Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

  • doc
  • 26.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала statia2.doc

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,

творчеству – это источник любви к Родине…

Пусть ребенок чувствует красоту и

восторгается ею, пусть в пего сердце и в памяти навсегда

сохраняются образы, в которых воплощается Родина.

В.Сухомлинский.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки, и именно в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную; воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну. И поэтому, наши задачи сегодня:

- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

- чтить и уважать память предков;

- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

·                                 создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

·                                 привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

·                                 создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

·                                 использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; мини-музеи);

·                                 установление сотрудничества с другими учреждениями. (с Тамбовским краеведческим музеем и Тамбовской областной детской библиотекой).

Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа, мы пришли к выводу, что большинство детей имеют недостаточно высокий уровень.

Народное искусство – это глубокий источник художественных образов. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Мудрость народной культуры делает людей более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает. Фольклор – традиция изустная. Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволят активизировать процесс восприятия фольклора. Освоение фольклора это и изучение местных народных традиций.

Цель: Развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству;

Формирование ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, основанных на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Для достижения поставленной цели в технологии определены следующие

Образовательные задачи:

• Знакомить детей с русскими народными сказками, сказочными персонажами.

• Знакомить детей с русскими народными промыслами.

• Совершенствовать знания детей о жизни наших предков, их бытом, одеждой.

• Знакомить детей с русскими народными праздниками.

• Учить уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.

• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.

• Учить детей осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)

• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.

• Знакомить со всеми видами русской народной культуры.

Развивающие:

• Сформировать интерес у детей к истории Руси.

• Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.

• Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

• Развитие личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, иллюстрация, пояснение незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.

• Развивать у детей понимание принадлежности их к русскому народу.

Воспитательные:

• Прививать любовь к устному народному творчеству.

• Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.

• Воспитывать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым фольклорным формам.

• Воспитывать интерес и любовь к произведениям русской народной культуры.

• Воспитывать чувство патриотизма: гордости за свою страну, свой город.

• Воспитывать нравственные чувства: честность, трудолюбие, желание прийти на помощь, отвагу.

Принципы построения технологии:

Организация работы по технологии основывается на следующих принципах:

1. Принцип системности и регулярности проведения занятий

2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.

3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».

4. Принцип преемственности.

5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

При реализации технологии на занятиях используются разнообразные методы и приемы. Все методы используются в комплексе.

Формы работы с детьми: Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

Блоки педагогического процесса. Возможные формы работы

Занятие

Занятие строится по следующему алгоритму:

• Определение темы

• Вводная беседа

• Инструктаж по безопасному использованию инструментов

• Постановка цели

• Формулирование задач

• Определение этапов деятельности, промежуточных результатов

• Словесная инструкция, показ по необходимости

• Физкультминутка

• Подбор материала

• Выбор методов и приемов

• Самостоятельная работа

• Подведение итогов

Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в приобщении детей к истокам русской народной культуре. К этому блоку относятся народные игры, праздники и развлечения. Инсценировка сказок. Обыгрывание потешек. Разучивание закличек.

Свободная самостоятельная деятельность детей:

Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в саду организована мини-изба, собраны предметы утвари, куклы в национальных костюмах.

Приоритетными остаются методы и приемы:

o                      Проблемно-поисковые вопросы;

o                      Введение нового персонажа;

o                      Разбор пословиц и поговорок;

o                      Творческие задачи;

o                      Объяснение происхождения слов;

o                      Метод аналогии;

o                      Работа с моделями и схемами;

o                      Проектная деятельность.

Предполагаемые результаты:

У детей будет сформирован интерес к истории Руси, привита любовь к устному народному творчеству, а также в процессе обучения будет сформирована личностная культура, через приобщение их к богатому культурному наследию русского народа.

Воспитанник будет знать:

• Русские народные сказки, сказочных персонажей.

• Русские народные промыслы.

• О жизни наших предков, их быте, одежде.

• Русские народные праздники.

• Малые фольклорные формы.

• Историю русского народного костюма, головных уборов.

• Русские народные промыслы.

• Русские народные праздники.

Воспитанник будет уметь:

• Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

• Уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.

• Осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)

• Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Материально-техническое обеспечение:

Дидактический материал:

• Плакаты,

• Книги,

• Фотографии,

• Дидактические карточки,

• Методическая литература,

• Музыкальные инструменты,

• Декорации,

• Костюмы,

• Компьютер,

• Мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал:

Старинная утварь в «Русской избе»: горшки глиняные, крынки, чашки, самовар, ложки деревянные, рушники, прялка, веретено, печка, кухонная утварь.

В группе: куклы в народных костюмах, куклы герои сказок, игрушки-забавы, матрешки, макет деревянного дома в русском народном стиле, книжки-раскладушки, деревянные ложки, коромысло - игрушка.

Предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию в группах учреждения организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, дом, детский сад, ближайшие улицы, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, обычаями и традициями, национальными праздниками.

Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. В своей работе педагоги используют дидактические плакаты.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.