Организация работы Школы молодого педагога

  • doc
  • 23.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация работы Школы молодого педагога.doc

Организация работы Школы молодого педагога

 

Введение

Особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Это связано с тем, что начинающие педагоги дополнительного образования являются специалистами в какой-либо области знаний, но не имеют базового педагогического образования. Поэтому начинающему педагогу следует оказывать особую систематическую и разностороннюю по­мощь.

В работе с молодыми специалистами используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, консультации, обсуждаются вопросы по методике планирования занятий.

Организуются консультации по:

- оформлению журналов;

- составлению календарно-тематических планов.

  Проводятся практикумы по:

- разработке планов воспитательной работы;

- поурочному планированию;

- проектированию методической структуры занятия;

- планированию учета знаний.

Молодым специалистам выдаются памятки и методические разработки по темам:

1.     «Основные компоненты современного урока»

2.     «Подготовка педагога к занятию»

3.     «Этапы планирования занятия и подготовка к нему педагога»

4.     «Примерное содержание разделов поурочного плана»

5.     «Алгоритм анализа педагогом проведенного занятия»

На начальном этапе проводятся индивидуальные беседы, выяс­няются склонности и личные интересы, каким кружком мог бы он руководить. Первые встречи — это установка на систе­матическую самообразовательную работу, на самоанализ и са­мооценку. В процессе таких бесед выясняется, как педагог оценивает свою подготовленность к ведению конкретных заня­тий; определяется, какая первоочередная помощь ему нужна, и как в будущем рациональнее использовать его в общественной работе.

До начала занятий педагога знакомят с помещением, в кото­ром он будет работать, с едиными требованиями, существующи­ми в данном учреждении дополнительного образования, с тра­дициями, с распорядком дня, с методическими достижениями педагогического коллектива, с работой методических объедине­ний, с оснащенностью учебных помещений.

Методист, заместитель директора по УВР и члены методи­ческого совета дают целый ряд консультаций начинающему педагогу по различным вопросам учебно-воспитательной рабо­ты. Обсуждаются вопросы:

          как подготовиться к занятиям, каковы дидактические тре­бования к плану занятий;

          примерная программа изучения индивидуальных особен­ностей детей;

          как осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

          как реализовать психолого-педагогические требования к со­временному занятию;

          критерии в оценке занятий.

Начинающего педагога необходимо познакомить с библио­текой, с имеющимися наглядными пособиями, с расписанием занятий.

Для начинающего очень важно первое занятие. Когда идти первый раз на занятия к начинающему педагогу? Следует пре­доставить достаточно времени, чтобы педагог мог освоиться, уз­нать детей, привыкнуть к новой обстановке, найти себя и свое место в кружке. На первых порах вполне достаточно беседы с педагогом о том, как прошло его первое занятие. Хорошо, если беседа будет целенаправленной и предметной. Для этого педа­гогу надо заранее предложить несколько ведущих вопросов, чтобы он мог подготовиться к беседе по существу, к самоанали­зу своего первого занятия. Такой канвой для беседы могут быть, например, следующие вопросы.

1.      Удалось ли осуществить намеченный план занятия?

2.      В какой мере?

3.      Насколько качественно?

4.      Были ли отступления от плана?

5.      Усвоили ли дети материал?

6.      Как была организована деятельность педагога и детей на занятиях?

7.      Кто работал интенсивнее — педагог или воспитанник?

8.      Какие моменты занятия были самыми удачными?

9.      Что было явно неудачным на занятии?

Полезно сначала предоставить начинающему педагогу воз­можность самому проанализировать свое занятие, самому оце­нить его, определив, в какой мере достигнуты учебные и воспи­тательные цели, которые были намечены. Самоанализ позволя­ет выработать привычку критически оценивать свои действия, видеть свои недостатки и пути их устранения.

 

Подготовка к осуществлению деятельности Школы молодого педагога

 

Первый этап

Организация Школа молодого педагога начинается с разработки, рассмотрения и утверждения Положения о Школе молодого педагога.

 

Примерное положение о Школе молодого педагога

1. Общие положения.

1.1. Школа молодого педагога – элемент методической системы МОУ ДОД "Дом детского творчества" г. Воркуты, является составной частью системы повышения квалификации учителей и объединяет молодых специалистов, начинающих и не имеющих педагогического образования педагогов, имеющих стаж до 3 лет. Школа молодого педагога – это постоянно действующее профессиональное объединение педагогов.

1.2. Цель школы молодого педагога – организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов, формирование у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

1.3. Задачи Школы:

- удовлетворять потребности молодых педагогов в непрерывном об­разовании;

- выявлять профессиональные, методические проблемы в учебном процессе начинающих педагогов и содействовать их разрешению;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;

- помочь молодым учителям внедрить современные подходы и пе­редовые педагогические технологии в образовательный процесс.

- пропагандировать педагогическое мастерство опытных преподавателей и оказывать помощь в совершенствовании знаний методики и педагогики;

- формировать навыки в проведении диагностики и самодиагностики.

1.4. Руководство Школой может осуществлять заместитель директора или методист.

 

2. Полномочия.

2.1. Организация групповых занятий для молодых педагогов, проведе­ние практических семинарских занятий, научно-практических конференций, заслушивание отчетов членов Школы молодого педагога по вопросам орга­низации учебной деятельности и профессиональному самообразованию.

2.2. Организация изучения профессиональных потребностей молодых педагогов, помощь в самосовершенствовании.

2.3. Организация работ по изучению передового педагогического опы­та в образовательных учреждениях.

2.4. На занятиях школы молодого педагога оказывается теоретическая и практическая помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса:

- работа с документацией, образовательными программами;

- современные подходы к занятию;

- культура анализа и самоанализа занятия, досугового мероприятия;

- диагностика обученности, реальных способностей обучающихся;

- рефлексия педагогической деятельности;

- психологизация образовательного процесса и т.д.

 

3. Организация деятельности.

3.1 Школа молодого педагога проводится в форме теоретических и практических занятий.

3.2. К основным формам работы школы молодого педагога относятся:

- круглые столы, семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты педагогов;

- открытые занятия (лекции, семинары), лабораторные и практические занятия;

- лекции, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспи­тания;

- изучение передового педагогического опыта.

3.3. Заседания Школы проводятся 1 раз в месяц. В течение всего года возможны индивидуальные консультации с руководителем Школы молодого педагога, педагогами высшей и первой квалификационной категории.

 

4. Права и обязанности.

4.1. Участники и руководитель Школы молодого педагога имеют право:

- принимать участие в конференциях, творческих и педагогических мастерских;

- использовать материальную базу МОУ ДОД "Дом детского творчества" г. Воркуты для самообразования;

- получать консультативную помощь от педагогов-наставников, повышать свою квалификацию;

- участвовать в работе педагогических советов, совещаниях, заседаниях методических объединений.

4.2. Участники и руководитель Школы молодого педагога несут ответственность за выполнение поставленных перед ними задач, функций и обязанностей.

 

5. Документация и отчетность.

- положение о Школе молодого педагога;

- план работы;

- банк данных об учителях Школы молодого педагога: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, общий и педагогический стаж, год окончания высшего учебного заведения);

- отчеты о работе Школы молодого педагога.

 

Второй этап

На втором этапе составляется перспективный план работы Школы молодого педагога.

 

План работы Школы молодого педагога

Занятие 1.

         Собеседование с молодым специалистом. Основные проблемы начинающего педагога. Семинар «Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу»».

Практикум: учебный план – программа – календарно-тематическое планирование. Выбор темы самообразования. Посещение молодыми педагогами вводных занятий педагогов высшей и первой квалификационной категории.

 

Занятие 2.

         Использование новых педагогических технологий в учебном процессе. Семинар «Инновационные педагогические технологии».

Практикум: организация посещения уроков молодого специалиста методистом с целью оказания ему методической помощи. Посещение уроков молодого специалиста членами администрации.

 

Занятие 3.

         Информационно-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Изучение методических разработок.

Практикум: посещение уроков творчески работающих педагогов.

 

Занятие 4.

         Психолого-педагогическая культура учителя – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса. Семинар с участием психолога «Психогигиена педагога. Способы преодоления стресса».

Практикум: проведение психогигиенических мероприятий.

 

Занятие 5.

Семинар «Имидж и репутация педагога».

Практикум: Обмен мнениями по текущим проблемам.

 

Занятие 6.

Самоанализ занятия, типы занятий, формы занятий.

Практикум: составление самоанализа занятия.

 

Занятие 7.

 

Изучение методической разработки «Использование информационных технологий в повышении методической грамотности».

Практикум: поиск информации в глобальной сети Интернет по теме самообразования.

 

Занятие 8.

Семинар «Организация работы с родителями».

Практикум: участие в работе общего родительского собрания.

 

Занятие 9.

Прогнозирование результатов педагогической деятельности учителя. Семинар «Аттестация педагогических кадров».

Подведение итогов работы «Школы молодого педагога».

 

Третий этап

На третьем этапе руководителем Школы молодого педагога подготавливаются конспекты семинарских занятий и памятки для молодых педагогов.

 

Семинар «Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу»

 

Введение в образовательную программу - это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.

 

Психологические особенности вводного занятия:

-       преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);

-       создание имиджа педагога дополнительного образования;

-       определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;

-       предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;

-       создание атмосферы быстрого знакомства.

 

Организационные особенности:

-       быстрое включение детей в деятельность;

-       использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).

 

Учебно-воспитательные задачи вводного занятия:

-       создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

-       познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

-       познакомить детей с учреждением и детским объединением;

-       выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

-       получить необходимую информацию друг о друге;

-       вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

 

Структура вводного занятия

I этап. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно ис­пользовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).

Результат этого этапа занятия:

дети знакомы друг с другом,

педагог осознает причины, побудившие каждого из детей за­писаться в данное детское объединение.

 

Второй этап занятиярассказ педагога о детском объедине­нии. В такой рассказ необходимо включить:

разъяснение детям целей и задач детского объединения, со­держания его образовательной программы,

описание содержания и результатов первого года занятий,

объяснение основных этапов овладения мастерством,

рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от­дельных воспитанников,

знакомство детей со знаками отличия членов детского объеди­нения, если таковые имеются, и условиями их получения,

рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, ка­кие перспективы могут быть для них открыты в данной области де­ятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полу­ченные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

выставка детских творческих работ;

стенгазета или рукописный журнал;

альбом-летопись детского объединения;

фотографии, слайды и видеофильмы;

знаки отличия кружковцев;

награды детского объединения и его воспитанников;

выставка книг и периодической печати;

информационный стенд.

 

III этап занятиявыявление уровня первичной подго­товки детей в данном виде деятельности. Для этого можно исполь­зовать:

тесты или тестовые задания;

конкурсы и соревнования;

         познавательные игры;

         выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попро­сить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основа­нием для:

         внесения корректив в образовательную программу;

         разработки индивидуальных заданий;

         объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения кол­лективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

 

IV этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по уч­реждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

         выставочные стенды и музей учреждения;

         кабинеты администрации;

         детские объединения сходного профиля;

         столовая;

         актовый зал;

         туалеты для мальчиков и девочек;

         гардероб.

 

Некоторые приемы оптимизации занятия

1.       При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.

2.       Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.

3.       Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.

4.       Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.

5.       Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.

6.       При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, зайчик, мишка.

 

О чем необходимо помнить при проведении занятия

Ошибки несоответствия.

-       Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.

-       Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.

-       Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей.

 

Ошибки необеспеченности.

-       У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.

-       Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.

-       Недостаток, неверный расчет времени.

-       Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.

 

Методические ошибки проведения занятия.

-       Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога, чем для детей.

-       Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.

-       Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.

-       Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.

Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.

 

15 ошибок педагога (памятка молодому педагогу)

 

Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов, приводящие к уходу воспитанника из уч­реждения дополнительного образования:

1)     монотонность при объяснении материала или наоборот, ско­роговорка и объяснение ключевых моментов темы с опу­щенной головой;

2)     плохая организация занятия;

3)     постоянное однообразие формы деятельности;

4)     отсутствие динамики действий, взаимодействия участни­ков образовательного процесса;

5)     восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдель­ной личности;

6)     отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;

7)     использование «запретных» слов («вечно опаздываешь», «вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);

8)     отсутствие в ходе занятия оценки детей;

9)     отсутствие оценки проведенного занятия;

10) сумбурная речь с обилием цитат, правил и формулировок, труд­но воспринимаемых на слух (речь педагога должна быть по­нятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);

11) простые вещи объясняются слишком долго;

12) педагог кричит на детей;

13) на занятии отсутствует практическое участие или творчес­кая активность детей;

14) педагог не придает значения своему внешнему виду;

15) отсутствие динамики развития занятия.

 

Заключение

В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок, именно таким должен быть каждый молодой педагог.

Шаг за шагом, посещая занятия, просматривая планы, проверяя знания детей, можно обеспечить индивидуальный рост педагога с учетом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера. Только путем самообразования и творческих поисков педагог сможет прийти к своему мастерству.

 


Скачано с www.znanio.ru