Организация и методика занятий оздоровительным плаванием взрослого населения

  • docx
  • 23.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Schelykalin. akva.docx

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Организация и методика занятий оздоровительным плаванием взрослого населения»

 

 

Надпись: Выполнил:
Щелыкалин Александр Сергеевич
                                                                       Учитель физической культуры
                                                                     МБУ школа № 70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2021

 

Содержание.

1. Методики оздоровительного плавания для людей пожиилого возраста ......3

2. Этапы построения педагогического процесса..................................................5

3. ОРУ используемые в группах здоровья………………………………………6

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ..................................................8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методики оздоровительного плавания для людей пожиилого возраста

В настоящее время разработаны новые методики оздоровительного плавания с использованием различных нетрадиционных средств, музыкального сопровождения, которые получают все большую популярность среди женщин благодаря своей новизне, эффективности и разнообразию средств, предназначены только для неглубоких бассейнов, в чем составляет большой минус. При занятиях плаванием, С. М. Вайцеховский и А. И. Семенов , большую часть времени рекомендуют уделять тренировке при ЧСС 120- 140 в возрасте от 40 до 50 лет, 120 - 130 в 50 -60 лет

Предполагается, что использование комплексной методики оздоровительного плавания с использованием упражнений локального воздействия на отдельные мышечные группы, динамичных упражнений аэробного характера, плавательных упражнений с женщинами в условиях глубокого бассейна будет способствовать улучшению физического, функционального и психического состояния.

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания населения конкретизируется в физкультурно-оздоровительных технологиях, которые в настоящее время интенсивно развиваются. Понятие физкультурно-оздоровительная технология объединяет процесс использования средств физического воспитания в оздоровительных целях и научную дисциплину, разрабатывающую и совершенствующую основы методики построения физкультурно-оздоровительного процесса.

Методика занятий и обучения для лиц среднего и пожилого возраста преследует цель - снять усталость, поднять устойчивость организма против различных заболеваний, повысить работоспособность, овладеть новыми навыками, улучшить сон.

Организованным обучением плаванию в бассейнах страны охватывается небольшое количество людей среднего и зрелого возраста. Поэтому А. В. Нагорный говорит, что очень важно повысить эффективность процесса обучения плаванию, сократить затрачиваемое на него время. Одним из путей этого может быть обучение плаванию с использованием технических средств и средств срочной информации (приспособлений, устройств, тренажеров, установок), что имеет особенно большое значение для быстрого освоения способом плавания.

Е. Г. Мильнер отмечает, что обучение плаванию населения происходит еще в очень продолжительные сроки: каждый период обучения составляет 9-10 месяцев: все это в свою очередь может привести к снижению пропускной способности бассейнов. В практике физического воспитания наряду со стандартным подходом к организации и построению обучения, физическим упражнениям широко применяется дифференцированный подход, который позволяет в наибольшей степени учитывать индивидуальные особенности занимающихся, указывает Л. П. Макаренко.

Для осуществления такого подхода тренеру по плаванию необходимо комплектовать группы, с учетом выявленных у занимающихся определенных, наиболее значимых для учебного процесса критериев. В их числе такие как: состояние здоровья. Индивидуальные особенности физического развития, показатели физической и спортивной подготовленности, мотивированные направленности на занятиях, а также нельзя обойтись без учета исходного уровня плавательной подготовленности

Методика проведения занятий оздоровительным плаванием с лицами среднего и пожилого возраста. Это использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

В качестве средств используются упражнения начального уровня обучения:

1. Общеразвивающие и специальные упражнения в зале и в воде.

2. Подготовительные упражнения по освоению водной среды.

3. Всплывание.

4. Лежание на воде (звездочкой).

5. Скольжение.

6. Учебные прыжки в воду.

7. Игры в воде.

8. Обучение всем видам плавания, включая самобытные способы.

Особенности: применение ускоренных (авторских) методик; групповые методы (3-4 малая; до 10 - средняя; более 15 - большая группа); учет индивидуальных особенностей.

Эффективность оздоровительных занятий зависит от используемых средств, методики их применения, структуры занятий и выбора оптимальных нагрузок.

Оптимальность нагрузки определяется продолжительностью занятий, интенсивностью и количеством занятий в неделю. Сложившаяся практика работы групп здоровья и результаты научных исследований определили структуру содержания педагогического процесса и особенности методики занятий.

2. Этапы построения педагогического процесса

А. Д. Викулов рекомендует трех этапное построение педагогического процесса:

1. Первый этап- 1-3 месяцы занятий. В этот период идет изучение контингента занимающихся, их возрастных и биологических особенностей, на выявление нарушений в состоянии здоровья и оценку прошлого двигательного опыта. Подбор упражнений на данном этапе обеспечивает постепенное вовлечение в работу всех систем организма, и занимающиеся обучаются основным движениям.

2. Второй этап - 4-6 месяцы занятий. На этом этапе продолжается работа по укреплению и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата, расширению функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения, дальнейшему обучению движениям, развитию основных физических качеств, постепенному обучению новым двигательным навыкам.

3. Третий этап - по истечении 6 месяцев занятий. В этот период решаются, в основном, задачи поддержания достигнутого уровня здоровья, самочувствия и тренированности организма, овладения новыми формами движений и навыков с более сложной координационной структурой, начинается работа по совершенствованию качества выносливости.

Основной формой проведения занятий в группах является урок. Согласно данным геронтологических исследований (замедленные процессы вхождения в работу и восстановления после ее прекращения), урок строится на первом году обучения на четырех частной системе, предусматривая следующее содержание и временные соотношения:

вводная часть (до 10минут) - упражнение на внимание, в различных перестроениях и движении:

подготовительная часть (40-50 минут) - общеразвивающие упражнения без предметов, бег, прыжки;

основная часть (30-35 минут) - общеразвивающие упражнения с предметами, парные упражнения, игры, обучение элементам техники игры или вида спорта;

заключительная часть (до 10 минут) - ходьба, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление, элементы массажи и другие группы упражнений с целью воздействия на нервно-эмоцианальную сферу занимающихся (свободное плавание).

3. ОРУ используемые в группах здоровья

Для ОРУ используемых в группах здоровья характерно:

- возможность использование в любых условиях (зал, площадки, открытый воздух);

- индивидуализация подхода к упражнениям;

- целенаправленность избирательного воздействия упражнений на все звенья опорно-двигательного аппарата и на отдельные части тела;

- разнообразие движений в отдельных суставах и группах мышц из различных исходных положений, разносторонность влияния этих движений на все мышечные группы и другие системы организма;

- необходимость точно и постепенно дозировать нагрузку занятий, регламентировать темп и скорость упражнений, амплитуду, направление движений, чередование напряжения с расслаблением;

- большое разнообразие методов проведения и организации упражнений, усложнений координационной структуры (комбинирование, сочетание и др.)

По мнению Ю. Н. Вавилова и В. Н. Смирнова, одним из важных условий эффективности работы группы здоровья является целесообразное распределение средств физической культуры. При планировании практического материала педагог руководствуется принципом постепенного нарастания нагрузки с целью успешного преодоления барьера адаптации и создания физиологического комфорта для организма занимающихся. Практика работ групп здоровья и научные исследования предлагают разные варианты планирования учебного материала. Распределение нагрузки на тренировках производится с учетом возраста, состояния здоровья. Согласно рекомендуемой частоте пульса преподаватель групп здоровья имеет возможность в любом возрастном периоде подобрать педагогические воздействия с целью получение оздоровительного эффекта. В настоящее время группы здоровья получили всеобщее признание. Научные исследования доказали эффективность влияния многолетних занятий на организм на организм занимающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     https://doc4web.ru/fizkultura/plankonspekt-trenirovochnogo-zanyatiya-po-plavaniyu.html

2.     http://sport.bobrodobro.ru/2291

3.     https://studfiles.net/preview/1790994/