Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению
Оценка 4.7

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
1 кл
05.05.2018
Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению
Актуальность темы исследования в данной работе определяется тем, что момент поступления ребенка в первый класс школы представляет для него весьма важный и значимый момент в жизни. Так или иначе, с момента начала школьного обучения ребенок становиться частью общественного процесса по подготовке граждан для взрослой жизни.
Психолого-педагогическая адаптация первоклассников к школьному обучению.doc
Опытно­экспериментальная работа по психолого­педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению Гипотеза   исследования:   адаптация   первоклассника   к   школьному обучению   будет   происходить   наиболее   успешно,   если   применять разработанный     комплекс   психолого­педагогических   мероприятий способствующий адаптации первоклассников к школьному обучению. Для подтверждения выдвинутой  гипотезы, обоснованной теоретически, было проведено исследование, которое проводилось в три этапа.  На   первом   этапе   необходимо   было   выявить   уровень   адаптации первоклассников для того, чтобы, внедрив выдвинутые в теоретической части исследования   условия,   проследить   эффективность   педагогической деятельности,   направленной   на   успешную   адаптацию   первоклассников   к школьному обучению. Таблица 1. Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе. Компоненты адаптации Эмпирические характеристики Методики Отсутствие заболеваний в период адаптации Опрос родителей Физиологическая подстройка организма Способность организма к энергозатратам   Проективный тест личностных   отношений, социальных   эмоций   и ценностных   ориентаций “Домики” Освоение   способов   и приемов новой   деятельности Усвоение обучения   программы Экспертная учителя   оценка Эмоциональное принятие социальной ситуации   новой Эмоционально положительное восприятие   учения процесса Опрос родителей Методика “Домики” Эмоционально положительное отношение к учителю Методика “Домики” Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли Эмоционально положительное восприятие   отношений   с одноклассниками Методика “Домики” Опрос родителей Методика “Домики”  Опрос родителей Уровень тревожности   детской Методика «Кактус» Таким   образом,   для   оценки   уровня   адаптации   первоклассников необходимо:  опросить родителей;  проинтервьюировать учителя;  провести   групповое   обследование   первоклассников   с   помощью методик   личностных   отношений,   социальных   эмоций   и   ценностных ориентаций «Домики», «Кактус». В начале учебного года родителям были розданы анкеты и был проведён опрос учителей.  Для   выявления   эмоционального   компонента   были   проведены   2 методики. Методика «Кактус»  Автор методики Панфилова.  ЦЕЛЬ   –   выявление   состояния   эмоциональной   сферы   ребенка,   выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.  МАТЕРИАЛ ­  бумага (формат А4), карандаши.  ИНСТРУКЦИЯ – «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе   представляешь!»   Вопросы   и   дополнительные   объяснения   не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.  БЕСЕДА 1.Кактус домашний или дикий? 2.Его можно потрогать?  3.Кактусу нравится, когда за ним ухаживают? 4.У кактуса есть соседи?  5.Какие растения его соседи?  6.Когда кактус вырастет, что в нем изменится?  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Агрессия = наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.  Импульсивность = отрывистые линии, сильный нажим.  Эгоцентризм = крупный рисунок, в центре листа.  Зависимость, неуверенность = маленькие рисунок внизу листа.  Демонстративность,   открытость   =   наличие   выступающих   отростков, необычность форм. Скрытность,   осторожность   =   расположение   зигзагов   по   контуру   или внутри кактуса. Оптимизм = использование ярких цветов.  Тревога   =   использование   темных   цветов,   внутренней   штриховки, прерывистые линии.  Женственность = наличие украшения, цветов, мягких линий, форм. Экстровертированность = наличие других кактусов, цветов. Интровертированность = изображен только один кактус.  Стремление к домашней защите = наличие цветочного горшка.  Стремление к одиночеству = изображен дикорастущий кактус.  По   рисункам   были   определены   следующие   уровни   тревожности: высокий уровень и средний уровень. Методика «Домики»  Методической   основой   теста   является   цвето­ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Тест разработан О.А Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребёнка в части   высших   эмоций   социального   генеза,   личностных   предпочтений   и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребёнка к школе. Для проведения методики необходимы следующие материалы:   лист ответов восемь   цветных   карандашей:   синий,   красный,   жёлтый,   зелёный, фиолетовый,   серый,   коричневый,   чёрный.   Карандаши   должны   быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.  Исследование   лучше   проводить   с   группой   первоклассников   ­   10­15 человек,   детей   желательно   рассадить   по   одному.   Если   есть   возможность, можно   привлечь   для   помощи   старшеклассников,   предварительно   их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идёт об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю. Процедура исследования состоит из трёх заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут. Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своём   листочке   задание   №   1.   Это   дорожка   из   восьми   прямоугольников. Выберите   тот   карандаш,   который   вам   приятен   больше   всего   и   раскрасьте первый прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее. Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом,   который   по­вашему   подходит.   Домиков   много,   их   хозяева   могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим. Список   слов:   счастье,   горе,   справедливость,   обида,   дружба,   ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. Если   детям   непонятно,   что   обозначает   слово,   нужно   его   объяснить, используя глагольные предикаты и наречия. Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что­то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живёт твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте. №2 – твоё настроение, когда ты идёшь в школу. №3 – твоё настроение на уроке чтения. №4 – твоё настроение на уроке письма. №5 – твоё настроение на уроке математике. №6 – твоё настроение, когда ты разговариваешь с учителем. №7 – твоё настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками. №8 – твоё настроение, когда ты находишься дома. №9 – твоё настроение, когда ты делаешь уроки. №10 – придумайте сами, кто живёт и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живёт и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка). Методика   даёт   психотерапевтический   эффект,   который   достигается самим   использованием   цвета,   возможностью   отреагирования   негативных   и позитивных   эмоций,   кроме   того   эмоциональный   ряд   заканчивается   в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор). После проведения методики было видно, что: У   7   первоклассников   преобладают   отрицательные   эмоции.   У   детей доминируют   плохое   настроение   и   неприятные   переживания.   Имеются проблемы, которые ребёнок не может решить сам. У   39   первоклассников   –  эмоциональное   состояние   в   норме.  Ребёнок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. У 37 первоклассников – преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел и счастлив, настроен оптимистично. Суммируя   все   результаты   можно   выделить   следующие   уровни адаптации:                                                                                                  Диаграмма 1 Для   решения   вышепоставленной   цели   мною   была   разработана программа адаптационных занятий с семью первоклассниками.   В   ходе   проведения   занятий   педагог­психолог   формирует конструктивные   взаимоотношения   между   учителем   и   ребёнком,   между ребёнком   и   ребёнком,   между   ребёнком   и   группой   детей.   Умелое использование эффективных взаимоотношений, исключающих стрессогенные факторы,   провоцирующие   нервозность,   тревожность   и   другие   негативные проявления,   позволяет   создать   комфортную   среду   общения   между первоклассниками.   Очень   важно   наладить   коммуникативные   контакты   при освоении коллективных форм взаимодействия в период адаптации. Адаптационные   занятия   способствуют   развитию   толерантности, пониманию   личностных   особенностей   других,   умению   принимать   тех,   кто находится рядом. Цель   данной   программы   состоит   в   создании   условий   для   адаптации первоклассников к школьной жизни. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:  обеспечить психологический комфорт для первоклассников;  сохранить душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;  способствовать   взаимопониманию   между   детьми,   сплочению классного коллектива. При использовании адаптационных занятий у учащихся формируются чувства и эмоции, совместно переживаемые детьми, которые способствуют их сближению   и   объединению.   Открываясь   навстречу   другим,   дети   начинают лучше   понимать   самих   себя,   при   этом   каждый   участник   тренинга   может проявить свои личностные качества в активной форме. Всё это способствует формированию   благоприятной   психологической   атмосферы   в   классном коллективе,   повышению   эффективности   воспитательно­образовательной деятельности. Программа   включает   следующие   основные   темы:   “Знакомство”, “Правила школьной жизни”, “Школьник и дошкольник”, “Для чего ходят в школу”, “Оценка”, “Учимся работать дружно”, “Путешествие”. Программа состоит из десяти занятий, которые проводятся в первые школьные дни.  Вводная часть (приветствие, 3 мин). Основная часть (упражнения адаптационного периода, 15 мин). Заключительная часть (ритуал прощания, 2 мин). Занятия осуществляются по следующей структуре: 1. 2. 3. Большинство занятий проводятся в кругу, так как круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости,   облегчает взаимопонимание.   придаёт   гармонию   отношениям   детей, Адаптационные   занятия   позволяют   школьникам   войти   в   детско­ взрослую общность в качестве полноправного её члена.  Учебно­тематический план № п/п 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день 8 день 9 день 10 день Содержание программы Темы занятий Упражнения   школьной   школьной Темы занятий Знакомство Правила жизни Правила жизни Школьник и дошкольник Для чего ходят в школу Оценка Учимся дружно Учимся дружно Первоклассное путешествие Первоклассное путешествие     работать работать Время (минуты) 20  20  20  20  20  20  20  20  20  20 Знакомство “Раз,   два,   три”,   “Цветы”,   “Наш   класс”,   “Благодарю тебя” Правила   школьной жизни “Доброе   утро”,   “Чуткие   руки”,   «Живые   деревья», «Подарок классу». Правила   школьной жизни “Разыскивается…”, “Любимое время года”, “Дождь”, “Что растёт после дождя”. Школьник дошкольник   и “Раз,   два,   три   ­   шепчи”,   “Море   волнуется   раз…”, “Урок или перемена”, “Что в портфеле” Для   чего   ходят   в школу “Нос,   пол,   потолок”,   “Для   чего   ходят   в   школу”, “Улыбка” Оценки Учимся дружно Учимся дружно     “Рыба,   птица,   зверь”,   “Снежинка”,   “Узоры   и волшебные лесенки”. работать “Разноцветные   варежки”,   “Один   или   два”,   “Рисуем вместе”, “Эхо” работать “Что на свете жёлтого цвета”, “Мои друзья” Первоклассное путешествие Первоклассное путешествие “Встаньте те, кто…”, “Отгадай, чей голосок”, “Злые и добрые кошки”, “Ручеёк радости” “Неоконченные предложения”, “Цветы”, “Дерево” Для выявления уровня адаптации на момент окончания исследования был проведён третий этап с использованием диагностических исследований, аналогичных методикам, проведённым на первом этапе. После анализа данных были получены следующие результаты: Уровни адаптации: 3 человека – недостаточный. 82 человека – достаточный. Показатели   зоны   недостаточной   адаптации   стали   ниже,  а  количество детей, находящихся в зоне достаточной адаптации значительно возросло. Итак, утверждения гипотезы подтвердились.                                          Первый класс школы – один из наиболее  существенных критических периодов   в   жизни   детей.   Поступление   в   школу   для   многих   из   них   – эмоционально­стрессовая   ситуация:   изменяется   привычный   стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.       Наиболее   эффективной   профилактикой   дезадаптации  является групповая   работа   с   детьми.   Ее   может   проводить   как   школьный   педагог­ психолог, так и классный руководитель. Проводится такая работа в форме групповых   адаптационных   занятий   в   начале   учебного   года   во   внеурочное время 1–2 раза в неделю. Такие занятия помогут создать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе путем формирования в ученической среде положительного микроклимата,   доброжелательной   атмосферы,   эмоционального   комфорта, окажут   помощь   в  установлении   межличностных   отношений   между   детьми, основанных на уважении, эмпатии, принятии и доверии друг к другу, будут способствовать   улучшению   взаимодействия,   развитию   групповой сплоченности. Детей занятия обучат правилам школьной жизни, а классного руководителя – познакомят с личностными особенностями ребят. Особенность адаптационных занятий  в том, что их всегда проводят с эмоционально   положительным   настроем.   Они   должны   быть   приятны   и интересны   для   ребят.   На   занятиях   широко   используются   игровые   и творческие   задания,   а   также   упражнения   психологического   характера. Большое   значение   имеет   обсуждение   с   детьми   выполненных   заданий, обобщение результатов, размещение коллективных и индивидуальных работ в классе с целью выражения личностной значимости каждого ребенка.      Анализ   данных   после   проведения   адаптационных   занятий   дали положительный   эффект.   Увеличилось   количество   учащихся   с   высоким уровнем   подготовленности   к   школьному   обучению.   А   это   в   свою   очередь ведет  к снижению уровня дезадаптации первоклассников, что выражается в успешном   усвоении   учебного   материала,   конструктивном   общении   со сверстниками и учителем, а, следовательно, личностному, интеллектуальному и социальному развитию ребенка. Таким   образом,   данная   программа   возымела   свой   положительный эффект, так как снизилось количество дезадаптированных первоклассников. Цель, поставленная в начале работы – достигнута.      Поэтому   применение   специальных   занятий   и   создание   ситуаций успеха,   путём   участия   в   творческих   конкурсах,   позволит   сделать   период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2018