Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Оценка 4.6

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

Оценка 4.6
doc
07.02.2020
Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Из опыта работы ОМ Романчук Е.Н..doc

 

 

Организация проектной деятельности

младших школьников на уроках

окружающего мира

(из опыта  работы учителя

начальных классов

Романчук Е.Н.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На современном этапе развития образования пристальное внимание обращено на один из методов познания окружающего мира - метод проектов. Правильно организованная проектная деятельность учеников будет способствовать развитию многих личностных качеств, в первую очередь исследовательских. Стремление к исследованию присуще ребёнку с малых лет. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных проявлений детской психики. Ребёнок способен испытывать удовольствие не только от результатов поисковой деятельности, но и от самого творческого процесса. Чем выше уровень развития потребности в исследовательской деятельности, тем интенсивнее развивается организм, а главное – происходит развитие интеллекта и творческих способностей. Одновременно любая исследовательская деятельность способствует и формированию УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления ребёнка, выступает не содержание обучения, а методы его усвоения. Развитие познавательных интересов учащихся, вовлечение их в исследовательскую деятельность, в процесс познания нового, в открытие для себя знаний и, наконец, создание своего проекта – вот путь к формированию интеллектуально развитой, творческой личности. Важнейшей функцией интеллекта и мышления является усвоение и переработка информации. Усвоенная часть этой информации становится знанием. Проектная деятельность в качестве одной из форм учебной деятельности выполняет информационную, развивающую и воспитательную функцию процесса обучения. Природа во всём её многообразии является одним из главных объектов исследования, богатейшим источником информации, но и наиболее трудным объектом изучения. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в пока ещё не познанное самим ребёнком.

При выполнении проектных работ развивается любознательность, самостоятельность, способность видеть проблемы, вырабатывается свой взгляд на решение проблемы, способность погружаться в исследование, способность к оценке

своего труда и одноклассников.

Проектную деятельность выполняем не только индивидуально, в группах, но и в коллективе учащихся.

В учебнике «Окружающий мир» УМК «Гармония» заложен учебный материал, способствующий выходу на проектную работу.  Это материал для наблюдения, исследования, проектирования с соблюдением требований к осуществлению этой деятельности:

– внимание к собственному опыту ребёнка, к его способностям и возможностям, к его траектории развития;

– обучение в действии, побуждение к целенаправленному наблюдению, экспериментированию;

– чередование индивидуальной и коллективной работы, действий в сотрудничестве с учителем, родителями, одноклассниками и самостоятельно;

– выполненные работы должны рассматриваться и обсуждаться коллективно, с определённой этикой – получать скорее одобрение, чем критику.

 

Этапы проектной деятельности.

Определение темы исследования. Тема может быть предложена в учебнике и взята без изменения для дальнейшей работы. Тема может быть предложена учителем, согласно его интересам. Тема может быть выбрана самим учеником и обсуждена с учителем. 

Определение задач исследования. Этот этап осуществляется совместно с учителем и группой участников проекта. При обсуждении выдвигаются предположения конечных результатов исследований, предлагаются способы решения поставленных задач, оцениваются возможности их реализации, определяется круг участников проекта, их задачи.

Выбор источников информации. На этом этапе решается, какие источники информации будут использоваться, как будет проверяться их достоверность. Участники проекта по интересам выбирают способы добычи информации.

Обсуждение собранной участниками информации. Здесь осуществляется выбор наиболее ценной для решения исследовательских задач информации.

Уточнение темы проекта и планирование работы над ним. Иногда в ходе сбора информации у участников проекта возникает новое направление исследования или выбирается другой способ решения поставленных задач. К примеру, информация противоречивая, необходима её проверка с помощью наблюдения в местных условиях, нужен эксперимент, нужны длительные наблюдения за объектом изучения, нужны дополнительные фотодокументы. Каждый из участников определяет своё участие в проекте, то есть конечный продукт, представляемый в общую копилку.

Осуществление проектной деятельности. После выполнения своих задач участники обсуждают, в какой форме будут представлять результаты своего труда, какую роль будет играть при этом каждый из участников.

Презентация проекта. Формы презентации могут быть разными. Для индивидуальных проектов:

– информационный листок, устное сообщение с набором иллюстраций;

– демонстрация опыта;

– собранная коллекция;

– рисунки, аппликация, модель, макет;

– подборка научных материалов, исторических фактов, фотодокументы;

– загадки, стихотворения.

Для групповых проектов презентации могут быть в форме драматизации, ролевой игры, КВН, научной конференции, выставки работ, викторины, конкурса.

Часто индивидуально выполненные работы объединяем в общую презентацию. Например, сбор и представление информации о времени года с позиций разных профессий: метеоролога, астронома, эколога, художника, поэта или в 4 классе общее представление о природной зоне, презентуемое от имени географа, биолога, геолога, эколога, этнографа.

Как всякий процесс, формирование умений осуществлять проектную деятельность имеет своё развитие от 1 к 4 классу. Самую простую проектную деятельность выполняют ученики 1 класса. Они выполняют в соответствии со своими интересами и возможностями отдельные, независимые от других мини-проекты. В 1 классе на помощь детям приходят родители. Это касается в основном сбора информации через наблюдение окружающего мира совместно с ними.  Слово проект в 1 классе не употребляется, лучше заменить его на слово исследование. В строгом понимании все этапы проекта дети не выполняют.

Во 2 классе появляются задания творческого характера, с помощью которых начинает формироваться проектная деятельность учащихся. Конечным продуктом становятся:

– придуманная учеником загадка, условное обозначение, символ;

– составленная памятка, информационный листок, иллюстрированное сообщение;

– рисунок, аппликация, модель.

В дополнение к способам выполнения проектной деятельности во 2 классе появляется экспериментирование. Исследования заключаются в выдвижении предположений и их проверке с помощью опыта, проводимого индивидуально или в паре.

Свои мини-исследования ученики объединяют в общее представление об изучаемом объекте.

В 3 классе работа над проектами усложняется и становится большей частью коллективной и длительной по времени. Даются советы по планированию проектной деятельности и представлению собранной информации, обращается внимание на распределение работы по интересам и возможностям участников проекта.  Увеличивается доля проектов, посвящённых краеведению. Особую значимость при формировании умений осуществлять проектную деятельность приобретает краеведческая деятельность учащихся, которая предлагается во внеурочное время. Организуется экскурсии в краеведческий музей, к природным памятникам родного края, памятникам культуры. Например, был выполнен групповой проект по родному городу «Я - экскурсовод», а также индивидуальные проекты «Святые источники в окрестностях города Десногорска» Сипкиным Кириллом и «Десногорское водохранилище» Печерицей Анной.

Особое внимание в 3 классе уделяется собственным наблюдениям учащихся, которые планируются ими или по согласованию с учителем, или самостоятельно. В течение всего года ведутся фенологические наблюдения, результаты которых могут включаться в разные проекты. Третьеклассники  осваивают предметное умение – умение выполнять экспериментальную деятельность. Одно из экспериментальных исследований может стать и проектом. Особенно если это домашний опыт. Этапы проведения опыта согласуются с этапами осуществления проектной деятельности. Например, «Выращивание фасоли из семени», «Выращивание растения из семени».

В 4 классе увеличивается доля самостоятельной работы над проектом.  

Из всего вышесказанного сделаем вывод, что формирование умений осуществлять проектную деятельность тесно связано с учебным процессом, а не становится какой-то надстройкой к нему.

Приведу примеры некоторых проектов своих учащихся. Краткосрочный проект « Помоги птицам» проводился в 1 классе. В результате беседы дети осознали необходимость оказания помощи птицам  в зимнее время. Учащиеся приняли решение оказать посильную помощь зимующим птицам. Практический результат – кормушка для птиц. Участие в данном проекте  было не обязательным, каждый ребенок сам решал, будет ли он участником данного проекта или нет. Так как дети понимали практическую значимость своей работы, ими было проявлено активное участие в проекте.   Большую помощь в реализации данного проекта оказали родители. Презентация результатов деятельности проходила в виде выставки- конкурса кормушек. 

Самое дорогое у человека – это его семья,  которая всегда  рядом, поддержит и поможет в трудную минуту, вместе  радуется и огорчается, дома всегда тебя ждут и любят. Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта – «Роль семьи  в жизни человека»  определила ход работы над проектом. Результаты  анкеты« Моя семья»  показали низкий уровень знаний   у большинства детей о своей семье, родных и близких. Сделали выводы, что наши родители создают все условия,    а мы,  дети,  недооцениваем  и часто не понимаем родителей, потому,  что мало о них знаем. Приняли решение изменить отношение к своим родителям,  а для этого узнать больше об истории и жизни семьи, близких родственниках, увлечениях и традициях.   Что бы  вы хотели узнать? Как, где узнать интересные факты  истории семьи? Как удобнее это сделать?  Составили план наших исследований.

Сколько человек в твоей семье? Сколько в ней живёт поколений?  Полные имена родителей, бабушек, дедушек.  Происхождение твоей фамилии. Узнай, что означает твоё имя.

Осуществляя деятельность, дети приобрели опыт интервьюирования, учились задавать целенаправленные вопросы и подбирать материалы семейных фотографий. Индивидуальные проекты получились разнообразные: родословная семьи или древо жизни Лихобабина В.выполнила в виде яблони с плодами-фото, семья Полины Милосердовой с помощью спецпрограммы Интернет разыскивала родственников по всему земному шару.

Рассказ-портрет «Традиции семьи» Волчкова М. о прабабушке сопровождался слайдами, точно передающими историческую эпоху Смоленщины. Гусарова К., рассказывая о традиции семьи праздновать День военно-морского флота, представила рассказ-биографию папы, офицера-подводника, показав фото из семейного альбома. Артемов А., рассказывая о традиции чаепития с бабушкой, принёс чашку и вазочку для домашнего варенья. Запомнился фоторассказ Волкова К. о династии врачей в их семье, Хазиковой М. - о династии педагогов. В 4 классе ученики представляли проекты «Герб и девиз моей семьи».

Эмоционально близок детям творческий проект «Мой друг». Как выглядит? Каков характер? Чем увлекается? Занимается ли спортом? В чём хотел подражать другу? Вспомни случай, когда друг помог тебе.

         В разделе «Природные тела и явления» второклассники получили начальные астрономические знания (о звёздах, планетах, кометах, метеоритах). Интерес к космосу был огромный. Выполнили групповой проект о солнце от имени астронома, врача, поэта, художника, историка (древние представления о солнце). Выполняли информационные проекты «Покорители космоса». Закончили раздел индивидуальными проектами «Космическое путешествие». Колокольцева Н. и Корнеева А. представили дневники путешествия, Артамонов Ю. объёмную модель солнечной системы, Курбатова Д., Дуленцова Я., Богданович Б. - плоские, другие учащиеся презентации «Наша солнечная семья».

         Осознать красоту природы, а с другой стороны её ранимость и незащищённость, угрозу утраты красоты и гармонии  природы в результате неразумной деятельности человека помог проект «Разноцветная река», «Экологическое путешествие по реке».  На плакатах-памятках о чистоте и красоте водоёмов разместили синквейны с призывами беречь воду.                                

Используйте в практической деятельности метод проектов, который приносит радость познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира (из опыта работы учителя начальных классов

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира (из опыта работы учителя начальных классов

На современном этапе развития образования пристальное внимание обращено на один из методов познания окружающего мира - метод проектов

На современном этапе развития образования пристальное внимание обращено на один из методов познания окружающего мира - метод проектов

Этапы проектной деятельности.

Этапы проектной деятельности.

Как всякий процесс, формирование умений осуществлять проектную деятельность имеет своё развитие от 1 к 4 классу

Как всякий процесс, формирование умений осуществлять проектную деятельность имеет своё развитие от 1 к 4 классу

Из всего вышесказанного сделаем вывод, что формирование умений осуществлять проектную деятельность тесно связано с учебным процессом, а не становится какой-то надстройкой к нему

Из всего вышесказанного сделаем вывод, что формирование умений осуществлять проектную деятельность тесно связано с учебным процессом, а не становится какой-то надстройкой к нему

Эмоционально близок детям творческий проект «Мой друг»

Эмоционально близок детям творческий проект «Мой друг»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020