Из опыта работы
Преподаватель ГБПОУ «Пермский профессионально - педагогический колледж» Сыстерова В.К.
Организация проектной деятельности с обучающимися
Одним из главных направлений деятельности современного дополнительного образования является разностороннее развитие личности учащегося, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.
Сначала мы с вами коснемся исторических данных по методу проектов. История проектной деятельности связана с такими именами как Пирс, Дьюи, Джемс. Это направление педагогики прогрессивизма было довольно популярно, которое связало теорию и практику. Проектная деятельность была популярна в Америке в аграрных школах, также в Великобритании, и был период, когда деятельность была популярна в России, в 20-х годах прошлого века. Но со временем она потеряла популярность, так как педагоги сочли проектную деятельность не прогрессивной и очень примитивной.
Только в 80-х годах прошлого века стали возвращаться к этой деятельности, потому что образованию стали нужны люди с универсальными навыками и умениями. Актуальность она приобрела сейчас в связи с обучением, в центре которого находятся концепции и компетентности.
Актуальность проектной деятельности учащихся определяет необходимость владения педагогом знаниями об особенностях ее организации. Мы рассмотрим следующие аспекты теории и практики проектирования: основные понятия, относящиеся к проектной методике; типологии проектов; особенности планирования, организации и осуществления проектной деятельности; преимущества использования проектной деятельности для педагога и учащихся.
В центре нашего внимания будут вопросы, связанные с требованиями к использованию метода проектов и особенностями ведения документации, фиксирующей достижения детей на определенном этапе работы над проектом. Я расскажу практические рекомендации по организации проектной работы обучающихся, определения тематики проекта, формулирования цели, задачи и гипотезы проектной деятельности. Мы также рассмотрим разные варианты «конечного продукта» проектной деятельности учащихся и возможности его представления и защиты.
Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
Метод проектов обеспечивает:
1. Активную позицию учащихся в учении
2. Формирование обще – учебных умений, навыков и компетенций
3. Развитие познавательного интереса учащихся
4. Связь обучения с жизнью.
С точки зрения учащихся, проект – это возможность:
· Делать самостоятельно что – то интересное
· Максимально использовать свои возможности
· Принести пользу
· Решить интересную проблему, сформулированную самими учащимися в виде цели и задачи
· Проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания
· Публично показать достигнутый результат
С точки зрения педагога, проект позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции учащихся:
* Активную позицию учащихся в учении
* Формирование обще – учебных умений, навыков и компетенций
* Развитие познавательного интереса учащихся
* Связь обучения с жизнью
Давайте посмотрим, что же такое образовательный проект.
Образовательный проект есть совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
А теперь разберем понятие «проектирование».
«Проектирование» - процесс создания проекта и его фиксации в какой-либо внешней выраженной форме. В настоящее время этот термин используется для обозначения интеллектуальной деятельности по созданию проектов самых разнообразных типов.
Самое время перейти к типологии проектов:
ü Типология проектов по доминирующей в проекте деятельности:
ü Типология проектов по предметно – содержательной области:
· Монопроекты
Разрабатываются в рамках одного предмета с выбором наиболее сложных разделов; не исключается использование информации из других областей знания и деятельности.
· Межпредметные
Затрагивают два-три предмета.
ü Типология проектов по характеру координации
· Проекты с открытой координацией
Деятельность организуется, направляется и контролируется координатором.
· Проекты со скрытой координацией
Координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта.
ü Типология проектов по характеру контактов между участниками:
· Международные
· Межрегиональные
· Региональные
· Внутришкольные
· Внутриклассовые
ü Типология проектов по количеству участников:
· Индивидуальные
· Групповые
ü По продолжительности выполнения проекты бывают:
· Мини-проекты, укладывающиеся в один урок или являющиеся фрагментом урока
· Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках.
· Долгосрочные проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.
С типологией проектов разобрались, далее изучим основные требования к использованию метода проектов.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
2. Значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность участников проекта.
4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
5. Использование исследовательских методов.
Следующее, что мы рассмотрим подробнее, это этапы проектной деятельности.
Этапы проектной деятельности
- Формулировка темы проекта
- Определение объекта и предмета
- Определение проблемы и вытекающей из нее цели
- Определение задач исследования
- Выдвижение гипотезы их решения
- Обсуждение методов исследования
- Обсуждение способов оформления результатов проекта
- Сбор, систематизация и анализ полученных данных
- Подведение итогов, оформление результатов и их презентации
- Формулирование выводов и выдвижение новых проблем.
Сейчас мы изучим этапы организации проектной деятельности.
Организация проектной деятельности
Этап 1. Погружение в проблему
Деятельность педагога Формулирует: o Проблему проекта o Сюжетную ситуацию o Цель и задачи. |
Деятельность детей Осуществляют: o Личностное присвоение проблемы o Вживание в ситуацию o Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. |
Этап 2. Организация деятельности
Деятельность педагога Предлагает: o Спланировать деятельность по решению задач проекта o При организации групповой работы – распределить обязанности в группах o Возможные формы представления результатов проекта. |
Деятельность детей Осуществляют: o Планирование работы o Разбивку на группы и распределение ролей в группе o Выбор формы и способа представления информации. |
Этап 3. Осуществление деятельности
Деятельность педагога Не участвует, но: o Консультирует по необходимости o Ненавязчиво контролирует o Ориентирует в поле необходимой информации o Консультирует по презентации результатов. |
Деятельность детей Работают активно и самостоятельно: o По поиску, сбору и структурированию информации o Консультируются по необходимости o Подготавливают презентацию результатов |
Этап 4. Презентация, самоанализ и самооценка результатов
Деятельность педагога Принимает итоговый отчет: o Обобщает и резюмирует полученные результаты o Подводит итоги обучения. Оценивает: § Привлечение знаний из других областей § Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы § Активность каждого участника проекта § Характер общения и взаимопомощи участников проекта § Эстетику оформления результатов проекта § Умение отвечать на вопросы |
Деятельность детей Демонстрируют: o Понимание проблемы, цели и задачи o Умение планировать и осуществлять работу o Найденные способ решения проблемы Осуществляют: § Рефлексию деятельности и результатов § Взаимооценку деятельности и ее результативности. |
С этапами организации проектной деятельности мы познакомились, теперь предлагаю вам ознакомиться с оптимальной схемой распределения участников по проектным группам.
Оптимальная схема распределения участников по проектным группам:
- Определяется минимальный и максимальный размер проектной группы.
- Конкретизируется роль и деятельность каждого участника проекта.
- Участники распределяются по группам в соответствии с предполагаемой деятельностью на разных этапах проекта.
Поговорим с вами о документации, что нужно оформлять для проекта, а что вы можете оформить для целостности восприятия проектной деятельности.
Паспорт проекта содержит:
* Название проекта
* Название учебного заведения
* Сведения о руководителе и исполнителях проекта
* Цель и задачи проекта
* Учебный предмет
* Актуальность и значимость проекта
* Ожидаемые результаты
* Продукт
* Этапы, сроки работы над проектом, обязанности участников.
А вот проектную папку можно не оформлять, но если вы хотите делиться своим опытом, то ее лучше сделать.
Проектная папка содержит:
1. Паспорт проекта.
2. Вся собранная информация по теме проекта.
3. Записи всех идей, гипотез и решений.
4. Результаты исследований и анализа в таблицах, графиках, диаграммах.
5. Отчеты о совещаниях проектных групп, проведенных дискуссиях и пр.
6. Промежуточные отчеты группы.
7. Эскизы, чертежи, наброски и другие рабочие материалы и черновики.
Итак, чем же может являться конечный продукт проектной деятельности.
«Конечный продукт» проектной деятельности может быть представлен в виде:
§ Веб-сайта
§ Атласа
§ Видеофильма
§ Коллекции
§ Музыкального произведения
§ Мультимедийного продукта
§ Письма
§ Сказки, справочника
§ Серии иллюстраций и др.
Это только маленький список того, чем может являться «конечный продукт», но самое важное он должен быть материальным.
Следующее, с чем мы познакомимся, это со структурой публичного выступления, она состоит из 3 частей.
Структура публичного выступления:
1. Выступление – обращение к аудитории и сообщение цели выступления.
2. Основная часть – изложение информации.
3. Заключение – обобщение сказанного.
И последнее, на чем мы заострим внимание, это рекомендации по организации проектной деятельности.
Рекомендации по организации проектной деятельности учащихся:
- Тщательная подготовка педагога.
- В начале учебного года выделить те темы, вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект.
- Достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть два – три в течение года.
- Проведение проекта занимает 5-6 уроков.
- На итоговом уроке происходит защита проектов.
- Результаты выполненных проектов должны быть материальны.
- Поэтапная работа над проектом – залог успеха.
Подведем итоги.
Представленная информацию будет полезна вам в дальнейшей работе с детьми, как в школе, так и в центрах дополнительного образования. А еще надеюсь, что вы заинтересовались методом проекта и начнете применять и использовать его в своей педагогической деятельности. Так как он внесет разнообразие в вашу жизнь и в жизнь детей, и работа с детьми покажется вам интересной и увлекательной. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.