ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов школы [1, с. 107]. Отсюда меняются и осложняются задачи школы. Главные из них:
1. Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребёнка.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Скорая воспитательная помощь семье.
4. Повышение педагогической культуры родителей.
5. Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребёнка, ведущая роль школы в организации этой среды.
6. Умение координировать усилия семьи и школы.
Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?
Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников. Социально-психологическая служба и учителя начальных классов проводят психолого-педагогическую диагностику уровня готовности ребёнка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребёнка к обучению в школе.
Важную роль в углублении семейного воспитания играет развёртывание системы педагогического всеобуча родителей. В школьной библиотеке имеется большая подборка книг и материалов, позволяющих родителям найти ответы на многочисленные вопросы по воспитанию своих детей. Учителя начальной школы занимаются диагностикой, изучая семьи учащихся, и передают свои профессиональные знания родителям, повышая их педагогическую культуру (буклеты, выставки, тренинги, памятки, уголок родителя и т.д.).
Учителя основной школы продолжают эту работу. Так, учителями биологии, обществознания, физической культуры систематизирован материал по теме «Здоровый образ жизни», которым пользуются классные руководители при подготовке к родительским собраниям. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребёнка, если мы не берём себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей.
Работа с родителями многогранна, а её формы разнообразны:
- родительские собрания;
- классные и общешкольные конференции;
- индивидуальные консультации педагога;
- психологические тренинги;
- посещения на дому;
- диагностика, анкетирование.
При подготовке к родительским собраниям необходимо придерживаться следующих правил:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
- собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Темы родительских собраний могут быть следующими:
- «Шалости и хулиганство – есть ли различия?»
- «Отец – кормилец или воспитатель?»
- «Вызывающее поведение подростков: как реагировать и что делать?»
- «Мы – самые близкие люди!»
- «Дети и деньги. Семейный бюджет и ребёнок» [2, с. 366]
Некоторые родители признаются, что совершенно не знают своих ребят. Рассказывая о жизни обучающихся на родительском собрании, педагог может сформировать у родителей другое мнение о ребёнке, помочь увидеть его с другой стороны. Все вопросы, связанные с негативной информацией, решаются только в индивидуальном порядке.
В любой форме работы мы стараемся найти взаимопонимание и строить отношения с родителями на позитиве. Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелёгкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместные с родителями КТД помогают приобщить их к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться. У нас есть интересные примеры такой деятельности: конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», День семейного отдыха «Арбузник», Вечер памяти «Наши деды и отцы», урок воспитания, «Урок улыбки и доброты» и другие.
Мониторинг по эффективным формам взаимодействия с семьёй показывает большую положительную динамику при использовании названных форм и методов работы: от 10 до 15% за последние 3 года (повышается явка на родительские мероприятия, увеличивается процент родителей, проявляющих активность в воспитании и обучении детей, снижается процент ребят с проблемами).
Существует много способов привлечения родителей в образовательное учреждение, но самый эффективный из них – это доброе отношение к обучающимся и уважение их родителей, и тогда встречи с родителями всегда будут приносить положительный результат: понимание и сотрудничество.
Список литературы.
1. Бударникова Л. В. Проблемы нравственного становления: материалы родительских собраний. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5 – 9 класс. - М.: ВАКО, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.