МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Педагогический институт
Кафедра педагогики
Направление подготовки 44.03.01Педагогика и методика дошкольного образования Группа ЗДО-18/1 Б______________________________ ___
(код, название)
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Организация исследовательской деятельности дошкольников
Студент: Моспан Наталья Венедиктовна _
(полностью фамилия, имя, отчество, подпись)
Научный руководитель: Гризодуб Наталья Викторовна __
(ученая степень, звание, Ф.И.О., подпись)
Донецк 2019г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА1.Теоретические основы исследовательской деятельности дошкольников
1.1Сущность и содержание исследовательской деятельности……………6
1.2 Значение исследовательской деятельности в развитии
детей дошкольного возраста………………………………………………12
1.3 Роль исследовательской деятельности в познавательном
развитии детей………………………………………………………………16
ГЛАВА2. Методы исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
2.1 Экспериментальная деятельность один из методов
исследовательской деятельности детей……………………………………23
2.2 Роль наблюдения в исследовательской деятельности
дошкольников……………………………………………………………….25
2.3 Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..….32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….35
Введение
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то
одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский[31,с.15]
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Дошкольники прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.
Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.
Актуальность исследования. В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.
Сегодня развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность.
Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий
Актуальность темы обусловлена наличием ряда противоречий между:
1. потребностью общества в самостоятельной, активной, любознательной, творчески мыслящей, стремящейся к познанию личности и не полной разработанностью путей решения данной потребности;
2. введением образовательного стандарта для дошкольного образования и не полной методической обеспеченностью его внедрения;
3. потенциалом содержания дошкольного образования для развития личности и не использованием его в полной мере.
Эти и ряд других противоречий обусловили выбор темы исследования: «Организация исследовательской деятельности дошкольников».
Объект исследования: исследовательская деятельность.
Предмет исследования: познавательно — исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.
Цель: развитие познавательно-исследовательских умений детей дошкольного возраста
Гипотеза: процесс организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, которая способствует развитию познавательно-исследовательских умений дошкольников будет эффективным, если:
1. обеспечивается готовность педагога регулярно в рамках НОД (программы) организовывать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников с использованием разнообразных методов, приемов;
2. используется потенциал содержания НОД для развития познавательно-исследовательских умений дошкольников;
3. организуются различные мини-исследования как детьми самостоятельно, так и совместно с родителями.
В соответствии с целью, предполагаемой гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть характеристику понятия «познавательно-исследовательская деятельность».
3. Выбор путей, способов решения поставленной цели.
4. Обобщение, систематизация полученной информации.
5. Провести исследование на предмет изучения исследовательской деятельности как средства развития познавательного интереса.
Методы исследования: теоретические, изучение литературы, анализ, обобщение; эмпирические, наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности.
Глава 1.Теоретические основы исследовательской деятельности дошкольников
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности
Для уточнения и конкретизации понятия исследовательская деятельность были изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование».
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [10, с.356].
Понятие деятельности Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности [32, с.473].
По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».
А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [29, с.315].
В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий. [24, с.74].
В общем плане исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Взгляд на эту проблему с точки зрения возрастной психологии и педагогики обнаруживает необходимость уточнения такого толкования. Прежде всего, это касается результативности как главной характеристики исследовательской деятельности. С этой точки зрения детская игра, к примеру, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. И все же мы говорим о творческой игре, о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Прав Л.С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя. По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно сделать акцент на субъективной стороне исследовательской деятельности, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его, существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее [16, с.78].
Подход к исследовательской деятельности в его возрастном аспекте предполагает также анализ с точки зрения его развития, в связи с самыми существенными моментами жизни ребенка: с характером его ведущей деятельности. Среди работ, выполненных в качестве ведущей для раннего возраста предметной деятельности и имеющих отношение к нашей проблеме, следует отнести исследование Н.Н. Палагиной, изучавшей развитие воображение у детей второго года жизни в их ориентировочно – исследовательской деятельности с предметами. Она обнаружила в этом возрасте элементы фантазии и творчества, которые проявлялись в способах освоения ребенком действий с предметами [16, с.117].
Несмотря на широкие исследования в различных областях, единого общепризнанного определения исследовательской активности (деятельности, поведения) нет. Разные авторы определяют ее по-разному.
Отсутствие единого определения исследовательского поведения является одним из проявлений общей проблемы – наличие множества разных определений одного и того же сложного конструкта.
Понятие исследовательской инициативности связано с рядом близких понятий: «интеллектуальная активность»; «познавательная активность»; «креативность, любознательность» и «исследовательское поведение». В этом отношении исследовательская инициативность находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как поучение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.
В отечественной психологии сильна традиция использования термина «ориентировочная (ориентировочно – исследовательская) деятельность». В научной школе М.И. Лисиной используются понятия познавательная активность» и указывается, что в ряде отношений оно близко к терминам «любознательность» и «исследовательское поведение» (или просто «исследование») [16, с.389].
Кроме того, встречается смешанное употребление этих терминов – например, Д.Б. Годовикова рассматривает познавательную активность ребенка как следствие его ориентировочно – исследовательской деятельности в новой ситуации [12, с.90].
В основе мотивации исследовательской инициативности лежит так называемая любознательность. Она близка к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М.И. Лисиной.
Мотивация исследовательского поведения может в ряде случаев оказываться более сильной, чем пищевая и оборонительная [2, с.479].
Исследовательская инициативность выступает как универсальная характеристика пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.
Педагоги – экспериментаторы считают важным для работы по развитию исследовательского поведения ребенка понимать следующие моменты:
1. исследовательская инициатива может проявляться или отдельным ребенком или группой детей (здесь можно наблюдать реакции, интерес, способы действия, как двое детей договариваются между собой, распределяют цели и средства, какие стратегии совместного обследования используют)
Ученые выделяют следующие группы мотивов исследовательской инициативы «бескорыстная» познавательная активность, практические, учебные, мотивы внесения разнообразия в однообразные условия, вызывающие скуку.
При этом важно понимать, что результатом реализации указанных мотивов (соответственно) будут: познание безотносительно к решению утилитарных практических задач, достижением конкретного утилитарно значимого результата, направленность субъекта на приобретение опыта, изменение настроения ребенка.
К средствам исследовательского поведения, имеющимся у ребенка психологи относят: анализаторы (зрительное исследование, слуховое, тактильное, вкусовое и т.д.), природные и искусственные орудия; (технические средства наблюдения и т.д.); другие субъекты; внутренние психические средства исследовательского поведения: инстинктивные программы (врожденные ориентированно-исследовательские реакции); опыт исследовательского поведения конкретного человека.
К условиям исследовательского поведения относят физические условия (буквально, возможность или невозможность проведения того или иного действия), социальные (на макроуровне, общество в целом поощряет одни виды исследования и запрещает другие, определяет цели наиболее важных исследований, задает требования к результатам и т.д.).
На индивидуальном уровне, взрослый направляет исследовательское поведение ребенка, привлекает его внимание и поощряет исследовать одни предметы и старается вызвать негативное отношение и запрещает обследовать другие. Ребенок исследует не только физические предметы, но и социальные отношения, в которые он включен.
Результатом всего исследовательского поведения будут, новая информация об объектах, на которые было направлено исследование (прямой продукт), новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшего объекта, которые не являлись предметом исследования; приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта; познавательное и личностное развитие исследователя [29, с.316].
Таким образом, сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.
1.2 Значение исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Потребность в познании окружающего мира появляется у человека буквально с самого рождения. Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дети по природе своей исследователи. Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем – постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов предметов. На каждом возрастном этаже познание мира, осуществляется своими специфическими способами.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.
В соответствии с нормами дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.
По мнению ученых, к 7 годам ребенок достигает 80% своих умственных возможностей. Отсюда становится очевидным, с какой ответственностью должен подходить педагог детского сада к организации и содержанию выбора дошкольного образования, что бы обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребенка.
Как известно, акцент в дошкольном образования перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.
В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально-познавательных умений педагог решает, в первую очередь, следующие задачи:
- Обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.
- Формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
Это во многом будет определять успешное обучение ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.
Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.
Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:
I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приемам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.
II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приемам сравнения и группировки, когда дети овладевают следующими умениями:
- Выделять признаки и свойства объекта на основе сопоставления с другими объектами.
- Определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов.
- Отличать существенные и несущественные признаки предмета (объекта)
- Определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу, и наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов.
- Объединять предметы на основе выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий).
III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы посредством:
1.Умения распределять предметы, объекты по классам на основе установления элементарных родовидовых, причинно-следственных, пространственных и временных отношений.
2. Классификации и систематизации на уровне символического действия на основе схем, символов, моделей, карт, знаковых систем (цифр и букв) .
Решая задачи интеллектуального развития, педагог должен наполнить образовательную деятельность содержанием и помнить, что интеллектуальные умения формируются постепенно и систематически в активной повседневной жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
1.3 Роль исследовательской деятельности в познавательном развитии детей.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения, это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основой исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.
Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия [15, с.31].
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому.
Значение исследовательской деятельности для детей:
1.Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
2. Развивается речь ребенка;
3. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций;
4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие–либо предметы и явления для достижения определенного результата;
5. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:
1. Проблемная ситуация;
2. Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);
3. Выдвижение гипотез;
4. Подбор материала для проверки гипотез;
5. Проверка гипотез;
6. Формулирование и оформление вывода.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:
1. Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
3. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций;
4. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам;
5. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику;
6. Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).
Чтобы добиться наиболее успешного усвоения детьми алгоритма действий педагогу необходимо осуществлять деятельность по трем этапам, которые в своих исследованиях выделили И.А. Ильницкая и Л.В. Остапенко.
На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.
На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т.п.).
На третьем этапе целесообразно организовать деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Для этого используются следующие формы организации конструирования, которые применяются именно в такой последовательности: по замыслу, образцу, теме, модели, условиям [9, с.95].
Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей, проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения, восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца, подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу).
Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
1. Опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;
2. Коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;
3. Путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
4. Путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Выводы
по первой главе
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, проведённый в первой главе исследования, позволяет сделать следующие выводы.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего развития.
Особенностями развития познавательной активности старших дошкольников являются: переход от познания ближнего окружения к познанию окружающего мира; интенсивность познавательного развития, проявление познавательной активности в разных видах деятельности; выражение в вопросах, рассуждениях, экспериментировании; самостоятельность и оригинальность.
Важным средством развития познавательной активности дошкольников является исследовательская деятельность, которая способствует развитию познавательной активности дошкольников, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности.
Анализируя вышесказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
Глава 2. Методы исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:
1. Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
2. Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников
3. Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
4. Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
5. ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
2.2 Экспериментальная деятельность один из методов исследовательской деятельности детей
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Как известно, дети-дошкольники по своей натуре «почемучки».
Они постоянно задают вопросы, как? почему? зачем?, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Анализируя все детские как? зачем? почему? встает вопрос: как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы постоянно искали ответы и пришли к выводу, что одним из методов познавательно-исследовательской деятельности является детское экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Содержание экспериментальной деятельности реализуем через следующие блоки педагогического процесса :
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, элементарно бытовой труд, художественное творчество).
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в мини-лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Опытно-экспериментальную работу надо строить по взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др);
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.); человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).
В работе с дошкольниками надо использовать только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
3. Они практически безопасны.
4. В такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).
Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с объектами живой и неживой природы. Следует отметить, что при проведении опытов с объектами живой природы надо придерживаться главного правила: «Не навреди». Вся работа с детьми направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать. Во время экспериментов ребята становятся настоящими исследователями. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной, исследуют воздух, экспериментируют с водой, проводят эксперименты, связанные с растениями. Таким методом прививаем малышам любовь к ним, учим правильно ухаживать, видеть красоту и неповторимость каждого цветка. Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит в несколько этапов: беседа, наблюдение, опыты.
Работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого.
После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Экспериментальная деятельность даёт детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
2.3. Роль наблюдения в исследовательской деятельности дошкольников
Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.
Наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения [7, с.345].
К. Д. Ушинский писал: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».
Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания окружающего мира обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о нем.
Результативность наблюдения так же обеспечивается использованием в работе приема сравнения, поэтому предлагаю детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать то, что увидели. Еще К. Д. Ушинский писал: «Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами, только тогда вы выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит и понять предмет». [26, с.34]
При организации наблюдения надо задавать вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. Не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте.
По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности.
И. П. Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия.
Для того чтобы у ребенка сформировались достоверные представления об окружающем мире использую различные виды наблюдений: первичные, повторные, сравнительные, итоговые, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, распознающие и воссоздающие.
В процессе наблюдении можно обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.
Следовательно, чем активнее ребенок проявляет себя ( трогает, нюхает, ощупывает, слушает, рассуждает, сравнивает) то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Заключение
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности. Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Таким образом, детское исследование, экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Актуальность очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. И это доказывает то, что такой инновационный метод обучения как исследовательская, экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
Список использованных источников
1. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.:,1956, с.257
2. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
4. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
5. Емельянова Е.И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. 2009. № 3.
6. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004
8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика // М., 2011, 416 с.
9. Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников //2016. - № 3.- 194с.
10. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.
11. Куликовская И.Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003
12. Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.-С. 180-182.
13. Мижериков В.А. Педагогика: учеб.пособие. М.: 2014. 624 с.
14. Морозова И.С. Познавательная активность дошкольников. Теория и практика общественного развития. // 2012. - № 12. - С. 162-165.
15. Занков Л.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Детство-Пресс: 2010.128 с.
16. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
17. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004
18. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. — СПб., «Детство-пресс», 2006.
19. ПаршуковаН.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском сад //Дошкольная педагогика. 006. № 1.
20. Поддъяков Н.Н.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста.: учебник / Н.Н.Поддъяков- М.:
Просвещение, 1998.-198с.
21. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников
экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. – №4. – С. 29-34.
22. Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1996.302 с.
23. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: АРКТИ, 2005.
24. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.
25. Рыжова Н. А. Развивающая среда
дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
26. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической
антропологии. Том II / К.Д. Ушинский – М.: Книга по Требованию, 2014. – 628 с.
27. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
28. Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей // Дошкольное образование. 2004. №7.
29. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
30. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // молодой ученый .- 2016. - № 28- С.939-942
31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
32.Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] /Л.А.Тысько// Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. – С. 14-22.
33. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 83-92
34. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
Приложение А
Конспект квеста – игры с элементами экспериментирования по окружающему миру.
Тема: «Путешествие капельки».
Цель: Всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному и социально-коммуникативному).
Возраст: старшая группа ( 5-6 лет)
Технологии: загадки, подвижные игры, эстафеты, опыты.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять, представления детей о состояниях воды в природе;
• Закреплять разные природные явления: испарения, образованию льда, и т.д.
• Действовать совместно с родителями в эстафетах согласно правилам;
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к воде;
• Стремления к самостоятельному познанию, любознательности;
Воспитательные:
• Вызвать радость от проводимого квеста;
• Воспитывать бережное, созидательное отношение к воде;
• Умение взаимодействовать друг с другом в совместных мероприятиях, помогать друг другу, переживать друг за друга;
• Воспитывать желание работать в лаборатории;
• Структура проведения игры – экспериментировании, опыты:
• Подведение итогов, вывод;
• Для положительной мотивации деятельности используются различные стимулы:
• - внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• - тайна, сюрприз;
• - познавательный мотив (почему так?);
• - ситуация выбора.
Ожидаемый результат: радостное веселое настроение, бережное отношение к воде.
Оборудование: Ёмкость с водой, ёмкость с разными по весу предметами, пластмассовые ложечки, стаканчики, молоко, яйцо, соль, термос, зеркало, заранее заморожен лед, перчатка – медицинская, халаты(для детей и взрослых). Декорации для оформления зала, для эстафет: Ложки 2-шт, кружки пластмассовые 2-шт, две миски, кастрюля, кегли и обручи. Вырезанные буквы «В» «О» «Д» «А», и нарисованные свойства воды-(сосулька, пар, иней, роса, град, снег, ручеек, дождь). Сумка почтальона, конверт, письмо, кроссворд. Бутылка с питьевой водой -5 л., самовар, посылка, письмо.Украшенный зал, на каждой групповой комнате свои названия «Лаборатория – Капелька», « Лаборатория – опыты», «Лаборатория- веселья», и стрелки – указатели, в каком направлении передвигаться.
Время проведения: 40 мин
Организационный момент:10 мин
Основная часть: 25 мин
Подведение итогов: 5 мин
Ход квеста
Организационный момент
I ) «Лаборатория – Капелька»
Воспитатель:
- Уважаемые гости, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, про что оно.
Она необходима всем, всем, всем.
Одним чтобы плыть,
Другим- чтобы жажду утолить,
Третьим- что-нибудь помыть,
А хозяйкам, чтобы кушанье разное варить!
Ведущий:
-Как вы думаете, о чем загадка?
Правильно о воде, а давайте посмотрим экологическую сказку о воде, которую вы сами ребята и нарисовали, а называется она «Путешествие капельки» (включаю презентацию, дети заранее с педагогом нарисовали к ней картинки и сами их закрасили).
Основная часть
Раздается стук в дверь, почтальон заносят письмо от Капельки.
Почтальон: (Читает письмо.)
Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде?
В луже, в море, океане!
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзаю.
В лес туманом заползаю.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без меня вам не умыться.
Не наесться, не напиться.
Без меня вам не прожить.
Да о чем и говорить.
Н. Рыжова «Волшебная вода»
Воспитатель: (Продолжает читать письмо)
-Здравствуйте мои дорогие, Вы наверное, читаете это письмо, а у меня большая беда пропали мой буквы все разбежались, в разное превращения воды, помогите мне их найти. Высылаю вам кроссворд, разгадайте его, отыскав мои буквы. А главное следуйте по моим подсказкам, и тогда в конце будет сюрприз - клад, а какой …это секрет. Первая подсказка надо собрать мое превращение. Какая я бываю зимою, слушайте загадку.
Загадка: Звездочка кружась сверкает ,
А в ладошке быстро тает,
Стала капелькой в руке,
Как слезинка на щеке.
(Дети собирают снежинку, как пазлы приклеивают ее и на обратной стороне читают подсказку, где лежит буква «В») (буква заранее спрятана в домике, который стоит в зале)
Загадка: Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы
Воспитатель:
Правильно, это дом, ищите где у нас в зале есть дом и где подсказка.(Приклеиваем букву «В» к доске на кроссворд, и подставляем первое состояние, (снег) воды к доске»)
Читаем дальше письмо, - выйдите из зала, и идите по стрелкам.
Первая стрелка приводит в Лабораторию - опыты), (одеваем халаты и проводим опыты).
II ) - Лаборатория – опыты.
Воспитатель:
-1) Вода – жидкая, течет. Прозрачность воды. Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
- 2) Лед – это твердая вода. Принесите кубики льда в помещение, поместив каждую в отдельную емкость, чтобы каждый ребенок наблюдал за своим. Дети следят за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег - это тоже вода.
- 3) Вода не имеет формы. Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополняем следующими наблюдениями: разлить воду по разным емкостям (банка низкая и широкая, а другой узкий в высокий сосуд), в перчатку налить воды. Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится.
- 4) Пар – это вода. Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
-5) Соленая и пресная вода. Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
Воспитатель выводы:
- Вам понравились наши опыты в лаборатории?
- Что вы узнали нового? Давайте повторим, какие превращения воды, мы делали. Пар, вода-жидкая, твердая-лед.
(Читаю письмо дольше, дорогие мои вы скоро пойдете в школу и все вы знаете буквы, на какую букву начинается слово опыты, которые вы проводили здесь, правильно на «О», так что поищите эту букву в этой комнате.) А теперь, выходите из группы, дойдите до лестницы, и следуем за стрелочками на третий этаж. На физкультурном зале, стрелка, Лаборатория- веселья.
III ) - Лаборатория- веселья.
Воспитатель:
1-Играем в игру.
Сварим все вместе суп. По команде под музыку бежать с водой и наполнять кастрюлю. Распределить всех на две команды, одна взрослые, которые носят воду в ложках, а другая дети, которые носят, воду в кружках, но суп варят вместе в одной кастрюле.
2-Игра ручеек. Играем в ручеек.
Воспитатель:
(Читаем письмо.) Следующую букву, я спрятала под кастрюлю, в которой вы варили суп. А еще вы играли в ручеек, это тоже моё состояние-превращение, так - что забирайте эту тоже картинку и выходите из лаборатории веселья идите, до лестнице, а дальше по стрелкам в зал, Лаборатория - Капелька
VI ) -Лаборатория - Капелька
В зале Воспитатель:
Давайте все буквы выложим в кроссворд, и все превращения воды соберем около капельки, и вспомним, какой бывает вода.
Воспитатель:
Читаем опять письмо, дорогие ребята и взрослые, вы все молодцы и все правильно собрали, но не хватает одной буквы, и главное вы все таки клад не нашли, поэтому отгадайте мою загадку, какой клад я вам приготовила.
Загадка: Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Отгадка (ответ): Вода
Загадка: Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.
Отгадка (ответ) : Самовар
(Читаем опять). Верно, а сейчас сюрприз - клад, выносят посылку, и читают письмо. Вы мои дорогие все молодцы, поэтому я вам по почте в посылке прислала бутылку чистейшей воды вместе с самоваром, попить чай и меня долго помнить. Берегите меня – «воду», дорогие мои! До скорой встречи!
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Вот и закончилась наша игра «Путешествие капельки»
-Вам понравилась наша игра?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Какая бывает вода?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.