ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА КАК ФАКТОР БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПОСТУПИВШИХ ДЕТЕЙ В ДОУ

  • docx
  • 04.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.docx

Тема: «Организация детско-родительского клуба как фактор благоприятной адаптации вновь поступивших детей в ДОУ»

Многолетний опыт работы педагогов и специалистов в дошкольном учреждении показывает, что поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается адаптационным стрессом. Очевидно, что адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, в силу чего резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, нарушениям развития личности или замедлению темпа психофизического развития. Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Следовательно, актуальной представляется задача организации помощи в адаптации к новым для ребенка условиям детского сада, способствующей снижению стрессовой нагрузки в адаптационном периоде, «безболезненному» привыканию к новому режиму, а также формированию положительного отношения к детскому саду, навыков общения со сверстниками и взрослыми. Решение данной задачи первоначально осуществлялось следующими способами: 1) нахождение мамы вместе с ребенком в группе в первые две недели посещений. С одной стороны, такая форма организации адаптационного процесса позволила снизить негативные переживания малышей, а с другой стороны, не способствовала собственно адаптации, т.к. после окончания пребывания мамы совместно с ребенком в саду все признаки адаптационного стресса начинали проявляться; 2) приход и нахождение ребёнка с мамой на прогулке в течение двух недель. Данный способ работал аналогично первому и не давал нужного результата. Далее, чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов в период адаптации, был создан адаптационный клуб для детей, готовящихся к поступлению в детский сад, и их родителей «Здравствуйте, я пришёл!». Работа предполагала последовательную реализацию нескольких этапов: 1) организационный этап: изучение психолого-педагогической литературы, анализ опыта работы дошкольных учреждений, занимающихся данной проблемой. На этом этапе было установлено, что не многие дошкольные учреждения занимаются вопросами адаптации детей к детскому саду и подход к её решению зачастую сводится только лишь к работе с детьми уже по факту поступления, но не к целенаправленной подготовке к ней; 2) содержательно-методический этап: разработка содержательного материала для проведения адаптационного клуба. На данном этапе, помимо пакета документов для приема детей в ДОУ, анкет для родителей, положения о клубе и графика его работы, был разработан тематический план, конспекты игровых сеансов с детьми, родителями и педагогами, а также буклеты и рекомендации для родителей и педагогов; 3) опытно-практический этап: практическое применение разработанного материала и организация деятельности детско-родительского адаптационного клуба «Здравствуйте, я пришёл!». Работа велась в трех направлениях: 1) с педагогами: в условиях проведения активной методической работы, информирования о применяемых средствах, рекомендациях по работе с детьми на этапе адаптации к дошкольному учреждению; 2) с детьми: в специально организованной совместной деятельности педагога и ребенка; 3) с родителями: посредством проведения просветительской работы. Календарно-тематический план работы адаптационного клуба: 1. Март. Работа с педагогами по выработке алгоритмов работы с родителями и детьми для обеспечения оптимального уровня взаимодействия всех сотрудников, занятых в работе адаптационного клуба. 2. Апрель. Работа с родителями будущих воспитанников, где их знакомят с информацией о детском саде, о режиме и организации жизни ребенка в детском саду, о созданных условиях воспитания и обучения, знакомятся с администрацией, педагогами, медицинской сестрой и педагогом-психологом детского сада. Помимо этого, родители получают анкету-знакомство, которая помогает педагогам получить необходимые сведения о каждом ребенке, его особенностях, а также наиболее интересных для родителей темах, в соответствии с которыми выстраивается работа клуба. Также родителям вручаются информационные листки-памятки и буклеты, где указан режим дня ребенка этого возраста, рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду. Далее встречи проводятся раз в неделю и включают консультации, мастер-классы, тренинги, рекомендации по профилактике дезадаптации ребенка, знакомство с различными методами и приемами общения с маленькими детьми. По итогам анкетирования выявлены наиболее волнующие родителей проблемы – это проблемы смягчения адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада и развития детей раннего возраста. 3. Май. Работа с детьми и родителями организуется дважды в неделю двумя педагогами группы совместно с педагогом-психологом через проведение игровых сеансов. Работа в этот период требует большого напряжения, поэтому график составлен таким образом, чтобы каждый педагог принимал участие в занятии. Разработан цикл из 6 игровых сеансов: 1) «Будем знакомы!»; 2) «Петрушка приглашает в страну Игралию»; 3) «Кошка в гостях у ребят»; 4) «Вместе с нами»; 5) «У нас в гостях лесные жители: лиса, заяц и медведь»; 6) «Петушок - золотой гребешок ждёт нас в гости». Место проведения: музыкальный зал. Время проведения: с 17.00 до 18.00 ч. Будущие воспитанники на игровые сеансы приходят вместе с родителями или другими близкими (бабушками, сестрами, братьями и т.д.). В их присутствии дети с большей готовностью идут на контакт в новой для них среде, взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных подвижных играх, танцах, занимаются продуктивными видами деятельности, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, что первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобретает при поддержке близких людей и чувствует себя в безопасности. А совместные действия помогают формированию продуктивного эмоционального контакта в диадах: «мама и ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок и педагог». Помимо этого, они позволяют дать родителям знания о важности раннего развития в формировании личности ребенка, ознакомить родителей с играми и упражнениями, попробовать их применить во взаимодействии с ребенком. Совместное пребывание в клубе родителей и детей позволяет: – родителям лучше узнать своего ребенка (понять его успехи и трудности), установить доброжелательные взаимоотношения с другими родителями; – детям помочь в формировании навыков общения с взрослыми, сверстниками; – педагогам результативнее выстраивать сотрудничество с родителями, учитывая индивидуальные особенности семьи, влиять на формирование грамотной родительской позиции (уважительное отношение к своему ребенку, умение поддержать его, осознавать свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми). На занятиях клуба педагоги, устанавливая индивидуальный эмоциональный контакт, вовлекают ребенка в игру, побуждают малыша к самостоятельным действиям, способствуют формированию доброжелательного отношения к сверстникам. Родители на занятиях – это не пассивные зрители, а полноценные участники образовательного, воспитательного и развивающего процессов. В рамках работы клуба родители могут общаться со своим ребенком, другими детьми и родителями, обсуждать ситуации, возникающие в воспитании ребенка и взаимодействии с ним. Первые занятия направлены на то, чтобы ребенок постепенно вживался в новое пространство, привыкал к незнакомым людям. На последующих занятиях педагоги и специалисты пытаются вовлечь каждого ребенка в совместную деятельность. Если на первых встречах дети в основном зажаты, боятся оторваться от родителей, то к концу встреч они более раскованы, общаются с педагогами, охотно откликаются на вопросы и задания взрослых. Приводя ребенка в адаптационный клуб, многие родители понимают, чем успешней сложится здесь процесс пребывания малыша, тем спокойней он адаптируется к детскому саду, когда будет без мамы. Работа клуба заканчивается в конце мая. Заведующий составляет график приема детей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и возможности семье выбрать удобное время для начала посещения детского сада. Родителям тех детей, которые уже достаточно комфортно себя чувствуют в отсутствие мамы, предлагается начать посещать детский сад в первую очередь. Многие дети, приходя в детский сад, легче привыкают, так как им уже здесь многое знакомо, спокойно принимают новых детей, свой коллектив. Первые дни дети находятся в группе два часа. Далее по наблюдению, время нахождения ребёнка в группе увеличивается, подход к каждому ребёнку индивидуален. На этом работа по Программе адаптации не заканчивается. В течение трех месяцев (летний период) два раза в неделю с детьми в подгрупповой форме проходят совместные занятия педагогов группы и педагога-психолога. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, развитию познавательных процессов, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Далее, за летний период дети полностью адаптируются, и учебный год для детей уже начинается в спокойной и привычной для них обстановке. Эффективность работы клуба выявляется с помощью опроса родителей «Обратная связь». Полученные нами отзывы свидетельствуют о хорошей результативности избранной формы работы. Родители, прошедшие полный курс работы адаптационного клуба, отмечают его необходимость и полезность. В частности, они считают интересными, познавательными, своевременными и актуальными выбираемые в рамках работы темы. На вопрос «Что дало Вам посещение клуба?» большинство родителей ответили, что узнали о специфике работы дошкольного учреждения, особенностях воспитательно-образовательного процесса, о развитии детей раннего возраста, получили практические навыки эффективного общения с ребенком, познакомились с педагогами и родителями группы, а также в процессе взаимодействия узнали друг друга лучше. Некоторые из родителей также отметили, что увидели детей «другими глазами», нашли нужный подход к ним, научились по-другому общаться и играть со своими детьми. Помимо этого, большинство опрошенных сошлись во мнении, что переживания относительно поступления детей в детский сад стали менее негативными, этот факт теперь переживается «более спокойно». Наблюдая за течением адаптации, которое осуществлялось 92 дня с момента поступления ребенка в детский сад, педагогами групп заполнялись листы адаптации на каждого ребенка по определенным критериям (поведение, сон, приемы пищи, прогулки, взаимоотношения, эмоции и т.д.). На педагогическом совете специалисты и педагоги 1-х младших групп представляют детальный анализ по адаптации детей. На основании анализа полученных данных разрабатывались рекомендации, вносились корректировки в Программу по адаптации и работу клуба на следующий учебный год. Представим далее результаты определения уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению, полученные нами в течение нескольких лет (табл.). Результаты уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению (2018 – 2022) Год Высокий уровень (% / чел.) Средний уровень (% / чел.) Низкий уровень (% / чел.) 2018 31,25% / 10 59,37% / 19 9,38% / 3 2019 24,2 / 8 60,6% / 20 15,2% / 5 2020 24,0% / 6 60,0% / 15 16,0% / 4 2021 36,8% / 7 63,2% / 12 0% / 0 2022 38,1% / 8 61,9 %/ 13 0% / 0 Проведенный анализ результатов адаптированности детей к дошкольному учреждению за последние пять лет показывает, что в 2018 году работы были получены хорошие результаты: значительная часть детей достаточно быстро адаптировалась к условиям детского сада. Однако значительное число детей по результатам 2019 года показывали трудности адаптации и даже выраженную дезадаптацию, на основании чего разработанная Программа была дополнена и преобразована. В 2020 году можно видеть некоторое снижение показателей адаптации у детей, что может объясняться тем, что занятия по Программе адаптационного клуба «Здравствуйте, я пришёл!» не проводились в связи с коронавирусными ограничениями. А работа с родителями и педагогами велась дистанционно. В 2021 году работа клуба прошла по плану и в представленных результатах можно видеть отсутствие показателей дезадаптации у детей, что свидетельствует о результативности проделанной работы. В 2022 году программа работы адаптационного клуба «Здравствуйте, я пришёл!» реализована в полном объеме, учтены и скорректированы некоторые нюансы работы по опыту прошлых лет. На сегодняшний день опрос родителей показывает, что дети положительно относятся к детскому саду, младшим воспитателям и педагогам, сверстникам, что может определить высокие показатели адаптации в дальнейшем Выводы: опыт проводимой нами работы показывает, что работе по профилактике дезадаптации, повышению адаптационного потенциала детей уделяется недостаточно внимания в рамках дошкольных учреждений. В частности, организуемая нами работа адаптационного клуба «Здравствуйте, я пришёл!» очень краткосрочна, но получаемые результаты свидетельствуют о ее необходимости. В дальнейшем целесообразным представляется увеличение времени и на работу с родителями, и на игровые занятия с детьми, что позволит более эффективно подготовить малышей к поступлению в детский сад, минимизировать риски, связанные с возможной дезадаптацией и ее последствиями. Также следует отметить, что опыт работы адаптационного клуба «Здравствуйте, я пришёл!» с совместным пребыванием детей и родителей (и, при необходимости, других близких ребенку людей) способствует взаимовыгодному сотрудничеству дошкольного учреждения и семьи относительно развития, воспитания ребенка, установлению доверительных, партнерских отношений и повышению статуса дошкольных учреждений в глазах родителей. Перспективу дальнейшей работы составляет необходимость совершенствования и расширения временных границ работы адаптационного клуба «Здравствуйте, я пришёл!», в частности: – увеличение количества игровых сеансов; – разработка игр, занятий различной направленности и для детей с различными характерологическими, и темпераментными особенностями; – расширение спектра тем работы с родителями; – систематизация консультативной работы с родителями по различным вопросам (адаптация, развитие, воспитание, обучение); – усиление методической подготовки педагогов и воспитателей в вопросах адаптации ребенка к дошкольному учреждению, реализации программы работы адаптационного клуба «Здравствуйте, я пришёл!».