"Организация эффективного взаимодействия семьи и школы в интересах личности ребёнка"
Оценка 5

"Организация эффективного взаимодействия семьи и школы в интересах личности ребёнка"

Оценка 5
doc
06.01.2022
"Организация эффективного взаимодействия семьи и школы в интересах личности ребёнка"
Богданова_Статья.doc

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ  В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.

 

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка,  перекладывая эту миссию на педагогов школы [1, с. 107]. Отсюда меняются и осложняются задачи школы. Главные из них:

1. Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребёнка.

2. Изучение воспитательных возможностей семей.

3. Скорая воспитательная помощь семье.

4. Повышение педагогической культуры родителей.

5. Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребёнка, ведущая роль школы в организации этой среды.

6.  Умение координировать усилия семьи и школы.

Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь  семье в воспитании детей?

Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников. Социально-психологическая служба и учителя начальных классов проводят психолого-педагогическую диагностику уровня готовности  ребёнка  к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребёнка к обучению в школе.

Важную роль в углублении семейного воспитания играет развёртывание системы педагогического всеобуча родителей. В школьной библиотеке имеется большая подборка книг и материалов, позволяющих родителям найти ответы на многочисленные вопросы по воспитанию своих детей. Учителя начальной школы занимаются диагностикой, изучая семьи учащихся, и передают свои профессиональные знания родителям, повышая их педагогическую культуру (буклеты, выставки, тренинги, памятки, уголок родителя  и т.д.).

Учителя основной школы продолжают эту работу.  Так, учителями  биологии, обществознания, физической культуры систематизирован материал по теме «Здоровый образ жизни», которым пользуются классные руководители при подготовке к родительским собраниям.  У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребёнка, если мы не берём себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей.

       

Работа  с родителями многогранна, а её формы разнообразны:

 - родительские собрания;

 - классные и общешкольные конференции;

 - индивидуальные консультации педагога;

- психологические тренинги;

 - посещения на дому;

 - диагностика, анкетирование.

При подготовке к родительским собраниям необходимо придерживаться следующих правил:

- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

 - тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

 - собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

 -  собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Темы родительских собраний могут быть следующими:

 - «Шалости и хулиганство – есть ли различия?»

 -  «Отец – кормилец или воспитатель?»

 - «Вызывающее поведение подростков: как реагировать и что делать?»

 - «Мы – самые близкие люди!»

 -  «Дети и деньги. Семейный бюджет и ребёнок» [2, с. 366]

Некоторые родители признаются, что совершенно не знают своих ребят. Рассказывая о жизни обучающихся на родительском собрании, педагог может сформировать у родителей другое мнение о ребёнке, помочь увидеть его с другой стороны.  Все вопросы, связанные с негативной информацией, решаются только в индивидуальном порядке.

В любой форме работы мы стараемся найти взаимопонимание и строить отношения с родителями на позитиве. Учителю  очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелёгкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместные с  родителями КТД помогают приобщить их  к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться. У нас есть интересные примеры такой деятельности:  конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», День семейного отдыха  «Арбузник», Вечер  памяти «Наши деды и отцы», урок воспитания, «Урок улыбки и доброты» и другие. 

Мониторинг по эффективным формам взаимодействия с семьёй показывает большую положительную динамику при использовании названных форм и методов работы: от 10 до 15% за последние 3 года (повышается явка на родительские мероприятия, увеличивается процент родителей, проявляющих активность в воспитании и обучении детей, снижается процент ребят с проблемами).

Существует много способов привлечения родителей в образовательное учреждение, но самый эффективный из них – это доброе отношение к обучающимся и уважение их родителей, и тогда встречи с родителями всегда будут приносить положительный результат: понимание и сотрудничество.

Список литературы.

1.                            Бударникова Л. В. Проблемы нравственного становления: материалы родительских собраний. – Волгоград: Учитель, 2007.

2.                            Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5 – 9 класс. -  М.: ВАКО, 2008.

 

 


ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Учителя начальной школы занимаются диагностикой, изучая семьи учащихся, и передают свои профессиональные знания родителям, повышая их педагогическую культуру (буклеты, выставки, тренинги, памятки, уголок родителя и…

Учителя начальной школы занимаются диагностикой, изучая семьи учащихся, и передают свои профессиональные знания родителям, повышая их педагогическую культуру (буклеты, выставки, тренинги, памятки, уголок родителя и…

Темы родительских собраний могут быть следующими: - «Шалости и хулиганство – есть ли различия?» - «Отец – кормилец или воспитатель?» - «Вызывающее поведение подростков: как…

Темы родительских собраний могут быть следующими: - «Шалости и хулиганство – есть ли различия?» - «Отец – кормилец или воспитатель?» - «Вызывающее поведение подростков: как…

Существует много способов привлечения родителей в образовательное учреждение, но самый эффективный из них – это доброе отношение к обучающимся и уважение их родителей, и тогда…

Существует много способов привлечения родителей в образовательное учреждение, но самый эффективный из них – это доброе отношение к обучающимся и уважение их родителей, и тогда…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2022