Организация работы процедурного кабинета. Технология и стандарты выполнения работ процедурными медсестрами стационара и поликлиники.

  • Повышение квалификации
  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Организация работы процедурного кабинета. Технология и стандарты выполнения работ процедурными медсестрами стационара и поликлиники. » предусмотрена дополнительной профессиональной программой повышения квалификации и соответствует ФГОС по специальности «Сестринское дело» специалистов со средним медицинским образованием, профессиональному стандарту. Предполагает теоретическое изучение и рекомендации к их практическому применению для организации работ медицинскими сестрами процедурных кабинетов в ЛПУ с учетом актуальных требований СанПиН и норм, регламентирующих медицинскую деятельность.
Иконка файла материала Метод Технология и станд.docx

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

теоретического занятия

 

 

Тема:

«Организация работы процедурного кабинета. Технология и стандарты выполнения работ процедурными медсестрами стационара и поликлиники. »

 

 

Дисциплина:

Современные аспекты инфузионного дела.

Цикл обучения:

Организация работы процедурного кабинета.

Программа ДПО:

Повышение квалификации

Специальность:

Сестринское дело.

Контингент:

Специалисты со средним медицинским образованием

 

 

Автор:

Преподаватель ДПО СПб ГБУ «ЦПО СМП» Арбузова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол № ____ от «___»___20___ г.

Председатель ЦМК _______________

Методический совет ______________

Протокол № ____ от «___»___20___ г


 

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….. .3 стр.
  2. Цели занятия ……………………………………………………………………. 4 стр.
  3. Требование к знаниям и умениям …………………………………………….. 5 стр.
  4. Оптимизация знаний …………………………………………………………… 7 стр.
  5. Список литературы ……………………………………………………………... 8 стр.
  6. План занятия …………………………………………………………………….. 9 стр.
  7. Этапы занятия……………………………………………………………………. 10 стр.
  8. Приложение………………………………………………………………………..10 стр.

Приложение 1 (задание для самоподготовки слушателей)..…………………...11 стр.

 

Приложение 2 (вопросы исходного уровня )…………………....………………12 стр.

 

Приложение 3 (Итоговый контроль: тестовые задания)..……………………………………………...............................................13 стр.

 

Приложение 4 (тезисы)……………………………………………………………16 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Данная тема: «Организация работы процедурного кабинета. Технология и стандарты выполнения работ процедурными медсестрами стационара и поликлиники. » предусмотрена дополнительной профессиональной программой повышения квалификации и соответствует ФГОС по специальности «Сестринское дело» специалистов со средним медицинским образованием, профессиональному стандарту. Предполагает  теоретическое изучение и рекомендации к их практическому применению для организации работ медицинскими сестрами процедурных кабинетов в ЛПУ с учетом актуальных требований СанПиН и норм, регламентирующих медицинскую деятельность, законодательства.

Контроль знаний проводится на всех этапах занятия (материалы прилагаются).

Обучение по данной теме предполагает использование современных образовательных технологий и активных методов обучения и современных технических средств (проблемная лекция, интернет-технологии, электронной коммуникации), научно-обоснованного дидактического материала. Демонстрационный материал визуализирует тему. Подготовка к данной теме учитывает обзор ЭОР, видеоматериалов и учебной литературы.

 

Вид занятия

Тип занятия

Время

(мин)

Место проведения занятия

Теоретическое

Проблемная лекция

Вебинар

90

Интернет платформа Pruff.me.ru

 

 

 Освоение материалов  «Организация работы процедурного кабинета. Технология и стандарты выполнения работ процедурными медсестрами стационара и поликлиники.» помогает обучающимся в формировании способности самостоятельно формировать представление об условиях достаточного уровня оснащенности современного процедурного кабинета в медицинской организации, требованиям к квалификационным характеристикам медицинской сестры этого подразделения ЛПУ, согласно профессиональному стандарту "МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / МЕДИЦИНСКИЙ БРАТ".

Дать обучающимся современные знания проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, организации рабочего места и безопасной окружающей среды в помещениях медицинской организации, в том числе с асептическим режимом, исключения перекреста «чистого и грязного потока» инструментария, профилактике гемоконтактных и др инфекций у медперсонала в процессе профессинальной деятельности, обеспечение возможности оказания медицинской помощи пациентам в экстренной форме, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала, эксплуатации оборудования с соблюдением правил, инструкций по эксплуатации, требований охраны труда, проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни. Именно поэтому темы «Современных аспектов инфузионного дела» остаются актуальными и востребованными.                                                                                     Совершенствование  работы медицинской сестры улучшит качество оказания медицинской помощи пациентам различных  ЛПУ. Основной задачей является повышение профессионального уровня знаний и навыков оказания помощи пациентам.                                                                                                                                          В приложении методической разработки представлены: тезисы лекции, контролирующие материалы (вопросы исходного уровня знаний и тестовые задания). Занятие проводится с использованием ТСО – компьютерная презентация, которая содержит иллюстративные материалы.

 

2.Цели занятия.

Дидактическая: приобретение актуальных знаний по «Современным аспектам инфузионного дела», необходимых в практической деятельности медицинского работника среднего звена для максимально комплексной, грамотной  и своевременно оказанной медицинской помощи. 

Развивающие - способствовать формированию:

1.      Углубленных знаний в области сестринского дела, организации работы процедурного кабинета.

2.      Формированию умений и навыков в профессиональной деятельности, оптимизации и «зонирования» рабочих процессов в процедурном кабинете, особенностей и объемов выполнения медицинских манипуляций  пациентам разных возрастных групп и возможностей в связи с ограничениями по состоянию здоровья, правил работы (с высокотехнологичным в том числе) оборудованием в процессе оказания помощи, правил ведения соответствующей документации, мер безопасности на рабочем месте и профилактики гемоконтактных инфекций и иных заболеваний связанных с оказанием медицинских услуг.

3.      Организации собственной деятельности, выборов типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их выполнения и качества.

4.      Использованию информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности. Готовность к смене технологий в профессиональной деятельности.

5.      Самостоятельному определению задач профессионального и личностного развития,  самообразование, осознанному планированию повышения квалификации.

6.      Умения ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

 

 

Воспитательные: совершенствование профессионально значимых качеств личности таких, как организованность, внимательность, пунктуальность, уверенность в себе, моральная ответственность, дисциплинированность, работа в коллективе и команде, эффективное и общение с коллегами, руководством, потребителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Требования к знаниям слушателей:

 

Слушатели должны знать:

Вопросы организации работы процедурного кабинета с учетом:

1. Законов, стандартов, ГОСТов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере здравоохранения; основы трудового законодательства.                                                                            2. Выполнения медицинских манипуляций при оказании помощи пациенту, включая  обучение  и подготовку пациента (его законных представителей) и лиц, приёмам ухода, к исследованиям, лечебным и (или) диагностическим вмешательствам.                                                  3. Теоретических основ сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний и соблюдения  при этом санитарно-эпидемиологических правил в отделении МО.                                                                                                                       4. Особенностей работы с лекарственными средства в соответствии с инструкциями к их использованию.                                                                                                                                                             5.  Ассистирования врачу при выполнении медицинских вмешательств.                                                 6. Оказания медицинской помощи в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, отравлениях, травмах.      7. Правил сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций.                                     8. Правил эксплуатации медицинского инструментария и оборудования, подготовки инструментов и расходных материалов для проведения лечебных и (или) диагностических вмешательств (включая лекарственные препараты, медицинские изделия) в соответствии с нормативными правовыми актами и инструкцией по применению от производителя.       9.Правил ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации.                                                                                                                   10. Оказания психологической поддержки пациенту.                                                      11.Участия в проведении мероприятий медицинской реабилитации.                                       12. Медицинской этики, психологии профессионального общения.                            13.Создания здоровье сберегающей среды на рабочем месте.                                           14.Пропаганды здорового образа жизни; статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций.                                  15. Правил внутреннего трудового распорядка; правил по охране труда и пожарной             безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональные компетенции:

1.      Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

2.      Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, профилактических мероприятиях в отношении пациентов всех возрастных категорий, в том числе и  в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

3.      Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

4.      Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

5.      Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

6.      Оказывать паллиативную помощь.

7.      Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

8.      Определять и планировать потребность в материально-технических ресурсах и осуществлять контроль за их рациональным использованием.

9.      Ведение утвержденной медицинской документации.

10.  Оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья пациентов.

11.  Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

12.  Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.

 

 

 

 

 

 


4.Оптимизация знаний:

Методы обучения

Оснащение занятия

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Выход

Вход

Выход

Вход

-Проблемно – развивающий

-Объяснительно – иллюстрированный

-Алгоритмизированный

-Интернет-коммуникация

- Визуализация

- Рефлексия

 

-ТСО (компьютерная презентация, тесты квиз-опроса для работы он-лайн).

- Интернет- платформа (ЭОР)

-Конспект

-Папка с иллюстрационными материалами (рисунки, схемы, таблицы).

-Папка с контролирующими материалами.

 

Цикл: «Современные аспекты инфузионного дела».

 

Практическая деятельность:

-Алгоритмы рабочего процесса процедурной медсестры стационара

- Алгоритмы рабочего процесса процедурной медсестры поликлиники

- Алгоритм работы с инструктивными материалами, контроль выполнения СОП в МО

-Алгоритмы заполнения и ведения документации процедурного кабинета

-Алгоритмы работы медицинской сестры в каждой из зон процедурного кабинета.

Биоэтика

Основы права

Эпидемиология

Анатомия и физиология

Инф. заболевания

Иммунология

Терапия

Хирургия

Сестринское дело

Психология

Валеология

Охрана труда

Практическое занятие по данной теме.

Профилактическая медицина

Медицинское право

Медицинская этика и деонтология

Медицинская этика и деонтология

Основы трудового законодательства.

Инфекционный контроль

Инфекционная безопасность

Оказание помощи при неотложных состояниях

Трансфузиология

Медикаментозные и немедикаментозные методы лечения.

Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний.

 

-Организация работы процедурного кабинета (теоретическая часть и практическое занятие)

 

 

 

 

5.Список литературы.

Основная

литература для

преподавателей

Дополнительная литература для преподавателя

Основная литература для слушателей

Дополнительная литература для слушателей

1

Электронная система «Главная медсестра», данные на январь 2025г. https://www.zdrav.ru/articles/4293662707-obshchie-trebovaniya-po-profilaktike-infektsionnyh-bolezney-21-m03-02-ddtop

 

Образцы СОП для МО и инструкций по проведению уборок в процедурном кабинете.

Актуальные требования к хранению лекарственных средств и лекарство обороту в отделениях МО. 2025г

СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по
профилактике инфекционных болезней»

Электронная система «Главная медсестра», данные на январь 2025г. https://www.zdrav.ru/articles/4293662707-obshchie-trebovaniya-po-profilaktike-infektsionnyh-bolezney-21-m03-02-ddtop

 

            Конспект лекций

2

СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по
профилактике инфекционных болезней»

СанПиН 2.1.3684-21

СанПиН2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
 эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и
 транспорта, а так же условиям деятельности хозяйствующих
 субъектов, осуществляющий продажу товаров, выполнение работ
  или оказания услуг»

СанПиН 2.1.3684-21 "Сан-эпид требования к
 содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
 атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,
 эксплуатации производственных, общественных помещений,
 организации и проведению санитарно-противоэпидемических
 (профилактических) мероприятий»

Журналы и электронные системы для работников здравоохранения. https://www.proflit.ru/catalog/

 

СинПиН 2.1.3678-20

 

Образцы СОП для МО и инструкций по проведению уборок в процедурном кабинете.

Актуальные требования к хранению лекарственных средств и лекарство обороту в отделениях МО. 2025г

 

 


6.План занятия.

Ход занятия

Время

1

Вступительная часть:

5 мин

 

Организационный момент. Формулировка темы и ее обоснование.. Определение цели и задач.

5 мин

2

Основная часть занятия.

 70мин

 

Контроль исходного уровня знаний (опрос)

5 мин

Изложение материала. Обоснование проблематики изучаемого материала:

 

Вопросы стандартизации при оказании медицинской помощи согласно нормативным документам (данные на январь 2025г). Соблюдение правил и норм, актуальных инструкций, алгоритмов СОП при организации работы процедурного кабинета в МО. Исключение перекрестов «чистого и грязного» потоков при осуществлении медицинской деятельности. Стандарт оснащенности и документации процедурного кабинета ( в том числе в цифровом виде). Критерии оценки качества медицинской помощи.

65 мин

 

Обмен информацией с аудиторией, обоснование понимания содержания стандартов, должностных инструктивных материалов, рекомендаций СанПиНов, практического обмена опытом с комментариями преподавателя

 

3

Подведение итогов:

15 мин

 

Итоговый контроль знаний (тестовый контроль: квиз-опрос)

10 мин

 

Подведение итогов обобщение пройденного материала

2 мин

 

Задание для самоподготовки к практическому занятию (координация их переемственности в справочных материалах, передаваемых слушателям)

3 мин

 

Всего

 90 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Этапы занятия

Этапы занятия

Время

мин

Деятельность

преподавателя

Деятельность слушателя

Цель деятельности

Методическое обеспечение

1

Организационный момент

2

Приветствует слушателей, активизация внимания

Отвечают, готовятся к занятию

Организация обучающего пространства

Журнал, рабочие тетради, книги, опрос, контроль присутствия

Формулировка темы и ее обоснование

3

Объявляет тему, актуализирует ее значимость

Слушают, записывают

Сформировать учебную мотиввацию

ТСО, интернет- платформа для вебинара, презентация

 

2

Контроль исходного уровня знаний

5

Задает вопросы, предлагает на них ответить

Отвечают

 

Определить уровень базовых знаний

Вопросы для фронтального опроса слушателей,

Приложение 2

Изложение материала

65

Излагает новую тему, обозначает проблему, задает вопрос, корректирует ответы Демонстрирует рисунки, схемы, таблицы, презентацию, отвечает на вопросы.

Внимательно слушают, анализируют, спрашивают и отвечают .

Приобретение актуальных знаний.

ТСО, ЭОР Дидактический, методический материал

Демонстрационный материал (презентация и пр.).

3

Контроль усвоения материала (решение тестовых заданий)

10

Предлагает ответить на тесты, запускает квиз-опрос

Отвечают.

Корректирую ответы слушателей.

 

Определить уровень усвоения знаний

Тестовые задания

Приложение 3

Подведение итогов

2

Делает выводы, подводит итоги, подчеркивает +/-

Слушают, записывают.

Обобщение пройденного материала

Алгоритмы, схемы, выводы

Задание для самоподготовки к практическому занятию

3

Задает задания на дом.

Записывают, фиксируют. Задают вопросы.

Самоподготовка, самообразование, самоконтроль, подготовка к практике

Список литературы, задания для самостоятельной работы

 

 

 

 

 

Приложение 1

к методической разработке

 

Тема: «Организация работы процедурного кабинета. Технология и стандарты выполнения работ процедурными медсестрами стационара и поликлиники».

 

Задание для внеаудиторной работы.

 

Цель: самостоятельная подготовка к практической деятельности.

 

Задание для самоподготовки:

 

  • Изучить специальную литературу (см. конспект лекций и список литературы ниже по тексту).
  • Заполните таблицу 1 - по изучаемой теме:

 

Таблица 1

 

Основные вопросы по теме

Знаю ответ

Источник

Хочу узнать на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для самоподготовки:

1.      СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по
профилактике инфекционных болезней»

2.      СанПиН 2.1.3684-21 "Сан-эпид требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,
эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

3.      СинПиН 2.1.3678-20

4.      Образцы СОП для МО и инструкций по проведению уборок в процедурном кабинете. Актуальные требования к хранению лекарственных средств и лекарство обороту в отделениях МО. 2025г.Электронная система «Главная медсестра».

5.      Конспект лекций дисциплины «Процедурное дело», 2025г.

 

                                                                                                                    

 

 

 

                                                                                                                      Приложение 2

к методической разработке

 

 

 

Тема: «Организация работы процедурного кабинета. Технология и стандарты выполнения работ процедурными медсестрами стационара и поликлиники».

.

 

Вопросы для исходной оценки уровня знаний слушателей:

 

Верно ли утверждение, что:

1.      Сестринские стандарты – это общие принципы, отражающие основные критерии

сестринской профессии, которые служат ориентиром для медицинских сестер при принятии профессиональных решений. (+)

2.      В качестве внутреннего контроля медицинским организациям следует работать по стандартным операционным процедурам. (+)

3.      Медсестра процедурного кабинета должна знать:                                    

организацию и устройство процедурного кабинета, правила учета и хранения лекарственных препаратов, оснащение противошоковой и укладок «АНТИСПИД»(ф.50), инъекционные способы терапии, профилактику возможных осложнений, принципы оказания неотложной помощи и свои действия. (+)

4.      Стремиться менять перчатки перед каждым пациентом при взятии крови из периферической вены необязательно, достаточно…. обработать их антисептиком (-)

5.      Медсестра процедурного кабинета должна уметь:                                              

соблюдать технику безопасности во время работы с биологическими жидкостями пациента, колющими и  режущими инструментами, соблюдать режим дезинфекции использованного материала, инструментария и т.д., соблюдать условия асептики и 

антисептики. (+)                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 

 

 

 

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Приложение 3

к методической разработке

 

Тема: «Организация работы процедурного кабинета. Технология и стандарты выполнения работ процедурными медсестрами стационара и поликлиники».

 

Тестовые задания для итоговой оценки  усвоения знаний слушателями:

 

Выберете правильный ответ:

 

1.       Санитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим 

медицинскую деятельность регламентирует  документ:

а) СанПиН 2.1.3.2630-10

б) Ост 42-21-2-85

в) СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по
  профилактике инфекционных болезней»

г) СанПиН 2.1.7.728-99

 

       2.  При введении новых стандартов, правил, инструкций проводят инструктаж:

            а) целевой

            б) внеплановый

            в) повторный

            г) первичный

 

        3. Разрешается заполнение пакета для сбора медицинских отходов класса «В» не    

            более, чем на:

а) ½ объема

б) 1/3 объема

в) 3/4объема

г) 2/3 объема

 

  4. Рекомендательное собеседование проводят на этапе сестринского процесса:

а) обследование пациента

б) определение проблем пациента

в) планирование работ с пациентом

г) выполнение плана рабоы с пациентом

 

        5. Время обеззараживания инъекционного поля кожным антисептиком должно быть:

            а) менее 20 секунд

            б) не требуется

            в) в соответствии с рекомендациями, изложенными в инструкции по применению   

                используемого кожного антисептика

 

6.      От чего зависит расчет необходимого объема «рабочего» раствора дез. средства

для проведения генеральной уборки процедурного кабинета:

а) от высоты процедурного кабинета;

б) от длины процедурного кабинета;

в) от общей площади процедурного кабинета (включая все поверхности,

    подлежащие обработке) и в соответствии с инструкцией по применению

    используемого дезинфицирующего средства;

г) от количества обслуживающих процедур

 

    

        7. Для проведения генеральной уборки процедурного кабинета:

а) может быть использован любой уборочный инвентарь с маркировкой 

   «Процедурный кабинет»;

 

б) должен использоваться уборочный инвентарь с четкой маркировкой «Для

    генеральной уборки процедурного кабинета»;

в) может быть использован любой уборочный инвентарь без маркировки;

г) может быть использован любой уборочный инвентарь с маркировкой «Для  

   текущей уборки процедурного кабинета»

 

 

        8.  Текущая уборка процедурного кабинета должна проводиться:

а) каждые 6 часов;

б) не менее 2 раз в день и по необходимости;

в) 1 раз в день;

г) каждые 30 минут

 

 

        9. Стерильные перчатки можно надевать:

а) сразу же после обработки рук кожным антисептиком;

б) без обработки рук кожным антисептиком;

в) сразу же после полного высыхания кожного антисептика на коже рук;

г) спустя 5 минут после обработки рук кожным антисептиком

    

     10. Комплектуя укладку для профилактики гемоконтактных инфекций,  

            исключите лишний компонент из предлагаемого:

а) спирт этиловый 70%;

б) лейкопластырь;

в) 5% раствор йода;

г) спирт этиловый 96%

 

 

 

 

 

 

 

 

Эталоны ответов:

1- в, 2- б,  3- в,  4- в,  5-в,  6- в, 7-б,  8-б,  9-в,  10- г.

 

Критерии оценки:

v  10-7 правильных ответов – зачет,

v  менее 6 – не зачет.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

к методической разработке

      

 

 

Тезисы лекции.

Тема: «Организация работы процедурного кабинета. Технология и стандарты выполнения работ процедурными медсестрами стационара и поликлиники».

 

Практика медицинских сестер включает в себя ряд взаимосвязанных сфер деятельности: непосредственную помощь пациентам, работу в области сестринского образования, работу в области администрирования, разработку в области сестринской политики и научные сестринские исследования. Независимо от принадлежности к той или иной сфере сестринской деятельности все медицинские сестры руководствуются стандартами сестринской практики. Сестринские стандарты – это общие принципы, отражающие основные критерии сестринской профессии, которые служат ориентиром для медицинских сестер при принятии профессиональных решений. Сестринские стандарты информируют общественность и других медицинских работников относительно профессиональной деятельности медицинских сестер, обеспечивая безопасность как пациенту, так и медицинской сестре. Медицинская сестра несет личную ответственность за то, чтобы ее работа соответствовала стандартам сестринской практики.

В качестве внутреннего контроля медицинским организациям следует работать по стандартным операционным процедурам (СОПам), данная рекомендация прописана в п.7 Приложения к приказу Минздрава РФ от 31.07.2020 №785н.
Соблюдение данных правил относится к лицензионным требованиям (постановление Правительства от 01.06.2021 №852)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОДОТЧЕТНОСТЬ

1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области сестринского дела  допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», сертификат по специальности «Сестринское дело».

1.2. В практической деятельности использует стандарты, протоколы и методические рекомендации, утвержденные Министерством здравоохранения РФ и поддерживаемые Ассоциацией медицинских сестер России.

1.3. В своей работе руководствуется, профессиональным стандартом "Медицинская сестра / медицинский брат» утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 475н,
Пр. МЗ РФ от 2 мая 2023 г. N 205н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам здоровья населения, а также распоряжениями и указаниями вышестоящих органов и должностных лиц.

В организации и выполнении работ процедурными медсестрами стационаров и поликлиник важны документы:
-Федеральный Закон РФ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О
 санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
-СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
 эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и
 транспорта, а так же условиям деятельности хозяйствующих
 субъектов, осуществляющий продажу товаров, выполнение работ
  или оказания услуг»
-СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к
 содержанию территорий городских и сельских поселений, к
 водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
 атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,
 эксплуатации производственных, общественных помещений,
 организации и проведению санитарно-противоэпидемических
 (профилактических) мероприятий»
-СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по
  профилактике инфекционных болезней» (с 01.09.2021г)
- МУ 287-113 «Методические указания по дезинфекции,
  предстерилизационной очистке и стерилизации изделий
  медицинского назначения».

1.4. Специалист по сестринскому делу используется на должностях, соответствующих специальности «Сестринское дело». Назначение и увольнение осуществляется руководителем в установленном порядке.

Каждый специалист сестринского дела подотчетен перед обществом и несет ответственность за то, чтобы его практическая деятельность и поведение соответствовали требованиям законодательства и стандартам профессии.

2. ОБЪЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

Специалист по сестринскому делу берет за основу практической деятельности знания, полученные в медицинском учебном заведении, согласно образовательному стандарту, связанные с сестринским делом по специальности и занимаемой должности.

3. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРИМЕНЕНИИ

Специалист по сестринскому делу определяет состояние здоровья пациента и его реакции на существующие проблемы со здоровьем, планирует уход за пациентом, выполняет назначения врача по диагностическому и лечебному процессу согласно номенклатуре ПМУ, утвержденных МЗ РФ; оценивает результаты сестринского ухода. Деятельность специалиста сестринского дела соответствует критериям качества оказания помощи

4. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

Специалист сестринского дела в практической деятельности придерживается этических принципов сестринской профессии и берет за основу в решении этических проблем «Этический кодекс медицинских сестер России».

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Специалист сестринского дела оказывает услуги по выполнению лечебных, диагностических и гигиенических мероприятий согласно утвержденных должностных инструкций и функциональных обязанностей по занимаемой должности, а также сотрудничает с другими специалистами медицинской бригады в предоставлении медико-профилактической помощи населению

6. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Специалист сестринского дела берет на себя основную ответственность за поддержание высокого уровня компетентности, подготовки к практической деятельности и приобретении знаний, основанных на научных исследованиях и профессиональных навыков в практической деятельности. Специалист сестринского дела непрерывно повышает свою квалификацию, используя все формы, принятые в системе последипломного образования и методы поддержания уровня своей квалификации на рабочем месте, стремясь улучшить качество своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА:                                                                                                            Цель деятельности:                                                                                                             -выполнение всех видов инъекций;                                                                           -проведениие инфузионной терапии (в том числе и гемотрансфузий);                -подготовка и участие в проведении врачебных манипуляций(все виды пункций).

Медсестра процедурного кабинета должна знать:                                                -организацию и устройство процедурного кабинета;                                            -правила учета и хранения ампулированных лекарственных препаратов;         -препараты инфузионной терапии, в том числе крови и кровезаментителей;     -оснащение противошоковой и антиспидной укладок;                                              -принципы проведения инфузионной терапии, возможные осложнения;           -разведение антибиотиков;                                                                                       -постинъекционные осложнения и их профилактику;                                          -неотложные состояния, принципы оказания неотложной помощи и свои действия;                                                                                                                    -правила обращения с пациентами различного возраста, с учетом их индивидуальных особенностей.

 Медсестра процедурного кабинета должна уметь:                                                -соблюдать технику безопасности во время работы с биологическими жидкостями пациента, колющими и режущими инструментами;                              -соблюдать режим дезинфекции использованного материала, инструментария и т.д.;                                                                                                                           -соблюдать условия асептики и антисептики;                                                                               -правильно накрывать стерильный стол (лоток) и работать с ним;                      -вводить лекарственные препараты  в∕к ,п∕к, в∕м, в∕в;                                              -брать кровь из вены и проводить кровопускание (по назначению врача);         -подготавливать проведение инфузионной терапии;                                               -правильно надевать и снимать халат,колпак, маску, перчатки;                                                                                                                                                        -наблюдать за состоянием пациента во время инфузионной терапии;                             -проводить текущую и генеральную уборку процедурного кабинета;                   -вести документацию процедурного кабинета установленной формы.  Рабочее место медсестры – процедурный кабинет.                        

    

 

 

Уровень подготовки медсестер процедурных кабинетов ранее соответствовал «Квалификационным характеристикам специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»,утвержденных Пр МЗ РФ №249 от 19.08.97 года «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» и «Положением о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; но он утратил силу на основании Пр Минздравсоцразвития РФ №165 от 07.04.2008г. В настоящее время номенклатура медицинских сестер и фельдшеров теперь регламентируется новым Пр № 176н от 16.04.2008г.(в редакции №199 от 30.03.2010г.).                                                               Наименования и количество специальностей средних медработников не изменилось. Отменены приложения:

o   Перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалиста;

o   Положение о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием;

o   Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Будут созданы новые инструктивные документы. Пока же можно ориентироваться на старые («Положение о специалистах» и «Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» в старой интерпритации см. в Приложениях 1 и 2).

     К занятию профессиональной деятельностью допускаются лица, получившие высшее или среднее медицинское образование и специальное звание (квалификацию) в РФ, имеющие диплом и сертификат специалиста. «Положение об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников» координировано выпиской из Пр МЗ РФ №186 от 05.06.98г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»                                                                                    «Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в учреждениях здравоохранения» в соответствии со ст.63 «Основ законодательства об охране здоровья граждан»   Приказами МЗ РФ №314 от 09.08.2001г. «О порядке получения квалификационных категорий» и №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ».

Организация и выполнение работ процедурными медсестрами стационаров и поликлиник регламентируется приказами:

1.     «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и др. лечебных стационаров». Санитарно – эпидемические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.1375 – 03, утвержденные 06.06.2003г. и введенные с 30.06.2003г.

2.     Ост 42 – 21 – 2 – 85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения».

3.     Пр. МЗ РФ №408 от 12.07.89г. «О мерах по снижению заболеваемости  вирусными гепатитами в стране».

4.     Пр. МЗ СССР №720 от 31.07.1978г. «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усиление мероприятий по борьбе с ВБИ».

5.     Пр. Комитета по здравоохранению С-Петербурга № 681∕264

от 29.12.95 г. «Об организации медицинского освидетельствования населения для выявления ВИЧ – инфекции».

ЗА НЕ ВЫПОЛНЕНИЕ требований медработники несут УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!!!

При введении НОВЫХ СТАНДАРТОВ, ПРАВИЛ, ИНСТРУКЦИЙ проводится ВНЕПЛАНОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕДСЕСТРЫ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА:

1.     Общие положения.

1.1. Процедурная м∕с принимается и увольняется главным врачом, по согласованию с зав. отделением;

1.2. Работает под непосредственным руководством старшей м∕с отделения, зав. отделением, главной м∕с больницы, а в их отсутствие – дежурного врача;

1.3. В подчинении у процедурной м∕с санитарка процедурного кабинета, санитарка – уборщица, санитарка палатная;

1.4. В своей работе руководствуется настоящей инструкцией, и инструктивно – методической документацией по роду своей деятельности.

2.     Медсестра процедурного кабинета обязана:

2.1. Подготавливать рабочее место к проведению процедур;

2.2. Неукоснительно выполнять правила асептики и антисептики при содержании и подготовки медикаментов и инструментария к работе;

2.3. Подготавливать стерильный материал к манипуляциям и инъекциям;

2.4. В совершенстве владеть техникой инъекций (в∕к, п∕к, в∕м, в∕в);

2.5. Проводить капельные и струйные переливания кровенаполняющих лекарственных веществ;

2.6. Владеть в совершенстве методикой определения группы крови и резус-фактора;

2.7. Владеть методикой переливания крови и ее компонентов;

2.8. Оказывать экстренную помощь при возникновении экстремальных состояний и осложнений заболеваний;

2.9. Строго соблюдать правила введения различных лекарственных препаратов (дозировку, противопоказания, совместимость и т.д.);

2.10.                 Соблюдать очередность введения больным лекарственных препаратов по тяжести заболевания;

2.11.                 Своевременно оформлять и подавать старшей м∕с заявки на необходимые медикаменты и инструментарий;

2.12.                 Строго соблюдать сан-эпидрежим на рабочем месте;

2.13.                 Докладывать зав. отделением, лечащему врачу о случаях отказа больным проведения им назначенных процедур;

2.14.                 Иметь ввиду:

·             список больных, переболевших болезнью Боткина ,

·             журнал обследования на ВИЧ-инфекцию,

·             список больных, которые не переносят тот или иной препарат (с названием препарата),

·             инструкций по обработке шприцев, другого инструментария и стерилизации.

2.15.                 Строго соблюдать правила хранения медикаментов и инструментария;

2.16.                 Содержать инструментарий и оборудование в рабочем состоянии;

2.17.                 Сдавать перевязочный материал на стерилизацию и получать его обратно;

2.18.                 Четко и своевременно оформлять документацию процедурного кабинета;

2.19.                 Соблюдать трудовую дисциплину и правила техники безопасности;

2.20.                 Проводить санитарно-просветительную работу (беседы, санбюллетени);

2.21.                 Повышать свой профессиональный уровень:

·             Посещать занятия медсестер

·             Посещать больничные конференции

·             Посещать занятия медсестер в отделениях.

3.     Процедурная медсестра имеет право:

3.1. Требовать своевременного обеспечения медикаментами и инструментарием (согласно оформленных заявок);

3.2. Получать информацию, необходимую для выполнения своих функциональных обязанностей

3.3. Вносить предложения по улучшению условий труда, внедрению прогрессивных методов деятельности, как процедурных медсестер, так и другого медперсонала;

3.4. Принимать активное участие в общественной жизни коллектива, общественной организации.

4.     Процедурная медсестра несет ответственность:

4.1. За полное и своевременное проведение процедур больным по назначениям лечащих врачей;

4.2. За содержание вверенного инструментария и оборудования на рабочем месте, соблюдение асептики и антисептики при проведении процедур;

4.3. За соблюдение сан-эпид режима на рабочем месте;

4.4. За хранение медикаментов в процедурном  кабинете;

4.5. За соблюдение трудовой дисциплины, правил техники безопасности

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА

ГИГИЕНА ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДСЕСТРЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ВНЕШНЕМУ ВИДУ 

     Процедурная медсестра должна быть образцом чистоты и аккуратности. По необходимости показан прием гигиенического душа, важно тщательно следить за руками в соответствии со стандартом.                                                    Очень важна опрятность одежды с учетом установленной формы. Придя на работу,  медсестра переодевается в брючный костюм или халат с коротким рукавом. Уличную обувь меняет на туфли, на среднем каблуке, не производящие шума при ходьбе и хорошо поддающиеся обеззараживанию. Волосы необходимо скрыть под медицинской шапочкой. От медицинской сестры не должны исходить запахи духов и пр. (т. к. у некоторых больных наблюдаются  аллергические реакции).

В арсенале защитной одежды должны присутствовать одноразовая маска, пластиковые очки или лицевая маска «Барьер», разовые перчатки. Соответствующий внешний вид вызывает доверие пациента и в ее присутствии он чувствует себя увереннее и спокойнее. 

ПОДГОТОВКА КАБИНЕТА К РАБОТЕ                                              Переодевшись, процедурная медицинская сестра должна вымыть руки, проверить наличие:

-       антисептиков и жидкого мыла;

-       разовых полотенец или бумажных салфеток для рук;

-       перчаток;

-       дезинфектантов;

-       необходимого количества упаковок стерильного материала;

-       необходимого количества упаковок шприцев, периферических     катетеров, инфузионных систем, систем для забора крови;

-       необходимого количества лекарственных препаратов;

-       пакетов для отходов классов «А» и «Б»;

-       комплектности аптечки аварийных ситуаций;

-       комплектности противошокового набора;

-       пробирок для проб крови на исследование;

-       сывороток для определения группы крови;

-       пополнить все недостающие предметы;

-       проверить температуру в холодильнике и зафиксировать показатели в журнале;

-       приготовить растворы дезинфектантов необходимых концентраций;

-       надеть перчатки;

-       большой марлевой салфеткой, смоченной раствором дезинфектанта для обработки поверхностей или с дозатором обработать все рабочие горизонтальные поверхности;

-       снять перчатки, утилизировав отходы;

-       включить бактерицидный облучатель.             

 

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА ПОЛИКЛИНИКИ

-       В гардеробе снять верхнюю одежду;

-       в комнате медперсонала переодеть платье на х∕б или костюм, сменить уличную обувь, одеть колпак и иметь маску;

-       подготовка кабинета к работе;

-       утром с 800 до 900 забор крови для различных исследований, вымыв руки, одев перчатки, маску;

-       до установленного времени сдать кровь в лабораторию;                                                           бланки направлений закрепить на ВНЕШНЕЙ стороне емкости, 

-       С 1100 начало манипуляций:

o   Гигиеническая обработка рук, проверить на биксе дату вскрытия и химический контроль в нем,

o   выполнить в∕м, в∕в, п∕к, в∕к инъекции, заполнять системы для в∕в капельного введения по технологиям;

o   дезинфекция медицинского инстументария по установленной инструкции;

o   после дезинфекции, при децентрализованной системе проводится предстерилизационная очистка и стерилизация.

-       В конце рабочего дня провести текущую уборку кабинета, подготовить  к следующей смене.

 

 

 

 

 

 

Алгоритм рабочего процесса процедурной медсестры стационара

Комната среднего мед.персонала,Вымыть руки и начать работу в процедурном кабинете,Провести текущую уборку кабинета,Убедиться в наличии даты стерилизации,Убедиться в наличии необходимых для работы,Накрыть стерильный стол для работы в дневное время,Убедиться в последовательном расположении предметов на манипуляционных столах,Начать выполнение манипуляций,В конце рабочего дня подготовить кабинет для работы в ночное время.Пополнить запасы:,Провести текущую уборку кабинета,Накрыть стерильный стол для работы в ночное время,Сдать ключи от кабинета дежурной медсестре с отметкой в журнале,Гардероб,Снять верхнюю одежду,•	Переодеть платье на хлопчатобумажное
•	Сменить обувь
•	Надеть колпак, халат
•	Снять кольца
,•	Биксов
•	Шприцев
•	Капельниц
•	Ватных шариков
•	Пинцетов
•	Лотков и др.
,•	Дез.растворов
•	Лекарственных средств
•	Растворов для инъекций  (сроки годности)
•	«Целостности» посиндромных наборов
,•	Лекарственных средств
•	Дез.растворов
•	Шприцев и т.д.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУКТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1.     Профессионально – должностная инструкция

2.     Приказы, инструктивные письма МЗ РФ, учреждений Госсанэпиднадзора, местной администрации, регламентирующих деятельность медсестры процедурного кабинета

3.     Перечень документации процедурного кабинета

4.     Перечень оборудования, оснащения процедурного кабинета

5.     Перечень последовательности рабочего процесса

6.     Перечень медикаментов, необходимых для оказания экстренной помощи

7.     Перечень медикаментов, перечень мероприятий, проводимых при анафилактическом шоке

8.     Памятка медсестры об осторожном и внимательном обращении с лекарственными средствами

9.     Перечень лекарственных средств, сроки годности

10. Инструкции по хранению препаратов

11. Высшие разовые дозы наркотических средств

12. Таблицы противоядий при отравлении наркотическими средствами

13. Высшие разовые и суточные дозы сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств

14. Несовместимость лекарственных средств

15. Перечень лекарственных средств, хранимых в холодильнике, последовательность их размещения

16. Инструкция по подготовке рук к накрытию стерильного стола

17. Техника выполнения инъекций

18. Инструкция по уходу за подключичным катетером

19. Схема расположения медикаментов в шкафах

20. Последовательность расположения и оборудования на манипуляционных столах в дневное и ночное время

21. Образцы требований для выписки кровезаменителей, крови и инфузионных растворов

22. Техника взятия крови для лабораторных исследований

23. Методика постановки проб на скрытую кровь

24. Порядок работы с кровью

25. Техника переливания крови

26. Порядок обработки инструментов для использования

27. Комплекс противоэпидемический мероприятий по профилактике ВИЧ∕СПИД, гепатитов в процедурном кабинете

28. Меры по предосторожности при работе с дезинфицирующими и моющими средствами

29. Первая помощь при отравлении дезинфицирующими средствами

30. Приготовление 1 л моющего раствора для ПСО

31. Методы стерилизации

32. Уборка процедурного кабинета

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДСЕСТРЫ

     Оценка качества проводится по пятибалльной системе, один раз в квартал, комиссией в составе: главной медицинской сестры, зав. отделением, старшей медицинской сестры, медицинских сестер структурных подразделений.                                                                Критерии оценки качества работы процедурной медсестры:

1.     Уровень профессиональной подготовки медицинской сестры включает в себя:

1.1.          Владение манипуляционной техникой в соответствии с алгоритмами действий:

·        алгоритмы действий при выполнении манипуляций;

·        знание анатомии человека;

·        знание основ фармакологии;

·        уровень подготовленности при оказании неотложной помощи;

·        знание и умение применять на практике приказы, касающиеся компетенции медсестры.

1.2.          Постинъекционные осложнения:

·        виды осложнений;

·        количество осложнений;

·        исход осложнений.

1.3.          Инфекционная безопасность:

·        Правила работы с дезинфицирующими средствами;

·        Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима;

·        результаты всех видов контроля за проведением дезинфекции, ПСО, стерилизации;

·        Соблюдение техники безопасности при выполнении манипуляций (контакт с биологическими жидкостями);

1.4.          Повышение квалификации медсестры:

·        Владение смежными специальностями;

·        Участие в конференциях, семинарах;

·        Результаты сдачи зачетов;

·        Наличие квалификационной категории.

 

1.     Знания оцениваются по пятибалльной системе. Манипуляционная техника:

o   Наличие осложнений – 0 баллов;

o   Нарушение манипуляционной техники – 2,5 балла;

o   Нарушение инфекционной безопасности – 2,5 балла;

o   При отсутствии нарушений – 5 баллов.

2.     Своевременность выполнения назначений, организация труда, творческий подход к делу оцениваются по пятибалльной системе:

o   Без нарушений – 5 баллов;

o   Имеются некоторые замечания – 2,5 балла;

o   Серьезные нарушения – 0 баллов.

3.     Ведение документации в соответствии с формой, своевременность и регулярное заполнение документов оценивается по пятибалльной системе:

o   При отсутствии нарушений – 5 баллов;

o   При незначительных нарушениях – 2,5 балла;

o    При халатном отношении к ведению документации – 0 баллов.

4.     Соблюдение этического кодекса медсестры, соблюдение принципов деонтологии, профессиональная компетентность, гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав, уважение к своей профессии оцениваются по пятибалльной системе:

o   Соблюдение этического кодекса – 5 баллов;

o   Имеются незначительные нарушения – 2,5 балла;

o   Грубые нарушения – 0 баллов.

5.     Профилактическая работа с пациентом включает проведение лекций, бесед, выпуск санбюллетеней, разработку методический рекомендаций для пациентов, профилактическую работу с родственниками больного и оценивается по пятибалльной системе:

o   Активное участие в профилактической работе – 5 баллов;

o   Формальное отношение к данной работе – 2,5 балла;

o   Неучастие в профилактической работе – 0 баллов.

По результатом насчитывается интегральный коэффициент качества (ИКК), который равен отношению суммы фактически набранных баллов к их максимально возможному числу. Например 40:60=0,66

 

 

 

 

Стандарт оснащения процедурного кабинета оборудованием, инвентарем и инструментарием. Документация процедурного кабинета, размещение и ведение. Особенности процедурного кабинета стационара и поликлиники.

 

   ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ОСНАЩЕНИЮ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА

1.     Помещение должно быть площадью не менее 12-20м2 с естественным и искусственным освещением;

2.     Светильники общего освещения должны быть со сплошным рассеивателем, установлены на потолке, стенах;

3.     Вентиляция приточно-вытяжная, с механическим побуждением, должна быть возможность проветривания через форточки, створки и т.д., система кондиционирования воздуха;

4.     Температура воздуха в помещении не менее 20-250 С, при относительной влажности 60-65%;

5.     Бактерицидные облучатели (УФО) с 2-мя выключателями (напольные, настенные, потолочные);                                                                         !!!Включение  облучателей прямого и отражательного воздействия осуществляется раздельно:

·        выключатели светильников отражательного действия располагаются в помещении, а прямого – вне помещений из расчета 1Вт мощности лампы на 1м3 помещения. Их располагают не менее, чем на 2 – 2,5 м от пола. Включают на 30-60 минут(Руководство Р 3.1.683 – 98 «Использование УФ излучателей для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях»)

·        во время работы бактерицидных ламп вывешивают трафарет: «НЕ ВХОДИТЬ! Работают бактерицидные лампы!»

6.     Стены, потолки, пол должны быть из влагостойких материалов, устойчивых к действию моющих и дез.средств.                            ПОВЕРХНОСТИ НЕ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ТРЕЩИН, щелей, дыр!!!

7.     Процедурный кабинет должен быть оборудован:

·        секционной мойкой с подводкой горячей и холодной воды (для промывания инструментов после этапов дезинфекции отдельно)

·        краном с локтевым смесителем

·        дозаторами (локтевыми) с жидким (антисептическим) мылом и раствором антисептика

·        диспенсером для бумажных полотенец

·        зеркалом

·        емкостями для дезинфекции шприцев, систем, шариков ∕ салфеток

·        емкостями для утилизации отходов в соответствии с требованиями биологической безопасности

·        кнопкой для приглашения пациентов в кабинет

·        светящимся табло над входной дверью: «Войдите!

·        вешалкой для халата

8.     В процедурном кабинете выделяют АСЕПТИЧЕСКУЮ, РАБОЧУЮ и ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ЗОНУ и обеспечивают исключение перекрестов чистого и «грязного» потоков.     Процедурный кабинет должен иметь:

-       медицинский шкаф

-       рабочий стол

-       2-а манипуляционных стола

-       кушетку (2 шт.)

-       бытовой холодильник

-       2-а стула

-       стол с выдвижными ящиками или 2-е тумбы для дезинфицирующих средств

!!! В СТАЦИОНАРАХ ДОЛЖНО БЫТЬ 2-А ПРОЦЕДУРНЫХ КАБИНЕТА для:

-       проведения в∕в инъекций и забора крови из вены для исследований

-       проведения др.инъекций (в∕м, п∕к, в∕к)                                   

Мебель должна иметь влагостойкие поверхности, подлежащие дезинфекции.

·        В АСЕПТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ располагают медицинский шкаф с лекарственными средствами и стерильными материалами в упаковке и манипуляционный стол.                

        Стерильные материалы в упаковке должны храниться на    

                                отдельной полке. Лекарственные средства размещают в                                   

                                шкафу в соответствии с требованиями фарм.порядка.             

                                Стерильные упаковки с разовыми шприцами,   

                                периферическими катетерами, иглами и инфузионными         

                                   системами на день работы могут храниться в выдвижном 

                                ящике манипуляционного стола.

·        В РАБОЧЕЙ ЗОНЕ выполняются все манипуляции пациенту и заполняется медицинская документация.          В этой зоне располагаются кушетка, холодильник, рабочий и 2-ой манипуляционный стол. На 2-м манипуляционном столе размещаются штативы с пробирками для крови, локтевой валик, жгуты, комплект для определения группы крови. Все медицинские документы располагаются на рабочем столе процедурной медсестры. Холодильник предназначен для хранения при температуре +20С    +40С лекарственных и биологических препаратов, обязательно наличие в нем термометра.

·        В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЗОНЕ располагается раковина, тумбочка с дез.средствами. На тумбочке – 2-е емкости с дез. растворами для дезинфекции поверхностей, инструментов. В тумбочке хранится 3-х дневный запас  дез. средства, моющие и чистящие средства, чистая сухая ветошь, мерная посуда.

ПРОВЕТРИВАНИЕ ПРОВОДИТЬ не менее 4-х раз в сутки.    

ГРАФИК проветривания вывешивается на двери с внешней                        стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНДАРТ ОСНАЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА

Наименование

Кол-во

1.       

Облучатель бактерицидный стационарный(потолочный или настенный)

1

2.       

Облучатель бактерицидный передвижной

1

3.       

Сухожаровой шкаф

1

4.       

Комплект для переливания крови

2

5.       

Инструментарий:

-        зажимы кровоостанавливающие

-        корнцанг

-        пинцет анатомический

-        пинцет анатомический малый

-        ножницы

-        роторасширитель

-        языкодержатель

-        мешок Амбу

-        коробки стерилизационные

 

4

2

2

2

2

1

1

1

8

6.       

Жгут для остановки кровотечения

2

7.       

Жгут для в∕в вливаний

2

8.       

Штативы для сывороток

1

9.       

Штативы для пробирок

2

10.   

Укладка на форму №50

1

11.   

Контейнеры для отправки пробирок в лабораторию

2

12.   

Лотки почкообразные

4

13.   

Кюветы малые и средние

4

14.   

Штативы для в∕в капельных вливаний

6-12

15.   

Термометр для холодильника

1

16.   

Термометр для сухожарового шкафа

1

17.   

Термометр водяной

1

18.   

Емкости для дезинфекции

2

19.   

Емкости для предстерилизационной очистки

2

20.   

Мерные емкости для дезинфицирующего и моющего средств

 

21.   

Дозатор для жидкого мыла

1

22.   

Дозатор для антисептика

1

23.   

Диспенсер для одноразовых полотенец

1

24.   

Перчатки разных размеров

50-100

пар

25.   

Химический контроль (тест полоски на все режимы)

 

26.   

Системы одноразовые

10

27.   

Шприцы одноразовые

50-100

28.   

Емкость для дезинфекции кровяных шариков

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНДАРТ ОСНАЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА  ТВЕРДЫМ ИНВЕНТАРЕМ

Наименование

Кол-во

1.

Рабочий стол медсестры

1

2.

Стул для медсестры

1

3.

Винтовой стул

1

4.

Медицинский шкаф для стерильных растворов и медикаментов

1

5.

Манипуляционный столик

2

6.

Тумбочка

1-2

7.

Холодильник

1

8.

Кушетка медицинская

1

9.

Стол процедурный

1

10.

Мусоросборник  (ведро эмалированное с крышкой)

1

11.

Уборочный инвентарь:

В идеале уборочная тележка двух- или одноведерная

-        ведро для мытья полов

-        ведро для мытья стен

-        швабра для мытья полов

-        швабра для мытья стен

 

 

1

1

1

1

ВЕСЬ УБОРОЧНЫЙ ИНВЕНТАРЬ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ЧЕТКУЮ МАРКИРОВКУ С УКАЗАНИЕМ ПОМЕЩЕНИЙ И ВИДОВ РАБОТ

 

 

 

 

 

 

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА

 

Журнал врачебных назначений

Ф.И.О.

пациента

Палата паци-ента

Наименование процедуры (лек.средства)

Количество назначенных процедур

Даты проведения процедур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журнал учета взятия крови для биохимических исследований

№ п∕п

Ф. И. О. пациента

Кровь на исследования

Дата взятия крови

Роспись м∕с

 

 

 

 

 

 

 

Журнал учета крови на RW

№ п∕п

Ф.И.О. пациента

Возраст

№ истории болезни

Дом. адрес

Дата взятия крови на RW

Дата получения анализа

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журнал учета взятия крови на СПИД

№ п∕п

Ф.И.О. пациента

Возраст

№ истории болезни

Дом. адрес

Дата взятия крови на СПИД

Дата получения анализа

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журнал учета крови и кровезаменителей

№ п∕п

Дата переливания

Переливание повторное или первичное

Ф.И.О. пациента

Возраст детей до 1-го года

№ истории болезни

Группа крови и резус-фактор больного

Показания к переливанию

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Трансфузионная среда

Доза перелитой трансфузионной среды

Всего перелито трансфузионной среды

Группа крови и резус фактор

Компоненты и препараты крови

Гемодинамич препараты крови (полиглюкин,желатиноль)

Дезинтоксикационные (гемодез,полидез)

Препарат для парентерального белкового питания (гидролизат казеина, аминопептид)

9

10

11

12

13

14

15

 

Паспорт флакона

Способ переливания

Трансфузионные реакции (слабая, средняя, сильная)

Осложнения после переливания

Подпись врача (разбор чиво)

№ этикетки (серия препарата, заведение-изготовитель)

Дата заготовки (выписка препарата)

16

17

18

19

20

21

 

 

Журнал учета работы сухожарового шкафа

Дата

Режим стерилизации

Наименование

Кол-во стерилизу

емого материала

Упа-

ковка

Время стерилизации

Хими

ческий контроль

Под-

пись м∕с

начало

окончание

выемка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Журнал учета результатов контроля работы паровых и воздушных стерилизаторов

Дата

Марка,          

 № стерилизатора

Стерилизуемые изделия

Упаковка

Время стерилизации

Режим

Тест – контроль

Подпись

 

Наименование

Кол-во

Начало

Конец

Давление

T0

Биологический

 

 

 

Термический

Химический

 

Журнал учета качества предстерилизационной обработки

Дата

Способ обработки

Применяемое средство

Результаты выборочного  контроля

Фамилия лица, проводивше

го контроль

Наименование изделий

Кол-во штук

Из них загрязненных:

Кровью

Моющими средствами

 

График (форма) проведения генеральной уборки процедурного кабинета (наименование подразделения)

1-го отделения на апрель 200 8 г.

Запланирована

Проведена

Название и концентрация дез.препарата

Подпись

(кем проведена уборка)

06.04.2024

06.04.2024

 

 

13.04.2024

13.04.2024

 

 

20.04

20.04

 

 

27.04

27.04

 

 

 

Подписи: начальник отделения; ст.медицинская сестра.

 

 

 

 

 

 

 

Журнал (форма) регистрации бактерицидной установки и учета работы бактерицидных ламп

I.        Характеристика бактерицидных установок и ламп

Отделение (подразделение);  наименование и объем помещения; наименование бактерицидной  установки

 

 

Порядковый № бактерицидной лампы; наименование; дата ввода и эксплуатации

Ресурс работы  ламп 

(в соответствии с паспортом)

Ориентировочный срок замены ламп (в год работают около 600 час.)

Режим работы (непрерывный или повторно кратковременный  интервал между сеансами облучения)

Объект обеззараживания (воздух или поверхность, или то и другое)

Условия обеззараживания (в присутствии или отсутствии людей)

Примечание

II.     Учет работы бактерицидных ламп

Дата

№ бакте

рицидных ламп

Текущая уборка

Генераль

ная уборка

Подпись ответственного лица

Количество часов работы (итоговое)

 

 

 

 

За месяц

За год

Всего

(с начала эксплуатации)

1.01.08

1

 

 

 

 

 

 

 

 

-..-

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3.01.08

1

 

 

 

 

 

 

 

 

-..-

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА

1.     Должностная инструкция.

2.     Журнал проведения генеральных уборок.

3.     График работы.

4.     Журнал врачебных назначений.

5.     Журнал учета взятия проб крови для биохимического исследования.

6.      Журнал учета взятия проб крови на RW.

7.     Журнал учета взятия проб крови на ВИЧ.

8.     Журнал учета крови и кровезаменителей.

9.     Журнал учета работы сухожарового шкафа.

10. Журнал качества ПСО.

11. Журнал учета лекарственных препаратов, подлежащих предметно – количественному учету.

12. Журнал учета ядовитых лекарственных средств.

13. Журнал учета расходов спирта.

 

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА  СТАЦИОНАРА

1.     Журнал регистрации генеральных уборок.

2.     Журнал учета взятия проб крови для биохимического исследования.

3.     Журнал учета работы процедурного кабинета.

4.     Журнал врачебных назначений.

5.     Журнал учета в∕в вливаний и капельниц.

6.     Журнал учета в∕м, п∕к введений и антибиотиков.

7.     Журнал учета  переливания крови и кровезаменителей.

8.     Журнал сдачи шприцев в ЦСО.

9.     Журнал сдачи шприцев при смене.

10. Журнал учета больных, перенесших вирусный гепатит.

11. Журнал отметки температуры в холодильнике.

12. Журнал учета наркотических лек. средств

 

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 


 

Скачано с www.znanio.ru