Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3
имени Героя Советского Союза П.М. Однобокова города Георгиевска»
Методические рекомендации
Организация индивидуальной работы по обществознанию с группами учащихся разного уровня подготовки
по каждому разделу курса
Автор:
Кузнецова Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания
(заседание окружного методического объединения учителей истории и обществознания, 2020)
Размещено на Российском образовательном портале
Директор МБОУ СОШ №3
им. П.М. Однобокова г. Георгиевска Е.С. Нурбекьян
г. Георгиевск, 2020
Для достижения эффективности в подготовке к ЕГЭ по обществознанию необходимо обратить внимание на три аспекта: диагностика и постановка реалистичных целей в освоении предмета, освоение ключевых понятий обществоведческого курса и развитие метапредметных умений.
Качественная диагностика позволяет очертить круг проблем в подготовке конкретных обучающихся и сформировать реалистичную индивидуальную траекторию освоения ими обществоведческого курса.
В процессе преподавания обществознания целесообразно объяснять материал в проблемно-дискуссионном стиле, представлять различные точки зрения, создавая возможности для свободного обсуждения. Желательно, чтобы изучаемые понятия, идеи, теоретические положения иллюстрировались фактами общественной жизни, примерами из СМИ, других учебных предметов, личного социального опыта школьников. Особенно эффективной работа будет в том случае, когда примеры будут приводить и ученики, и учитель.
При объяснении нового материала важно акцентировать внимание на логике его предъявления, т.е. представлять школьникам план изложения. Нельзя пренебрегать работой с текстом учебника. Чтение учебного текста, ответы на вопросы, понимание того, какие положения/позиции/идеи/понятия используются при раскрытии той или иной темы, – всё это будет способствовать развитию комплекса умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена, но и для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
В зависимости от уровня подготовки выделено четыре группы участников экзамена по обществознанию:
группа 1 – участники, которые могут не достичь минимального балла 0–18 п.б.);
группа 2 – участники с удовлетворительной подготовкой (19–34 п.б.);
группа 3 – участники с хорошей подготовкой (35–49 п.б.);
группа 4 – участники с высоким уровнем подготовки (49–65 п.б.).
1 группа
Можно предположить, что в группу не преодолевших минимального балла входят преимущественно слабо подготовленные выпускники (не овладевшие в целом как содержанием большинства учебных предметов, так и общими учебными умениями, необходимыми в любой профессиональной деятельности и для продолжения образования), надеющиеся на то, что их здравого смысла и общих представлений на бытовом уровне хватит для выполнения основной части заданий.
Обратим внимание на три аспекта: диагностика и постановка реалистичных целей в освоении предмета и подготовке к экзамену, освоение ключевых понятий обществоведческого курса и развитие общих учебных умений.
Качественная диагностика позволяет очертить круг проблем в подготовке конкретных обучающихся и сформировать реалистичную индивидуальную траекторию освоения ими обществоведческого курса. Заметим, что принцип обучения всему содержанию курса применительно к данной группе обучающихся абсолютно неэффективен. Рекомендуем вместе с такими учениками проанализировать Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию (особенно разделы 2, 4 и 5) и выявить по каждому разделу курса темы, освоенные хотя бы на уровне определения ключевых признаков понятия и функций социальных объектов, а также темы, которые не освоены в принципе. В дальнейшем рекомендуется отрабатывать важнейшие из неосвоенных понятий, систематизировать имеющиеся знания и устанавливать связи изученного и нового материала.
Целью является освоение ключевых понятий по всем разделам обществоведческого курса хотя бы на уровне распознания понятий по определению (и наоборот), единичных признаков и конкретных проявлений.
Опираясь на анализ результатов экзамена, советуем при работе с наименее подготовленными учениками обратить внимание на следующие содержательные элементы:
№ |
Тема |
Содержание |
Сроки |
1 |
«Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)»: |
общие черты и черты различия человека и животного; характеристики индивида; биологические, социальные и духовные потребности человека; задатки и способности человека; личность (социальные качества человека, их формирование и развитие). |
11, 18 сентября |
2 |
«Системное строение общества: элементы и подсистемы»: |
подсистемы (социальная, экономическая, политическая и духовная) общества и социальные институты. |
21, 25 сентября |
3 |
«Основные институты общества»: |
понятие, функции основных социальных институтов. |
2, 9 октября |
4 |
«Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»: |
формы (области) культуры; виды культуры (материальная и духовная культура; народная, массовая и элитарная культура). |
12, 16 октября |
5 |
«Многовариантность общественного развития (типы обществ)»: |
основные признаки традиционного (аграрного), индустриального, постиндустриального (информационного) общества, процессы глобализации. |
19, 23 октября |
6 |
«Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)»: экологические, демографические, проблема «Север–Юг», |
проблема развязывания новой мировой войны и др.
|
26, 30 октября |
7 |
«Экономические системы»: |
основные вопросы экономики; традиционная, командная (плановая), рыночная и смешанные экономические системы; собственность (частная, государственная, акционерная и другие формы собственности).
|
9,13 ноября |
8 |
«Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»: |
спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения. |
16, 20 ноября |
9 |
«Роль государства в экономике»: |
принятие экономического законодательства и контроль над исполнением правовых норм всеми участниками экономической деятельности; организация производства общественных благ; защита конкуренции; обеспечение социальных гарантий населению; борьба с безработицей; ограничение вредных воздействий экономической деятельности граждан и фирм на окружающую среду; смягчение последствий экономических кризисов, создание условий экономического роста и др. |
23, 27 ноября |
10 |
«Налоги»: |
понятие и примеры прямых и косвенных налогов, системы налогообложения, функции налогов. |
1,4 декабря |
11 |
«Государственный бюджет»: |
статьи дохода и расхода, уровни государственного бюджета в РФ, функции государственного бюджета, профицит и дефицит государственного бюджета. |
7,11декабря |
12 |
«Социальные группы»: |
социальные группы, выделяемые по различным основаниям. |
14,18 декабря |
13 |
«Виды социальных норм»: |
признаки социальных норм и их виды (правовые, моральные, эстетические, политические, религиозные и др.). |
21,25 декабря |
14 |
«Отклоняющееся поведение и его типы»: |
позитивное и негативное отклонение, наиболее опасные формы отклоняющегося поведения (алкоголизм, наркомания, преступность и др.). |
28 декабря |
15 |
«Социализация индивида»: |
социализация и её этапы, агенты социализации. |
11 января |
16 |
«Семья и брак»: |
типы семей в зависимости от численного состава: нуклеарные и расширенные; типы семей по характеру распределения домашних обязанностей: патриархальные (традиционные) и демократические (партнёрские, эгалитарные). |
18 января |
17 |
«Государство, его функции»: |
понятие, признаки и функции государства; форма государства (формы правления, формы государственно-территориального устройства, политические режимы). |
20, 22 января |
18 |
«Органы государственной власти Российской Федерации»: |
Федеральное Собрание РФ, его структура и полномочия каждой палаты; Правительство РФ и его компетенция; полномочия Президента РФ. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты глав 4–6 Конституции РФ.) |
1, 5 февраля |
19 |
«Федеративное устройство Российской Федерации»: |
принципы федеративного устройства РФ, разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст главы 3 Конституции РФ.) |
15, 19 февраля |
20 |
«Право в системе социальных норм»: |
понятие и признаки права, роль права в жизни общества и государства. |
22, 26 февраля |
21 |
«Система российского права»: |
нормы и источники (формы) права, основные отрасли российского права. |
1,4,7,10,14, 19 марта |
22 |
Отработка типовых заданий, а также заданий в режиме он-лайн |
|
апрель, май |
Группа 2
Преодолевшие минимальный балл ЕГЭ (42 т.б.) выпускники с результатами ниже 60 т.б. наиболее успешно выполнили задания, содержание которых связано с изученными ещё в основной школе базовыми понятиями курса (биосоциальная сущность человека, общество, деятельность, социализация, глобальные проблемы современного общества, экономические системы, социальная группа, отклоняющееся поведение, государство, принцип разделения властей, правоохранительные органы). Кроме того, они различают группы прав человека и гражданина; анализируют актуальную правовую информацию об участниках гражданского судопроизводства, о правах и обязанностях работника/работодателя; осуществляют поиск
социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма, рисунок). Они умеют извлекать из неадаптированных оригинальных текстов информацию, представленную в явном виде, а также использовать её в заданном контексте (первое и второе задания к тексту); применять полученные знания в процессе решения познавательных задач повышенного уровня сложности по проблемам типологии обществ, качеств личности, а также задач, связанных с анализом различных правовых ситуаций. Опираясь на анализ результатов экзамена, советуем при работе с этой группой обучающихся обратить внимание на следующие содержательные элементы.
№ |
Тема |
Содержание |
Сроки |
1 |
«Понятие общественного прогресса»: |
общественный прогресс и общественный регресс, формы и критерии общественного прогресса. |
9 сентября |
|
«Рынок и рыночный механизм»: |
механизм цен; конкуренция и её виды (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония). |
16.17 сентября |
|
«Рынок труда. Безработица»: |
рынок труда и его особенности; виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая, сезонная; последствия безработицы, биржа труда). |
22,24 сентября |
|
«Экономический рост и развитие. Понятие ВВП»: |
интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста, понятие и показатели экономического развития. |
7,8 октября |
|
«Социальная стратификация и мобильность»: |
социальная структура общества, критерии социальной стратификации, социальное неравенство, социальная мобильность и её виды по разным основаниям. |
14,15 октября |
|
«Социальный контроль»: |
механизм социального контроля и его функции; социальные санкции (позитивные и негативные, формальные и неформальные); самоконтроль. |
22 октября |
|
«Политическая система общества»: |
понятие; структура (институциональная (организационная), нормативная, коммуникативная и культурная подсистемы) и функции политической системы.
|
9,12 ноября |
|
«Демократия, её основные ценности и признаки».
|
|
25,26 ноября |
|
«Система российского права»: |
основные понятия гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного, гражданского процессуального, уголовно-процессуального права. |
2,9,16,23 декабря |
|
«Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации»: |
основы конституционного строя РФ. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст главы 1 Конституции РФ.) |
6,11,13,20 января |
|
«Понятие и виды юридической ответственности»: |
гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная ответственность. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты статьи 12 Гражданского кодекса РФ; статьи 44 Уголовного кодекса РФ; статьи 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; статьи 192 Трудового кодекса РФ.) |
3,4 февраля |
|
«Субъекты гражданского права» |
правоспособность и дееспособность как характеристики субъекта правоотношения; физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства); юридические лица; публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования). |
17,18,24 февраля |
|
«Споры, порядок их рассмотрения»: |
экономические споры, понятие и виды гражданско-правовых споров, досудебный и судебный порядок рассмотрения споров.
|
4,11,18 марта |
|
Отработка типовых заданий, а также заданий в режиме он-лайн |
|
апрель, май |
При работе с этой группой обучающихся обратить внимание на задания:
– на выявление структурных элементов понятия с помощью схем и таблиц.
– на соотнесение видовых понятий с родовым понятием (термином), выделяя обобщающее понятие.
– на классификацию объектов, выделяя в ряду однородной социальной информации лишнее звено.
Группа 3
Участники экзамена с результатами 60–71 т.б. продемонстрировали знание и понимание большинства основных понятий базовых наук курса. В дополнение к освоенному представителями предыдущей группы они характеризуют с научных позиций: общественный прогресс; различные типы обществ; факторы производства; налоги и их виды; виды инфляции; виды безработицы; экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста; социальную стратификацию и социальную мобильность; социальный контроль; государство; политическую систему; типологию политических режимов; политическое участие; понятие и виды юридической ответственности; конституционные основы государства (правовое государство, социальное государство); основные понятия трудового, гражданского, уголовного, гражданского процессуального, уголовно-процессуального права; правоохранительные органы; судебную систему.
Опираясь на анализ результатов экзамена, советуем при подготовке акцентировать внимание этой группы обучающихся на следующих вопросах курса.
№ |
Тема |
Содержание |
Сроки |
1 |
«Факторы производства и факторные доходы»: |
факторы производства и соответствующие им факторные доходы, ограниченность каждого из факторов. |
сентябрь |
|
«Постоянные и переменные затраты»: |
постоянные и переменные издержки, их виды.
|
сентябрь |
|
«Финансовые институты. Банковская система»: |
функции центрального банка, коммерческие банки, другие финансовые организации. |
октябрь |
|
«Основные источники финансирования бизнеса»: |
внутренние и внешние источники финансирования бизнеса. |
октябрь |
|
«Ценные бумаги»: |
инвестиции, виды ценных бумаг, фондовый рынок. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст статей 142 и 143 Гражданского кодекса РФ, часть первая.) |
ноябрь |
|
«Виды, причины и последствия инфляции»: |
виды инфляции в зависимости от причин (инфляция спроса и инфляция затрат); виды инфляции, выделяемые в зависимости от размера (ползучая, галопирующая, гиперинфляция). |
декабрь |
|
«Политическая элита»: |
понятие, факторы формирования элиты, типы и функции политической элиты. |
январь |
|
«Политический процесс»: |
сущность, субъекты и этапы политического процесса, типы политических процессов. |
февраль |
|
«Политическое лидерство»: |
сущность и типология политического лидерства, функции политического лидера |
февраль |
|
«Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности»: |
виды и формы юридических лиц. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст статьи 50 Гражданского кодекса РФ, часть первая.) |
март |
|
«Гражданство Российской Федерации»: |
понятие гражданства, принципы гражданства РФ, приобретение гражданства РФ в общем порядке, прекращение гражданства РФ. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст статьи 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».) |
март |
|
Отработка типовых заданий, а также заданий в режиме он-лайн |
|
апрель, май |
Рекомендуем при работе с этой группой обучающихся обратить внимание на задание на дифференциацию в социальной информации фактов, оценочных суждений и теоретических утверждений.
Группа 4
Участники экзамена с результатами выше 71 т.б. демонстрируют знание базовых понятий и основных идей обществоведческого курса. По сравнению с предыдущей группой участников отмечается «прорыв» в освоении экономической составляющей курса, а также в знании организации государственной власти в РФ. Они характеризуют с научных позиций: факторные доходы, постоянные и переменные издержки, основные источники финансирования бизнеса, финансовые институты, функции центрального банка и коммерческих банков, ценные бумаги, последствия инфляции, политический процесс, типы политического лидерства, органы государственной власти РФ, федеративное устройство РФ; институт российского гражданства, права и обязанности налогоплательщика.
Однако и в подготовке данной группы обучающихся имеются определенные
недостатки. Рекомендуем акцентировать внимание на следующих содержательных позициях.
№ |
Тема |
Содержание |
Сроки |
1 |
«Мировая экономика»: |
понятие мировой экономики, международное разделение труда, международная торговля и её регулирование, глобальные экономические проблемы.
|
сентябрь |
|
«Законотворческий процесс»: |
правотворчество и законотворчество, стадии законотворческого процесса в РФ.
|
октябрь |
|
«Законодательство Российской Федерации о выборах».
|
(Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты глав 2–4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.)
|
ноябрь |
|
«Особенности административной юрисдикции». |
экологические права и обязанности граждан, объекты охраны окружающей среды, способы защиты гражданами своих экологических прав, экологические правонарушения, юридическая ответственность за экологические правонарушения. |
декабрь |
|
«Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты» |
|
январь |
|
«Международное право»: |
международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
|
февраль |
|
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба»: |
в чём заключается воинская обязанность; обязанности призывника; отсрочка от призыва; освобождение от службы в армии; понятие, срок АГС; основания замены военной службы по призыву АГС. |
март |
|
Отработка типовых заданий, а также заданий в режиме он-лайн |
|
апрель, май |
Абсолютно нецелесообразно заменять решением типовых вариантов экзаменационной работы изучение обществоведческого курса и повторение отдельных ранее изученных тем, отработку конкретных умений на протяжении учебного года. Подобная практика не позволит в должной мере формировать и систематизировать знания, развивать необходимые умения.
Выполнение значительного количества типовых вариантов КИМ эффективно лишь на завершающей стадии подготовки к экзамену, когда пройден весь учебный материал, повторены все запланированные темы, проведена тренировка выполнения конкретных моделей заданий. На завершающем этапе выполнение типовых вариантов позволяет отработать темп выполнения работы, форматы записи ответов, закрепить усвоенные алгоритмы выполнения конкретных заданий.
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как составлять простой план
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план. План должен полностью охватывать все содержание текста.
В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.
Как составлять сложный план
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Как анализировать текст
1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.
3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).
4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.
5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.