Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.8

Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.

Оценка 4.8
docx
24.05.2020
Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.
Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.docx

Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.

У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Русский язык и литература – сложные предметы. Поэтому  уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Когда я начала общаться с такими детьми, мне стало понятно,  что  нужен индивидуальный подход к каждому, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества.

         Основная задача изучения детьми с ОВЗ предмета  русский язык  — открыть  школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.

         С чего же  начать работу? Конечно же с  составления календарно-тематического планирования, при этом для учащегося   с ОВЗ  ставим следующие задачи:

общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.

Особое значение уделяем коррекционно-развивающим задачам – развитию речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической).  

Воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью.

Проводим   корректировку содержания программы в соответствии с целями обучения для ребенка  с ОВЗ (на более сложные темы («Наречие», «Союз») предусматриваю дополнительные коррекционно-индивидуальные занятия);  отвожу дополнительное время на закрепление раздела;  предусматриваю  увеличение времени на итоговое повторение раздела;

домашнее задание упрощенное.

Помимо задач по  обучению   необходимо решить следующие задачи:

- повысить самооценку ребёнка;

- расширить представления обучающегося о мире в целом;

-  усилить положительное отношение к учебной деятельности.

При работе с детьми с ОВЗ необходима разноуровневая дифференциация обучения. Она широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Необходимо учитывать при этом индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных. Как лучше преподнести новый материал? Учащихся с ОВЗ следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал. Поэтому теоретический материал даю в ознакомительном плане и опираюсь на наглядные представления учащихся. Излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем. Необходимо учитывать, что при опросе учащиеся с ОВЗ часто не могут привести свои примеры к правилу, и это не только дети с ЗПР, но и с другими заболеваниями в силу своего состояния, а лишь по возможности заучивают теорию с уже существующими примерами. Максимально использую наглядные средства обучения, большое внимание уделяю практической работе, выполнению простейших заданий, если это ребенок с ЗПР. Положительную роль в развитии внимания, мышления, памяти, развитии речи играет словарно-орфографическая работа, которую я провожу на каждом уроке. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся. При этом обязательно пишем на доске слова для зрительного восприятия. На доске написано слово, производится подбор однокоренных слов, составляется предложение с этим словом; если изучается сложное предложение, то сложное составляется, если диалог, то несколько реплик. Если изучается тема «Причастный оборот», то составляется предложение с данным словом и причастным оборотом. Учащиеся активно включаются в работу.

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) состоит из следующих этапов:

1) Организационный этап.

2) Этап проверки домашнего задания,

3) Воспроизведение опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5)Этап применения и закрепления знаний в знакомой ситуации (выполнение типовых заданий).

6) Этап применения и закрепления знаний в измененной ситуации (выполнение конструктивных заданий).

7) Этап применения и закрепления знаний в новой (проблемной) ситуации (выполнение творческих заданий).

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • деятельности для учащихся и учащихся с ОВЗ не разделяются на этапе проверки домашнего задания, постановки целей и задач урока, а также этапе рефлексии.

Разделение типов заданий для учащихся и для учащихся с ОВЗ происходит на этапах актуализации знаний и этапах применения и закрепления знаний. Именно на этих этапах необходимо дифференцировать задания для всех учащихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стимулы повышения интереса к предмету  детей разнообразны:

  1. занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);
  2. заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;
  3. похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.        

 Для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ рекомендую использовать занимательный материал. Он прекрасно воздействует на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение.

Опорные схемы, таблицы, алгоритмы, комплекты карточек разного уровня сложности и разного объёма дают возможность проводить многократное повторение материала.

Дидактическая игра является одной форм обучения детей. Она развивает самостоятельность и активность, позволяет давать посильное задание каждому ребёнку. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, обогащают речь, способствуют развитию логического мышления.

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного яркого занимательного материала. Например, такой приём, как «цветной» диктант.

Работа по развитию речи должна быть составной частью любого урока, так как ограниченный словарный запас и недостаточно развитая устная и письменная речь учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются причиной возникающих трудностей при создании собственных текстов. Обязательными являются следующие задания:

  • дописать предложения, начальные слова которых даны;
  • выполнить задания, где требуется из ряда данных слов найти наиболее точное и вставить его в текст;
  • подобрать синонимы (к отдельным словам текста)
  • найти слова, обозначающие действия (цвет, форму и так далее)
  • найти предложения, в которых заключен основной смысл.
  • придумать заглавие к данному тексту (отрывку)
  • пример творческого задания «Восстанови текст».

Электронные учебные пособия по русскому языку и литературе, созданные на базе мультимедиа, оказывают благотворное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в эпоху литературного героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания. От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Несомненно, хороший смех дарит здоровье и радость ребенку от общения. Новые образовательные технологии способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и дифференцировать процесс обучения, повышают интерес, активизируют познавательную деятельность учащихся. Благодаря их внедрению в образовательный процесс учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Принципы работы с обучающимися с ОВЗ

  • Максимальная загрузка умственной работой на уроке (дома могут не выполнить задания).
  • Возможность доделать работу дома.
  • Посильные задания. Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.
  • Нельзя допускать перегрузок, переутомления.
  • Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
  • Оказание индивидуальной помощи учащимся с ОВЗ.
  • Поэтапное формирование умственных действий, поэтапное разъяснение инструкции.
  • Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
  • Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале). Использование маркеров для выделения важной информации.
  • Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
  • Наглядные (зрительные, слуховые, двигательные) опоры в обучении, электронные образовательные ресурсы: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки, видеоуроки, аудиокниги, презентации.
  • Использование на уроках занимательного материала.
  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
  • Связь предметного содержания с жизнью.
  • Работа с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика.
  • Использование вставок на доску (буквы, слова)
  • Листы с упражнениями, требующие минимального заполнения.
  • Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.
  • Создание доброжелательной атмосферы на уроке.

 

Организация работы с детьми с

Организация работы с детьми с

Излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих

Излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих

Опорные схемы, таблицы, алгоритмы, комплекты карточек разного уровня сложности и разного объёма дают возможность проводить многократное повторение материала

Опорные схемы, таблицы, алгоритмы, комплекты карточек разного уровня сложности и разного объёма дают возможность проводить многократное повторение материала

Принципы работы с обучающимися с

Принципы работы с обучающимися с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020