Опыты с воздухом
«Что в пакете».
Цель: учить обнаруживать воздух.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, карта - схема.
Ход опыта: Рассмотреть пустой пакет. Что находится в пакете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что есть в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?
Результат: Дети наполняют пакеты воздухом, закручивают их.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Игры с соломинкой».
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Оборудование: соломинки, емкость с водой, карта - схема.
Ход опыта: Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри, куда исчезли?
Результат: Дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод: человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.
«Лодочка».
Цель: показать, что воздух обладает силой.
Оборудование: таз с водой, лодочка, карта - схема.
Ход опыта: Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?».
Результат: Лодка плывет, если на нее дуешь.
Вывод: человек выдувает воздух, он толкает лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.
«Поиск воздуха».
Цель: учить обнаруживать воздух.
Оборудование: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта – схема.
Ход опыта: Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т.д.
Результат: Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух.
Вывод: Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.
«Загадочные пузыри».
Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах.
Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины, карта - схема.
Ход опыта: Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.
Результат: Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.
Вывод: Воздух проникает в некоторые предметы.
«Надувание мыльных пузырей».
Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце, мыльный раствор, карта - схема.
Ход опыта: Дети опускают соломинки в мыльный раствор и надувают разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.
Результат: Дети надувают разные по размеру пузыри.
Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.
«Вертушка».
Цель: показать силу воздуха.
Оборудование: вертушка из бумаги, карта - схема.
Ход опыта: Взрослый показывает вертушку в действии. Почему она вертится? Ветер ударяет в лопасти и вызывает движение вертушки.
Результат: Вертушка крутится.
Вывод: Воздух упругий, обладает силой, поэтому может двигать предметы.
«Реактивный шарик».
Цель: показать силу воздуха.
Оборудование: воздушные шары, карта - схема.
Ход опыта: Надуть воздушный шар, отпустить его и обратить внимание на траекторию и длительность полета.
Результат: Шарик двигает вылетающий из него воздух.
Вывод: Для того чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть; воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Воздух, попадая внутрь шарика, растягивает его, делает упругим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.