Организация методической работы в условиях ФГОС
Оценка 4.8

Организация методической работы в условиях ФГОС

Оценка 4.8
docx
03.06.2020
Организация методической работы в условиях ФГОС
Организация методической работы в условиях ФГОС.docx

Организация методической работы в условиях ФГОС

 

Методическая работа в школе – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся (Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010).

 

Цели методической работы в условиях реализации ФГОС:

Ø подготовка учителя к реализации стандартов, формирование его дидактической, методологической, методической, философской позиции.

Ø освоение учителем системы ценности современного образования и положительная динамика его

способности эффективно использовать учебно-методическое и информационно-методические ресурсы.

Ø обеспечение роста профессиональной, социальной и инновационной активности педагога, позволяющих ему оптимальном образом решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации учащихся.

Задачи методической работы в условиях реализации ФГОС:

Ø выявить затруднения, потребности и образовательные запросы учителей;

Ø обеспечить каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;

Ø создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач реализации ФГОС;

Ø организовать методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и определения/конструирования пути решения актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности);

Ø организовать методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий обучения)

 

Изменения в системе образования, «ускорение» мировых процессов за счет непрерывно развивающихся технологий все больше требуют от современных образовательных организаций внедрения новейших практик и систем управления. На первый план выходят проблемы развития кадрового потенциала, повышения мотивации к изменениям, создания слаженных, творческих команд, включенных в систему со-управления и развития организации.

В этой связи особую роль играет модернизация подходов к организации методической работы, под которой понимается, по сути, любая деятельность, направленная на организацию и повышение эффективности учебно-образовательного процесса. Целью методической работы становится не только повышение профессионального уровня учителей, но и создание особой системы взаимодействия внутри коллектива, климата, способствующего развитию образовательной организации и ее адаптации к изменениям. 

На сегодняшний день существует большое количество разных форм методической работы. Большая часть из них носит групповой (коллективный) характер и базируется на обмене опытом и активизации интеллектуального потенциала участников. Такие привычные формы взаимодействия, как конференции, круглые столы, различные советы, оперативки, групповые консультации и пр., в традиционном их понимании теряют свою актуальность.

Современные формы методической работы должны отвечать вызовам инновационной образовательной среды и обеспечивать:

а) быстрое и своевременное решение поставленных задач;

б) максимальную включенность всех участников процесса и их работу на результат;

в) повышение мотивации учителей и руководства школы на постоянное развитие и профессиональный рост.

Это возможно реализовать за счет освоения и использования современных инструментов организации групповой работы.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

-          методические дискуссии и диспуты;

-          педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры-имитации);

-          моделирование педагогических ситуаций;

-          олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий;

-          методические «мосты» (дистанционное общение в интернете);

-          аукцион методических разработок;

-          методический КВН;

-          конкурсные выставки методических разработок (уроков, воспитательных мероприятий) и др.

В текущем году методические семинары в нашей школе также были модернизированы. Теперь они состоят из нескольких блоков и имеют своей целью не только теоретическое ознакомление, но и практическое применение изученных проблем.

1 блок – теоретический экскурс. Этот семинар обычно ставит какую-то методическую проблему и подразумевает изучение основных понятий, тезисов, направлений работы внутри ее. Проводится такой семинар обычно директором, его заместителями, психологом и компетентными в данной области педагогами.

2 блок – практическое изучение проблемы. На данном этапе педагоги разделяются на творческие или проблемные группы, выявляют технологии, методики и приемы, наиболее приемлемые для решения данной проблемы, ищут пути ее решения.

3 блок – обмен педагогическим опытом. Этот этап подразумевает проведение мастер-классов, открытых уроков, на которых педагоги делятся своими наработками в сфере изученной проблемы.

Следует подчеркнуть, что при прохождении всех блоков каждый педагог принимает непосредственной участие, соответственно, интерактивное  погружение в проблему позволяет участвовать в ее решении индивидуально и всем коллективом одновременно, что, в свою очередь, дает высокие результаты в деятельности педагога после проведения серии семинаров.

 

Вопросы методического сопровождения образовательной практики в условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.

Т.к. главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена именно учителю. Поэтому современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам, владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

o   Реализация индивидуализированного подхода к профессиональному развитию каждого учителя

o   Обновление форм и методов урока на основе системно-деятельностного подхода, продуктивных и эффективных технологий обучения

o   Реализация внутришкольной модели повышения профессионального мастерства (тьюторский центр, система наставничества, школа молодого педагога, постоянно действующий методический семинар, внутришкольные открытые методические мероприятия)

o   Обновление форм методической работы: участие в муниципальных площадках (интернет-педсовет, «мобильный урок», педагогические чтения, заочный методический конкурс; обновление форм заседаний ШМО (дискуссия, круглый стол, презентация деятельности в рамках реализации ФГОС ООО)

o   Координация и коррекция общих педагогических действий на основе мониторинга образовательного процесса

 

ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. ориентация на достижение "зоны ближайшего развития" каждого педагога

2. сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности с педагогами как основы профессионального диалога

3. использование методов стимулирования творческого роста

4. непрерывность и преемственность методической деятельности

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ»

·      изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;

·      актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);

·      определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;

·      составление программы профессионального роста педагога;

·      систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА

ü Формирование индивидуальной траектории (программы развития) педагога, ориентированной на требования профессионального стандарта педагога

ü Особое внимание системе самообразования, саморазвития, самореализации педагога

ü Изменения, связанные с новым регламентом и порядком аттестации на I и высшую квалификационные категории

ü Формирование системы внутришкольного повышения квалификации (занятия, семинары, консультации по проблемам введения ФГОС ООО, в том числе по заявкам педагогов)

ü Формирование системы наставничества, в том числе по направлению ФГОС ООО

ü Формирование системы методического сопровождения молодых педагогов

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОДХОДАХ К МЕТОДОЛОГИИ УРОКА

Ø Изменение позиции учителя: не единственный источник информации, «светоч», а организатор деятельности, её координатор, «катализатор», технолог.

Ø Изменение технологии урока: применение эффективных, продуктивных, деятельностных методов и подходов: проектирование, работа в группах, технология критического мышления, проблемное обучение, учебно-исследовательская деятельность, дифференцированное обучение, игровые методы

Ø Особое внимание к результативности урока: наличие видимых, измеряемых результатов, ежеурочный анализ, рефлексия деятельности учеников и учителя.

Задачей методической службы в школе является помочь педагогу активно применять изменения к методологии урока, принимать изменяющиеся условия, научить справляться с возникающими трудностями в учебно-воспитательном процессе.

Важнейшим средством повышения профессионального мастерства учителей является методическая работа. Она стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с  необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.  

Таким образом, методическая служба и в условиях внедрения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.


 

Организация методической работы в условиях

Организация методической работы в условиях

ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ

ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ЗОНЫ

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ЗОНЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2020