Курбатова Любовь Алексеевна
Тема: «Организация образовательного процесса в ДОУ»
Актуальность проблемы:
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка) меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Речевое развитие, в соответствии с ФГОС ДО, включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Требования Стандарта к результатам освоения Программы в образовательной области «Речевое развитие» ориентированы на то, что к концу дошкольного возраста ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Но, к сожалению, уровень речевого развития детей, поступающих в школу, в большинстве не соответствует возрастной норме, предъявляемой ФГОС. Каждый год в образовательных школах города учителями-логопедами выявляется большое количество детей, поступающих в первый класс, с нарушением речи.
Все дети составляют группу риска-именно у них возможно появление дисграфии и дислексии.
У детей отмечается наличие дефектов произношения, недостаточно сформировано фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй и связная речь. Особую тревогу вызывают дети с несформированным фонематическим восприятием и нарушенным звукопроизношением. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей с учётом новых требований ФГОС. Цель у всех участников процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей помогает поднять качество и эффективность работы в образовательной области «Речевое развитие».
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. И поэтому, с целью обеспечения организации логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений, был создан координационный центр коррекционного направления.
Образовательный процесс невозможен без участия семьи. Анкетирование показало, что у 82% родителей нет специальных педагогических знаний по вопросу воспитания и обучения своего ребенка, 70% из них заинтересованы в получении этих знаний. Но 30% родителей не имеют выраженной образовательной заинтересованности и полагают, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Именно эта группа родителей предъявляет строгие требования к детскому саду, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития. Поэтому, мы считаем необходимым повысить педагогическую культуру родителей, вовлечь их в образовательный процесс в качестве активных его участников.
Суть инициативы:
Повысить уровень педагогической компетентности у воспитателей и родителей по освоению образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС.
Теоретическое обоснование:
В Законе РФ «Об образовании» прописаны основы новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. «Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность». [Федеральный закон «Об образовании» от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, 1.2.31]
Главным моментом в контексте «семья – дошкольное учреждение» Маркова Т.А. выделяет личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети.
Педагог ответственен за все, что знает и умеет. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
По мнению Портнягина И.С., воспитатель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. А.И.Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках конкретной должности.
В.Г.Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками».
Значит, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Важным, на наш взгляд, в содержании профессиональной компетентности является также организация методического обеспечения образовательной деятельности самим педагогом.
Цели проекта:
1.Содействие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов по освоению образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС; стимулирование их творческой активности, инициативы.
2.Повышение педагогической культуры родителей; вовлечение их в образовательный процесс в качестве активных его участников.
Задачи:
1.Организовать информационно-методическую помощь педагогам МБДОУ по ознакомлению с требованиями ФГОС в образовательной области «Речевое развитие».
2.Оказать квалифицированную помощь семье по вопросам коррекции недостатков развития речи детей; привлечь родителей к участию в образовательном процессе в условиях МБДОУ.
Показатели эффективности работы:
Повышение педагогической компетентности у педагогов ДОУ в образовательной области «Речевое развитие».
Повышение компетентности родителей в образовательной области «Речевое развитие».
Повышение качества усвоения детьми программы по развитию речи.
Рекомендации к использованию проекта:
Проект может быть реализован в МБДОУ комбинированного вида, при наличии соответствующего кадрового состава.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.