Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,
творчеству – это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и
восторгается ею, пусть в пего сердце и в памяти навсегда
сохраняются образы, в которых воплощается Родина.
В.Сухомлинский.
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки, и именно в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную; воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну. И поэтому, наши задачи сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
· создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
· привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
· создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
· использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; мини-музеи);
· установление сотрудничества с другими учреждениями. (с Тамбовским краеведческим музеем и Тамбовской областной детской библиотекой).
Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа, мы пришли к выводу, что большинство детей имеют недостаточно высокий уровень.
Народное искусство – это глубокий источник художественных образов. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Мудрость народной культуры делает людей более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает. Фольклор – традиция изустная. Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволят активизировать процесс восприятия фольклора. Освоение фольклора это и изучение местных народных традиций.
Цель: Развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству;
Формирование ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, основанных на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Для достижения поставленной цели в технологии определены следующие
Образовательные задачи:
• Знакомить детей с русскими народными сказками, сказочными персонажами.
• Знакомить детей с русскими народными промыслами.
• Совершенствовать знания детей о жизни наших предков, их бытом, одеждой.
• Знакомить детей с русскими народными праздниками.
• Учить уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.
• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.
• Учить детей осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)
• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.
• Знакомить со всеми видами русской народной культуры.
Развивающие:
• Сформировать интерес у детей к истории Руси.
• Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.
• Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
• Развитие личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, иллюстрация, пояснение незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.
• Развивать у детей понимание принадлежности их к русскому народу.
Воспитательные:
• Прививать любовь к устному народному творчеству.
• Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.
• Воспитывать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым фольклорным формам.
• Воспитывать интерес и любовь к произведениям русской народной культуры.
• Воспитывать чувство патриотизма: гордости за свою страну, свой город.
• Воспитывать нравственные чувства: честность, трудолюбие, желание прийти на помощь, отвагу.
Принципы построения технологии:
Организация работы по технологии основывается на следующих принципах:
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».
4. Принцип преемственности.
5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
При реализации технологии на занятиях используются разнообразные методы и приемы. Все методы используются в комплексе.
Формы работы с детьми: Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
Блоки педагогического процесса. Возможные формы работы
Занятие
Занятие строится по следующему алгоритму:
• Определение темы
• Вводная беседа
• Инструктаж по безопасному использованию инструментов
• Постановка цели
• Формулирование задач
• Определение этапов деятельности, промежуточных результатов
• Словесная инструкция, показ по необходимости
• Физкультминутка
• Подбор материала
• Выбор методов и приемов
• Самостоятельная работа
• Подведение итогов
Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в приобщении детей к истокам русской народной культуре. К этому блоку относятся народные игры, праздники и развлечения. Инсценировка сказок. Обыгрывание потешек. Разучивание закличек.
Свободная самостоятельная деятельность детей:
Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в саду организована мини-изба, собраны предметы утвари, куклы в национальных костюмах.
Приоритетными остаются методы и приемы:
o Проблемно-поисковые вопросы;
o Введение нового персонажа;
o Разбор пословиц и поговорок;
o Творческие задачи;
o Объяснение происхождения слов;
o Метод аналогии;
o Работа с моделями и схемами;
o Проектная деятельность.
Предполагаемые результаты:
У детей будет сформирован интерес к истории Руси, привита любовь к устному народному творчеству, а также в процессе обучения будет сформирована личностная культура, через приобщение их к богатому культурному наследию русского народа.
Воспитанник будет знать:
• Русские народные сказки, сказочных персонажей.
• Русские народные промыслы.
• О жизни наших предков, их быте, одежде.
• Русские народные праздники.
• Малые фольклорные формы.
• Историю русского народного костюма, головных уборов.
• Русские народные промыслы.
• Русские народные праздники.
Воспитанник будет уметь:
• Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
• Уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.
• Осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)
• Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Материально-техническое обеспечение:
Дидактический материал:
• Плакаты,
• Книги,
• Фотографии,
• Дидактические карточки,
• Методическая литература,
• Музыкальные инструменты,
• Декорации,
• Костюмы,
• Компьютер,
• Мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал:
Старинная утварь в «Русской избе»: горшки глиняные, крынки, чашки, самовар, ложки деревянные, рушники, прялка, веретено, печка, кухонная утварь.
В группе: куклы в народных костюмах, куклы герои сказок, игрушки-забавы, матрешки, макет деревянного дома в русском народном стиле, книжки-раскладушки, деревянные ложки, коромысло - игрушка.
Предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию в группах учреждения организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, дом, детский сад, ближайшие улицы, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, обычаями и традициями, национальными праздниками.
Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. В своей работе педагоги используют дидактические плакаты.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.