Организационные и технологические подходы к формированию функциональной грамотности школьников

  • Педсоветы
  • Семинары
  • docx
  • 07.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моё Выступление Функциональная грамотность.docx

16.03.2022 г.

Педагогический совет

на тему

«Организационные и технологические подходы

 к формированию функциональной грамотности школьников»

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

На картинках представлены компоненты современной функциональной грамотности. На обеих картинках есть как одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.

funkts-gramotnost-2Montazhnaya-oblast-1          funkts-gramotnostMontazhnaya-oblast-1

 

Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам.

Для этого Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности».

Количество стран-участниц в исследовании PISA

Цикл  исследования

Количество стран-участниц

PISA-2000

32 страны мира

 PISA-2003

40 стран мира

PISA-2006

57 стран мира

PISA-2009

65 стран мира

PISA-2012

65 стран мира

PISA-2015

70 стран мира

  PISA-2018

79 стран мира

 

В исследовании PISA-2018 основным направлением стала читательская грамотность.

В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления:

PISA-2012 – финансовая грамотность

PISA-2015 – решение проблем

PISA-2018 – глобальные компетенции.

Результаты Российской Федерации в исследовании PISA

Место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов)

Направление исследования

 PISA-2000

PISA-2003

PISA-2006

PISA-2009

PISA-2012

PISA-2015

PISA-2018

Естественнонаучная грамотность

26

24

35

39

37

32

33

Математическая грамотность

22

29

34

38

34

23

30

Читательская грамотность

27

32

39

43

42

26

31

 

Место РФ среди других стран-участниц*

Направление исследования

 PISA-2000

PISA-2003

PISA-2006

PISA-2009

 PISA-2012

PISA-2015

PISA-2018

Естественнонаучная грамотность

26-29

20-30

33-38

38-40

34-38

30-34

30-37

Математическая грамотность

21-25

29-31

32-36

38-39

31-39

20-30

27-35

Читательская грамотность

27-29

32-34

37-40

41-43

38-42

19-30

26-36

 

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Презентация «Математическая грамотность школьника как компонент  функциональной грамотности»Оценка естественнонаучной грамотности в исследовании PISA - презентация  онлайн 2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

http://sc467.kolp.gov.spb.ru/Fin-Gramm2020/fin-gram-002.jpg 4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

https://assets-global.website-files.com/599873abab717100012c91ea/5fc4f2b82600673b730d9de6_DmZgRYKIYo8%20(1).jpg5. Креативное мышление - это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

ü критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

ü осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

ü вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции: с какими заданиями не справляются школьники Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

Оценка естественнонаучной грамотности в исследовании PISA - презентация  онлайн


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также