ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.6

ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.6
Научные работы
docx
дефектология +1
Все классы
22.03.2019
ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассмотрены проблемы современной логопедии в условиях общеобразовательной организации с применением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Автором проведены исследования по теме организации и взаимодействия учителя-логопеда со специалистами и учителями начальной школы. Также представлен опят работы учителя-логопеда в Санкт-Петербургской школе.
статья Васильковская.docx
ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ О.Г. Васильковская  ГБОУ СОШ № 471 Выборгского района Санкт­Петербурга    В условиях современного образования, с учетом введенных федеральных государственных   образовательных   стандартов   от   специалистов   требуется существенная   переоценка   работы   с   детьми,   имеющими   особые   возможности здоровья.   Перед логопедами, психологами, современной школы, стоит важная задача –   построить   коррекционно­развивающее   обучение,   ориентированное   на   зону ближайшего   развития   каждого   ученика   (по   теории   Л.С.   Выготского),   в частности ученика, имеющего особые возможности здоровья. К   категории   детей   с   особыми   возможностям   здоровья,   согласно Министерства   труда   и   социального   развития   РФ   и   Министерства здравоохранения, входят дети с нарушением психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций, воли), а также дети с тяжелыми речевыми нарушениями.   Проблема   преодоления   общего   недоразвития   речи   у   детей   младшего школьного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии.   Анализ   реальной   ситуации,   сложившейся   в   настоящее   время   в системе   воспитания   и   обучения   детей   школьного   возраста   показал,   что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) требует системного, последовательного, поэтапного подхода к её развитию.  Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).  Впервые термин ОНР был введён в 50­60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи   (ОНР)   и   в   настоящее   время   активно   используется   для   формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи   может   наблюдаться   при   сложных   формах   детской   речевой   патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности. Левина Р.Е. выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР: Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые   дети»).   Такие   дети   пользуются   «лепетными»   словами, звукоподрожаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Второй   уровень   речевого   развития.   Кроме   жестов   и   «лепетных»   слов появляются   хотя   и   искаженные,   но   достаточно   постоянные общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Третий уровень речевого   развития   характеризуется   наличием   развернутой   фразовой   речи   с элементами   лексико­грамматического   и   фонетико­фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты   с   окружающими   только   в   присутствии   знакомых   (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь.  Основные направления логопедической работы с детьми с ОНР: ­ В работе с первым уровнем речевого развития главные задачи: развитие понимания   речи,   развитие   активной   подражательной   деятельности   в   виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памяти; ­ Детей на втором уровне развития обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно   задавать   их   друг   другу.   В   процессе   диалога   закрепляются элементарные   формы   речи,   доступные   детям   словосочетания.   Предложения, составленные   детьми   по   вопросам,   объединяются   в   короткие   рассказы   и заучиваются. ­ Для детей третьего уровня: дальнейшее совершенствование связной речи, практическое   усвоение   лексических   и   грамматических   средств   языка, формирование правильного произношения, подготовка  к  обучению  грамоте и овладение элементами грамоты.  В   нашей   школе   существует   служба   психолого­педагогического сопровождения, в которой работают специалисты разных направлений.  Цель учителя­логопеда в работе с данными детьми состоит в системной коррекции   всех   компонентов   речевого   развития,   а   также   создание   системы, обеспечивающей   оптимальные   педагогические   условия   для   детей,   имеющих нарушения   в   развитии   устной   и   письменной   речи   (первичного   характера),   в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основные задачи логопедического сопровождения: ­   коррекция   нарушений   в   развитии   устной   и   письменной   речи обучающихся; ­ своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; ­   разъяснение   специальных   знаний   по   логопедии   среди   педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Учитывая   структуру   нарушений   учащихся,   имеющих   ОНР   в   условиях школьной   программы,   очень   важно   осуществлять   дифференциацию   через   все виды речевой деятельности.  Результативность   коррекционной   работы   с   детьми,   имеющими   общее недоразвития   речи,   целиком   зависит   от   грамотно   построенной   организации процесса   коррекционной  деятельности, начиная  от  диагностики  и  заканчивая положительной динамикой. В   рамках   сопровождения   логопедического   блока   специалистами проводится   первоначальная   диагностика,   начиная   с   первого   класса   с   целью выявления различных патологий психофизического и речевого развития детей. По  результатам которой, формируются группы с учетом речевых  нарушений каждого учащегося. В коррекционной работе используются рабочие программы для   детей   с   общим   недоразвитием   речи,   с   фонетико­фонематическим недоразвитием речи, и с различными видами дисграфии.  Рабочие   программы   разработаны   на   основе   следующих   программ: «Коррекция акустической дисграфии» Е.В. Мазанова; «Коррекция дисграфии на почве   нарушения   языкового   анализа   и   синтеза»   Е.В.   Мазанова;   «Коррекция нарушений   письменной   речи»  Н.Н.   Яковлевой;  «Коррекция   нарушений   речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.  По   итогам   коррекционной   работы   проводится   итоговая   диагностика   с целью   выявления   динамики   речевого   развития   в   целом   и   определения дальнейших этапов работы с данной категорией учащихся.    Ниже   приведен   график   процентных   соотношений   детей   с   нормой   и   с нарушениями речевого развития в начале и в конце учебного года (диагр. 1). Численность группы в 2013­2014 учебном году составлял 222 ученика. Из них 60%   имели   различные   нарушения   речи   в   начале   года.   После   проведения коррекционной   работы   с  данными   детьми   в  конце   учебного   года   результаты улучшились до 45%.  Диаграмма 1.Количественный анализ коррекционной работы  100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 15.0% 85.0% нарушение РР норма 60.0% 40.0% нач. уч.г. кон. уч.г. Таким образом, грамотно построенная коррекционная работа с детьми, имеющими   общее   недоразвитие   речи,   показывает,   что   процент   соотношения учащихся   данной   категории   снижается,   усвоение   общешкольной   программы осуществляется   посредством   создания   оптимальной   педагогическо­ коррекционной системы сопровождения данной категории учащихся.   Литература 1. Коррекция нарушений письменной речи: уч.­метод.пособие/ под ред. Н.Н. Яковлевой. СПб.: КАРО, 2013 2. 3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. М.,1995  Психолого­медико­педагогическое обследование ребенка/ под обще ред. М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999

ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2019