ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ
Детский фитнес – это хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивает координацию и ловкость движений, чувства ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции. На современном этапе мы активно используем элементы различных фитнестехнологий в физическом развитии детей дошкольного возраста. Использование элементов детского фитнеса (как в рамках физкультурных занятий, так и в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объём двигательной активности детей. По данным педагогических наблюдений у наших воспитанников повышается уровень физической подготовленности, дети знакомятся с возможностями своего тела, учатся получать удовольствие от своих движений. Дети приобретают уверенность в собственных возможностях, усиливается интерес к занятиям физической культурой и как следствие улучшается состояние здоровья детей. Используя элементы фитнестехнологий в образовательном процессе, мы развиваем у дошкольников такие физические качества как координация, выносливость, сила, ловкость; укрепляются мышцы спины и формируется правильная осанка. На занятиях царит непринуждённая атмосфера, а использование физкультурно-спортивного оборудования и атрибутов вызывают яркие положительные эмоции, заинтересованность детей, что помогает приобщать их к самостоятельной физической активности. Всё это происходит благодаря целенаправленному, творческому подходу в подборе данных технологий, их рациональному использованию в физическом развитии дошкольников. Так же немаловажную роль в данной работе играет организация социального партнёрства с учреждениями физкультуры и спорта нашего города. У нас налажены тесные контакты с фитнес-центром и тренером ФСК «Волна» и Центром спортивных сооружений, они организуют для наших детей обзорные экскурсии, посещают нас с беседами и проводят с нашими детьми спортивные мероприятия. В нашей дошкольной организации используется элементы следующих фитнестехнологий: Фитбол-гимнатика Степ-аэробика Элементы черлидинга Степ-аэробика – развивает координацию детей, уверенную ориентировку в пространстве, эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Используется у нас в следующих вариантах: в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, как часть занятия, в форме утренней гимнастики, в показательных выступлениях детей на открытых мероприятиях, в развлечениях, используется в самостоятельной двигательной деятельности детей Фитбол-гимнастика – развивает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, способствует формированию правильного дыхания, моторных функций. Используется как часть занятия по физической культуре, в форме утренней гимнастики, в играх-эстафетах, используется в самостоятельной двигательной деятельности детей, в индивидуальной работе по физическому развитию Элементы черлидинга развивают координацию детей, вырабатывают командный дух, взаимопонимание, способствуют укреплению психо-эмоциональной сферы дошкольников, формируют уверенность в себе, артистичность. Использование элементов черлидинга предполагает индивидуальный подход, включают в себя элементы гимнастики, акробатики (естественно в силу возрастных возможностей детей дошкольного возраста, и при непосредственной страховке взрослого), аэробики, спортивных танцев. Данные технологии используются преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Для младших дошкольников нами разработана следующая система использования нетрадиционных методов физического развития детей. В неё входят: -Игроритмика. развивает чувство ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу. В этот вид входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. - Игрогимнастика. Помогает ребенку усваивать различные вид движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки. В своей работе я использую пособие К.К. Утробиной где в игровой форме развивается гибкость, координация, укрепляются мышцы, повышается двигательная активность и закрепляются основные виды движений, а также повышается интерес детей к физкультурным занятиям. - Игротанец. Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы). В данной работе я руководствуюсь программой по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика». А.И. Бурениной. - Музыкально-подвижные игры. Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования -Креативная гимнастика. Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Эта форма работы создаёт благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. - Игропластика. Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используются элементы стретчинга, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей. На занятиях воспитывается чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью предлагается детям специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. (Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы. Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений (“корова”, “улитка”, “силачи”). В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Чтобы поднять настроение, используется упражнение, которое называется “Салют”. Дети принимают свободную позу, закрывают глаза и вспоминают, как впервые с радостным чувством нетерпеливо ожидали прекрасное зрелище — праздничный салют. Произносится: “Огонь”. После чего дети вскидывают руки вверх, подпрыгивая, кричат: “Ура”, вкладывая в этот крик радость и ликование.) Так же, физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. Внедряя в работу комплексное сочетание фитнес-технологий и игровых методов, в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводу, что: 1. У детей закрепляется стойкий интерес к таким занятиям и к занятиям физической культурой в целом. 2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развиваются физические качества: мышечная сила, ловкость, выносливость, гибкость; 3. Развиваются психические функции: внимание, память, воображение. 4. Осуществляется нравственное воспитание, происходит развитие коммуникативных способностей. 5. Создаются условия для положительного психоэмоционального состояния детей, что благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка. 6. Осуществляется индивидуальный подход, учитываются интересы и потребности каждого ребенка, что создаёт необходимые условия для их позитивной социализации и успешного развития. Так же мы имеем практические результаты по использованию данных технологий в образовательном процессе. Наши воспитанники на протяжении многих лет становятся победителями в различных конкурсах и соревнованиях, проводимых в рамках городских спортивных фестивалей. Так же наши дети на городских спортивных соревнованиях традиционно участвуют в показательных выступлениях групп спортивной поддержки. Мы со своими детьми активные участники городского ежегодного Форума «Звёзды спорта – будущее Октябрьска!», ежегодно и традиционно мы представляем спортивно-хореографический номер на данном Форуме. Внедрение фитнес-технологий в физическое воспитание дошкольников и результативность данной работы, моя увлечённость этим направлением не остались без внимания нашего коллектива. Педагоги проявили инициативу по созданию секции для взрослых и с удовольствием приступили к занятиям. С педагогами мы занимаемся не только степ-аэробикой но и начали изучать элементы черлидинга. Я думаю, что мы можем гордиться достигнутыми результатами, тем более, что данная работа находит положительный отклик у родителей наших воспитанников, а педагогическим коллективом строятся далеко идущие планы!
Библиографический список 1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). -2изд; испр. и доп.- СПб.: ЛОИРО, 2000.-220стр. 2.Власенко Н.Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика).- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.-112стр. 3.Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2014. – 160стр. 4. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224стр. 5.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей5-7лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре.-М.:Издательство ГНОМ и Д, 2006.-128стр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.