В данной статье рассмотрены проблемы современной логопедии в условиях общеобразовательной организации с применением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Автором проведены исследования по теме организации и взаимодействия учителя-логопеда со специалистами и учителями начальной школы. Также представлен опят работы учителя-логопеда в Санкт-Петербургской школе.
статья Васильковская.docx
ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
О.Г. Васильковская
ГБОУ СОШ № 471 Выборгского района СанктПетербурга
В условиях современного образования, с учетом введенных федеральных
государственных образовательных стандартов от специалистов требуется
существенная переоценка работы с детьми, имеющими особые возможности
здоровья.
Перед логопедами, психологами, современной школы, стоит важная задача
– построить коррекционноразвивающее обучение, ориентированное на зону
ближайшего развития каждого ученика (по теории Л.С. Выготского), в
частности ученика, имеющего особые возможности здоровья.
К категории детей с особыми возможностям здоровья, согласно
Министерства труда и социального развития РФ и Министерства
здравоохранения, входят дети с нарушением психических функций (восприятия,
внимания, памяти, мышления, эмоций, воли), а также дети с тяжелыми речевыми
нарушениями.
Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей младшего
школьного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной
логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в
системе воспитания и обучения детей школьного возраста показал, что
количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет.
Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР)
требует системного, последовательного, поэтапного подхода к её развитию.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства,
при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е.
звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Впервые термин ОНР был введён в 5060 годах 20 века основоположником
дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития
речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования
логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие
речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии:
алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на
различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления,
указывающие на системные нарушения речевой деятельности.
Левина Р.Е. выделила три уровня речевого развития, которые отражают
типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н.
«безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами,
звукоподрожаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов
появляются хотя и искаженные,
но достаточно постоянные
общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно
отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Третий уровень
речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с
элементами лексикограмматического и фонетикофонематического
недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в
контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей,
воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь.
Основные направления логопедической работы с детьми с ОНР:
В работе с первым уровнем речевого развития главные задачи: развитие
понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде
произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памяти;
Детей на втором уровне развития обучают умению отвечать на вопросы и
самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются
элементарные формы речи, доступные детям словосочетания. Предложения,
составленные детьми по вопросам, объединяются в короткие рассказы и
заучиваются.
Для детей третьего уровня: дальнейшее совершенствование связной речи,
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка,
формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и
овладение элементами грамоты.
В нашей школе существует служба психологопедагогического
сопровождения, в которой работают специалисты разных направлений.
Цель учителялогопеда в работе с данными детьми состоит в системной
коррекции всех компонентов речевого развития, а также создание системы,
обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, имеющих
нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в
освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основные задачи логопедического сопровождения:
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи
обучающихся;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении
обучающимися общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов,
родителей (законных представителей) обучающихся.
Учитывая структуру нарушений учащихся, имеющих ОНР в условиях
школьной программы, очень важно осуществлять дифференциацию через все
виды речевой деятельности.
Результативность коррекционной работы с детьми, имеющими общее
недоразвития речи, целиком зависит от грамотно построенной организации
процесса коррекционной деятельности, начиная от диагностики и заканчивая
положительной динамикой. В рамках сопровождения логопедического блока специалистами
проводится первоначальная диагностика, начиная с первого класса с целью
выявления различных патологий психофизического и речевого развития детей.
По результатам которой, формируются группы с учетом речевых нарушений
каждого учащегося. В коррекционной работе используются рабочие программы
для детей с общим недоразвитием речи, с фонетикофонематическим
недоразвитием речи, и с различными видами дисграфии.
Рабочие программы разработаны на основе следующих программ:
«Коррекция акустической дисграфии» Е.В. Мазанова; «Коррекция дисграфии на
почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е.В. Мазанова; «Коррекция
нарушений письменной речи» Н.Н. Яковлевой; «Коррекция нарушений речи»
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
По итогам коррекционной работы проводится итоговая диагностика с
целью выявления динамики речевого развития в целом и определения
дальнейших этапов работы с данной категорией учащихся.
Ниже приведен график процентных соотношений детей с нормой и с
нарушениями речевого развития в начале и в конце учебного года (диагр. 1).
Численность группы в 20132014 учебном году составлял 222 ученика. Из них
60% имели различные нарушения речи в начале года. После проведения
коррекционной работы с данными детьми в конце учебного года результаты
улучшились до 45%.
Диаграмма 1.Количественный анализ коррекционной работы
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
15.0%
85.0%
нарушение РР
норма
60.0%
40.0%
нач. уч.г.
кон. уч.г.
Таким образом, грамотно построенная коррекционная работа с детьми,
имеющими общее недоразвитие речи, показывает, что процент соотношения
учащихся данной категории снижается, усвоение общешкольной программы
осуществляется посредством создания оптимальной педагогическо
коррекционной системы сопровождения данной категории учащихся.
Литература 1.
Коррекция нарушений письменной речи: уч.метод.пособие/ под ред.
Н.Н. Яковлевой. СПб.: КАРО, 2013
2.
3.
Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. М.,1995
Психологомедикопедагогическое обследование ребенка/ под обще
ред. М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999
ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
ОПЫТ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.