Особенности организации и проведения проектного урока в техникуме
Процессы глобализации, становление информационного общества и внедрение ФГОС поставили перед преподавателями СПО новые задачи. Концепция модернизации российского образования ориентирует педагогов на формирование у обучаемых ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.
Среди современных технологий большую роль играет технология проектной деятельности, которая направлена на результат, а не на выполнение программ прохождения содержания по отдельным дисциплинам. То есть результатом современного образования должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности), чему и способствует проектная деятельность.
Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от педагогов умения выстраивать систему проектного обучения.
Сегодня можно различать три вида урочных занятий, направленных на формирование проектной деятельности.
Первый вид - урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэтапно и активизировать познавательную деятельность обучающихся по предмету.
Второй вид - урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности обучающихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических знаний и практических умений.
Например, отработав навыки постановки цели, можно приступить к отработке навыка составления плана действий, разбивки цели на задачи. Отработку этого навыка можно проводить и на обычных уроках: составить план решения уравнения, задачи, выполнения практической работы, домашнего задания, проекта.
Важным воспитывающим фактором при этом является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение к построению и выполнению спланированного.Презентация не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.
Третий вид – это проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные в учебной сетке часы, которых не может быть много ввиду высокой временной затратности работы над проектом. Выбор формы проведения зависит от вида проекта. Проектные уроки, позволяют формировать у обучающихся способность к осуществлению практической деятельности: способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Проектный урок – это форма урока, которая предполагает проработку изучаемой темы посредством выполнения логически последовательного ряда творческих заданий, предлагаемых преподавателем, обсуждение и материализацию результатов и представление их участникам проекта.
Проектный урок сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как метод, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Проектные уроки уместны тогда, когда заканчивается один тематический блок и начинается другой. Цель проектного урока в активной самореализации индивидуальных возможностей личности каждого обучающегося и требует от участников проекта интеллектуального напряжения, эмоциональной отдачи; проектный урок призван предоставить обучающимся возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.