Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как основа реализации компетентностного подхода в обучении
Оценка 4.9

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как основа реализации компетентностного подхода в обучении

Оценка 4.9
docx
29.12.2021
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как основа реализации компетентностного подхода в обучении
Организация исследовательской деятельности учащихся.docx

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как основа реализации компетентностного подхода в обучении

В соответствии с государственной стратегией модернизации школьного образования важной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя имеющиеся знания и порождая новые. Успешная реализация поставленной задачи связана с применением адекватных содержанию компетентностного подхода новых технологий и форм организации мыслительной деятельности учащихся. В разработке частной модели реализации компетентностного подхода мы опирались на классификацию компетенций, основанную на социальном заказе общества и главных целях общего образования:

-       общекультурные компетенции;

-       ценностно-смысловые компетенции;

-       учебно-познавательные компетенции;

-       информационные компетенции;

-       коммуникативные компетенции;

-       социально-трудовые компетенции;

-       компетенции личностного самосовершенствования.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета. Например, ценностно-смысловые компетенции при изучении литературы предполагают:

-         способность к собственной интерпретации изученных литературных произведений;

-         понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

-         применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях.

             Учебно-познавательные компетенции:

-              планирование, анализ, рефлексию;

-              понимание проблемы и выдвижение гипотезы;

-              структурирование материала, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях.

Реализация такого подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологий обучения. На наш взгляд, абсолютно удачным является сочетание следующих идей и педагогических технологий:

1.     Идея личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская)

2.     Идея деятельностного подхода, то есть «учение через деятельность» (Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.)

3.     Идея развивающего обучения (П.Я.Гальперин, Л.В. Занков, В.В.Давыдов)

4.     Технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)

5.     Технология «Дебаты» (Институт «Открытое общество».)

6.     Технология проектной и исследовательской деятельности.

Базовыми моделями нашей системы работы по формированию ключевых компетенций является технология проектной и исследовательской деятельности, деятельностный подход, технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), т.к. они позволяют сочетать традиционный подход к обучению и различные элементы передовых технологий и в наибольшей степени способствует развитию универсальных учебных действий.

Приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаем организацию исследовательской деятельности школьников. Главная задача учителя, на наш взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность в самостоятельном познании окружающей действительности. Можно смело утверждать, что научно-исследовательская деятельность позволяет ученикам максимально раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навык работы с научно-познавательной литературой, проявить индивидуальность, инициативу. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции. Так, в ходе исследовательской деятельности учащиеся:

-         учатся умению самостоятельно добывать знания;

-         испытывают потребность в непрерывном самообразовании, так как интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

-         развивают навыки самоорганизации;

-         формируют адекватную самооценку;

-         приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

-         осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Организуем исследовательскую деятельность учащихся как на уроке, так и во внеурочное время. Начинаем заниматься исследовательской деятельностью уже с 5 класса, так как полноценная исследовательская деятельность требует накопления знаний и умений. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют различные педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения используем такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводя в его защиту аргументы,  использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, их сочинений, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового. На уроке все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный и научный смысл.

Например, изучается пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Рассказываем о том, что источником этой сказки послужила народная, записанная поэтом со слов Арины Родионовны. Причем запись эта сохранилась. Читаем ее и предлагаем ребятам сопоставить текст сказки Пушкина и текст источника: посмотреть, что и как придумывает поэт. Так возникает исследовательская задача, а далее работа идет в форме аналитической беседы по тексту. Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе.

Или, изучается сказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К.Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы.

Когда в 7 классе изучаются народные предания, предлагаем учащимся выяснить, какими предстают в преданиях Иван Грозный и Пётр Первый. Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы.

В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания литературы как науки, что создаёт основу для профилизации обучения.

В зависимости от объекта исследования ученические работы можно разделить на следующие виды:

-       работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение);

-       работы, предполагающие интеграцию русского языка, литературы  и истории, философии, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни;

-       работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов;

-       работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Учебное исследование строится по принятым в науке традициям: постановка проблемы, изучение теории по данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Это может быть и урок-творческий отчет, и урок-ролевая игра, и урок-исследование, и урок-дискуссия, урок-конференция, урок-круглый стол, урок-ролевая игра и др.

Например, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» проводим урок-диспут «В чём смысл судьбы Онегина и Татьяны?» Размышляя над вопросами, какой духовный путь проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов                 (В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, Г. А. Гуковского, Ю. М. Лотмана,   Дм. Мережковского), спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд.

А в 7 классе после изучения «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» организуем дискуссию: «Кому из двух удалых добрых молодцев – Кирибеевичу или Калашникову – вы больше сочувствуете и почему?». Учащиеся не только перечитывают текст еще раз, но и обращаются к историческим источникам. Обычно класс делится на две группы: первые сочувствуют Калашникову, вторые – Кирибеевичу. Ребята высказывают свою точку зрения и пытаются ее защитить. У кого-то это получается лучше, у кого-то – не совсем получается. Важно другое: ученики думают, размышляют, спорят. Здесь можно говорить о формировании не только коммуникативной компетенции, которая выражается в готовности получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей (религиозным, этническим, профессиональным, личностным), но и о формировании других, не менее важных, компетенций: учебно-познавательной (которая предполагает анализ, выявление причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях), ценностно-смысловой (способность к собственной интерпретации произведения, понимание авторской позиции и свое отношение к ней), общекультурной, информационной.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении используем разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету.

Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор. Чтобы активизировать работу учащихся, используем разработанные членами нашего методического объединения памятки, алгоритмы, рекомендации для учащихся по организации исследовательской деятельности. Например, памятка «Структура исследовательской работы», «Критерии выполнения исследовательской работы», памятка «Как готовиться к уроку-исследованию» и др.

Большое значение для оптимизации учебного процесса имеет использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы. Это готовые электронные продукты, компьютерные презентации, Интернет-ресурсы. В заключение хочется сказать, что освоение исследовательской деятельности – это работа постепенная, нелегкая, требующая настойчивости, накопления знаний, зато отрадная – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду. О такой работе замечательно сказал Вадим Шефнер:

  Я в гору медленно лезу,

  Ступени вверх прорубаю.

  Я гору железом, железом

  Долбаю, долбаю, долбаю…

  Усилья, усилья, усилья…

  Спина – будто натёртая солью.

  А вдруг это крылья – крылья

  Прорезываются с болью?


 

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как основа реализации компетентностного подхода в обучении

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как основа реализации компетентностного подхода в обучении

Технология «Дебаты» (Институт «Открытое общество»

Технология «Дебаты» (Институт «Открытое общество»

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют различные педагогические ситуации

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют различные педагогические ситуации

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы,…

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы,…

При практической реализации исследовательского подхода в обучении используем разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную

При практической реализации исследовательского подхода в обучении используем разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021