Организационно-правовые формы

  • docx
  • 06.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002119.docx

Организационно-правовые формы

 

К организационно-правовым формам в российской практике относятся следующие:

-         хозяйственные товарищества и общества;

-         акционерное общество (открытое и закрытое);

-         производственный кооператив;

-         унитарное предприятие;

-         финансово-промышленная группа (ФПГ);

-         корпорация;

-         транснациональная корпорация;

-         конгломерат;

-         концерн;

-         холдинг;

-         консорциум;

-         совместное предприятие;

-         картель;

-         синдикат;

-         трест;

-         ассоциация 14

Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие органи- зации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом (складочным) капиталом.

Виды товариществ: полное товарищество и товарищество на вере.

Виды обществ: общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью (табл.6).

Акционерное общество (ОАО и ЗАО) – это общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риски убытков, связанных с дея- тельностью общества, в пределах стоимости принадлежащим им акций. Виды акционерных обществ: открытое и закрытое. В открытом АО акции прода- ются на свободном рынке, в закрытом АО только среди сотрудников.

Производственный кооператив добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объеди- нении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество УП яв-

 


14 Заржевский С.Г. Теория организаций. Электронный учебник. Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, 2009.


ляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

 

Таблица 6

Виды товариществ и обществ

Полное товарищество:

- товарищество, участники которого в со- ответствии с заключенными между ни- ми договорами занимаются предприни- мательской деятельностью от имени то- варищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере

(коммандитное товарищество):

- товарищество, в котором, наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпри- нимательскую деятельность и от- вечающим по обязательствам то- варищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько вкладчиков (коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с дея- тельностью товарищества в пре- делах сумм, внесенных ими вкла- дов, и не принимают участия в осуществлении предприниматель- ской деятельности.

Общество с ограниченной ответствен- ностью (ООО):

-   учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал ко- торого разделен на доли определенных учредительными документами размеров;

-   участники ООО не отвечают по его обя- зательствам и несут риск убытков, свя- занных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими средств.

Общество с дополнительной от- ветственностью (ОДО):

-   учрежденное одним или несколь- кими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенные учредительными документами;

-   участники такого общества соли- дарно несут субсидиарную ответ- ственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех размере, кратном стоимо- сти их вкладов, определяемом уч- редительными документами об- щества.

 

Финансово-промышленная группа (ФПГ) это диверсифицированная многофункциональная структура, образующаяся в результате объединения ка- питалов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффек- тивности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспо- собности на внутреннем и внешних рынках, упрочения технологических и коо-


перационных связей, роста экономического потенциала всей группы в целом и каждого из ее участников в отдельности.

Корпорация – это организация или союз организаций, созданных для за- щиты каких-либо интересов и привилегий участников и образующих само- стоятельное юридическое лицо.

Основы корпоративного законодательства устанавливают за корпорацией право действовать на правах юридического лица независимо от своих владель- цев.

Современная корпорация – это, как правило, материнская компания с це- лой сетью дочерних обществ, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хо- зяйственно-оперативной самостоятельности.

Транснациональная корпорация это:

-  особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществ- ляющей свою деятельность на мировом рынке посредством заграничных фи- лиалов и дочерних обществ;

-  национальная компания с зарубежными активами, т.е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере деятельности.

Конгломерат это организационная форма объединения предприятий, ко- торая возникает в результате слияния различных фирм, вне зависимости от их горизонтальной или вертикальной общности. Конгломерат ориентирован на развитие и максимизацию прибылей, независимо от сфер деятельности.

Концерн – это форма объединения (как правило, многоотраслевого) само- стоятельных предприятий, связанных посредством систем участия, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглаше- ний, тесного производственного сотрудничества. Входящие в концерн пред- приятия номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ, а фактически подчине- ны единому хозяйственному руководству. Деятельность концерна ориентиро- вана в основном на производство.

Холдинг это организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций кон- троля и управления. Холдинг является специфическим управленческим и фи- нансовым ядром современных корпораций, концернов, конгломератов и иных организационных форм рынка.

Консорциум одна из форм временных объединений, создаваемых на ос- нове соглашения (с образованием или без образования юридического лица) между несколькими предприятиями, компаниями, фирмами, банками, научны- ми центрами, государственными структурами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществ- лению наукоемких и капиталоемких проектов, в т. ч. международных. Участ- ники консорциума полностью сохраняют свою экономическую и юридиче- скую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая свя- зана с достижением целей консорциума.


Совместное предприятие международное предприятие, создающееся двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее пол- ного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности.

Картель организационная форма, при которой не ликвидируется произ- водственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но заключается соглашение между участниками по ряду вопросов (цены, квоты, рынки, усло- вия реализации и т.д.).

Синдикат организационная форма объединения, отличительной особен- ностью которой является заключение соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сы- рья с целью получения монопольных прибылей. При этой форме предприятия сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но, при этом, утрачивают коммерческую самостоятельность.

Трест организационная форма, при которой предприятия, объединенные в единый производственный комплекс, теряют свою юридическую, производ- ственную и коммерческую самостоятельность.

Ассоциация добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой- либо другой, как правило, некоммерческой цели.