Организация работы с одаренными и высокомотивированными детьми (на примере МБОУ ТСОШ)"
Оценка 4.7

Организация работы с одаренными и высокомотивированными детьми (на примере МБОУ ТСОШ)"

Оценка 4.7
doc
13.11.2022
Организация работы с одаренными и высокомотивированными детьми (на примере МБОУ ТСОШ)"
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МСП.doc

Выступление на муниципальном совещании педагогов

"Организация работы с одаренными и высокомотивированными детьми (на примере МБОУ ТСОШ)"

 

Сегодня для России достаточно активна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одаренными детьми является крайне необходимой.

Проблема одаренности – это проблема качественного характера. Давайте попробуем различить 2 основных понятия: одаренный ребенок и высокомотивированный ребенок.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности.

Мотивированные (способные) дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи.

В 2014 году с учетом муниципальной поддержки одаренных детей на базе МБОУ ТСОШ была создана институционная площадка «Модель выявления и сопровождения одаренных детей». Ее основной целью было создание условий для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки   и сопровождения одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности. Срок ее реализации был рассчитан до 2017 года. После площадка стала функционировать в штатном режиме.

Модель определяла направления в работе с одарёнными детьми и обозначала функционал и основное содержание деятельности по уровням образования и субъектам данного процесса. Программа также была направлена на разработку содержания, определение форм и методов работы с детьми разных возрастов по выявлению и развитию их творческой индивидуальности, и одаренности, а также подготовку педагогов, работающих с одаренными детьми. Модель с 2015 года стала структурным элементом Региональной модели выявления, поддержки и развития одаренных детей.

В ходе работы Модели педагогами-психологами проводились диагностические исследования одаренности учащихся. За период деятельности Модели на базе МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа был создан целый комплекс диагностических процедур и методов по выявлению одаренных детей, а также разработана программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Все диагностические исследования начинались с начальной школы. В рамках Модели работали 24 педагога. На каждого учащегося, проявляющего интерес к дисциплинам, науке, спорту составлялся индивидуальный образовательный маршрут. С целью организации системной работы по поддержке одаренных детей был создан институциональный Банк данных «Одаренные дети», который в разные годы включал от 115 до 158 одаренных детей. С 2017 года появился банк «Интеллектуальных высокомотивированных обучающихся». Количество обучающихся в нем составляло от 34 до 68 учащихся. Весьма закономерным является то, что наши «звездочки», наши победители и призеры олимпиад, наши обладатели премий, грантов, сертификатов, обучающиеся 10-11 классов – это те самые ученики, которые были выявлены в ходе работы Модели выявления и сопровождения одаренных детей».

С 2015 года непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых детей на базе школы проводилось через тьюторское сопровождение одаренных детей. Тьюторы закреплялись за конкретным ребенком через приказ. По сути в данном случае выстраивалась адресная, индивидуальная поддержка одаренного ребенка. В разные годы в период с 2015 по 2017 годы тьюторами были 3-5 человек.

С 2018 года было принято решение продолжить работу по выявлению и сопровождению одаренных обучающихся через введение мониторинговой деятельности. В МБОУ ТСОШ продолжали действовать банк «Одаренные дети» и «Интеллектуально мотивированные обучающиеся». Но, к ним дополнилось ведение портфолио индивидуальных образовательных достижений. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащегося в период его обучения с 1 по 11 классы. В основе своей введение такого рода оценки в основном направлено на выявление большего количества высокомотивированных обучающихся.

Основными задачами ведения Портфолио являются:

  • создание для каждого ученика ситуации переживания успеха;
  • поддержание высокой учебной мотивации учащегося;
  • поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и
  • самообучения;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьника;
  • формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со Школой.

С момента ведения Портфолио в качестве оценки образовательных достижений обучающихся было выявлено еще 45 высокомотивированных обучающихся.

С 2018 года с целью выявления наиболее одаренных учащихся в различных областях науки и развитие их творческих способностей был создан Научно-исследовательский центр наукоемкого инновационного обучения на базе МБОУ ТСОШ. Единый центр научного и эколого-просветительского обучения охватывает своей деятельностью от учеников младших классов до выпускников. Деятельность Центра носит практический характер. за весь период существования НИЦНИО учащиеся и их наставники подготовили более 32 научно-исследовательских работ и успешно защитили их на следующих Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах, форумах и слетах. Руководители центра, педагоги не раз становились обладателями премии главы в категории "Лучший наставник". Охват обучающихся в рамках Центра составляет 24 ребенка.

Одной из основных целей Центра наукоемкого инновационного обучения является организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и дальнейшей социализации, связанной с выбором профессии. Большим достижением является заключение договора о профессиональной ориентации учеников и научно-практическом сотрудничестве с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российским государственным гидрометеорологическим университетом» (г. Санкт Петербург) в мае 2021 года.

С 2020 года в рамках муниципальной модели наставничества на базе МБОУ ТСОШ разработаны:

- «Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества в МБОУ ТСОШ;

- Положение о наставничестве в МБОУ ТСОШ;

- Программа целевой модели наставничества в МБОУ ТСОШ.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы. На данном этапе школа придерживает 2 моделей наставничества: «учитель – учитель» и «учитель-ученик». С сентября 2021 года начата работа по формированию модели «ученик-ученик». В рамках первой модели в МБОУ ТСОШ задействованы 12 наставников и наставляемых. В рамках второй модели – 15 наставников и наставляемых.

Активное включение учащихся школы в процесс инновационного, экспериментального и исследовательского обучения проходит в рамках внедрения  федерального проекта "Современная школа" национального проекта «Образование» в форме Центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Основной целью «Точки роста» является формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков по предметным областям, а также внеурочной деятельности. Овладение новыми знаниями и компетенциями, работа в условиях коворкинг-центра с использованием медиа-зоны позволяет детям 8-11 классов совершенствовать коммуникативные навыки, креативность, стратегическое и пространственное мышление на более современном оборудовании. На сегодняшний день  в штатном составе Центра "Точка роста" - 10 педагогов. Охват учащихся по состоянию на 1 сентября 2021 года составляет более 650 учащихся.

            В образовательной практике сложились такие формы выявления талантливых детей, как олимпиады, конкурсы, смотры, фестивали, чемпионаты, турниры, форумы. Участие в них имеет позитивные последствия — для победителей установлены льготы, гарантии, поощрения материального характера.

            Всероссийская олимпиада школьников — ключевой элемент в системе выявления одаренных школьников, призванные выполнять роль «социального лифта». Мониторинг школьного и муниципального этапов ВОШ показывает, что на протяжении пяти лет количественный показатель участия учащихся, победителей и призёров растет.

            В рамках МБОУ ТСОШ принята "дорожная карта" по повышению качества участия во Всероссийской олимпиаде школьников. Определены основные формы работы, список талантливых олимпионков. На каждого обучающегося, показывающего стабильные или высокие результаты в данном направлении составляется индивидуальный образовательный маршрут. Период реализации маршрута - один учебный год. В дальнейшем проводит анализ работы, вносятся коррективы.

            С момента принятия "Дорожной карты" по повышению качества участия во ВсОШ появились результаты по ряду предметов на регионе: призер по экологии (2020 г.), 2 призера по физической культуре (2020 г., 2021 г.).

            Обучающиеся МБОУ ТСОШ активно принимают участие в научно-исследовательских конференциях для школьников и студентов. стабильные результаты показываются в рамках следующих мероприятий:

  • Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников, младших школьников «Я – исследователь»
  • Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений
  • Муниципальный этап открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее»

·        Окружное заочное соревнование юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор» Районный конкурс экскурсоводов музеев и музейных комнат Районный конкурс детских исследовательских работ «Твои люди, Север!»

  • Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского

Важным направлением в работе с одарёнными детьми является общественное признание, сертификация достижений, стимулирование детей к научным, творческим, спортивным достижения. Обучающиеся нашей школы ежегодно становятся грантами, стипендиатами районных конкурсов Главы Тазовского района. В этом году был отмечен 21 обучающийся МБОУ ТСОШ.

Организация целенаправленной и системной работы по созданию креативной образовательной среды требует и соответствующего уровня профессионального мастерства от педагогов. К организации работы с педагогами в этом направлении необходимо подходить дифференцированно, так как определенная часть педагогов проявляет профессиональную заинтересованность в работе со способными и одаренными, готова к выявлению и развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся как на уровне базового компонента, так и в рамках дополнительного. На сегодняшний день 36 педагогов МБОУ ТСОШ задействованы в работе по выявлению и сопровождению одаренных обучающихся. многолетняя практика показала эффективность работы в рамках Индивидуального образовательного маршрута как обучающегося, так и педагога. С 2019 года такой маршрут составляет и педагог.

Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика. За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися можно сделать следующие выводы:

  • работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
  • работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
  • целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
  • ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

 

 

 

 

Заместитель директора по НМР                                                     Баранникова С. А.


Выступление на муниципальном совещании педагогов "Организация работы с одаренными и высокомотивированными детьми (на примере

Выступление на муниципальном совещании педагогов "Организация работы с одаренными и высокомотивированными детьми (на примере

С целью организации системной работы по поддержке одаренных детей был создан институциональный

С целью организации системной работы по поддержке одаренных детей был создан институциональный

Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российским государственным гидрометеорологическим университетом» (г

Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российским государственным гидрометеорологическим университетом» (г

Муниципальный этап открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее» ·

Муниципальный этап открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее» ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022