ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО «ВДОХНОВЕНИЕ»
В современных условиях, в связи с активными процессами информатизации всей жизни и деятельности человека, остро встает проблема поиска наиболее эффективных путей организации математического образования начиная с дошкольного возраста. Для решения этой проблемы на базе отделения по дошкольному образованию № 3 МБОУ «Знаменская СОШ» была открыта федеральная инновационная площадка «Развитие качества дошкольного образования с использованием инструментария МКДО на образовательной платформе «Вдохновение». Приступая к реализации программы «Вдохновение» под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой, мы столкнулись с проблемой организации образовательного процесса. Программа ориентирует нас на предоставление детям самостоятельного выбора как содержания занятия, так и формы изучения материала. Однако, традиционный подход, регламентирует необходимость следовать расписанию занятий, утвержденных в детском саду и содержанию, которое запланировано педагогом. Да и сам стиль взаимодействия с детьми необходимо было перестроить. В связи с этим, нам пришлось перестраиваться самим и адаптировать систему работы в соответствии с требованиями программы. И еще одна проблема, которая встала перед нами – это обеспеченность нагляднометодическими материалами образовательного процесса. Нельзя сказать, что авторы программы не побеспокоились о создании необходимых дидактических материалов. Однако, наши педагоги заинтересованы в изготовлении пособий своими руками. Основу для организации работы по математическому образованию в отделении по дошкольному образованию № 3 составляет предметно-пространственная среда, обеспечивающая формирование индивидуальности и целостного развития ребенка. В группах старшего дошкольного возраста предметно-пространственная развивающая среда организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно организовать свою деятельность. Например, при организации занятия по ФЭМП, «Доска выбора» помогает ребятам определиться с тем видом деятельности, которая более предпочтительна, используя схемы, модули, картинки. В группах созданы центры математики, где в свободном доступе находятся игры для познавательного развития детей. В старшем дошкольном возрасте игры расположены на открытых или закрытых полках, а в младшем– на открытых. Воспитанникам предлагаются: кубики Никитина, головоломка «Танграм», блоки Дьенеша, палочки Кьизинер, LEGO-конструктор, пирамидки, вкладыши, матрёшки, математические планшеты для развития мелкой моторики, воображения, логического мышления, по изучению соотношений фигуры и формы, математические лепбуки, круговые тренажеры и др. Часть из них изготовлена педагогами. Особую ценность представляет комплект «Мате: плюс. Математика в детском саду». Материалы комплекта выполнены в ярких красках, что привлекает детей и вызывает желание взаимодействовать с ним. Наибольший интерес вызвал счетный материал «медведи» и сюжетные игровые поля. Дошкольники с удовольствием играют за столом с фишками, придумывают разнообразные постройки, успешно пользуются схемамиподсказками и карточками, создают собственные игры, экспериментируют с геометрическими фигурами, придумывают задания друг для друга. Педагоги используют игровые образовательные ситуации на прогулочных площадках детского сада. Например, подходя к забору в виде цветных карандашей, воспитатель задает вопросы: «Кто быстрее посчитает, какой карандаш стоит на 5 месте (по цвету), какой на 10, сколько карандашей справа, сколько слева от двери и т.д.». Детям очень нравятся такие задания, особенно с элементами соревнования. На асфальтированной территории в большом разнообразии имеются разноцветные лабиринты, классики, числовые дорожки. На экологической тропе Отделения создана уникальная метеоплощадка. Ребята измеряют глубину снежного покрова с помощью мерзлометра, а с помощью осадкометра измеряют, сколько выпало осадков. Рассматривая облака, закрепляют навыки счета, определяют расположение, ориентируются в пространстве. Заполняя дневник наблюдений в группе, закрепляют дни недели, времена года, время суток и т.д. При организации образовательной деятельности педагоги широко применяют различные проблемные и поисковые ситуации, сюрпризные моменты и т.п. Дети получают видеообращения ребят из других городов и стран, выполняют задания в образовательных квестах. Традиционной стала такая форма работы как «Утренний круг», где дошкольники могут свободно обсуждать идеи проектов и пути их реализации. Так, например, после выходных дети могут поделиться своими впечатлениями от посещения зоопарка, заповедника, кинотеатра, театра. В непринужденной обстановке педагог направляет беседу в «математическое русло» и тем самым решает задачи математического воспитания. Например, посчитать насекомых, определить, сколько морковок нужно кроликам, как из геометрических фигур создать постройку для животных и т.д. Следует отметить установившееся плодотворное сотрудничество с семьями воспитанников. Родители с интересом откликаются на предложения участвовать в разнообразных образовательных проектах. Например, результатом проекта «Живые цифры» стали мягкие подушки в форме цифр, которые сшили мамы и бабушки вместе с детьми. Так же для родителей проводятся педагогические брифинги, деловые игры с математическим содержанием, организуются педагогические библиотеки, оформляются информационные проспекты. Во время самоизоляции все запланированные мероприятия проведены в режим онлайн. Для обеспечения непрерывности педагоги использовали такие информационные площадки как E-mail, Skype, Zoom. Особый интерес у детей вызвали разработанные педагогами аудио и видеозанятия по разделу «Состав числа в пределах 10», виртуальная экскурсия «Математика вокруг нас». Организация дополнительного образования помогает поддерживать интерес к математической деятельности, а следовательно, стимулировать развитие навыков этой деятельности. В нашем Отделении функционируют кружки «Эрудит» и «Юный математик», которые ориентированы на работу с детьми разного дошкольного возраста. Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). На занятиях педагог стремится найти подход к каждому, помогая достигать результативность и чувство успешности у детей с разными возможностями. Здесь составляют математические сказки, решают задачи по схематическим рисункам, создают постройки по чертежу, организуют математические олимпиады, КВНы, викторины. Для проведения внутреннего мониторинга качества образования в ДО были использованы Шкалы МКДО 2021. Мониторинг включал в себя: самооценку педагогов группы, внутреннюю оценку качества дошкольного образования. На основании результатов оценивания выявлено, что качество образования в старшей группе и в ДОО в целом соответствует базовому уровню качества образования, разработаны направления работы для совершенствования системы управления качеством образования в группе и ДО в целом. При проведении этапа внешнего мониторинга качества дошкольного образования выявлен высокий уровень математических знаний дошкольников. Ребята проявили знания и умения во всероссийских интеллектуальных и математических конкурсах, олимпиадах: «Рыжий лис», «Мечтай! Исследуй! Размышляй!», «Время знаний «Математика в сказках», «Сообразительные ребята», «Солнечный свет». Это 1-2 места по Российской Федерации, Центральному федеральному округу. Выпускники отделения имеют уровень знаний «хорошо» и «отлично» по математике в начальной школе. Таким образом, использование разнообразных форм организации математического образования помогает в формировании интереса к математической деятельности, что в свою очередь ведет за собой повышение уровня математических умений и навыков у детей дошкольного возраста. Список литературы: 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.