Организация познавательной деятельности дошкольников
Оценка 4.8

Организация познавательной деятельности дошкольников

Оценка 4.8
doc
23.10.2023
Организация познавательной деятельности дошкольников
komptemprincip.doc

                          Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

 (повышения квалификации) специалистов

«Учебно-методический центр»

Волоколамского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«О комплексно – тематическом  принципе

построения  образовательного процесса в дошкольном образовании»

 

 

 

(в рамках РМО старших воспитателей МДОУ на тему

 «Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ»)

 

 

Составила: методист по дошкольному образованию МОУ ДПО (ПК) С

                    «Учебно-методический центр»

                    Касаткина Елена Владимировна

 

Зачитала: 08.09.2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 - 2012 учебный год

В соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2 статья 9) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября  2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООП).

Одним из положений ФГТ является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

- учебный;

- предметно-средовой;

- комплексно-тематический.

Надо сказать, что ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, а сочетается с одним или двумя другими принципами или моделями построения образовательного процесса.

Учебный принцип (или модель) построения образовательного процесса является наиболее распространенным и традиционным для российского дошкольного образования.

Главное в ней – обучение – ведущий образовательный процесс дошкольников  (в прямом смысле  слова «ведущий» за собой воспитание и развитие). Соответственно учебная деятельность – особая и самостоятельная, а фактически и ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

Специально организованные занятия – основная форма обучения детей. В рамках учебной модели  воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и другим «предметам» В рамках конкретного занятия решаются образовательные задачи данного «предмета».

 Безусловно, с середины XX века специально организованные занятия, проводимые в рамках учебной модели, претерпели  значительные изменения в части насыщения игровыми методами и приемами, включения  образовательных задач других «предметов» (интегрированные занятия), более свободной организации детей, менее «диктаторской» позиции взрослого и т.п.

Однако сущностные характеристики учебной модели при этом остались неизменными, и учебный принцип построения образовательного процесса  вступает в противоречие с основными положениями отечественной научной школы, согласно которым:

- учебная деятельность не является не только ведущей, но даже                      адекватной деятельностью детей дошкольного возраста; ее                      предпосылки формируются к концу дошкольного детства;

     - предметный принцип построения образовательного процесса не                      соответствует возрастным особенностям дошкольников; 

- организация специальных занятий по предметам не тождественна организации разных видов детской деятельности; более того,  последние либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами дидактизируются;

-  деятельность педагогов и детей  на специально организованных                      занятиях не является совместной деятельностью детей и                      взрослых. Основное на занятиях – это воздействие, а не                      взаимодействие.

Предметно-средовой принципего главное составляющее – дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребенка, соответственно взрослому отводится роль второстепенная, опосредованная созданием указанного дидактического материала.

Не умаляя значения общения и взаимодействия ребенка со взрослым для развития всех видов детской деятельности, освоения социального опыта и культуры, отметим, что  в соответствии с нормативными документами по дошкольному образованию, одной из основных форм организации образовательного процесса является самостоятельная деятельность детей.

Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему     взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Комплексно – тематический принцип  -  главная задача  построения  образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей  действительностью. В настоящее время комплексно-тематический принцип успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике.

В настоящее время представляется  более обоснованным  с точки зрения возрастных особенностей дошкольников  построение образовательного процесса по «событийному» принципу, а именно  на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч.

Несмотря на отсутствие  официальной поддержки, комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса использовалась в дошкольных учреждениях, видоизменяясь и приобретая новые формы. Причем, во многом она существовала как  альтернативная учебной модели. Последняя, как бы ее ни старались обновить и приукрасить, не в состоянии обеспечить увлекательность деятельности детей.  Практики дошкольного образования пытались сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс мотивированным.

Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело более сложное, чем работе в режиме привычной учебной модели. Во-первых, реализация комплексно-тематического принципа невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции как содержания, так и организации образовательного процесса.  Во-вторых, тематика которая предлагается детям, должна быть значима для семьи и общества и вызывать интерес детей, давать новые яркие впечатления, представления и понятия.

В настоящее время в большинстве образовательных учреждений планирование можно свести к одному обобщенному варианту: учебный блок (сетка занятий), совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. При этом, по разным причинам, приоритетную позицию занимает учебный блок. В результате, наибольшее распространение получили методики, в которых реализация поставленных задач осуществлялась через систему занятий. Занятия же наиболее приблизились к школьной системе обучения.

Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:

- учебный блок заменяется на блоки  образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности  взрослых и детей;

 - увеличивается объем  совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая  как в ходе режимных моментов, так и  при организации разных видов детской деятельности;

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Создание и оснащение предметно-развивающей среды

 

- изменяется содержание понятий  «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики  для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь, назовем игру как ведущую деятельность детей дошкольников, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной  деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.

Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные  признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

Если воспитатель решается действовать в рамках совместной деятельности, ему придется достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного процесса.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике  понятие «занятие» рассматривается как  занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности  соответствуют определенные формы работы с детьми:

Детская деятельность

Формы   работы

Двигательная

- Подвижные дидактические  игры

- Подвижные игры с правилами

- Игровые упражнения

- Соревнования

Игровая

- Сюжетные игры

- Игры с правилами

Продуктивная

- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

- Реализация проектов

Коммуникативная

- Беседа

- Ситуативный разговор

- Речевая ситуация

- Составление и отгадывание загадок

- Сюжетные игры

- Игры с правилами

Трудовая

- Совместные действия

- Дежурство

- Поручения

- Задания

- Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

- Наблюдение

- Экскурсия

- Решение проблемных ситуаций

- Экспериментирование

- Коллекционирование

- Моделирование

- Реализация проекта

- Игры с правилами

Музыкально-художественная

- Слушание

-  Исполнение

- Импровизация

- Экспериментирование

- Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

-  Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

- Чтение

- Обсуждение

- Разучивание

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например,  в форме игры частично проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность; для развития продуктивной деятельности детей  актуальными остаются  также и беседа, и рассматривание, и  наблюдения, и экскурсии и другие формы.   Главное, чтобы формы работы с детьми  были адекватными возрасту детей, целям развития,  возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции.

Малоизученным и весьма актуальным в свете ФГТ вопросом является вопрос о временном дозировании детских видов деятельности. По данным исследований, дети  в возрасте до 1 года  могут заниматься одним видом деятельности не более 10 минут, в старшем дошкольном возрасте – до 1,5 часов при условии посильности и интересности деятельности. Действующие гигиенические требования устанавливают нормы максимального объема лишь учебной нагрузки, но не нормы организации детских видов деятельности и соответствующих форм работы.   

 


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр»

В соответствии с Законом Российской

В соответствии с Законом Российской

Безусловно, с середины XX века специально организованные занятия, проводимые в рамках учебной модели, претерпели значительные изменения в части насыщения игровыми методами и приемами, включения образовательных…

Безусловно, с середины XX века специально организованные занятия, проводимые в рамках учебной модели, претерпели значительные изменения в части насыщения игровыми методами и приемами, включения образовательных…

Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со…

Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со…

Во-вторых, тематика которая предлагается детям, должна быть значима для семьи и общества и вызывать интерес детей, давать новые яркие впечатления, представления и понятия

Во-вторых, тематика которая предлагается детям, должна быть значима для семьи и общества и вызывать интерес детей, давать новые яркие впечатления, представления и понятия

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной…

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной…

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:

Главное, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей, целям развития, возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции

Главное, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей, целям развития, возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023