Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства.
Выступление на Дне открытых дверей
для заместителей директоров по УВР и ВР города
Опыт организации и управления методическими объединениями
учителей физико – математического цикла.
Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная
система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от
удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше
удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего
мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю
углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической
работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа
планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической
работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их
деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя:
организация исследования, анализ, координация и коррекция работы членов методического
объединения по проблемам образовательной деятельности школы, повышение уровня
квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся;
обеспечение условий для непрерывного профессионального мастерства учители с учетом
основных направлений опытноэкспериментальной работы школы;
оказание помощи учителю в работе по самообразованию;
информационное обеспечение образовательного процесса;
обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
обеспечение контрольноаналитической экспертизы.
Каждое методическое объединение имеет свой план работы, в соответствии с темой и целью
методической службы школы. Проанализировав работу методических объединений, следует
отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность
каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий
обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно
исследовательской деятельности;
сохранению и поддержанию здоровьесберегающей
образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и
итоговый контроль по всем предметам.
Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на обработку базовых знаний, а
так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной
сложности.
В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с
обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических
объединений.
В методических объединениях успешно решаются проблемы преемственности между разными
ступенями обучения и между разными классами в рамках одной ступени путем своевременной
координации программнометодического обеспечения, взаимопосещений уроков, обмена
информацией на заседаниях методических объединений, проведения совместных общешкольных
мероприятий и административных совещаний.
Наиболее эффективной можно считать работу методических объединений учителей
математики, русского языка и литературы. Что подтверждается конечными результатами их
деятельности: качество обученности учащихся, количество призеров олимпиад и конкурсов, общий
уровень организации УВП, участие в методической работе города. В планировании методической
работы школы и МО старались отобрать тот комплекс мероприятий, который позволил бы
системно и эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед школой.Традиционными видами работ являются предметные недели, которые позволяют как
учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.
Системная работа ведется по методическому обеспечению учебного плана: тщательно
проанализированы содержание, преемственность и логичность, взаимосвязь по годам обучения,
отобраны определенные комплекты учебников.
Ведется работа по апробации, коррекции и совершенствованию программ.
Целенаправленно ведется подборка дидактического материала.
Учителя продолжают работу по созданию уровневого дидактического материала.
Направления работы методического объединения:
Изучение нормативных документов;
Изучение вопросов теории предмета;
Изучение положений теории дидактики, теории воспитания;
Изучение психологопедагогических особенностей обучающихся разных возрастных групп;
Ознакомление с новыми программами и учебниками, изучение новых сложных программных
тем с использованием дополнительного научного материала;
Углубленное изучение методики преподавания предмета, опережающее рассмотрение
вопросов методики изучения наиболее сложных разделов программы с проведением
открытых уроков;
Информация о новых книгах по предмету, методических рекомендациях, статьях по
содержанию и методике преподавания предмета;
Систематическое изучение состояния учебных достижений обучающихся по предмету;
Внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.
План работы методического объединения:
1. Проблема методического объединения.
2. Сведения о педагогических кадрах.
3. Анализ работы МО за прошедший год и задачи на новый учебный год.
4. Планирование заседаний методического объединения и межсекционной работы.
Анализ работы методического объединения отражает:
Задачи, над которыми работало МО в прошедшем году и какими нормативными
документами руководствовалось:
Количество проведенных заседаний и глубину рассматриваемых вопросов;
Сравнительный анализ уровня учебных достижений обучающихся;
Работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, изучению и внедрению
педагогического опыта;
Активность учителей;
Результативность работы;
Результативность деятельности методического объединения.
Задачи на новый учебный год:
Повышение педагогического мастерства учителя;
Повышение качества преподавания;
Повышения качества обучения обучающихся;
Совершенствование образовательного процесса.
Формы работы в методическом объединении:
Семинары, педагогические чтения;
Целевые взаимные посещения уроков и взаимные проверки тетрадей с последующим
обсуждением их результатов;
Открытые уроки и внеклассные мероприятия с последующим анализом и самоанализом;Доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим показом на открытом
учебном и внеучебном занятии;
Разработка рекомендаций, памяток, инструкций;
Выставки конспектов уроков тематических разработок, дидактического материала, лучших
работ учащихся;
Организация наставничества в работе с молодыми специалистами;
Ознакомление с новинками методической литературы;
Изучение нормативных документов, ознакомление с методическими письмами,
рекомендациями;
Работа по формированию «Портфолио методического объединения»;
Отчеты учителей по самообразованию;
Подготовка и проведение предметных недель, декад;
Организация работы с одаренными детьми;
Организация работы факультативов, кружков, элективных курсов.
Каждый учитель отличается от других уровнем теоретической и практической подготовки,
опытом своей работы. Коллективные формы работы не в состоянии учесть запросы каждого.
Поэтому необходима индивидуальная работа с учителем. Индивидуальная работа – это основа
методической помощи учителю.
Формы индивидуальной работы:
Индивидуальные рекомендации;
Консультации;
Инструктирование;
Беседы по итогам наблюдений за работой учителя.
Индивидуальная методическая деятельность учителя.
Формы повышения профессионального мастерства:
Самообразование;
Изучение документов;
Рефлексия и анализ собственной деятельности;
Создание собственной базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на
уроке;
Разработка собственных средств наглядности;
Самостоятельное проведение исследований;
Постоянная работа над методической темой;
Разработка диагностических процедур, заданий и тестов и проведение мониторинговых
исследований за процессом и результатом обучения;
Подготовка доклада в начале учебного года и годового отчета о достигнутом – в конце;
Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
Персональные консультации;
Собеседование с администрацией;
Индивидуальная работа с наставником;
Разработка собственной программы и плана саморазвития;
Разработка авторского курса и учебного пособия.
Документы методического объединения:
Приказ об открытии МО;
Приказ о назначении на должность председателя МО;
Положение о МО;
Функциональные обязанности учителей МО; Анализ работы за прошедший год;
Тема методической работы, приоритетные направления и задачи на новый учебный год;
План работы МО на новый учебный год;
Плансетка работы МО на каждый месяц;
Банк данных об учителях;
Сведения о темах самообразования учителей;
Перспективный план аттестации учителей;
График аттестации на текущий учебный год;
Перспективный план повышения квалификации;
График повышения квалификации в текущем учебном году;
График проведения текущих контрольных работ;
График административных контрольных работ;
График открытых уроков учителей;
Сведения о профессиональных потребностях каждого учителя;
План методической декады;
Программы по предмету;
Информация об учебных программах и их учебнометодическом обеспечении;
Внутришкольный контроль;
Протоколы заседаний МО.