Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)
Оценка 4.7

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Оценка 4.7
Лекции
doc
русская литература
11 кл
14.10.2017
Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)
Автор в своей работе показывает примеры сравнительного анализа лирических произведений саратовского поэта Николая Егоровича Палькина с классическими произведениями русской лирики. Материал может быть использован в ходе изучения лирики Пушкина, Есенина, Брюсова и др.поэтов в разных классах, а также - на классных часах и уроках русского языка регионального компонента в саратовской области.Автор в своей работе показывает примеры сравнительного анализа лирических произведений саратовского поэта Николая Егоровича Палькина с классическими произведениями русской лирики. Материал может быть использован в ходе изучения лирики Пушкина, Есенина, Брюсова и др.поэтов в разных классах, а также - на классных часах и уроках русского языка регионального компонента в саратовской области.
Сопоставительные анализы.doc
Сопоставительные   анализы   текстов   на   уроках   литературы   в   школе. Фрагменты уроков. (На примере лирики Н.Е.Палькина)  Автор:   Коновалов   Алексей   Александрович,   учитель   русского   языка   и   литературы МОУ Мордовокарайская СОШ Романовского района Саратовской   области имени В.Н.Сидорина. Кому­то ­ лужа серая, грязная, а кто­то  видит, звезды, отражающиеся в луже.                                               Иманнуил Кант    Известно,   что   сегодня   творчество  Николая   Егоровича   Палькина   многие критики пытаются умалить или вовсе назвать суррогатом. [1]    Появление столь нелестных   отзывов   на   работы   этого   поэта   происходит   часто   из­за   того,   что вдохновение наш земляк черпал в том числе и у классиков русской лирики.  Вот откуда   в   его   стихах   много   «знакомых   интонаций»   и     устойчивых   образов: березы, клёны...  Удивляет только степень агрессии некоторых литературоведов, словно   борющихся   с   ангажированным   злодеем   величайшей   общественно­ политической   силы.   Понятна   и   причина   появления   эмоциональной   статьи   в Интернете Александра Палькина в защиту своего отца  [2].    Но, как правильно заметил   один   из   пользователей   Сети,   прокомментировавший   эту   статью,   что хотим мы того или нет,  но «...имя Палькина уже практически не нуждается в защите, оно вошло в историю литературы России.»     Кому­то ­ лужа серая, грязная, а кто­то видит, звезды, отражающиеся в луже... Таким   образом,   и   мы   не   разделяем   «радикальных»   взглядов   многих журналистов­эссеистов и  считаем себя сторонниками «лагеря» изучения, но не обличения творчества Николая Егоровича как нашего замечательного земляка. Лирика  Н.   Е.   Палькина,   если   можно   так   сказать,  это   одна   большая «интерпретация» на все основные темы русской лирики, на все хрестоматийные стихи. Поэтому мы склонны объяснять схожесть некоторых сюжетно­образных элементов лирики Н.Е.Палькина с соответствующими элементами в творчестве предшественников просто следованием традиции русской лирики XIX­XX века, но не как плагиат или пародия на нее.    Сегодня   региональный   компонент   по   литературе   позволяет   проводить знакомство   с   творчеством   Палькина.   И   целесообразно   это   делать,   применяя сопоставительный анализ  его стихов с классикой русской литературы школьной программы.  Кроме того, ежегодные конкурсы чтецов стихов о родине и природе могут   тоже   стать   эффективным   способом   знакомства   обучающихся   с творчеством нашего земляка. В этом году ученица нашей школы заняла 1 место на   подобном   районном   конкурсе   как   раз   со   стихотворением   Палькина «Воскресные   катания».   Это   стихотворение   по   теме   и   настроению   схоже     с отрывком из 5 главы романа «Евгений Онегин» Пушкина. Вспомним эти строки:  «Вот бегает дворовый мальчик,//В салазки жучку посадив,//Себя в коня  преобразив;//Шалун уж отморозил пальчик://Ему и больно и смешно,//А  мать грозит ему в окно.» [3]    Эта   лирическая   миниатюра   получила   словно   сюжетное   продолжение   в стихотворении «Воскресные катания» Палькина: «А вот мальчонка лыжу упустил, //Но, кажется, ничуть не загрустил. //За ней мгновенно кубарем скатился. //Догнал. Доволен. Своего добился.// Вон, видно, мать сынишке лет шести // На гору санки помогла внести. //Опять на санки мальчика сажает // И вместе с ним сама с горы съезжает.»[4]    Здесь   вполне   себе   демократичный,   нисколько   не   противоречащий   духу советского   времени,     образ   матери­педагога,   матери­друга,   который   очень близок своему ребенку!    Вообще,   образ   матери­женщины­музы   достаточно   хорошо   прорисован   у Н.Палькина.   Даже   решающим   фактором   поэтического   начала   в   себе   поэт считает влияние матери :  «В жизни знала ты немало,//Крест свой по свету неся.//Так скажи: с чего же , мама,//Как поэт я начался?//Может, с той любви   отдельной,//Что   случается   весной?//Может,   с   первой колыбельной,//Что ты пела надо мной?»[4]   Любовь   к  родному   человеку   из   своего   детства,  благодарность  за     заботу   и воспитание,   а   также   общая   мелодика   хорея   сближает   это   произведение   с отрывком из стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»: «Спой мне песню, как   синица//Тихо   за   морем   жила;//Спой   мне   песню,   как   девица//За   водой поутру шла.»[5]   Источником   вдохновения   Палькин   считает   не   просто   женщину­мать,   но женщину­труженицу, женщину­крестьянку, одним словом, человека из простого народа. Находим этому подтверждение в стихотворении «Муза»:  « Муза моя модных   одежд   не   носила,//   В   модных   салонах   не   шлялась   меж   сытых столов.//Уголь   грузила,   высокие   травы   косила//С   матерью   вместе   доила коров...»[6]     Конечно, здесь легко угадывается влияние мотивов творчества Н.А.Некрасова и настроение стихотворения  «Вчерашний день, часу в шестом...»[7] , где образ крестьянки   с   нелегкой   судьбой   он   считает   сродни   своей   музе.   Поэтому стихотворение   «Муза»   Палькина   может   стать   материалом   для сопоставительного анализа со стихотворением Н.А. Некрасова  Как   и   Н.А.Некрасов   в   поэме   «Мороз,   Красный   нос»,     Н.Е.Палькин   тоже восхищается     сильной русской женщиной. В стихотворении «Ну и ну!», где Николай Егорович взял в качестве эпиграфа строки Е.Евтушенко: «Но если на свете   есть   все­таки   бог,//Бог   это   женщина,   а   не   мужчина...»,   пишет: «Незавиднейший удел­//Делать все за бога.//У нее своих­то дел, //Слава богу, много.//   И  под   солнцем  дом  держать//И   под   черной   тучей.//И  еще   богов рожать,//Так, на всякий случай.»[6]        А иронически назвав одно из своих стихотворений «Эмансипация», Палькин снова   подчеркнул   «долюшку   женскую»,   хотя   и   не   крепостную,   как   в произведениях Некрасова, а уже в современном мире, но не менее легкую: «У женщины   широкие   права,//   Свобода   выбора,   что   хочешь   ,   то   и   делай:// Стирай белье,//Иди коли дрова// Клади асфальт,//По магазинам бегай...» [6] Часто   литературоведы   обрушаются   на   Палькина   и   за   его   дружбу   с   представителями власти. Вспоминается образ поэта Демьяна Бедного, который до сих пор оценивается творческой интеллигенцией неоднозначно за его жизнь в Кремле.     Николай   Егорович   же   трезво   оценивал   «успехи»   своих   друзей­ чиновников, не боялся и им говорить правду. Так в стихотворении «Драма» он снова   подмечает   с   иронией:  «Лишенный   кресла   жизнь   итожит//И   часто жалуется   мне,//Что   до   конца   понять   не   может//   Происходящее   в стране...//И   видятся   ему   кругом//   Ниспровергатели   и   хамы,//И   нет сочувствия ни в ком...//Как быстро он забыл те годы,//Когда стоял у власти сам,//Платя взаимностью народу//По протоколу и часам.»[6]     Трудно не провести параллель с философским стихотворением Г.Р.Державина «Река времен». («Река времен в своем стремленьи // Уносит все дела людей//И топит в пропасти забвенья // Народы, царства и царей...»[8]) Сравнение этих двух стихотворений   разных   эпох   в   ракурсе   темы   политической   кажется   нам уместным и на уроках литературы в школе.          Философскую  тему смены поколений  с течением времени, то  или  иное настроение   лирического   героя,   вызванное   этим   процессом,   наблюдаем   и   в других   стихотворениях   Палькина.   Так,   например,   автобиографические стихотворения «Конечно, жаль мне сломанного дома...» и «Здесь, где дружной   по   идее   близки   стихотворению  Валерия   Брюсова семьёю   мы   жили...»[6]  «Грядущие   гунны»,   где   ,   обращаясь   к   новому   поколению,   которое   станет хозяином новой  страны, поэт  Серебряного века говорит: «...А вас, кто меня уничтожит,//Встречаю приветственным гимном...» Так и Палькин, хоть и тоскуя об утраченном родительском доме, все же восклицает: «Но рад я от души,// Что над   моим   одноэтажным   прошлым//Восходят   новой   жизни   этажи!»;   «Но, приближенный   духом   участья//К   этим   людям   беспечно   чужим,//Всё   равно   я желаю  им счастья//И удачи — от чистой души».  Здесь отчетливо  слышны и «пушкинские   ноты»   из   стихотворения   «Вновь   я   посетил...»:     «Здравствуй, племя//Младое,   незнакомое!   не   я   //Увижу   твой   могучий   поздний   возраст..» Таким   образом,   тема   созидания   и   разрушения,   смиренное   принятие   этих изменений как естественных очевидны во всех этих стихотворениях, которые смело   дают   нам   возможность   для   их   сравнительного   анализа   на   уроках словесности, классных часах в старшей школе.        Интересными на уроках литературы для обучающихся могут оказаться и сравнительные   анализы   стихотворений   классиков   русской   литературы   со стихами Палькина, конечно, и  на тему Родины.    Стихотворение Палькина «Меня никто не спрашивал ни разу,// За что люблю я Родину свою..» созвучно со стихотворением Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...».   Лирические   герои,     обоих   произведений,   которые,   конечно, совпадают здесь с образами самих поэтов, чувствуют, что  в любой момент своей жизни   уже   готовы   к   ответу   на   вопрос,   что   им   всего   дороже   на  этом   свете. Словно в один голос поэты заявляют, что это Родина. Сравним: С.А.Есенин: « Если крикнет рать святая:// «Кинь ты Русь, живи в раю!»//Я скажу: «Не надо рая,//Дайте родину мою». Н.Е.Палькин: « А если бы по случаю спросили,//Не стал бы я выдумывать ответ.//Мне дорога земля моя, Россия,// Как жизнь, как воздух и как белый свет.»    Известный русский философ Иван Ильин сказал: "Вся Россия вышла из села;  все мы в душе сельчане. Здесь прошлое, настоящее и будущее России. А это  залог того, что наша страна бессмертна". Вот и Н.Е.Палькина более всего манил  образ не просто России, а именно России сельской, откуда корни самого поэта, и связующие нити с которыми он терял никогда.      «Молодой комбайнер», «Полюбила на беду агронома», «Страда», «Урожай»,  «Отшумели хлеба»... ­ «говорящие» названия стихотворений, так называемой,  «сельскохозяйственной», «аграрной» или «колхозной» лирики, получившая особое развитие у поэта в 50­х гг. XX века. В этих стихотворениях ­  ответы на  все вопросы и осуждения критиков, считающих пошлым «колхозную» лирику,  недостойной уха человека с хорошим вкусом. Конечно, многим стихи с  лексикой, переполненной неказистыми аббревиатурами («МТС» (машино­ тракторная станция), «ДТ­54» (дизельный трактор)) да еще и рифмами с ними, ­  претят... Многие горожане, к сожалению,  ничего не зная о сельской жизни,   воображают  пасторальную картинку: аккуратная деревенька на берегу реки,  вокруг ­ леса, заливные луга, никто здесь не работает, а только наслаждаются  природой. Другие ­ с пренебрежением относятся к сельскому труду, людям,  живущим в деревне и тем более поэтам, воспевающим сельский труд.  Так   стихотворение 1953 года «Когда б хоть раз хозяйским взглядом...», словно  написанное сегодня, можно считать голосом, если хотите, то и гимном,  всего  сельского народа России! Потому как в нем описано все,  чем живет сельский  человек. Позволим себе процитировать полностью этот гимн сельской жизни.  «Когда б хоть раз хозяйским взглядом//Ты это поле осмотрел,//Где ходит  трактор с песней рядом,//Где нам всегда хватает дел;//Когда б внимательно  послушал,//Как дышат травы там и тут,//И, радуя здоровьем душу,//Хлеба  высокие встают;//Когда б ты знал; как оживает//Весной под лугом целина,//С  какою радостью встречает//Наш хлеб родная сторона,­// Пускай других ты  беззаботней,//Ты б все­таки понять сумел, //Что нет заветней, нет почетней//И  нет насущней наших дел.»[4] Литература 1. Роман Арбитман. Поединок крысы с мечтой: О книгах, людях и около того. –  М.: Время, 2007 2. http://mediasar.ru/статья­ночь­и­пожалуй­аптека.html 3. http://allforchildren.ru/poetry/winter126.php 4. Палькин Н.Е. Избранное: Стихи и поэмы.­ Саратов: Приволж. кн. изд­во,  1981.­342 с. 5.http://scanpoetry.ru/poetry/11592 6.Палькин Н.Е. Бессонница: Стихи и поэмы.­ Саратов: Приволж. кн. изд­во,  1990.­216 с. 7. http://rupoem.ru/nekrasov/vcherashnij­den­chasu.aspx 8.http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/163.htm

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)

Опыт сравнительного анализа лирических произведений на уроках литературы в школе. (На примере сопоставления лирики Н.Е.Палькина с лирикой поэтов-классиков XIX-XX вв.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2017