«Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Оценка 5

«Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Оценка 5
doc
Детсад
12.04.2020
«Организация работы по ранней профориентации дошкольников                                      в условиях ФГОС ДО»
организация профориентации.doc

«Организация работы по ранней профориентации дошкольников                                      в условиях ФГОС ДО»

 

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении – в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учѐтом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Реализация указанных задач – актуальное и значимое направление работы педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Проблема приобщения дошкольников к труду отражалась в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.  Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. 

В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.В. Мегедь, Л.А. Мишарина, А.А. Овчаров, А.Ш. Шахманова.

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы.

С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И.Бабаева и А.Г. Гогоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в дошкольном образовании.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

-       Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

-       Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

-       Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

В практике МБДОУ «Детский сад №2 «Белочка» накоплена определенная совокупность форм и методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Зная психологические и индивидуальные особенности ребенка в детском возрасте, мы стараемся спрогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы расширяем выбор ребенка, давая ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В МБДОУ «Детский сад №2 «Белочка» ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.

Цель: выстраивание в МБДОУ целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи:

1. Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях.

2. Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.

3. Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Наши педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Беседы, в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий. Так же в своей работе по ранней профориентации педагоги используют дидактические игры, наглядные пособия.

Экскурсии – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Педагоги с детьми совершали экскурсии в ателье, детскую библиотеку, пожарную часть, магазин, ремонтную мастерскую, парикмахерскую, непосредственно наблюдая за работой взрослых.

Технологии проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова)

При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом

Педагогами успешно реализованы проекты по ознакомлению детей с профессиями: «Зоопарк» (учитель-логопед) Никишина Г.С., «Профессии детского сада» (воспитатель средней группы Суханова Д.М.)

Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова)

Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая познавательно-исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Нашими педагогами была организована исследовательская деятельность с детьми старших и подготовительных групп: «Юные художники-модельеры одежды» Хворостьева Т.П., «Юный пекарь-кондитер» Гималетдинова Г.М., «Шоколатье» Дарьина С.Г.

Исследовательские проекты «Шоколатье» был отмечен дипломом 3 степени VI республиканского конкурса проектных работ детей дошкольного возраста «Радуга идей-2017», «Юные художники-модельеры одежды» - дипломом 1 степени районного конкурса «Лучший проект профориентационной работы в детском саду», 2019 год.

Участие детей в познавательно-исследовательской деятельности способствует повышению их познавательной активности. Они задают больше вопросов, активно проявляют интерес к предметам окружающего мира, устанавливают связи между свойствами предметов и их использованием.

Игровые технологии

Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Педагогами ДОУ широко используется «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр» (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и учения.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.).

Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей также развиваются психические процессы.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест-технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Педагоги провели с детьми подготовительной группы профориентационный квест «Город Мастеров» по профессиям сотрудников детского сада. Цель квеста – сформировать у детей позитивные установки и уважительное отношение к разным видам профессий. В Городе Мастеров участники отправились в путешествие по станциям: «Хранители здоровья», «Вкусняево», «Модельная», «Музыкальная», где выполняли различные задания, отгадывали загадки. Дети с помощью мастеров готовили канапе, изготовили платья для кукол, учились оказывать первую помощь, играли в оркестре на шумовых инструментах. Задачей каждой команды было, выполнив задание в мастерской, получить 4 фрагмента эмблемы. Все заработанные командами фрагменты сложились в конце мероприятия в эмблему квеста.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Интегрированный подход позволяет на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы у детей, это содействует процессу активного овладения знаниями по ранней профориентации.

Информационно-коммуникационные технологии

Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности, предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Наши педагоги используют в своей работе виртуальные экскурсии по ознакомлению с профессиями, которые позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения.  С помощью виртуальных экскурсий мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать. Педагогами созданы виртуальные экскурсии («Сахарный завод», «Где делают фарфоровую посуду?», «Народные промыслы», «Промышленные роботы»), обучающие мультимедийные презентации и мультфильмы «Калейдоскоп профессий», фонотека «Песни о профессиях»)

Также педагогами были разработаны авторские интерактивные игры по ранней профориентации «Город мастеров» Никишина Г.С., «Найди лишнее» Маликова Н.А., «Профессии» Имукова С.В.

Технология создания предметно-развивающей среды

Цель: создать и совершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием в  соответствии требованиям ФГОС ДО.

Успешное осуществление профориентационной работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям предметно-развивающей среды. Для это в группах оформлены специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом, атрибутами людей разных профессий, подборкой книг о профессиях.

С целью воспитания у детей позитивных установок к труду и построения развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО в МБДОУ «Детский сад №2 «Белочка»  был организован и проведен смотр-конкурс среди воспитателей групп «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда по ознакомлению дошкольников с профессиями»

В результате смотра-конкурса была пополнена развивающая среда групп играми, атрибутами и маркерами игрового пространства по профориентации с учетом гендерного подхода.

Взаимодействие с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Задача педагогов – донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему. В детском саду проходила неделя родительских профессий – воспитатели средней и старшей групп приглашали родителей, бабушек, которые рассказали детям о своей профессии, а также провели игры. Воспитатель старшей группы Имукова С.В. составила видеоклип из фотографий по итогам недели родительских профессий. Воспитатели средней группы проводили конкурс книжек-малышек по профессиям родителей. Воспитатели подготовительной группы «А» организовали родителей, и они сняли клип «Один день на работе у папы». Воспитатели подготовительной группы «Б» совместно с родителями создали стенгазету «Все работы хороши – выбирай на вкус» о профессиях родителей.

Также родители с удовольствием включаются в познавательно-исследовательскую и проектную деятельность с детьми. Совместно с родителями организуются фотовыставки, выставки рисунков.

Работа по ознакомлению дошкольников с профессиями ведется и с педагогами. Проводились педсоветы «Ознакомление с трудом взрослых как средство развития любознательности и познавательной активности дошкольников», «Ранняя профориентация дошкольников», семинар (методические посиделки) «Разговор о профессиях», семинар-практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации», деловая игра «Дошкольник и мир профессий», консультации для педагогов. Педагогами был оформлен музей профессий «Город мастеров», в котором собраны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактические игры, куклы в костюмах разных профессий.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Итогом профориентационной деятельности стало обобщение опыта работы педагогов. Был издан сборник «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых», рецензент: к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова ФГБОУ ВО «НГПУ» г. Набережные Челны РТ И.З. Хабибуллина.

Опыт профориентационной работы МБДОУ «Детский сад №2 «Белочка» был представлен в рамках районной августовской конференции педагогов г. Нурлат и Нурлатского муниципального района по теме «Доступность и качество – приоритеты региональной системы дошкольного образования» в 2018 году.

Считаем, что необходимо продолжить профориентационную деятельность в МБДОУ «Детский сад №2 «Белочка», так как раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.

Перспективы дальнейшей работы МБДОУ «Детский сад №2 «Белочка»:

-       совершенствовать профориентационную работу в МБДОУ с использованием современных педагогических технологий;

-       вести активную пропаганду работы МБДОУ по ранней профориентации дошкольников;

-       создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую освоению знаний о профессиях;

-       осуществлять преемственность в работе детского сада и школы в данном направлении.

Мы уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

 

 

 


Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях

Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях

Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере

Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере

Педагогами успешно реализованы проекты по ознакомлению детей с профессиями: «Зоопарк» (учитель-логопед)

Педагогами успешно реализованы проекты по ознакомлению детей с профессиями: «Зоопарк» (учитель-логопед)

Мастеров» по профессиям сотрудников детского сада

Мастеров» по профессиям сотрудников детского сада

С целью воспитания у детей позитивных установок к труду и построения развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с

С целью воспитания у детей позитивных установок к труду и построения развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с

Считаем, что необходимо продолжить профориентационную деятельность в

Считаем, что необходимо продолжить профориентационную деятельность в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020