Орфограмма "шипящий + {o} в различных значимых частях слов. Самостоятельная работа. Коррекционная работа. Последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов.
Оценка 4.7

Орфограмма "шипящий + {o} в различных значимых частях слов. Самостоятельная работа. Коррекционная работа. Последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
09.03.2020
Орфограмма "шипящий + {o} в различных значимых частях слов. Самостоятельная работа. Коррекционная работа. Последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов.
рус яз 2.doc

Дата: 10.03.2020г.                    русский язык

Тема:  Орфограмма "шипящий + {o} в различных значимых частях слов. Самостоятельная работа. Коррекционная работа. Последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов.

Цель: выработать алгоритм для проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы.

Задачи:

- закрепление знаний о работе окончаний в словах названия предмета;

- закрепить изученные  знания о рефлексивном  методе преодоления затруднений, умение их применить при решении учебных задач;

- тренинг мыслительных операций анализа, сравнения, умение работать по алгоритму; развивать внимание, речь, логическое мышление, коммуникативные умения, воспитывать  познавательный интерес, веру в свои силы.

 

Ход урока:

1 этап

Систематизация  имеющихся знаний.( общеучебные действия: умение строить  речевое высказывание, умение  структурировать  знания;

коммуникативные: умение выражать свои мысли точно)

Учитель: прочитайте слова, записанные на доске,  и постарайтесь назвать их одним словом.

стена       слон          окно         рожь

обида      поклон      море        капель

дядя        сугроб       дерево      карусель

Ученики ( читают слова).

Это слова – названия предметов.

Учитель: В каждом слове выделите окончание и  расскажите о его работе .

Ученики (  по одному выходят к доске и рассказывают).

( Пример ответа

Стена : окончание –а, 1 работа – ед.ч., 2 работа – ж.р., 3 работа – И.п..)

                        На доске появляются записи.

стена (-а) – ед.ч.            слон (-) – ед.ч.     окно (-о) – ед.ч.      рожь (-) – ед.ч.

                 - ж.р.                           – м.р.                        – с.р.                       – ж.р.

                   - И.п.                           – И.п.                      – И.п.                    – И.п.

обида (-а) – ед.ч.          поклон (-)- ед.ч.          море (-е) – ед.ч.    капель(-)- ед.ч.

                 - ж.р.                                – м.р.                       – с.р.                       –ж.р.

                   - И.п.                               – И.п.                    – И.п.                     – И.п.

дядя (-я) – ед.ч.         сугроб(-)- ед.ч.       дерево (-о)- ед.ч.   карусель (-) – ед.ч.

               - м.р.                           –м.р.                          –с.р.                           –ж.р.

                   -И.п.                       – И.п.                           –И.п.                       – И.п.

Учитель: В какой позиции находятся гласные в окончаниях?

Ученик: В одних словах гласные находятся в сильной позиции, а в других словах – в слабой позиции.

Учитель: Как изменяются слова – названия предметов?

Ученик : Слова – названия предметов изменяются  по числам и падежам.

 

2 этап

Выявление места и причины затруднения.( регулятивные: умение выделить и самостоятельно  сформулировать цели урока после предварительного обсуждения;

общеучебные: умение строить  речевое высказывание, анализ объектов, синтез, выбор критериев для сравнения, доказательство)

Учитель: Давайте посмотрим, что происходит с окончаниями, если изменять слова по падежам.

Ученики: Произойдут изменения./Ничего не произойдет.

Учители: Просмотрите у нас разные мнения. С чем мы столкнулись?

Ученики: С проблемой?

Учитель: Что там предстоит на уроке сделать?

Ученики: Решить эту проблему.

Учитель: Я предлагаю решить эту проблему в группах.

Это будет задание для работы в группах.

 

3 этап

Построение проекта выхода из затруднения. Создание  алгоритма.( личностные:  смыслообразование; познавательные: добыча  новых знаний, переработка полученной информации,  умение делать выводы на основе  обобщения знаний; коммуникативные: умение работать в группах, умение оформлять  свои мысли  в устной речи)

( Дети объединяются в группы,  распределяют роли и получают задания).

Учитель: На  листочках слова для каждой группы. Ваша задача изменить слова по падежам и выделить окончания.

1 группа : стена, обида, дядя

2 группа: слон ,поклон, сугроб

3группа : окно, море, дерево

4 группа:  рожь, капель, карусель

( Идет работа в группах. После выполнения работы группы вывешивают на доску результаты своей работы.)

Учитель: Что вы заметили, когда выполняли работу?

Ученик: Гласные в окончаниях в сильной и в слабой позиции одинаковые.

Учитель: Продолжайте работать в группах. Вам новое задание: с помощью модели изобразить свои выводы.

( Дети моделируют свои выводы. Учитель вывешивает маркерные доски с моделями. Выступающий ученик рассказывает о выводе, который они сделали.)

1 группа

силь. поз. (-) (-я), ж.р., м.р. , слово - помощник –стена

2 группа

силь.поз..(-) м.р., слово – помощник – слон

3 группа

силь.поз.( -о-),(-е)ср.р. – слово –помощник – окно

 4 группа

силь. поз. (-) ж.р. – слово - помощник –рожь

( Пример выступления.)

Ученик 1 группы: Мы сделали вывод, что слова- названия  предметов мужского и женского рода с окончаниями –а или – я при изменении по падежам имеют такие же окончания , как при изменении слова стена.

Учитель: Посмотрите, ведь всего –то  и надо запомнить четыре  слова- помощника, чтобы написать орфограмму слабой позиции в окончаниях слов- названия предметов.

Учитель: Что нам поможет правильно действовать при написании окончаний у слов названии предметов?

Ученик: Мы должны составить алгоритм, который нам будет помогать.

( Дети помогают учителю составить алгоритм. Совместная работа учеников и учителя. В результате совместной работы вырабатывается алгоритм.) )

1.Определить,что называет слово.

2.Определить род.

3.Выбрать слово- помощник.

4.Поставить слово- помощник в нужный падеж.

5. Определить фонему в окончании.

6.Выбрать букву для обозначения фонемы.

( Алгоритм вывешивается  на большом листке на доску.)

 

4 этап

Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.

 

Учитель: Мы с вами составили алгоритм. Какие наши действия дальше?

Ученик: Проверить работу нашего алгоритма.

 Откройте учебник  на странице 184, упражнении 133.

( Дети выполняют часть упражнение с комментарием.)

Учитель: Работает наш алгоритм?

Ученик: Да.

 

 5 этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( оценка, самооценка)

Учитель: Совместно работая вы проверили работу алгоритма. Оставшуюся часть упражнения  выполните самостоятельно, не забывайте пользоваться

алгоритмом.

( Учащиеся выполнят самостоятельно  работу.)

Учитель: Проверьте свою работу по образцу.

( Образец выполненной работы написан на доске.)

Учитель: У кого правильное выполнение всей работы поставьте себе «плюс». Если у вас ошибки, то около  неверного выполнения поставьте « мину».

Учитель: Поднимите руку у кого все верно? Ребята у которых ошибки, что вам предстоит сделать?

Ученики: Поработать в продленке .

 

6 этап  

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Что нового мы открыли на уроке?

Ученик: Мы нашли способ проверки слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, составили модели, которые теперь нам будут помогать правильно писать окончания.

Учитель: Решили мы нашу проблему?

Ученик: Да.

Учитель: Предположите, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

Ученик: На следующем уроке мы будет отрабатывать  работу алгоритма.

 


Дата: 10.03.2020г. русский язык

Дата: 10.03.2020г. русский язык

Учитель: Я предлагаю решить эту проблему в группах

Учитель: Я предлагаю решить эту проблему в группах

Откройте учебник на странице 184, упражнении 133

Откройте учебник на странице 184, упражнении 133
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2020