ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.9

ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.9
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
4 кл
09.07.2018
ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается вопрос по осуществлению взаимодействия семьи и образовательной организации в процессе инклюзивного образования детей с ОВЗ; варианты разнообразных форм и методов работы школы с родителями. Поднимается вопрос о необходимости осуществления целенаправленной помощи родителям специалистами образовательной организации. Инклюзивное образование – это приоритетное направление государственной образовательной политики на сегодняшний день.А главная задача инклюзивного образования — не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию.
Мельникова_статья.dok (2).docx
ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматривается вопрос по осуществлению взаимодействия семьи и   образовательной   организации   в   процессе   инклюзивного   образования   детей   с   ОВЗ; варианты разнообразных форм и методов работы школы с родителями. Поднимается вопрос   о   необходимости   осуществления   целенаправленной   помощи   родителям специалистами образовательной организации. Ключевые   слова:инклюзивное   образование,   формы   взаимодействия   с   родителями, потенциал семьи. Инклюзивное   образование   –   это   приоритетное   направление   государственной образовательной политики на сегодняшний день.А главная задача инклюзивного образования — не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию. Основными функциями инклюзии является социальная адаптация, коррекция и реабилитация ребенка, а также вовлечение семьи  в образовательное пространство школы. Одной   из     социальных   функций   семьи   является     воспитание   и   развитие   детей, социализация   подрастающего   поколения.   Воспитательный   потенциал   семьи,   прежде   всего, включает в себя семейную микросреду, образ жизни семьи в целом. Но очень часто рушатся все стереотипы и в  особо трудных условиях оказываются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, которые постоянно испытывает семья, где есть ребенок с ОВЗ, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. В результате рождения ребенка с отклонениями   в   развитии   отношения   внутри   семьи,   а   также   контакты   с   окружающим социумом меняются. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. И   чаще   всего   такие   дети   не   посещают   дошкольные   организации,   их   «воспитывают»   либо бабушки, а в редких случаях няни, но чаще всего они бывают предоставлены сами себе. Но рано или поздно наступает процесс поступления ребенка в школу.  Он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная   деятельность   родителей   и   педагогов,   т.е.   совместное   сопроживание   учебно­ воспитательного процесса позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким   образом,   разобраться   в   понимании   индивидуальных   особенностей,   формировании жизненных   ценностных   ориентиров.   При   этом   родители   рассматривают   необходимость образования в школе не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе.  Не   подлежит   сомнению,   что   инклюзивная   образовательная   среда   формируется учителем,   причем   не   просто   учителем,   а   целой   командой—   коллективом   школы,   но немаловажную роль играют и родители ребенка, участвующие в сотрудничестве. В   моем   классе   наряду   с   обычными   детьми   учатся   дети   с   ограниченными возможностями здоровья, которые имеют задержку психического развития.Мне как учителю необходимо   помочь каждому ребенку раскрыть свой внутренний мир, способствовать его успешной   социализации   в   обществе.   Следовательно,   передо   мной   встал   вопрос   отбора коррекционных   техник,   которые   будут   способствовать   развитию   моих   учеников.Основу инклюзивных   технологий   составляют   специальные   коррекционные   и   обучающие   подходы, методики и программы, а также традиционные методики работы, адаптированные для детей с особенностями   в   развитии.   Важнейшим   критерием   отбора   и   внедрения   инклюзивных технологий является их применимость и полезность как для работы с детьми, имеющими особенности   развития,   так   и   для   работы   с   обычно   развивающимися   детьми.   Для   меня основной целью при внедрении инклюзивной практики в классе стало обеспечение условий для   совместного   воспитания   и   образования   детей   с   разными   психофизическими особенностями   развития.   Для   реализации   этой   цели   необходимо   было   сформулировать   и решить ряд задач:  ‒  создать уютную, комфортную обстановку в классе  для всех; ‒    создать среду, способствующую гармоничному развитию личности; ‒    формировать толерантное сообщество детей, родителей  и педагогов;  ‒  создать педагогическую систему, ориентированную на потребности ребенка и его семьи.  Первая проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ, с которой я столкнулась ­ это   неумение   некоторых   родителей   помочь   своему   ребенку   обучаться   в   школе. Соответственно, при организации работы учителя с семьей  необходимо вовлекать родителей в   образовательный   процесс   в   качестве   активных   участников   через   их   обучение   приемам взаимодействия   с   детьми,   организации   совместной   деятельности.А   также   содействовать изменению   родительской   позиции   и   вооружению   позитивными   способами   коммуникации; способствовать   формированию   у   родителей   воспитательной   компетентности   посредством обогащения   их   педагогических   и   дефектологических   знаний;   создавать   условия   для взаимодействия   родителей   друг   с   другом   с   целью   расширения   социального   пространства семей.  Так с   целью социальной адаптации детей с ОВЗ и их семей осуществляю активное привлечение   их   к   мероприятиям,   проводимым   в   классе,   направленным   на   формирование толерантного   отношения   к   людям   с   ограниченными   возможностями:   классные   часы   «Мы разные, но мы вместе!», «Живая ноосфера»  и беседы. Параллельно   проводила   консультирование   родителей   по   вопросам   коррекционной работы с ребенком в домашних условиях. Кроме того, использовала такую форму работы, как «гостевые посещения», когда родители   посещали уроки и   на короткое время становились непосредственными   участниками   той   или   иной   деятельности   во   время   урока   –   либо   как ученик, либо как специалист, который чему­то учил ребят. Такой прием помогал родителям и детям   с   ОВЗ   понять,   как   можно   сотрудничать   «наравных»,   а   также   поднимал   авторитет родителей в отношениях с ребятами. Благодаря   такой   работе     родители   принимают   на   себя   и   увереннее   несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка. На первых этапах работы мне более важно сформировать у ребенка желание учиться, чем   добиться   усвоения   учебного   материала.   Для   этого   необходимо   действовать последовательно   и   поэтапно,   не   форсируя   событий,   понимать,   что   обучение   требует ощутимых временных затрат. Мне было важно вовлечь ребят в индивидуальную и совместную деятельность, для чего нужно применять в работе как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая их эмоциональный и интеллектуальный опыт. Для организации  образовательного процесса и реализации потребностей детей с  ОВЗ мне была   необходима   техника,   которая   одновременно   должна   быть   универсальной,   а   также индивидуальной для каждого ребенка. Такой техникой является бумагопластика. Для ребенка с ЗПР очень важно развитие мелкой моторики, а нам известно, что мелкую моторику   необходимо   развивать   не   только   для   выполнения   каких­либо   повседневных действий,   но   и   для   стимуляции   мозговой   деятельности,   развития   интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.  Во   время   занятий   бумагопластикой     развиваются   оба   полушария   головного   мозга, поскольку при складывании задействованы обе руки ребенка. Во время работы с   бумагой руки   ребенка   учатся   двигаться   скоординировано   и   точно.   Развитие   у   ребенка   мелкой моторики   важно   еще   и   потому,   что   ему   в   дальнейшем   потребуется   использовать   точные скоординированные   движения:   писать   и   рисовать,   держать   в   руках   ручку,   кисточку   или карандаш.  Мелкая   моторика   напрямую   развивает   такие   необходимо   важные   процессы,   как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками, в   дальнейшем   зависит   его   развитие   и,   конечно,   качество   жизни.   Бумагопластикадает возможность использовать разнообразные формы работы, в первую очередь через презентации и   беседы,   рассматривание   готовых   образцов,   дидактические   игры,   а   также   расширяет представление   детей   об   окружающем   мире,   является   не   только   увлекательным   способом проведения   досуга,   но   и   средством   решения   многих   педагогических   задач,   в   том   числе развития речи, внимания и формирования памяти.  Бумага является   отличным   материалом   для   детского   творчества.   Бумага   – благодатный материал. Ее легко сгибать, резать, скручивать, можно подкрасить, а если слегка намочить – возникает бумажная скульптура. Работу с ребятами начинала по принципу: от простого к сложному, благодаря простым опытам, давала детям возможность понять свойства бумаги.   Ребятабумагу   мяли,   пытались   разгладить,   рвали,   мочили,   катали   из   нее   шары, пробовали разрезать.  Так   как   «особые»   детки   быстро   утомляются,   выполнение   работы   должно   быть дозированным, а для того чтобы сделать уроки интересными и увлекательными, я использую следующие приемы: физкультминутки,   как элемент двигательной активности, пальчиковые упражнения с речевым   сопровождением в стихотворной форме, самомассаж пальцев рук и др.   На   уроках   важно   соблюдать   комфортный   темп   выполнения   работы   с   учетом индивидуальных   особенностей   каждого   ребенка.   Так,командо­распределительная     форма работы, как нельзя кстати подходит для таких уроков.  Учитывая специфику работы с детьми с ЗПР, советую применять наглядные схемы и готовые образцы в изготовлении поделки. Постепенно дети осваивают простейшие базовые формы   и   приступают   к   выполнению   наиболее   простых   поделок.   В   процессе   складывания простых   фигурок   они   усваивают   новые   понятия   и   навыки:   выгнуть   и   вогнуть,   согнуть вовнутрь или наружу, перевернуть, повернуть, сделать складку, согнуть по диагонали и т.д. При   проведении   занятий   с   бумагой   целесообразно   практические   действия   сопровождать различными  поговорками, пословицами, потешками. В результате работы у ребят появляется интерес и необходимость соотносить наглядные символы со словесными и переводить их в практическую   деятельность.   При   этом   обогащается   словарный   запас   учеников   за   счет существительных, прилагательных, глаголов. Ведь самое главное в работе –добиться развития устной речи детей с ЗПР – как основы общения с окружающим миром. Очень любят дети по окончании работы играть со своими поделками, по ­ этому им можно предложить обыграть созданные ими персонажи, вследствие чего они научаются задавать вопросы, грамматически правильно выстраивая предложения. Предлагаю детям самим сочинить сказку и обыграть ее. В совместной творческой деятельности собычными сверстниками дети с ЗПР стараются быть полноценными участниками процесса.  Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая,   что   в   процессе   складывания   решают   очень   серьезные   математические   задачи: находят   параллели   и   диагонали,   делят   целое   на   части,   получают   различные   виды треугольников   и   многогранников,   развивают   моторику   пальцев   рук,   логику,   воображение, учатся творить и любить все живое. Ребята получают эмоционально­положительный заряд от совместного   творчества   со   сверстниками   и   взрослыми.   Практика   показывает,   что   вся проводимая работа по развитию мелкой моторики пальцев рук повышает работоспособность детей   с   ОВЗ   на   уроках,   развивает   способность   запоминания   последовательности изготовления,   приемов   и   способов   складывания,   заставляет   сосредоточиться   на   процессе изготовления и т.д.  Немаловажную роль на таких уроках играют наши родители, так как они являются самыми   заинтересованными   и   активными   участниками.   Любая  продуктивная   деятельность воспринимается   родителями   положительно.   Дети   очень     гордятся   своими   достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Обсуждая успехи своих ребят родители заметили, что дети стали более усидчивыми и аккуратными. В ходе   реализации   данной   техники   было   отмечено,   что   дети   знают   элементарные   свойства бумаги,   способы   сложения,   называют   основные   геометрические   фигуры,   стали   более самостоятельными, раскрепощенными и уверенными в работе с бумагой, перестали бояться неудач. Родители стали относиться к своим детям как к равным, полноценным личностям, стимулируя их развитие. Но наряду с положительными  сторонами  инклюзивного  образования, существуют  и проблемы. По­прежнему отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс инклюзии, учитывающие особенности воспитания  детей в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и их сверстников с нормативным темпом развития. Таким образом, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, требуется целенаправленная профессиональная помощь.  В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по   формированию   у   родителей   активной   жизненной   позиции   в   преодолении   сложностей развития   ребёнка   и   общения   с   ним;   повышать   правовую,   педагогическую   компетентность родителей;   организовывать   совместную   деятельность   школы   и   родителей   по   укреплению здоровья   детей;   способствовать   оптимизации   отношений   между   семьей,   воспитывающей ребенка   с   ОВЗ   и   социумом.   Только   продуктивное   взаимодействие   школы   и   семьи   будет способствовать   восстановлению   психофизического   и   социального   статуса   ребенка   с   ОВЗ, достижению  им материальной независимости и социальной адаптации. В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов   для   успешной   адаптации   и   интеграции   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь раскрасить черно­белый мир «особого ребенка» яркими красками можно только ВМЕСТЕ! Литература 1. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 2.  Алехина  С.В. Принципы  инклюзии  в контексте  изменений  образовательной  практики  // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5­14.  3. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. – Владимир: Транзит – ИКС, 2009. – 48 с. 4.   Акимова   О.И.   Инклюзия   как   современная   модель   образования   лиц   с   ограниченными возможностями   здоровья:   региональный   аспект.   Сборник:   Исследование   различных направлений   современной   науки.   Материалы   VIII   международной   научно­практической конференции. 2016. С. 73­79. 5.   Азлецкая   Е.   Н.   Мониторинг   готовности   образовательных   организаций   к   реализации инклюзивного  образования  как  фактор его  развития  //  Научно­методический  электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 81–85.

ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018