16.03.2022 г.
Педагогический совет
на тему
«Организационные и технологические подходы
к формированию функциональной грамотности школьников»
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
На картинках представлены компоненты современной функциональной грамотности. На обеих картинках есть как одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.
Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам.
Для этого Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности».
Количество стран-участниц в исследовании PISA
Цикл исследования |
Количество стран-участниц |
PISA-2000 |
32 страны мира |
PISA-2003 |
40 стран мира |
PISA-2006 |
57 стран мира |
PISA-2009 |
65 стран мира |
PISA-2012 |
65 стран мира |
PISA-2015 |
70 стран мира |
PISA-2018 |
79 стран мира |
В исследовании PISA-2018 основным направлением стала читательская грамотность.
В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления:
PISA-2012 – финансовая грамотность
PISA-2015 – решение проблем
PISA-2018 – глобальные компетенции.
Результаты Российской Федерации в исследовании PISA
Место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) |
|||||||
Направление исследования |
PISA-2000 |
PISA-2003 |
PISA-2006 |
PISA-2009 |
PISA-2012 |
PISA-2015 |
PISA-2018 |
Естественнонаучная грамотность |
26 |
24 |
35 |
39 |
37 |
32 |
33 |
Математическая грамотность |
22 |
29 |
34 |
38 |
34 |
23 |
30 |
Читательская грамотность |
27 |
32 |
39 |
43 |
42 |
26 |
31 |
Место РФ среди других стран-участниц* |
|||||||
Направление исследования |
PISA-2000 |
PISA-2003 |
PISA-2006 |
PISA-2009 |
PISA-2012 |
PISA-2015 |
PISA-2018 |
Естественнонаучная грамотность |
26-29 |
20-30 |
33-38 |
38-40 |
34-38 |
30-34 |
30-37 |
Математическая грамотность |
21-25 |
29-31 |
32-36 |
38-39 |
31-39 |
20-30 |
27-35 |
Читательская грамотность |
27-29 |
32-34 |
37-40 |
41-43 |
38-42 |
19-30 |
26-36 |
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская
грамотность – способность человека понимать и использовать письменное
тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная
грамотность - способность человека занимать активную гражданскую
позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять
явления; понимать особенности естественно-научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая
грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых
рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия
эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия
в экономической жизни.
5. Креативное
мышление - это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь
что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные
объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую
проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
ü критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
ü осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
ü
вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к
человеческому достоинству.
Глобальные
компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в
группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и
осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие
нового.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.