Организация проектной деятельности
Оценка 5

Организация проектной деятельности

Оценка 5
docx
10.04.2020
Организация проектной деятельности
Организация проектной деятельности. Из опыта работы.docx

Из опыта работы

Преподаватель ГБПОУ «Пермский профессионально -  педагогический колледж» Сыстерова В.К.

Организация проектной деятельности с обучающимися

Одним из главных направлений деятельности современного дополнительного образования является разностороннее развитие личности учащегося, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.

Сначала мы с вами коснемся исторических данных по методу проектов. История проектной деятельности связана с такими именами как Пирс, Дьюи, Джемс. Это направление педагогики прогрессивизма было довольно популярно, которое связало теорию и практику. Проектная деятельность была популярна в Америке в аграрных школах, также в Великобритании, и был период, когда деятельность была популярна в России, в 20-х годах прошлого века. Но со временем она потеряла популярность, так как педагоги сочли проектную деятельность не прогрессивной и очень примитивной.

Только в 80-х годах прошлого века стали возвращаться к этой деятельности, потому что образованию стали нужны люди с универсальными навыками и умениями. Актуальность она приобрела сейчас в связи с обучением, в центре которого находятся концепции и компетентности.

Актуальность проектной деятельности учащихся определяет необходимость владения педагогом знаниями об особенностях ее организации. Мы рассмотрим следующие аспекты теории и практики проектирования: основные понятия, относящиеся к проектной методике; типологии проектов; особенности планирования, организации и осуществления проектной деятельности; преимущества использования проектной деятельности для педагога и учащихся.

В центре нашего внимания будут вопросы, связанные с требованиями к использованию метода проектов и особенностями ведения документации, фиксирующей достижения детей на определенном этапе работы над проектом. Я расскажу практические рекомендации по организации проектной работы обучающихся, определения тематики проекта, формулирования цели, задачи и гипотезы проектной деятельности. Мы также рассмотрим разные варианты «конечного продукта» проектной деятельности учащихся и возможности его представления и защиты.

Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

Актуальность проектной деятельности определяется: возросшими требованиями к универсальности знаний учащихся, необходимостью в образовательных технологиях, реализующих связь обучения с жизнью и формирующих активную, самостоятельную позицию учащихся.

Метод проектов обеспечивает:

1.     Активную позицию учащихся в учении

2.     Формирование обще – учебных умений, навыков и компетенций

3.     Развитие познавательного интереса учащихся

4.     Связь обучения с жизнью.

С точки зрения учащихся, проект – это возможность:

·        Делать самостоятельно что – то интересное

·        Максимально использовать свои возможности

·        Принести пользу

·        Решить интересную проблему, сформулированную самими учащимися в виде цели и задачи

·        Проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания

·        Публично показать достигнутый результат

С точки зрения педагога, проект позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции учащихся:

*                   Активную позицию учащихся в учении

*                   Формирование обще – учебных умений, навыков и компетенций

*                   Развитие познавательного интереса учащихся

*                   Связь обучения с жизнью

Давайте посмотрим, что же такое образовательный проект.

Образовательный проект есть совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

А теперь разберем понятие «проектирование».

«Проектирование» - процесс создания проекта и его фиксации в какой-либо внешней выраженной форме. В настоящее время этот термин используется для обозначения интеллектуальной деятельности по созданию проектов самых разнообразных типов.

Самое время перейти к типологии проектов:

ü Типология проектов по доминирующей в проекте деятельности:

 

 

 

ü Типология проектов по предметно – содержательной области:

·        Монопроекты

Разрабатываются в рамках одного предмета с выбором наиболее сложных разделов; не исключается  использование информации из других областей знания и деятельности.

·        Межпредметные

Затрагивают два-три предмета.

ü Типология проектов по характеру координации

·       Проекты с открытой координацией

Деятельность организуется, направляется и контролируется координатором.

·        Проекты со скрытой координацией

Координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта.

ü Типология проектов по характеру контактов между участниками:

·        Международные

·        Межрегиональные

·        Региональные

·        Внутришкольные

·        Внутриклассовые

ü Типология проектов по количеству участников:

·        Индивидуальные

·        Групповые

ü По продолжительности выполнения проекты бывают:

·        Мини-проекты, укладывающиеся в один урок или являющиеся фрагментом урока

·        Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках.

·        Долгосрочные проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.

С типологией проектов разобрались, далее изучим основные требования к использованию метода проектов.

Основные требования к использованию метода проектов

1.     Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.

2.     Значимость предполагаемых результатов.

3.     Самостоятельная деятельность участников проекта.

4.     Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.

5.     Использование исследовательских методов.

 Следующее, что мы рассмотрим подробнее, это этапы проектной деятельности.

Этапы проектной деятельности

-         Формулировка темы проекта

-         Определение объекта и предмета

-         Определение проблемы и вытекающей из нее цели

-         Определение задач исследования

-         Выдвижение гипотезы их решения

-         Обсуждение методов исследования

-         Обсуждение способов оформления результатов проекта

-         Сбор, систематизация и анализ полученных данных

-         Подведение итогов, оформление результатов и их презентации

-         Формулирование выводов и выдвижение новых проблем.

Сейчас мы изучим этапы организации проектной деятельности.

Организация проектной деятельности

Этап 1. Погружение в проблему

Деятельность педагога

Формулирует:

o   Проблему проекта

o   Сюжетную ситуацию

o   Цель и задачи.

Деятельность детей

Осуществляют:

o   Личностное присвоение проблемы

o   Вживание в ситуацию

o   Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

 Этап 2. Организация деятельности

Деятельность педагога

Предлагает:

o   Спланировать деятельность по решению задач проекта

o   При организации групповой работы – распределить обязанности в группах

o   Возможные формы представления результатов проекта.

Деятельность детей

Осуществляют:

o   Планирование работы

o   Разбивку на группы и распределение ролей в группе

o   Выбор формы и способа представления информации.

Этап 3. Осуществление деятельности

Деятельность педагога

Не участвует, но:

o   Консультирует по необходимости

o   Ненавязчиво контролирует

o   Ориентирует в поле необходимой информации

o   Консультирует по презентации результатов.

Деятельность детей

Работают активно и самостоятельно:

o   По поиску, сбору и структурированию информации

o   Консультируются по необходимости

o   Подготавливают презентацию результатов

Этап 4. Презентация, самоанализ и самооценка результатов

Деятельность педагога

Принимает итоговый отчет:

o   Обобщает и резюмирует полученные результаты

o   Подводит итоги обучения.

Оценивает:

§  Привлечение знаний из других областей

§  Доказательность принимаемых решений, умение  аргументировать свои заключения, выводы

§  Активность каждого участника проекта

§  Характер  общения и взаимопомощи участников проекта

§  Эстетику оформления результатов проекта

§  Умение отвечать на вопросы

Деятельность детей

Демонстрируют:

o   Понимание проблемы, цели и задачи

o   Умение планировать и осуществлять работу

o   Найденные способ решения проблемы

Осуществляют:

§  Рефлексию деятельности и результатов

§  Взаимооценку деятельности и ее результативности.

С этапами организации проектной деятельности мы познакомились, теперь предлагаю вам ознакомиться с оптимальной схемой распределения участников по проектным группам.

Оптимальная схема распределения участников по проектным группам:

-         Определяется минимальный и максимальный размер проектной группы.

-         Конкретизируется роль и деятельность каждого участника проекта.

-         Участники распределяются по группам в соответствии с предполагаемой деятельностью на разных этапах проекта.

Поговорим с вами о документации, что нужно оформлять для проекта, а что вы можете оформить для целостности восприятия проектной деятельности.

Паспорт проекта содержит:

*        Название проекта

*        Название учебного заведения

*        Сведения о руководителе и исполнителях проекта

*        Цель и задачи проекта

*        Учебный предмет

*        Актуальность и значимость проекта

*        Ожидаемые результаты

*        Продукт

*        Этапы, сроки работы над проектом, обязанности участников.

А вот проектную папку можно не оформлять, но если вы хотите делиться своим опытом, то ее лучше сделать.

Проектная папка содержит:

1.     Паспорт проекта.

2.     Вся собранная информация по теме проекта.

3.     Записи всех идей, гипотез и решений.

4.     Результаты исследований и анализа в таблицах, графиках, диаграммах.

5.     Отчеты о совещаниях проектных групп, проведенных дискуссиях и пр.

6.     Промежуточные отчеты группы.

7.     Эскизы, чертежи, наброски и другие рабочие материалы и черновики.

Итак, чем же может являться конечный продукт проектной деятельности.

«Конечный продукт» проектной деятельности может быть представлен в виде:

§  Веб-сайта

§  Атласа

§  Видеофильма

§  Коллекции

§  Музыкального произведения

§  Мультимедийного продукта

§  Письма

§  Сказки, справочника

§  Серии иллюстраций и др.

Это только маленький список того, чем может являться «конечный продукт», но самое важное он должен быть материальным.

Следующее, с чем мы познакомимся, это со структурой публичного выступления, она состоит из 3 частей.

Структура публичного выступления:

1.     Выступление – обращение к аудитории и сообщение цели выступления.

2.     Основная часть – изложение информации.

3.     Заключение – обобщение сказанного.

И последнее, на чем мы заострим внимание, это рекомендации по организации проектной деятельности.

Рекомендации по организации проектной деятельности учащихся:

-         Тщательная подготовка педагога.

-         В начале учебного года выделить те темы, вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект.

-         Достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть два – три в течение года.

-         Проведение проекта занимает 5-6 уроков.

-         На итоговом уроке происходит защита проектов.

-         Результаты выполненных проектов должны быть материальны.

-         Поэтапная работа над проектом – залог успеха.

Подведем итоги.

Представленная информацию будет полезна вам в дальнейшей работе с детьми, как в школе, так и в центрах дополнительного образования. А еще надеюсь, что вы заинтересовались методом проекта и начнете применять и использовать его в своей педагогической деятельности. Так как он внесет разнообразие в вашу жизнь и в жизнь детей, и работа с детьми покажется вам интересной и увлекательной. Спасибо за внимание!


 

Из опыта работы Преподаватель

Из опыта работы Преподаватель

Актуальность проектной деятельности определяется: возросшими требованиями к универсальности знаний учащихся, необходимостью в образовательных технологиях, реализующих связь обучения с жизнью и формирующих активную, самостоятельную позицию учащихся

Актуальность проектной деятельности определяется: возросшими требованиями к универсальности знаний учащихся, необходимостью в образовательных технологиях, реализующих связь обучения с жизнью и формирующих активную, самостоятельную позицию учащихся

Типология проектов по предметно – содержательной области: ·

Типология проектов по предметно – содержательной области: ·

Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках

Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках

Деятельность педагога Не участвует, но: o

Деятельность педагога Не участвует, но: o

Актуальность и значимость проекта *

Актуальность и значимость проекта *

Проведение проекта занимает 5-6 уроков

Проведение проекта занимает 5-6 уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020