Организация работы с одаренными и высокомотивированными детьми (на примере МБОУ ТСОШ)"

  • doc
  • 13.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МСП.doc

Выступление на муниципальном совещании педагогов

"Организация работы с одаренными и высокомотивированными детьми (на примере МБОУ ТСОШ)"

 

Сегодня для России достаточно активна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одаренными детьми является крайне необходимой.

Проблема одаренности – это проблема качественного характера. Давайте попробуем различить 2 основных понятия: одаренный ребенок и высокомотивированный ребенок.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности.

Мотивированные (способные) дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи.

В 2014 году с учетом муниципальной поддержки одаренных детей на базе МБОУ ТСОШ была создана институционная площадка «Модель выявления и сопровождения одаренных детей». Ее основной целью было создание условий для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки   и сопровождения одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности. Срок ее реализации был рассчитан до 2017 года. После площадка стала функционировать в штатном режиме.

Модель определяла направления в работе с одарёнными детьми и обозначала функционал и основное содержание деятельности по уровням образования и субъектам данного процесса. Программа также была направлена на разработку содержания, определение форм и методов работы с детьми разных возрастов по выявлению и развитию их творческой индивидуальности, и одаренности, а также подготовку педагогов, работающих с одаренными детьми. Модель с 2015 года стала структурным элементом Региональной модели выявления, поддержки и развития одаренных детей.

В ходе работы Модели педагогами-психологами проводились диагностические исследования одаренности учащихся. За период деятельности Модели на базе МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа был создан целый комплекс диагностических процедур и методов по выявлению одаренных детей, а также разработана программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Все диагностические исследования начинались с начальной школы. В рамках Модели работали 24 педагога. На каждого учащегося, проявляющего интерес к дисциплинам, науке, спорту составлялся индивидуальный образовательный маршрут. С целью организации системной работы по поддержке одаренных детей был создан институциональный Банк данных «Одаренные дети», который в разные годы включал от 115 до 158 одаренных детей. С 2017 года появился банк «Интеллектуальных высокомотивированных обучающихся». Количество обучающихся в нем составляло от 34 до 68 учащихся. Весьма закономерным является то, что наши «звездочки», наши победители и призеры олимпиад, наши обладатели премий, грантов, сертификатов, обучающиеся 10-11 классов – это те самые ученики, которые были выявлены в ходе работы Модели выявления и сопровождения одаренных детей».

С 2015 года непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых детей на базе школы проводилось через тьюторское сопровождение одаренных детей. Тьюторы закреплялись за конкретным ребенком через приказ. По сути в данном случае выстраивалась адресная, индивидуальная поддержка одаренного ребенка. В разные годы в период с 2015 по 2017 годы тьюторами были 3-5 человек.

С 2018 года было принято решение продолжить работу по выявлению и сопровождению одаренных обучающихся через введение мониторинговой деятельности. В МБОУ ТСОШ продолжали действовать банк «Одаренные дети» и «Интеллектуально мотивированные обучающиеся». Но, к ним дополнилось ведение портфолио индивидуальных образовательных достижений. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащегося в период его обучения с 1 по 11 классы. В основе своей введение такого рода оценки в основном направлено на выявление большего количества высокомотивированных обучающихся.

Основными задачами ведения Портфолио являются:

  • создание для каждого ученика ситуации переживания успеха;
  • поддержание высокой учебной мотивации учащегося;
  • поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и
  • самообучения;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьника;
  • формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со Школой.

С момента ведения Портфолио в качестве оценки образовательных достижений обучающихся было выявлено еще 45 высокомотивированных обучающихся.

С 2018 года с целью выявления наиболее одаренных учащихся в различных областях науки и развитие их творческих способностей был создан Научно-исследовательский центр наукоемкого инновационного обучения на базе МБОУ ТСОШ. Единый центр научного и эколого-просветительского обучения охватывает своей деятельностью от учеников младших классов до выпускников. Деятельность Центра носит практический характер. за весь период существования НИЦНИО учащиеся и их наставники подготовили более 32 научно-исследовательских работ и успешно защитили их на следующих Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах, форумах и слетах. Руководители центра, педагоги не раз становились обладателями премии главы в категории "Лучший наставник". Охват обучающихся в рамках Центра составляет 24 ребенка.

Одной из основных целей Центра наукоемкого инновационного обучения является организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и дальнейшей социализации, связанной с выбором профессии. Большим достижением является заключение договора о профессиональной ориентации учеников и научно-практическом сотрудничестве с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российским государственным гидрометеорологическим университетом» (г. Санкт Петербург) в мае 2021 года.

С 2020 года в рамках муниципальной модели наставничества на базе МБОУ ТСОШ разработаны:

- «Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества в МБОУ ТСОШ;

- Положение о наставничестве в МБОУ ТСОШ;

- Программа целевой модели наставничества в МБОУ ТСОШ.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы. На данном этапе школа придерживает 2 моделей наставничества: «учитель – учитель» и «учитель-ученик». С сентября 2021 года начата работа по формированию модели «ученик-ученик». В рамках первой модели в МБОУ ТСОШ задействованы 12 наставников и наставляемых. В рамках второй модели – 15 наставников и наставляемых.

Активное включение учащихся школы в процесс инновационного, экспериментального и исследовательского обучения проходит в рамках внедрения  федерального проекта "Современная школа" национального проекта «Образование» в форме Центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Основной целью «Точки роста» является формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков по предметным областям, а также внеурочной деятельности. Овладение новыми знаниями и компетенциями, работа в условиях коворкинг-центра с использованием медиа-зоны позволяет детям 8-11 классов совершенствовать коммуникативные навыки, креативность, стратегическое и пространственное мышление на более современном оборудовании. На сегодняшний день  в штатном составе Центра "Точка роста" - 10 педагогов. Охват учащихся по состоянию на 1 сентября 2021 года составляет более 650 учащихся.

            В образовательной практике сложились такие формы выявления талантливых детей, как олимпиады, конкурсы, смотры, фестивали, чемпионаты, турниры, форумы. Участие в них имеет позитивные последствия — для победителей установлены льготы, гарантии, поощрения материального характера.

            Всероссийская олимпиада школьников — ключевой элемент в системе выявления одаренных школьников, призванные выполнять роль «социального лифта». Мониторинг школьного и муниципального этапов ВОШ показывает, что на протяжении пяти лет количественный показатель участия учащихся, победителей и призёров растет.

            В рамках МБОУ ТСОШ принята "дорожная карта" по повышению качества участия во Всероссийской олимпиаде школьников. Определены основные формы работы, список талантливых олимпионков. На каждого обучающегося, показывающего стабильные или высокие результаты в данном направлении составляется индивидуальный образовательный маршрут. Период реализации маршрута - один учебный год. В дальнейшем проводит анализ работы, вносятся коррективы.

            С момента принятия "Дорожной карты" по повышению качества участия во ВсОШ появились результаты по ряду предметов на регионе: призер по экологии (2020 г.), 2 призера по физической культуре (2020 г., 2021 г.).

            Обучающиеся МБОУ ТСОШ активно принимают участие в научно-исследовательских конференциях для школьников и студентов. стабильные результаты показываются в рамках следующих мероприятий:

  • Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников, младших школьников «Я – исследователь»
  • Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений
  • Муниципальный этап открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее»

·        Окружное заочное соревнование юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор» Районный конкурс экскурсоводов музеев и музейных комнат Районный конкурс детских исследовательских работ «Твои люди, Север!»

  • Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского

Важным направлением в работе с одарёнными детьми является общественное признание, сертификация достижений, стимулирование детей к научным, творческим, спортивным достижения. Обучающиеся нашей школы ежегодно становятся грантами, стипендиатами районных конкурсов Главы Тазовского района. В этом году был отмечен 21 обучающийся МБОУ ТСОШ.

Организация целенаправленной и системной работы по созданию креативной образовательной среды требует и соответствующего уровня профессионального мастерства от педагогов. К организации работы с педагогами в этом направлении необходимо подходить дифференцированно, так как определенная часть педагогов проявляет профессиональную заинтересованность в работе со способными и одаренными, готова к выявлению и развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся как на уровне базового компонента, так и в рамках дополнительного. На сегодняшний день 36 педагогов МБОУ ТСОШ задействованы в работе по выявлению и сопровождению одаренных обучающихся. многолетняя практика показала эффективность работы в рамках Индивидуального образовательного маршрута как обучающегося, так и педагога. С 2019 года такой маршрут составляет и педагог.

Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика. За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися можно сделать следующие выводы:

  • работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
  • работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
  • целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
  • ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

 

 

 

 

Заместитель директора по НМР                                                     Баранникова С. А.