами. Перед уроком (например, по той же биографии или отрывку   из   произведения)   можно   раздать   ученикам   распечатанные   на листочках   слова,   которые   встретятся   в   рассказе   преподавателя.   Задачи обучающимся можно поставить разные ­ пронумеровать эти слова, отметив, таким образом, порядок их появления; дать толкование слов (для этого на листочке должно быть оставлено специальное место); продолжить список ключевых слов (для этого в нём намеренно должны отсутствовать два­три важных   слова,   которые   будут   использоваться   в   рассказе   учителя), составить   словарь   на   предложенную   тему.   Роль   ключевых   слов   могут выполнять   поэтические   цитаты,   данные   без   указания   имён   авторов (например,   для   обзорного   урока   по   поэзии   Серебряного   века)   —   тогда обучающимсяпредстоит соотнести их с ключевыми положениями лекции. В ходе периодических проверок знаний обучающихся использую на уроках идею словесно­изобразительного сочинения. В течение одного урока или двух обучающимся предлагается выразить в красках свое понимание той   или   иной   темы   и   дать   словесное   обоснование.   Можно   просто пользоваться   сочетаниями   цветов,   цветовыми   пятнами.   Таким   образом, 8 решается   проблема   неумения   рисовать.  Перед   началом   работы     следует обучающимся дать понятие о цветовой гамме, контрасте цветов, о наличии в  живописи  холодных  и теплых  тонов.  Оценивается  в  таких  работах  не столько   рисунок,   сколько   словесный   комментарий   к   нему.   «Написание» подобных работ развивает образное видение, речь обучающихся, творческое мышление.  Не менее интересна работа по созданию музыкальных вариантов к отдельным темам творчества любого поэта или его стихам. Обучающимся предлагается задание «написать» музыку. Только не нотами, а словами, то есть   описать,   как   должно   звучать   музыкальное   произведение,чтобы   оно было   созвучно   личности   или   конкретно   какому   стихотворению   поэта. Подобная   работа   проводилась   по   творчеству   С.Есенина,   В.Маяковского, прозе М.А.Булгакова, роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Уроки   по   поэзии   предоставляют   большие   возможности   для использования элементов ролевой игры при составлении сборника стихов «Мой   Есенин   (Маяковский,   Гумилев,   Пастернак   и   т.д.)».   Каждому   из участников урока – игры  выдается памятка с планом «рекомендательного» выступления: ­Почему   именно   это   стихотворение   ты   предлагаешь   включить   в книгу? ­Какую нравственную ценность несет оно в себе? ­В чем его актуальность? ­Не забудь: твое выступление должно быть интересным и ярким. В книгу включаются не только стихи, но и выступления обучающихся. На уроках поэзии провожу конкурс «Кто лучше, кто больше». Для этого обучающиеся самостоятельно объединяются в группы по интересам и получают задания опережающего характера: 9 ­Подготовить наизусть чтение стихотворения изучаемого поэта. ­Обратить внимание на выразительность чтения. ­Обосновать свое понимание понравившегося стихотворения. ­Вспомнить, кто из композиторов писал музыку на стихи поэта. Конкурс проводится в два этапа: 1.Чтение   наизусть   стихов.   В   ходе   этого   этапа   происходит   отбор эрудитов. 2.Соревнование эрудитов. В ходе этого этапа  эрудиты соревнуются по предложенным вопросам, в результате чего отбираются победители. На уроках литературы я использовала и такие приемы, как «мозговой штурм»,   «оставьте   за   мной   последнее   слово»,   «письмо   по   кругу», «синквейн», «перекрестная дискуссия», «двойной дневник», «фишбоун». Приёмы   развития   критического   мышления   на   уроках   позволяют сделать работу более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.  Но   и  размышлять   над   вопросом   выбора   того  или  иного педагогического приема тоже надо критически и всегда помнить, что это не должно навредить обучающемуся  и образовательному процессу. Список литературы: 1.   Бухвалов   В.А.     Развитие   учащихся   в   процессе   творчества   и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 2.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер­класс. Приложение к журналу «Методист» ­2010.№ 5. 3.Ильин Е.Н.Путь к ученику.М.:Просвещение­1988.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Опыт ипользования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2019